Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Школа и педагогика России XIX и начале XX вв




План

1. Принятие христианства на Руси и его влияние на педагогическую мысль.

2. Реформы Петра I в области просвещения.

3. Общественно-политическая мысль России середины 18 в. и её отражение в образовании и педагогической мысли

 

Основные понятия.

Система народного образования, типы школ, классическое и реальное образование, подвижничество в культурно-педагогической деятельности.

 

Цель: Раскрыть основные направления развития российской школы и педагогической мысли в условиях создания государственной системы народного образования и последующих её реформ.

Помочь студентам в полной мере понять глубину, оригинальность отечественной педагогической мысли и её выдающихся представителей, оценить их вклад в последующее развитие русской школы.

.

 

Истоки русской национальной школы берут свое начало в Киевской Руси, где на рубеже VIII—IX вв. возникло одно из крупнейших в Европе раннефеодальное государство. В развитии древнерусской культуры и просвещения существенную роль сыграло введение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной на основе буквенно-звукового греческого алфавита - с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Усилению языковой общности единой древнерусской народности, развитию литературы и языка, культуры и образования в целом содействовала близость новой азбуки к речи восточных славян. Согласно отдельным летописным свиде­тельствам о школах в Киевской Руси, там, в X—XIII вв. они открывались, как и в средневековой Европе, при церковных приходах, монастырях и дворцах князей. В «Повести временных лет» (988 г.) отмечается, что с целью распространения письменной культуры уже князем Владимиром была предпринята попытка организации христи­анской школы. По существу это одно из первых официальных свидетельств о начале систематического обучения в столице Древне­русского государства Киеве. Оно было связано с крещением Руси Владимиром Святославовичем. Эта его просветительская деятельность успешно продолжалась Ярославом Мудрым (ум. в 1054 г.). Так, под 1028 г. летопись сообщает, что князь Ярослав в Новгороде «собрав от старост и поповых детей 300 учити книгам». Ярославу Мудрому принадлежала также инициатива создания первой библиотеки при построенном в Киеве знаменитом Софийском соборе. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII в.) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях. Берестяные грамоты XI—XV вв. сви­детельствуют, что грамотность в древней Руси получила достаточ­но широкое распространение не только среди феодальной знати и духовенства, но и среди горожан, посадских людей, ремесленников и торговцев. В определенной мере этому способствовали «масте­ра грамоты» - дьячки и «мирские» люди, занимавшиеся обучением детей по «совместительству» с основным ремеслом; а порой они полностью посвящали себя педагогической профессии. Они своей деятельностью в известной степени удовлетворяли растущие потреб­ности в подготовке грамотных людей из народных масс. Отдельные «мастера грамоты» обучали детей из более зажиточных семей не только чтению и письму, но и «словесным паукам», порой и математике. Замечательными памятниками древнерусской педагогической литера­туры XI—XII вв. являются «Изборник» Святослава, в котором содер­жались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, математический трактат Аристотеля и педагогическое сочинение самого Святослава по методике чтения, а также «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Однако свои советы князь, как он сам это отмечал, давал всем, кто «примет в сердце свое грамотицу», т. е. у кого есть стремление к образованию.

Первое высшее учебное заведение на Украине — Киево-братская коллегия, получившая затем права академии, было открыто в 1632 г. Киево-Могилянская академия возникла в результате слияния братской школы Киевского богоявленского братства (существовавшей с 1615 г.) и духовной школы Киево-Печерской лавры (основанной в 1631 г. киевским митрополитом Петром Могилой). С 1633 г. это учебное заведение именовалось коллегией, с 1701 г. - академией. Состав студентов — дети зажиточных горожан, казачества и духовенства. Содержание образования: славянский, греческий, латинский, польский языки, грамматика, риторика, пиитика (поэзия), философия, арифме­тика, геометрия, астрономия, музыка, богословие. Один из основных методов преподавания — диспуты. Преподавание велось на латинском языке. В XVIII в. состав предметов, изучаемых в Академии, обновился: были введены немецкий, еврейский и французский языки, всеобщая и естественная истории, география, архитектура, экономия, медицина. Академия готовила преподавателей славяно-греко-латинских школ, деятелей духовного просвещения, ректоров и преподавателей духовных семинарий. Из стен Киевской академии вышли видные деятели отечественной культуры и образования: Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий — впоследствии организаторы греко-латинских школ в Москве. В XVII—XVIII вв. Киево-Могилянская академия являлась крупнейшим общеобразовательным и научно-культурным центром Украины, Белоруссии и России.

