Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранное предпринимательство в России

Предпринимательство в сфере железнодорожного транспорта в России в XIX в.

Инициатива введения нового вида транспорта, связанного с огромными капиталовложениями и самыми передовыми научно-техническими достижениями того времени, принадлежала предпринимателям и ученым-изобретателям, нередко совмещавшим в одном лице оба вида деятельности.

В первые десятилетия XIX века на казенных и частных горных заводах предпринимались попытки введения рельсового транспорта с конной и паровой тягой. Первыми предпринимателями в этой области были Фролов и Черепановы.

Не без влияния железнодорожного бума в Англии, в России к середине 30-х годов выдвигается ряд коммерчески обоснованных, сравнительно легко осуществимых проектов строительства отдельных железнодорожных линий.

Имевшиеся противоречивые соображения повлияли на принятие осторожного решения о дозволении Герстнеру строительства в качестве первого опыта лишь небольшой по протяженности линии. Так, осенью 1837 г. было открыто движение на Царскоселькой железной дороге, учредителями которой являлись в основном иностранные предприниматели.

Московско-Нижегородская ж.д. строилась по проекту нижегородского предпринимателя А.А. Вонлярлярского.

При строительстве С-Петербурго – Московской ж.д., открытой в 1851 г., было характерно ограниченное привлечение отечественных предпринимателей.

Начало эпохе «железнодорожной лихорадки» положило предприятие П.Г. фон Дервиза по строительству в 1866 г. Рязанско-Козловской ж.д., принесшее ему фантастическую прибыль. В железнодорожном строительстве приняли участие члены царствующего дома и титулованная знать, государственные чиновники и отставные военные, юристы, дворянство и купечество. Только за 1866 – 1870 гг. было образовано 34 акционерных общества – это почти втрое больше, чем за весь предшествовавший период железнодорожного акционерного учредительства.

Пользуясь самой высокой поддержкой, представители железнодорожного бизнеса превратились в могущественный клан в среде российских предпринимателей. Среди них особенно выделялись С.С. Поляков, П.И. Губонин, В.А. Кокорев, И.С. Блиох, барон Л.Л. Кроненберг, П.Г. фон Дервиз, К.Ф. фон Мекк и др.

В целом правительственная поддержка может считаться важной характеристикой процесса становления и развития российского предпринимательства.

 

Первой отраслью фабрично-заводского производства в России, где проявился процесс замещения на иностранное предпринимательство, была текстильная промышленность. Классический пример – промышленная группа англичан Хаббардов. Затем проявили свой интерес немцы и французы.

С 1850-х годов объектами прямого участия иностранных предпринимателей становятся производство металлоизделий, а затем черная металлургия. В их техническом перевооружении участвовали англичане и немцы.

Важным компонентом процесса замещения экспорта товаров являлся экспорт «человеческого капитала»: многие иностранцы, основавшие предприятия в России, прибыли сюда в качестве технических специалистов.

Иностранные капиталовложения в российскую экономику не преследовали, разумеется, благотворительных целей. Привлеченные перспективой получения в России повышенных прибылей, зарубежные предприниматели стремились обеспечить себе для этого наиболее благоприятные условия, занимая, при необходимости и возможности, командные позиции в отраслях. Но это не может быть поводом для упреков, так как также действовали и отечественные предприниматели.

Иностранное предпринимательство и заграничные инвестиции сыграли важную роль в экономическом развитии России. Они облегчили ее первые шаги по пути индустриализации в условиях господства крепостного права, сделали возможным создание железнодорожной сети, способствовали созданию отраслей тяжелой промышленности. Но они не были определяющим фактором ее экономического развития, направления которого обуславливались прежде всего внутренними способностями.

Следует отметить, что российские предприниматели, со своей стороны, стремились привлечь иностранный капитал для расширения своих дел. В результате приток иностранного капитала сопровождался его переплетением и сращиванием с отечественным капиталом. Но в разных отраслях российской промышленности отношения предпринимателей складывались неодинаково:

1. В текстильном производстве и пищевкусовой промышленности господствовали отечественные капиталы, вобравшие в себя иностранные капиталы.

2. В добыче и переработке нефти сложились три мощные группы – две российские (Товарищество братьев Нобель и Русская генеральная нефтяная корпорация) и одна иностранная (трест «Ройял Датч-Шелл»).

3. В машиностроении крупнейшие заводы принадлежали отечественным предпринимателям (Путиловский, Невский, Сормовский, Коломенский, Людиновский (Мальцевский), Бежецкий (Брянский)), хотя в его становление иностранцы внесли существенный вклад. Но в конце XIX в. иностранными фирмами или при их участии были созданы новые машиностроительные гиганты – Луганский и Харьковский паровозостроительные заводы, Тверской вагоностроительный, Николаевский судостроительный и др.

4. В финансовой-промышленной деятельности ведущие роли были у отечественных банков, выступавших совместно с заграничными банками и промышленными группами.

5. В горнорудной промышленности Урала и Сибири также наблюдалось сращивание иностранного и отечественного капитала.

6. В электроиндустрии и электрическом транспорте к началу XX в. господствовали группы, возглавляемые немецкими концернами АЭГ и Сименса, а также банком Генеральное Общество Бельгии. В предвоенные годы отечественным банкам и промышленной группе Гукасова удалось потеснить германские концерны при поддержке французских и бельгийских союзников.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Законодательное регулирование предпринимательской деятельности | Буржуазия и проблема протекционизма в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.