Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективная потребность индустриальной модернизации России

В ходе реформ I860—1870гг. началось бурное раз­витие экономики России, утвердился капиталистический способ производства. Переход к индустриальному об­ществу — главная задача России в начале XX в.

Индустриальное общество — это общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически разви­той отрасли и соответствующих ей социальных и полити­ческих отношений. Такой процесс принято называть мо­дернизацией.

Но в России модернизация имела свои особенности. Модернизация способство­вала укреплению могущества государства. Она мало затра­гивала стороны жизни общества и не все сферы и отрасли в экономике.

Индустриальное общество характеризуется следующими показателями:

- преобладанием доли промышленной продукции в на­циональном доходе;

- преобладанием численности городского населения

над сельским;

- довольно высоким уровнем грамотности населения.

Изменился уровень промышленного развития. По по­казателям национального дохода Россия занимала чет­вертое место в мире. Впереди стояли такие страны, как США, Германия и Британская империя.

Уступая США, Российская империя занимала второе мес­то по длине железных дорог.

Однако по качественным показателям Российская импе­рия во многом уступала ведущим странам мира.

Урбанизация (сосредоточение материальной и духовной жизни в городах) — один из важнейших показателей для любой страны. По этому показателю Россия оставалась сельской страной.

В городах проживало лишь свыше 30 млн человек. Это составляло 18% всего населения.

Уровень образования в стране был низким. Но постепенно возрос интерес к получению образования среди населения всех слоев общества. Государство ста­ло значительно увеличивать затраты на образование в стране в целом. В период 1900—1915 гг. они увеличились в пять раз. Началась перестройка системы среднего образования, пред­полагалось ввести всеобщее обязательное образование. Строились гимназии, школы, училища. Уже в 1913 г. в учили­щах обучалось 55 тыс. человек, в их числе 10 тыс. девушек. Но несмотря на все эти достижения, только 30% детей регу­лярно обучалось в школах.

К 1914 г. в России было 100 выс­ших учебных заведений, в них обучалось примерно 130 тыс. человек.

Но несмотря на все попытки улучшить образование в стра­не, Россия не попадала в число развитых молодых держав, а значительно от них отставала.

Страна по-прежнему оставалась аграрной, модернизационные процессы охватили незначительную долю народного хозяйства.

Сельское хозяйство давало 51 % национального дохо­да, промышленность — 28%, остальная доля — транс­порт, торговля.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Россия в начале XX в | Экономическое развитие России в начале XX в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.