Первым высшим учебным заведением в России стала созданная в Москве в 1687 г. по образцу и под влиянием Киевской академии Славяно-греко-латинская академия (инициатива ее организации при­надлежала Симеону Полоцкому), в которой получил образование М, В. Ломоносов, известный писатель А. Д. Кантемир, архитектор В. И. Баженов и другие видные деятели отечественной культуры, науки и просвещения XVIII в. После открытия в 1755 г. Московского университета Академия постепенно превратилась в духовное учебное заведение, утратив свое первоначальное значение как центра фило­софского, богословского и филологического образования, а также подготовки учащихся для медико-хирургических школ. Многие из этих учащихся затем становились студентами университета, открытого в Петербурге в 1725 г. при Академии наук.

Эпоха от начала XVIII в. и фактически до конца XIX в. по праву может быть названа эпохой реформации образования в России. Она открылась просветительными реформами Петра I (введение граждан­ского алфавита и возникновение периодической прессы, учреждение Академии паук, открытие первых светских государственных школ - математических и навигационных наук, реальных школ при заводах и верфях, цифирных школ - первых государственных общеобразо­вательных школ, создание Морской академии в 1715 г. па базе морских классов школы математических и навигационных наук). Петровские реформы отражали стремление государственной власти в России поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, управленческой деятель­ности.

Время петровских реформ выдвинуло своих идеологов и теоретиков в области образования: последовательным и убежденным проводником реформ Петра I, особенно в сфере просвещения, был видный церковный и общественный деятель, ученый, поэт, один из образо­ваннейших людей своего времени Феофан Прокопович (1681—1736 гг.). В гражданской проповеди «Слово о власти и чести царской» (1718 г.) и в политическом трактате «Правда воли монаршей» (1722 г.) наиболее отчетливо проявилась поддержка им петровских преобразований и, в частности, просветительских реформ. Ф. Прокопович не только тео­ретически, по и практически работал по их осуществлению. Он был ректором Киево-Могилянской академии, активно участвовал в орга­низации Академии наук, определил в гимназию, созданную при ней, учеников-сирот «всякого звания» — выпускников своей домашней школы. Ф. Прокопович — лидер группы ученых и писателей (А. Д. Кан­темир, В. Н. Татищев и др.), выступавших после смерти Петра I в защиту его реформ.

Наряду с Ф. Прокоповичем должна быть отмечена деятельность И. Г. Посошкова (1652—1726 гг.) - русского экономиста, автора «Книги о скудности и богатстве», в которой подчеркивалась необхо­димость просвещения народа, и В.Н. Татищева (1686—1750 гг.), взгляды которого на образование в духе просвещенного абсолютизма получили отражение в сочинении «Разговор о пользе наук и училищ». Будучи управляющим уральскими горными заводами, В. Н. Татищев открыл ряд горнозаводских школ. Это были первые профессиональные школы на Урале, в которых сочетались общеобразовательная и специальная подготовка учащихся.

Выдающаяся роль в развитии национальной культуры, школы и просвещения в рассматриваемую эпоху принадлежала М. В. Ломо­носову (1711—1765 гг.). В «Регламенте академической гимназии» (1758 г.) он развивал идею об общеобразовательном и бессословном характере средней школы. По проекту М.В.Ломоносова был открыт Московский университет, ставший центром отечественной науки, культуры, просвещения и педагогической мысли. Великий ученый, творчески работавший во многих областях научных знаний (химии, минералогии, механики, истории) был талантливым поэтом и ху­дожником. «Он все испытал и все проник», так оценивал его многогранную деятельность А. С. Пушкин. Вместе с тем Ло­моносов автор учебников для гимназии при Университете и Академии наук: «Риторика» (1748 г.), «Российская грамматика»(1755 г.), «Экспериментальная физика», основанная на положениях философского материализма и выводах из физических опытов, описанных в книге. М. В. Ломоносов много сделал для развития демократических и патриотических традиций в отечественной науке и просвещении.

