Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цены на продукцию естественных монополий и методы их регулирования 10 страница

Спрос по цене более эластичен, когда цена выходит за рамки «справедливой» или «разумной». Но что значит «справедливая» цена? Менеджерам стоит взять на заметку, что концепция справедливости цены мало связана с прибыльностью. Нефтяные компании часто обвиняются в завышении цены, хотя их прибыль находится ниже среднего уровня прибыли американской промышленности. И наоборот, популярные развлечения (например, «Disney World», государственные лотереи) и некоторые виды продуктов питания (шоколад «Godiva» и мороженое «Haagen-Dazs») являются дорогими и очень прибыльными, хотя при этом их цены не подвергаются нападкам критики.

Концепция справедливости цены основана на трех принципах. Наиболее явный из них — это соотношение текущей цены к цене, которая была установлена на этот товар раньше. Обычно покупатели считают, что сильное увеличение цены является несправедливым, даже если оно вызвано необходимостью уравновесить спрос и предложение. Любое повышение цены на бензин всегда считается «несправедливым». Следовательно, потребители переключают свое внимание с привычных марок на другие марки и с дорогих на более дешевые. Компании, занимающиеся переработкой нефти, вынуждены уменьшать свои запасы при увеличении цен на нефть. Они могли бы сохранять производство на прежнем уровне, если бы потребители восприняли повышение цен как норму.

На восприятие справедливости цены также влияют цены, по которым можно купить подобный товар. Восприятие справедливости цены связано с тем, какова цель покупки: поддержка привычного уровня жизни (чтобы избежать потерь) или приобретение чего-то большего (достижение цели). Товары, нужные для поддержания прежнего уровня жизни, называются необходимыми товарами, даже если человечество на протяжении большей части своей истории обходилось без них. Если на товары этой группы устанавливается высокая цена, то она воспринимается как несправедливая. Люди не принимают высоких цен на медицинское обслуживание, так как думают, что они не должны платить за то, чтобы быть здоровыми. Восприятием справедливости можно управлять. Компании, вынужденные часто менять цены, чтобы уравновесить спрос и предложение или чтобы разделить покупателей на категории в зависимости от их ценовой чувствительности, стараются установить наибольшую возможную «нормальную» цену. Это дает им возможность предоставлять скидки практически всем, что выглядит более справедливым, нежели начисление надбавок к низкой начальной цене.

По принятым правилам, таможенная стоимость вывозимых товаров является стоимостью сделки с ними, т. е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при их продаже на вывоз из РФ.

При определении таможенной стоимости вывозимых товаров в нее могут быть включены следующие расходы, если они не были включены ранее:

а) на выплату вознаграждения агенту (посреднику) за оказание услуг;

б) на тару, на упаковку, стоимость товаров и услуг, которые были предоставлены покупателям бесплатно или по сниженной цене, сырье, материалы и комплектующие изделия, являющиеся частью вывозимых товаров, инструменты, штампы, формы и др., использовавшиеся при производстве товаров, проектную документацию, художественное оформление, конструкторские работы, дизайн, необходимые для производства оцениваемых товаров; платежи за использование объектов интеллектуальной собственности и другие платежи, которые косвенно причитаются продавцу при их последующей продаже.

Оценка бизнеса

Под бизнесом в мировой практике принято понимать инициативную самостоятельную экономическую деятельность, осуществляемую за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою индивидуальную ответственность в целях получения прибыли и обеспечения расширенного воспроизводства (развития своей фирмы (предприятия)). На основе создания бизнес-структур осуществляется продажа товаров, выполнение определенных видов работ, оказание услуг. Под бизнесом понимается также предпринимательская (коммерческая) деятельность. Принято различать:

• бизнес рисковый (венчурный) — вкладывание средств в создание новых технологий и получение прибыли за счет использования результатов научных исследований (купля-продажа патентов и др.);

• транзитный бизнес, когда банки получают кредиты у нерезидентов в иностранной валюте и предоставляют кредиты нерезидентам;

• бизнес малый, когда создается большое количество мелких предприятий (фирм) для осуществления предпринимательской деятельности. Мелкий бизнес по числу занятых существенно различается (от 1 до 100 человек). В РФ принято считать мелкими предприятиями фирмы, в которых занято до 50 человек;

• бизнес средний, крупный международный, когда создаются фирмы, занимающиеся предпринимательской деятельностью в различных странах. Международный бизнес имеет свою специфику и на основе глобализации мировой экономики приобретает все более широкий характер.

