Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ознакомление со слоговым строением слова

Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е., освоение плавного слогового позиционного чтения доступных пониманию детей слов, поэтому ознакомление со слоговым строением слова занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.

Задачей работы в детском саду является формирование у детей сознания принципа слогового строения слова, умения слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова изданных слогов.

В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», т.к. дети смешивают понятия «слог» и «слово»).

На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают. Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям.

Еще один прием сообщения детям нового термина «часть слова» известен в школьной практике: рассказывается сказка о братьях, которые шли, шли, а перед ними стена и ворота в ней, на воротах висит замок. Братьям нужно произнести слово «за-мок» по частям, тогда ворота сразу откроются.

Детям показываются две картинки, например, с изображением лисы и белки, под которыми даны схемы слогового строения этих слов. Слова произносятся хором и индивидуально по частям. Дети объясняют, почему под картинками одинаковые схемы (бел-ка; ли-са). Постепенно для анализа вводятся слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на; кар-ти-на), и только потом односложные слова (сыр, дом), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова. С односложными словами дети знакомятся в дидактической игре, в которой классифицируются картинки с названиями, состоящими из разного количества слогов. Картинки, названия которых не делятся на слоги, нужно положить к другому знаку – кружку.

На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова; моделирование слогового состава слова с помощью линейки; самостоятельные действия детей со словами, усвоение принципа деления на слоги; речевая игра «Живые слова»; произнесение слова по слогам хором и индивидуально, установление их последовательности, соотнесение со схемой; подбор слов по игрушкам с заданным количеством слогов или по схемам, по картинам; подбор с заданным слогом (ма, ли, лу), дополнение слога до полного слова; превращение короткого слова в длинное и наоборот, соответственно изменяя схему слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька); намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими выводами; перестановка слогов в слове (мышка – камыш, банка – кабан) и др. разнообразные приемы.

В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Понятие об ударении дается на примере двусложного слова с ударением на первом слоге, например, на имени ребенка Ма-ша. Детям предлагают произнести это имя хором, затем по одному, громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть. Воспитатель спрашивает, какая часть произносится с большей силой голоса, обращает внимание, что эта часть произносится с ударением. Затем на схеме ставится знак ударения над этим слогом. (Какая из частей этого слова произносится протяжно, с большей силой голоса? – Первая. – Значит на нее падает ударение, а черточка сверху обозначает, что этот слог ударный).

На последующих занятиях дети упражняются в нахождении ударного слога в слове с опорой на его схему. При определении ударения в слове детям показывают его роль. Рекомендуется пользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к правильному произнесению. Дети убеждаются в том, какой слог ударный. Педагог делает вывод, что в слове только одно ударение; очень важно правильно определять ударение в словах. Если ударение поставлено неправильно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ознакомление со словесным составом предложений | Ознакомление со звуковым строением слова
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.