Преобразования в сфере просвещения и педагогики XVIII в. нельзя понять и объективно оцепить, если не учесть ту деятельность, которую осуществили в ней И. И. Бецкой, Н. И. Новиков и А. Н. Ра­дищев.

И. И. Бецкой (1704—1795 гг.) — видный теоретик и реформатор в области воспитания, автор знаменитого проекта «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764 г.) о создании воспитательных домов, интернатов закрытого типа для подготовки в них «новой породы людей», инициатор создания Смольного института благородных девиц, положившего начало женскому среднему образо­ванию в России. Для Бецкого характерна высокая оценка роли воспитания в общественной жизни, сложившаяся под влиянием идей просветителей XVIII в.

Н. И. Новиков (1744—1818 гг.). Его просветительская деятель­ность носила антикрепостнический характер, имела определенную демократическую направленность. Он организовывал независимые от официальных властей народные училища для непривилегированных слоев населения; пропагандировал педагогические идеи французских просветителей XVIII в., был создателем и редактором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума». Наиболее полное изложение педагогических взглядов Н. И. Новикова содержится в его статье «О воспитании и наставлении детей (Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благо­получия)».

А. Н. Радищев (1749—1802 гг.) — видный представитель русского революционного просветительства. В трактате «Беседа о том, что есть сын Отечества» обосновал свое представление об идеале человека, условиях и средствах его воспитания в духе демократических и антикрепостнических идей. Пути формирования на такой мировоз­зренческой основе «истинных сынов Отечества» рассматриваются им также и в других произведениях: «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Путешествие из Петербурга в Москву». Радищев оказал значительное влияние на развитие в целом русской революционно-демократической концепции, в частности, педагогической.

К числу прогрессивных завоеваний просветительских реформ XVIII в. относятся: создание крупных центров культуры, пауки и просвещения (Академии наук, Московского университета), новых типов реальных школ (математических и навигационных наук, школ при заводах и верфях, Морской академии и др.), организация государст­венных общеобразовательных школ (цифирных), в целом расширение системы образовательных учреждений, активная просветительская деятельность видных мыслителей в области философии и педагогики. Вместе с тем просветительские реформы XVIII в. усилили тенденции к приданию системе образования сословного характера: возникли дворянские учебные заведения (шляхетский, морской, артиллерийский корпуса, частные пансионы, институты благородных девиц и др.); реформа духовного образования породила начальные архиерейские школы, духовные семинарии, открылись коммерческие школы, народ­ные школы и училища для детей городских низов, мещан, солдат и матросов.

 

(до 1917 г.)

План

1. Общее состояние образования в стране и поиски путей реформирования школы.

2. Общественно-политическая мысль России середины 19 в. и её отражение в образовании и педагогической мысли.

3. Демократическая и гуманистическая концепция образования К.Д.Ушинского.

4. Идея "свободного воспитания" и её реализация Л.Н.Толстым.

 

 

Основные понятия.

Начальная, средняя, высшая школа, экспериментальные учебно-воспитательные заведения, технические училища, свободное воспитание, педология.

 

Цель: Раскрыть:

— характер преобразований в российском просвещении пореформенного периода как отражение объективной необходимости приведения в соответствие назревших социальных потребностей страны и уровня развития народного образования;

— эволюцию развития отечественной школы от традиционной ориентации на обучение, овладение учащимися знаниями к школе жизни, воспитанию инициативной личности, исповедующей высокие нравственные идеалы, национальные и общечеловеческие ценности;

— научную обоснованность школьных преобразований, взаимодействие отечественной педагогической мысли с педагогической мыслью зарубежных стран;

— подвижническую деятельность русского учительства и интеллигенции в целом, их роль в расширении сети народных школ, демократизации и гуманизации образования;

 

В известной преемственной связи с просветительскими реформами XVIII в. - правда, отличаясь качественным своеобразием, - нахо­дились преобразования в области просвещения, осуществленные в России в первой половине XIX в. Это время во всех странах Европы характеризовалось обострением и расширением борьбы прогрессивных сил против феодально-абсолютистских режимов за утверждение нового, буржуазного строя. Отражением этой борьбы явился ряд значительных всемирно-исторических событий: от освободительной по своей сущнос­ти Отечественной войны 1812 г., спасшей Европу от наполеоновского владычества и оказавшей влияние на развитие национально-освобо­дительных движений в Испании, Греции, до восстания декабристов, смело выступивших против самодержавно-крепостнического строя в России.

