Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеалистическая психология




Рассматриваются взгляды Фалеса, Анаксимена, Пифагорейцев, Сократа и Платона. Наряду с материалистической линией развития психологического познания постепенно идет накопление идеалистических представлений о душе человека. Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела (он и магниту приписывал душу); у Анаксимена она – воздух (как в Книге бытия); у пифагорейцев – она уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то чисто случайным. Именно в трактовке особенностей души в их отличии от тела постепенно складывается идеалистическая философия.

Наиболее последовательно и обоснованно сформулировал идеалистические взгляды Сократ (470 – 399 г. до н.э.). В учении о душе он впервые указал на разграничение между телом и душой, провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно, как нечто, отличное от видимого тела.

Своего наивысшего развития идеализм достигает у ученика Сократа – Платона (472 – 347 г. до н.э.), ставшего основоположником объективного идеализма. Основные сочинения: «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».

Центральной философской проблемой Платона, является учение об идеях. Идеи – это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они незримы, существуют самостоятельно от чувственных вещей. В отличие от идей материя – это небытие, бесформенное, незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, то есть всем при соединении с определенной идеей. Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.

Душа существует прежде, чем она вступает в соединение, с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа. Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. По Платону, есть три начала человеческой души.

Первое – вожделеющее неразумное начало. Обладая им всякое живое существо (животные и растения) стремится удовлетворять свои телесные потребности. Оно составляет большую часть души каждого человека. Другое – разумное начало противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье – «яростный дух», этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого готов переносить голод и стужу». Все стороны души должны находится в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.