Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы государственного финансового контроля




Состав органов финансового контроля определяется государ­ственным устройством, функциями отдельных государственных органов, закрепленных в Конституции РФ.

Это предопределяет контроль за финансовой деятельностью:

• органов исполнительной власти — со стороны Президен­та РФ;

• органов законодательной власти.

В рамках бюджетного процесса многие его участники наделя­ются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной властей, специализированные контрольные органы, а также рас­порядители бюджетных средств.

Президентский контроль осуществляется в соответствии с Кон­ституцией РФ путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам, назначения на должность и освобождения от должности министра финансов, представления Государственной Думе кандидатуры на должность председателя Банка России.

В состав Администрации Президента РФ входит Главное кон­трольное управление, которое также наделено рядом полномо­чий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санк­ции, но вправе направлять предписания об устранении финансо­вых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента РФ.

Важной формой финансового контроля в России и за рубежом является парламентский контроль.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ законодательные (представительные) органы власти осуществляют:

предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверж­дения проектов законов о бюджете и других нормативных актов, посвященных финансовым вопросам;

текущий контроль — при рассмотрении отдельных вопро­сов исполнения бюджета на заседаниях парламентских комите­тов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

последующий контроль — при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета, подготовленных органами ис­полнительной власти.

В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с го­сударственными финансами. К их функциям относятся проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, кон­троль за рациональным использованием государственных средств.

В системе исполнительной власти контрольными полномочия­ми наделено: Министерство финансов РФ, включая федеральные службы. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность ми­нистерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также представляет Счетной палате РФ информацию, необходи­мую для осуществления ею контрольных полномочий.

Органы государственного финансового контроля:

1) Счетная палата РФ - независимый от Правительства РФ ор­ган государственного финансового контроля, наделенный ши­рокими полномочиями и подотчетный Федеральному Собра­нию РФ.

Счетную палату РФ возглавляет председатель, назначаемый Государственной Думой сроком на шесть лет. Коллегия Счетной палаты РФ помимо председателя состоит из 12 аудиторов.

Текущую контрольную работу выполняет аппарат — инспек­торы Счетной палаты РФ.

Сфера полномочий Счетной палаты РФ — контроль за феде­ральной собственностью и федеральными денежными средства­ми.

Контролю подлежат все юридические лица:

• государственные органы и учреждения, включая государ­ственные внебюджетные фонды и Банк России;

• органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые компании и др;

• негосударственные некоммерческие организации — в ча­сти, связанной с получением, перечислением или использовани­ем ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности.

Задачи Счетной палаты РФ:

• организация контроля за исполнением федерального бюд­жета и внебюджетных фондов;

• подготовка предложений по устранению обнаруженных на­рушений и улучшению бюджетного процесса;

• оценка эффективности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе;

• определение степени обоснованности статей проектов фе­дерального бюджета и внебюджетных фондов;

• финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых послед­ствий принятия федеральных законов для бюджета;

• контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков;

• регулярное представление Совету Федерации и Государ­ственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;

• контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга;

• контроль за деятельностью Банка России по обслужива­нию государственного долга;

• оценка эффективности использования иностранных зай­мов, кредитов, получаемых Правительством РФ.

Права Счетной палаты РФ:

• давать указания, обязательные для исполнения;

• принимать решения о приостановлении финансовых, пла­тежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридиче­ского лица.

Деятельность Счетной палаты РФ является гласной.

2) Контрольное управление Президента РФ. (далее — Управле­ние) действует как система обеспечения конституционных кон­трольных полномочий Президента РФ и проводит от имени и по поручению Президента РФ президентский контроль за исполне­нием федеральными органами государственной власти и органа­ми государственной власти субъектов РФ Конституции РФ, зако­нов РФ, указов и распоряжений Президента РФ.

Основная задача Управления — подготовка для Президента РФ по результатам контроля информации:

• о деятельности федеральных органов государственной вла­сти, органов государственной власти субъектов РФ и их долж­ностных лиц по исполнению Конституции РФ, указов и распоря­жений Президента РФ;

• об исполнении Администрацией Президента РФ, Прави­тельством РФ, федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами поручений Президента РФ;

• о деятельности федеральных органов исполнительной вла­сти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также пред­приятий, учреждений и организаций по реализации социально-экономической политики;

• о деятельности дипломатических, торговых представи­тельств и других учреждений Российской Федерации за рубежом.

Основные функции Управления:

• готовит и представляет Президенту РФ аналитическую ин­формацию о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по исполне­нию Конституции РФ, указов и распоряжений Президента РФ;

• проводит проверки деятельности федеральных органов ис­полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, их руководителей и аппарата, а также учреждений и органи­заций;

• осуществляет проверки деятельности подразделений Ад­министрации Президента РФ;

• рассматривает жалобы и обращения граждан, предприя­тий, учреждений и организаций;

• анализирует деятельность специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их под­разделений на местах;

• обобщает практику применения законодательства РФ в сфере контрольной деятельности и вносит предложения по его совершенствованию;

• осуществляет сотрудничество с контрольными органами зарубежных стран и международными организациями по вопро­сам контрольной деятельности, изучает практику реализации контрольных функций и структуре президентской власти других государств;

• проводит мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров Управления.