Основной причиной реформы просвещения, предпринятой царским правительством в начале XIX в., помимо указанных исторических обстоятельств, явился кризис крепостнических отношений в России. «Устав учебных заведений подведомых Университетам» (1804 г.) положил начало организации государственной системы начального, среднего и высшего образования, повысил роль университетов в руководстве народным образованием и подготовке учителей, усилил значение общеобразовательной школы в формировании кадров спе­циалистов для промышленности и сельского хозяйства, транспорта.

Все отмеченное в известной мере продолжало развивать те элементы просветительских реформ петровского времени, которые были представлены в них в эмбриональном виде (например, создание государственных школ).

Основные тенденции развития школы в первой четверти XIX в.: постепенный отход царского правительства к началу Отечественной войны 1812 г. от либеральных положений Устава 1804 г., введение с 1811 г. Закона Божьего во всех учебных заведениях, усиление сословности и религиозно-монархических начал в образовании в ответ на рост в стране освободительных стремлений после Отечественной войны 1812 г., преобразование в 1817 г. Министерства народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения, введение в 1819 г. платы за обучение в приходских, уездных училищах и гимназиях, что заметно затруднило возможность получить образо­вание детям несостоятельных слоев населения, попытка разгрома вновь возникших центров науки - Казанского и Петербургского университетов.

Отмеченные тенденции в концентрированном виде получили свое воплощение в заменившем Устав 1804 г. Уставе 1828 г., который по существу явился контрреформой по отношению к преобразованиям начала XIX в.

Основанный на реакционных принципах «право­славия, самодержавия и народности» «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» (1828 г.) укреплял сословно - замкнутый характер школьной системы. Устав отменял ранее введенную преемственность связи между различными типами учебных заведений, утверждал в гимназиях классицизм, представлявший собой своеоб­разную реакцию на идеи, возникшие в период французской буржуазной революции и освободительной борьбы русского парода против иноземного нашествия в Отечественную войну 1812 года. В учебных заведениях устанавливается полицейский надзор, вводится палочная дисциплина.

Устав 1828 г. в дальнейшем, вплоть до 60-х гг., неоднократно подвергался изменениям с целью усиления классицизма в гимназиях и узкопрактического подхода к обучению в учебных заведениях низшего типа.

По новому Уставу 1835 г. были ограничены права и автоно­мия университетов, в частности, они были лишены права руково­дить школами и создавать научные общества. Учебные заведения были переданы в непосредственное ведение попечителей учебных округов.

В освещаемый период реформ и контрреформ в отечественном образовании многонаправленно и плодотворно развивалась педагоги­ческая мысль, прогрессивная линия движения которой в основном характеризовалась антикрепостнической, антисамодержавной, демокра­тической по своей сущности тенденцией. В этом смысле, прежде всего, должны быть отмечены педагогические идеи и просветительская деятельность декабристов, их программные требования в области народного образования, среди которых одно из первых мест занимало требование распространения грамотности среди парода.

Основными источниками, по которым можно судить о резко критическом отношении декабристов к самодержавно-крепостнической, бюрократической системе современного образования и о демок­ратических, материалистических воззрениях определенной их части по вопросам воспитания, правомерно считать составленную П. И. Пе­стелем «Русскую правду», его сочинение «Практические начала поли­тической экономии» и параграфы, относящиеся к просвещению, из «Устава Союза Благоденствия».

Ведущие педагогические идеи дворянских революционеров: при­знание действенным средством распространения грамотности в народе системы взаимного обучения (ланкастерской). Для реализации этой идеи ими было организовано «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения» — педагогического филиала декабристского «Со­юза благоденствия», в дальнейшем — после его роспуска — связанного с «Северным обществом» декабристов.