При проведении бизнес-операций требуется осуществление оценочной деятельности. Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление рыночной стоимости объектов бизнеса.

По этим законам субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями федерального закона.

Объектами оценки могут быть материальные вещи, земля, недвижимость, совокупность имущества лица, предприятия, в том числе машины, оборудование, транспортные средства, нематериальные активы (интеллектуальная собственность), права собственности на имущество или отдельные части этого имущества, виды ценных бумаг (акции, облигации), долговые обязательства, купля-продажа фирм (предприятий) при их реструктуризации, объединении, расширении сферы деятельности. Могут оцениваться любые объекты гражданских прав, которые в соответствии с законами РФ включены в Гражданский кодекс.

Проведение оценки является обязательным при определении стоимости объекта оценки, принадлежащего РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям при их приватизации, передаче в доверительное управление, при продаже объектов оценки, при определении объекта оценки в качестве вклада в уставный капитал, при национализации имущества, при ипотечном кредитовании физических и юридических лиц и в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки, при составлении брачных контрактов и разделе имущества при разводе супругов, при выкупе имущества, изымаемого для государственных и муниципальных нужд, в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения споров о размерах налогооблагаемой базы. Оценка проводится и в других случаях.

Оценка осуществляется на основе применения стандартов оценочной деятельности, федеральных, а также стандартов и правил оценочной деятельности, разработанных саморегулируемыми организациями оценщиков. Федеральные стандарты разрабатываются Национальным советом по оценочной деятельности и утверждаются уполномоченным федеральным органом по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Стандарты должны соответствовать Конституции РФ, международным договорам РФ и нормам Федерального закона «Об оценочной деятельности».

Большинство профессионалов сходятся во мнении о существовании трех подходов определения стоимости предприятия (бизнеса): затратного, сравнительного и доходного.

Определенные виды предприятий, как правило, оцениваются на основе их коммерческого потенциала (например, бензозаправочная станция или гостиница). Объем продаж бензина, число постояльцев в гостинице являются источниками дохода, который после сравнения со стоимостью операционных расходов позволяет определить доходность данного предприятия. Такой подход к оценке называется доходным. Доходный метод основан на капитализации или дисконтировании прибыли, которая будет получена в случае сдачи недвижимости в аренду. Результат по данному методу включает в себя и стоимость здания, и стоимость земельного участка.

Если предприятие (бизнес) не продается и не покупается, если не существует развитого рынка данного бизнеса, когда соображения извлечения дохода не являются основой для инвестиций (больницы, правительственные здания), оценка может производиться на основе определения стоимости строительства с учетом амортизации и добавления стоимости замещения с учетом износа, т. е. затратным методом.

В том случае, когда существует рынок бизнеса, подобный оцениваемому, можно использовать для определения рыночной стоимости метод сравнительный или рыночный, базирующийся на выборе сопоставимых объектов, уже проданных на данном рынке.

В практике операций с оценкой предприятий встречаются самые различные ситуации. При этом каждому классу ситуаций соответствуют свои, адекватные только ему подходы и методы. Для правильного выбора методов необходимо предварительно классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, типа сделки, момента, на который производится оценка, и т. д. При этом, если на рынке обращаются десятки или сотни однородных объектов, целесообразно применение сравнительного метода. Для оценки сложных и уникальных объектов предпочтительнее затратный метод.

На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.

Каждый из трех названных подходов предполагает использование при оценке присущих ему методов.

Так, доходный подход предусматривает использование метода капитализации и метода дисконтированных денежных потоков.

Затратный подход использует метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.

При сравнительном подходе используются метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.

Методы дисконтированных денежных потоков, рынка капитала и отраслевых коэффициентов ориентированы на оценку предприятия как действующего и которое будет и дальше действовать. Метод чистых активов и метод сделок, напротив, применимы и для случая, когда инвестор намеревается закрыть предприятие либо существенно сократить объем его выпуска. Метод капитализации разумен для применения к тем предприятиям, которые успели накопить эти активы в результате капитализации своих в предыдущие периоды; иными словами, этот метод наиболее адекватен оценке «зрелых» по своему возрасту предприятий. Метод дисконтированных денежных потоков более применим для оценки молодых предприятий, не успевших заработать достаточно прибылей для капитализации в дополнительные активы, но которые тем не менее имеют перспективный продукт и обладают явными конкурентными преимуществами по сравнению с существующими и потенциальными конкурентами. Методы рынка капитала, сделок и отраслевых коэффициентов пригодны при условии строгого выбора компании-аналога, которая должна относиться к тому же типу, что и оцениваемое предприятие.