Права Управления:

• требовать от руководителей федеральных органов испол­нительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности необходимые документы, материалы и пись­менные объяснения, другую информацию, необходимую для про­верок в соответствии с задачами Управления;

• привлекать в установленном порядке к участию в провер­ках представителей правоохранительных и специальных органов контроля, а также специалистов федеральных органов исполни­тельной власти, запрашивать в указанных органа информацию о доходах проверяемых должностных лиц;

• привлекать к работе на договорной основе научные учреж­дения, отдельных ученых и специалистов;

• пользоваться информационными банками данных Адми­нистрации Президента РФ;

• вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок;

• докладывать Президенту РФ о несвоевременном или не­полном выполнении поручений, содержащихся в указах и распо­ряжениях Президента РФ, и запрашивать от соответствующих должностных лиц объяснения причин этих нарушений.

3) Министерство финансов РФ — федеральный орган исполни­тельной власти. В своей деятельности руководствуется Конститу­цией РФ, федеральными, конституционными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и кон­троль деятельности находящихся в его ведении:

• Федеральной налоговой службы;

• Федеральной службы страхового надзора;

• Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

• Федерального казначейства (федеральной службы).

Основные задачи Министерства финансов РФ:

• совершенствование бюджетной системы Российской Фе­дерации, развитие бюджетного федерализма;

• разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на­правлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

• разработка проекта федерального бюджета;

• составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

• разработка программ государственных заимствований управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации.

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

• подготавливает предложения и реализует меры по совер­шенствованию бюджетной системы Российской Федерации, раз­витию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных от­ношений с субъектами РФ;

• участвует в разработке прогнозов социально-экономи­ческого развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

• участвует в разработке и осуществлении мер по финансово­му оздоровлению и структурной перестройке экономики, под­держке и защите интересов отечественных производителей това­ров, исполнителей работ и услуг;

• участвует в подготовке предложений по основным направ­лениям кредитной, денежной политики Российской Федерации, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

• разрабатывает меры, направленные на формирование и ре­ализацию активной инвестиционной политики, участвует в раз­работке и финансировании федеральных инвестиционных про­грамм и бюджета развития Российской Федерации;

• разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

• исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об ис­полнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

• осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета.

Контрольные полномочия распространяются только на финан­сы федерального уровня.

4) Федеральная налоговая служба руководствуется в своей дея­тельности Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договора­ми Российской Федерации, нормативными правовыми актами.

Федеральная налоговая служба является федеральным орга­ном исполнительной власти и осуществляет функции по контролю и надзору:

• за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;

• за правильностью исчисления, полнотой и своевременно­стью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;

• за правильностью исчисления, полнотой и своевременно­стью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

• за производством и оборотом этилового спирта, спиртосо­держащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налого­вых органов;

• за государственной регистрацией юридических лиц, физи­ческих лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и кре­стьянских (фермерских) хозяйств, а также за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Рос­сийской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба ведет деятельность непосред­ственно и через свои территориальные органы во взаимодей­ствии с другими федеральными органами исполнительной вла­сти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организа­циями.

5) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора:

• руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными за­конами, актами Президента РФ и Правительства РФ;

• является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля;

• ведет деятельность непосредственно и через свои террито­риальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ­ектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями;

• выполняет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

• проводит прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граж­дан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов В установленный законодательством РФ срок;

• осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осу­ществляет контроль и надзор:

• за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

• за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исклю­чением кредитных организаций и валютных бирж) валютного за­конодательства РФ, требований актов органов валютного регули­рования и валютного контроля, а также за соответствием прово­димых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

• за соблюдением требований бюджетного законодатель­ства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюд­жета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджет­ных ссуд и бюджетных инвестиций;

• за исполнением органами финансового контроля феде­ральных органов исполнительной власти, органов государствен­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за­конодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

6) Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляю­щим в соответствии с законодательством РФ правоприменитель­ные функции по обеспечению исполнения федерального бюдже­та, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведени­ем операций со средствами федерального бюджета главными рас­порядителями, распорядителями и получателями средств феде­рального бюджета.

Основные задачи Федерального казначейства:

• доводит до главных распорядителей, распорядителей и по­лучателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

• ведет учет операций по кассовому исполнению федераль­ного бюджета;

• открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответ­ствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов фе­дерального бюджета;

• открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

• ведет сводный реестр главных распорядителей, распоряди­телей и получателей средств федерального бюджета;

• ведет учет показателей сводной бюджетной росписи феде­рального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их измене­ний;

• составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении феде­рального бюджета, отчетность об исполнении консолидирован­ного бюджета Российской Федерации;

• получает в установленном порядке от главных распоряди­телей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

• осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

• осуществляет управление операциями на едином счете фе­дерального бюджета;

• осуществляет в установленном порядке кассовое обслужи­вание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по пору­чению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лице­вые счета которых в установленном порядке открыты в Федераль­ном казначействе;

• осуществляет предварительный и текущий контроль за ве­дением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств фе­дерального бюджета.

Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

• запрашивать и получать в установленном порядке сведе­ния, необходимые для принятия решений по вопросам установ­ленной сферы деятельности;

• давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

• организовывать проведение необходимых экспертиз, ана­лиза и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

• привлекать в установленном порядке для проработки во­просов, отнесенных к установленной сфере деятельности, науч­ные и иные организации, а также ученых и специалистов;

• осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;

• создавать, реорганизовывать и ликвидировать территори­альные органы Федерального казначейства по согласованию с Ми­нистром финансов РФ;

• применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного/предупредительного и профилактического ха­рактера, направленные на недопущение и (или) пресечение нару­шений юридическими лицами и гражданами обязательных требо­ваний в установленной сфере деятельности, а также меры по лик­видации последствий указанных нарушений;

• создавать совещательные и экспертные органы (советы, ко­миссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.