Высоко ставили они миссию учителя, воспитателя, призванного готовить молодое поколение к жизни в условиях нового, более справедливого общества, идеал которого они рисовали в своих программных документах. Декабристы вели и практическую деятельность в области педагогики: они организовывали школы для обучения крестьянских детей (в своих поместьях), детей городской бедноты, солдатских детей.

Просветительские идеи и воззрения декабристов оказали влияние на прогрессивную педагогическую мысль России.

Видным педагогом и просветителем дореформенной России был В. Ф. Одоевский (1804—1869 гг.) - писатель и журналист, музы­кальный критик и музыковед, общественный деятель и педагог-де­мократ. В. Г. Белинский высоко ценил реализм, народность «Сказок и повестей для детей дедушки Иринея» (псевдоним Одоевского). Педагогические и методические взгляды В. Ф. Одоевского изложены в следующих его работах: «Азбука для употребления в детских приютах», «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея», «Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей» и др. В «Проекте об устройстве школ» В. Ф. Одоевский обосновывал идею всеобщего и всестороннего образования, пропагандировал среди крестьян есте­ственно-научные и технические знания, выступал за народную обще­образовательную школу и учительство из парода.

Озабоченный необходимостью повышения уровня учебно-воспита­тельной работы сельских школ, Одоевский сформулировал ведущие научно-методические принципы их деятельности в «Руководстве для учителей приходских и уездных училищ».

В 30—40-е гг. XIX в. берет свое начало развитие русской революционно-демократической мысли, выдающиеся представители которой В. Г. Белинский (1811—1848 гг.) и А. И. Герцен (1812— 1870 гг.) проявляли серьезный интерес к проблемам образования и воспитания, сделав важный вклад в их решение.

В. Г. Белинский и А. И. Герцен заложили основы нового направ­ления в развитии русской общественной мысли, в частности педагогики, тесно связанного с революционным, антикрепостническим движением в стране.

Общими для них чертами педагогического мировоззрения были следующие: трактовка народности воспитания, противостоящая ее реакционному пониманию в официальной педагогике и у славянофилов; резкая критика космополитизма и раболепного преклонения перед Западом в области воспитания при глубоко уважительном отношении к мировым, общечеловеческим духовным ценностям; выдвижение в качестве идеала нового человека, к достижению которого призвана стремиться педагогика, - революционного борца с «общественным злом» - самодержавно-крепостническим строем; обоснование прин­ципов самодеятельности, развития творческой инициативы и активности детей в процессе обучения и воспитания; высокие требования к социально-педагогической миссии учителя, к его профессиональным и гражданским качествам.

Вместе с тем в педагогических взглядах В. Г. Белинского и А. И. Герцена было немало своеобразного, индивидуального, прису­щего каждому из них в отдельности. Интересны, например, и во многом оригинальны требования Белинского к составлению учебников; есть основания считать его одним из первых теоретиков детской литературы. В трудах А. И. Герцена заслуживают быть отмеченными его убедительная критика сословно-профессионального образования и узкоремесленного обучения, его серьезные критические коррективы к теории свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо и учению Р. Оуэна о человеке как пассивном продукте среды и обстоятельств. Во многом и сегодня актуальны высказывания Герцена о факторах формирования личности, его требования к всестороннему образованию человека и суждения о месте в этом образовании изучения естествознания и гуманитарных предметов, его взгляды на общественное назначение женщины и ее образование, на роль воспитателя в постановке семейного воспитания.

В начале 60-х гг. XIX в. социальные противоречия в России привели к возникновению в стране революционной ситуации. Обо­стрился крестьянский вопрос, приобретя значение главного вопро­са общественно-политической жизни. Начало рассматриваемого периода ознаменовалось широким общественно-педагогическим дви­жением против сословно - крепостнической школы в защиту общего образования.