Возможность и даже во многих случаях необходимость (для получения более достоверного результата) применить к оценке конкретного предприятия в конкретной инвестиционной ситуации разные методы оценки бизнеса приводит к достаточно элементарной идее «взвешивания» оценок, рассчитываемых по разным методам, и суммирования таких «взвешенных» оценок. При этом весовые коэффициенты значимости оценок по разным, в принципе допустимым в данной ситуации методам оценки понимаются как коэффициенты доверия к соответствующему методу. Эти коэффициенты сугубо экспертны.

Окончательная оценка стоимости предприятия (бизнеса) может быть определена по формуле:

п

V=∑VlxZi,

i=1

где Vi — оценка стоимости предприятия (бизнеса) i-м методом (все применимые методы оценки произвольно нумеруются); i = 1,..., п — множество применимых в данном случае методов оценки; Z{ — весовой коэффициент метода номер i

Очевидно, что при этом разумное выставление коэффициентов Zi является одним из главных свидетельств достаточной квалифицированности и непредвзятости оценщика бизнеса.

Необходимость оценки российских компаний в настоящее время связана с перераспределением собственности, приватизированной в начале 90-х гг. Проблема состоит в том, что прямое применение классических методов оценки стоимости бизнеса к российским предприятиям затруднено в силу объективных причин:

• неразвитость российского рынка ценных бумаг (в настоящее время фактически он отсутствует), вследствие чего нет информации по рыночной котировке ценных бумаг оцениваемого предприятия;

• информационная закрытость российского рынка — в ряде случаев невозможно получить публичную финансовую отчетность даже открытых акционерных обществ, что затрудняет сбор информации по компаниям-аналогам;

• измеряемая сотнями и тысячами наименований номенклатура продукции, выпускаемой российскими промышленными предприятиями, и нахождение аналогов оцениваемого предприятия не только в нашей стране, но и за рубежом;

• большинство оцениваемых предприятий показывает прибыль, близкую к нулю, что является следствием уклонения от уплаты налога на прибыль, либо они вообще убыточны, что является следствием общего состояния экономики в стране или следствием неэффективного менеджмента. Таким образом, использование метода дисконтированного денежного потока также проблематично;

• различно значение факторов, участвующих в формировании стоимости предприятия. За рубежом такой ресурс, как земля, теряет свое доминирующее значение при рассмотрении бизнеса. Для России земля, или фактор местоположения, играет существенную роль (это большие размеры самих предприятий, удаленность поставщиков сырья, наличие соответствующей инфраструктуры в регионе);

• наличие слоя акционеров, которые получили акции бесплатно или почти бесплатно в процессе приватизации.

Отличительной чертой экономики РФ в настоящее время является ее нестабильность. Риски, с которыми сталкиваются предприниматели в России, намного превышают средние величины, характерные для стран с развитыми рыночными отношениями. Положение усугубляется высокими темпами инфляции, которые приводят к тому, что та незначительная информация, которую можно получить (или которая имеется) для оценки стоимости предприятия, отражает бизнес в «кривых зеркалах». Инфляционные процессы сказываются на положении предприятия: занижают стоимость имущества предприятия; накопление денег для капитальных вложений становится невозможным; доминируют краткосрочные интересы предприятия.

При оценке российских предприятий особое значение приобретает дата проведения оценки. Привязка оценки ко времени особенно важна, когда, с одной стороны, рынок перенасыщен собственностью, находящейся в предбанкротном состоянии, и испытывает недостаток инвестиционных ресурсов — с другой стороны. Для российской экономики характерно превышение предложения всех активов, в том числе недвижимости, над платежеспособным спросом. Этот дисбаланс в сторону предложения непосредственно влияет на ожидаемую стоимость предлагаемого в продажу имущества. Цена имущества в условиях сбалансированного рынка не совпадает с ценой в условиях рыночной депрессии. Но владельцев имущества и инвесторов интересует именно реальная цена, которая будет предлагаться на конкретном рынке, в конкретный момент и в конкретных условиях. Покупатели стремятся уменьшить вероятность потери своих денег и требуют предоставления определенных гарантий. Поэтому при определении цены предприятия необходим учет всех факторов риска, в том числе риска инфляции и банкротства.