В ряду социально-политических реформ буржуазного характера немаловажное место занимают реформы в области образования, на осуществление которых определенное влияние оказало и обществен­но-педагогическое движение. Согласно «Положению о начальных народных училищах» (июль 1864 г.) и «Уставу гимназий и прогим­назий» (ноябрь 1864 г.) все школы провозглашались общедоступными и бессословными, земствам и частным лицам предоставлялось право открытия школ, наряду с классическими учреждались реальные гимназии. Одновременно усилилось руководство школы со стороны духовенства. Управление школами по Уставу 1864 г. приобрело децентрализованный характер, повысилась роль педагогических советов. Было положено начало организации женского образования и развитию женских общеобразовательных учебных заведений, для которых были утверждены соответствующие «Положения».

В этот период революционно-освободительное движение охватило все области социально-политической, экономической и духовной жизни общества. Органической частью этого процесса являлось педагогическое движение. Основные его характеристики: острая критика крепостнической системы образования и воспитания, борьба против сословной школы и ранней профессионализации, за воспитание человека и гражданина и др. В эти годы возникает ряд общественных организаций, ставивших своей целью решение указанных проблем: комитеты и общества грамотности, педагоги­ческие общества; начинают издаваться педагогические журналы: «Журнал для воспитания», «Учитель», «Педагогический сборник», «Ясная поляна» (издавался Л. Н. Толстым)

Стимулированию общественно-педагогического движения начала 60-х гг. XIX в, в известной мере способствовала публикация в 1856 г. статьи знаменитого хирурга, героя Севастопольской обороны Н. И. Пирогова (1810—1881 гг.) «Вопросы жизни». Примечательна оценка этой статьи, данная великим русским педагогом К. Д. Ушинским в работе «О пользе педагогической литературы». Он отмечал, что Н. И. Пирогов впервые у нас посмотрел на дело воспитания с философской точки зрения: он увидел в нем не правила школьном дисциплины, не вопросы дидактики и физического воспитания, а глубокие вопросы человеческого духа - вопросы жизни. Критикуя сословно-профессиональное образование, его раннюю и узкопракти­ческую направленность, Н. И. Пирогов выдвинул и убедительно обосновал идею общечеловеческого воспитания как фундамент фор­мирования личности и с этой позиции предложил прогрессивное решение актуальной для того времени проблемы соотношения общего и профессионального образования.

Идеал человека - «атлета жизненной борьбы» — личность, спо­собная преодолевать внутренние нравственные проблемы посредством самоусовершенствования, но не направленная на решение внешних социальных вопросов и противоречий, поскольку по убеждению Н. И. Пирогова, это дело «промысла и Бога». Выдающийся ученый в области медицины и образования выступил с антисословным проектом школьной системы, построенной на принципе единой школы, гармо­ничном соотношении классического и реального среднего образования, разрабатывал проблемы высшей школы, женского образования, воп­росы дидактики, в частности, о значении познавательного интереса в обучении. Практическая педагогическая деятельность Н. И. Пирогова осуществлялась сначала в качестве попечителя Одесского учебного округа (1856—1858 гг.).

На посту попечителя Одесского учебного округа Н. И. Пирогов уделял внимание проблемам сельской и национальной школы, повы­шению роли педагогических советов гимназий, много сделал для открытия в Одессе университета, проявлял большую заботу об учителе. В этот период Н. И. Пирогов написал ряд оригинальных статей на педагогические темы: «Быть или казаться», «Метод литературных бесед», «Надо ли сечь детей и сечь в присутствии других детей» (здесь он резко выступил против телесных наказаний). Открытие Н. И. Пироговым воскресных школ для рабочих как возможных форм нелегальной антиправительственной пропаганды вызвало беспокойство царского правительства, и оно под благовидным предлогом перевода на пост попечителя Киевского учебного округа фактически выслало его из Одессы. На новой должности (1858—1861 гг.) он много работал над обоснованием путей усовершенствования учебно-вос­питательного процесса в школе. Однако в вопросе о средст­вах установления дисциплины и порядка (циркуляр Н. И. Пирогова «О проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа») проявил известную непоследователь­ность, за что был, подвергнут критике в статьях Н. А. Добролю­бова «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» и «От дождя, да в воду».

Вскоре Н. И. Пирогов вынужден был оставить пост попечителя в Киеве, и посвятил себя подготовке молодых медиков к профессуре (1861-1866 гг.).

В целом прогрессивная для своего времени деятельность Н. И. Пи­рогова, ее демократическая и гуманистическая направленность, твор­ческий подход к решению актуальных педагогических проблем сыграли важную роль в развитии отечественного образования - среднего и высшего.

Революционно-демократическая мысль в общественно-педагогиче­ском движении рассматриваемого периода была представлена наибо­лее последовательно Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым и Д. И. Писаревым. В основном, развивая идеи своих предшественни­ков - В. Г. Белинского и А. И. Герцена, - они внесли немало нового, существенного в революционно-демократическую концепцию образования и воспитания. В первую очередь это относится к вопросу о цели, сущности и задачах воспитания, к решению которого они подошли с позиций философского материализма, рассмотрев па этой основе роль в процессе формирования личности таких его факторов, как среда, труд и наследственность. С указанных методологических позиций решались проблемы преодоления разрыва между физическим и умственным трудом, свободы личности и воспитания дисциплины. В этом плане не только большой педагогический, но и обществен­но-политический смысл имела статья Н. А. Добролюбова «О значении авторитета в воспитании».

Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов всесторонне раскрыли значение общего образования как основы будущей деятельности человека независимо от избранной им профессии. Они заложили теоретический фундамент для научного подхода к определению места профессионального образования в общей системе народного просве­щения (статья Чернышевского «Основания политической экономии» статья Добролюбова «Роберт Оуэн и его попытка общественных реформ»).

Передовые позиции занимали революционеры-демократы по про­блемам роли женщины в общественной жизни и женского образования. В романе Чернышевского «Что делать?» (1861 г.) получили отражение их прогрессивные взгляды по этой проблеме.

Формирование в России демократических и гуманистических концепций образования и практическая деятельность их авторов, в числе которых были К. Д. Ушинский и целая плеяда его учеников-последователей, не могли, естественно, создать непреодолимый барьер тем контрреформам в сфере просвещения, которые стали следствием политической реакции 70-х гг. XIX в. «Положение» и «Устав» 1864 г. были заменены новыми, реакционными: «Уставом гимназий» 1871 г. и «Положением о реальных училищах» 1872 г. Эти документы восстанавливали сословную разобщенность школ, нарушали определенное единство системы общего образования, установленное в предшествующий период. Устав 1871 г. был фактически последним законодательным актом, определявшим статус классической гимназии в дореволю­ционной России. Реальные общеобразовательные гимназии были реорганизованы в 1872 г. в полупрофессиональные реальные учили­ща, предназначенные для представителей средних промышленных классов.

В конце XIX - нач. XX в. правительство разрабатывало ряд проектов реформ в области образования (в этой связи должны быть особо отмечены проект реформы средней школы 1916 г., подготовленный под руководством министра просвещения П. Н. Иг­натьева, и проект реформы системы профобразования 1915 г.), которые, однако, остались нереализованными. Сформировавшаяся в конце XIX в. система народного образования фактически оставалась в основе своей неизменной вплоть до октябрьских событий 1917г.

Существовала многотипная начальная школа, бывшая в основном тупиковым учебным заведением (исключение составляли крайне малочисленные двухклассные начальные и высшие начальные учи­лища, выпускники которых — дети трудящихся — могли продолжать свое учение в низших звеньях системы реального образования). Представители состоятельных в материальном отношении слоев населения обучали своих детей в гимназиях, реальных и коммерческих училищах, университетах и других высших учебных заведениях. Система образования сохраняла и ряд школ сословного характера, закрытые дворянские учебные заведения: кадетские корпуса, лицеи, пажеский корпус, институты благородных девиц. В известном Смольном институте благородных девиц преподавал великий русский педагог К. Д. Ушинский (1824—1870/71 гг.) — основоположник отечественной научной педагогики, автор фактически первого оте­чественного капитального труда по педагогической антропологии - «Человек как предмет воспитания» и знаменитых учебников для народной школы — «Родное слово» и «Детский мир», а также ряда глубоких по содержанию и блестящих по форме статей: «Родное слово», «О народности в общественном воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Нравственный элемент в русском воспитании» и др. К. Д. Ушинский в повседневной научно-педагогической и практической деятельности осуществлял свой жизненный девиз: «Как можно больше принести пользы моему Отечеству — вот единственная задача моей жизни».