Применение сравнительного или рыночного подхода к оценке предприятия в нашей стране ограничено в силу невозможности получить объективную информацию для сравнения.

На первый взгляд в условиях инфляционной экономики для оценки предприятия в наибольшей степени подходит метод текущей стоимости предприятия (метод дисконтированных денежных потоков), так как процент инфляции учитывается в дисконтной ставке. Но это возможно, если темпы инфляции предсказуемы, а экономика нормально функционирует. Спрогнозировать поток чистого дохода от деятельности предприятия на несколько лет вперед в условиях нестабильной экономики весьма сложно.

Если величины оценки, полученные различными способами, существенно различаются, проводится дополнительное исследование причин расхождения и может быть проведена экспертиза оценки с приглашением группы специалистов, знакомых со спецификой оцениваемого объекта. В отчете указывается рыночная стоимость объекта оценки как наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях свободной конкуренции и добровольного (не принудительного) согласия сторон для осуществления сделки.

Определение оценки как цены подтверждает, что механизм ценообразования и система цен, формирующаяся на его основе, носит общий характер, и поэтому цены и оценку нельзя противопоставлять друг другу, а необходимо рассматривать как различные формы цены, порожденные действующими товарно-денежными отношениями.

Цены и оценка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их взаимодействие может быть показано на реализации национальных проектов.

Контрольные вопросы

1. Что в РФ понимается под бизнесом?

2. Перечислите подходы и методы оценки стоимости бизнеса.

3. Что дает отмена лицензирования оценочной деятельности? Выскажите свое отношение к этому процессу.

4. Можно ли при оценке стоимости бизнеса использовать только один подход?

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. — М.: Экономика, 2001.

2. Словарь по экономике. Перевод с англ. под ред. П. А. Ватник. — СПб.: Эко
номическая школа, 1998.

3. Тарасевич В. М. Ценовая политика в системе маркетинга. — СПб.: СПбГУЭФ.
1997.

4.Тарасевич В. М. Ценовая политика предприятия. — СПб.: Питер, 2001.

5. Томас Т. Нэгл, Рид К. Холден. Стратегия и тактика ценообразования. —
СПб.: Питер, 2001.

6. ЭвансДж., Берман Б. Маркетинг. — М.: Экономика, 1990.

 

7. Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е. Есипова.
СПб.: Питер, 2004.

8. Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и цено
образование. Управленческий аспект: Учебное пособие. - М.:
Кнорус, 2004.

9.Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике:
Учебник. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2002.

10. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое посо
бие.7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая кор
порация "Дашков и Ко", 2004.

11. Деева А.И. Цены и ценообразование: Учебное пособие. —
М.: Издательство "Экзамен", 2003.

 

12.Голощапов Н.А., Соколов А.А. Цены и ценообразование:
Учебно-методическое пособие. — М.: Приор-издат, 2004.

13.Ценообразование и налогообложение: Учебник под ред.
И.К. Салимжанова. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

 

14. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. — М.: Изда-,
тельский дом "Вильяме", 2004.

16..Нэгл Томас Т. Стратегия и тактика ценообразования. 3-е изд.
- СПб.: Питер, 2004.

 

17.Денисенко М.А. Курс лекций по дисциплине "Ценообразо
вание на мировом рынке металлов". — Государственный Уни
верситет Управления, Институт управления в химической и
металлургической промышленности, Кафедра экономики и
управления в металлургии. — М., 2003.

18.Вельская О.Л. Курс лекций по дисциплине "Биржевая и
аукционная торговля". — Государственный Университет Управ
ления, Институт управления в химической и металлургической
промышленности, Кафедра экономики и управления в метал
лургии. - М., 2003.

19. Денисенко М.А. Курс лекций по дисциплине "Микроэкономи
ка". — Государственный Университет Управления, Институт
управления в химической и металлургической промышленности,
Кафедра экономики и управления в металлургии. — М., 2001

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цены на продукцию естественных монополий и методы их регулирования 9 страница | Основная терминология баз СУБД Access
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.