Идеи демократической и гуманистической концепции воспитания и образования, выдвинутые К. Д. Ушинским - об основах создания подлинно народной школы, о роли родного языка в формировании личности ребенка в - духе народности и патриотизма, о верном соотношении в обучении и воспитании общечеловеческого и народного начал - творчески развивали, раскрывая национальное своеобразие решения этих проблем, последователи и ученики великого педагога: в области дидактики и методики начальной школы - Н. А. Корф, Н. Ф. Бунаков, И. Н. Ульянов; в области средней школы, теории и истории педагогики, частных методик - А. Я. Герд, Л. Н. Модзалевский, В. Я. Стоюнин и др., а также такие известные деятели культуры и просвещения народов России, как Я. С. Гогебашвилли (1840—1912 гг.) — основоположник про­грессивной педагогики в Грузии, Г. Агаян (1840—1911 гг.) — крупнейший армянский писатель и педагог, Р. Эфендиев (1869— 1942 гг.) — видный азербайджанский педагог, поэт и писатель, И. Алтынсарин (1841—1889 гг.) — выдающийся казахский педагог, ученый, поэт и др.

Острой критике современную ему систему образования и ее
официальные идеологические основы подверг Л. Н. Толстой
(1828—1910 гг.) - великий русский писатель, философ и выдаю­щийся педагог-экспериментатор, отличавшийся тонким пониманием детской психологии, глубокой верой в творческие возможности учащихся - сынов и дочерей народа, прежде всего крестьян, для которых он создал знаменитую школу в Ясной Поляне (1859—1870-е гг.). Здесь он смело реализовал идеи свободного воспитания в своей оригинальной трактовке, осуществил принципы гуманисти­ческой ненасильственной педагогики, построенной на несколько романтизированном положении о том, что именно ребенок воплощает в себе идеал нравственной чистоты и неиспорченности, а потому и недопустимо грубое вмешательство взрослых педагогов и родителей — в духовный мир его личности. В статьях «О народном образовании» (1862 г.), «Воспитание и образование» (1862 г.) он решительно отстаивал право народа создавать такую систему обра­зования, которая отвечает его жизненным потребностям и интересам. Ни за правительством, ни за образованным обществом Л. Н. Толстой не признавал право навязывать народу свою систему образования: «Выдумать русскую систему образования, такую, которая бы вытекала из потребностей народа, невозможно ни комитету, никому в мире, надобно ждать, чтобы она сама выросла из народа» (имеется в виду Московский комитет грамотности при Обществе сельского хозяйства).

Великий писатель является автором неоднократно переиздававшихся учебных книг для начальной народной школы: «Азбуки», «Новой Азбуки», «Русских книг для чтения». Значение этих своих работ он сам ставил в один ряд с такими его художественными творениями, как, например, роман-эпопея «Война и мир».

Блестящим свидетельством талантливой работы Л. Н. Толстого с детьми по развитию их творческой мысли, познавательной активности в целом является его статья «Кому у кого учиться писать крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862 г.). Л. Н. Толстой занимает одно из первых мест среди выдающихся мастеров художественного слова по глубине психологического анализа внутреннего мира, переживаний и чувств детей.

Критические выступления великого писателя по вопросам народного образования привлекли внимание, хотя и неоднозначное, широких кругов передовой русской общественности, однако органы официальной власти отнеслись к его статьям открыто негативно и ничего не предприняли для реального улучшения школы, предназначенной для детей парода.

Антидемократический характер системы народного образования в тогдашней России отчетливо проявлялся в отсутствии преемственности между начальными (народными) школами и гимназией. Это обстоя­тельство, помимо материальных трудностей, создавало серьезные препятствия для получения среднего образования детьми рабочих и крестьян. Определенные препятствия продолжению образования в школах повышенного типа наряду с барьерами сословно-классового и материального характера создавали ограничения национального и вероисповедного плана.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.