Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этико-теологический характер развития психологии




Общая характеристика периода

История Средних веков охватывает длительный период: с V по XVI вв. и первую половину XVII в. В исторической науке он определяется как эпоха возникновения, развития и упадка феодальной социально-экономической формации.

В истории Средние века получили крайне противоречивую характеристику. Так, гуманисты видели в Средних веках время темноты и невежества. В противоположность такой односторонней оценке средневекового мира русский философ Н. Бердяев указывал на неизмеримо более сложный характер эпохи. «Средние века – самая загадочная и чарующая эпоха мировой истории, полная антитезисов и противоречий … Эпоха не только самая аскетическая, но и самая чувственная, она обострила дуализм во всех сферах бытия и поставила перед грядущим человечеством неразрешимые проблемы …».

Эпоха средневековья выдвинула плеяду великих людей, среди них:
Т. Мюнцер, Т. Мор и Т. Кампанелла, П. Абеляр, Ф. Бэкон, Авиценна, Ян Гус, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, М. Лютер, Рафаэль, Микельанджело, Леонардо де Винчи, А. Рублев, Рубенс, Рембрант.

Анализируя разнообразный материал, в том числе произведения искусства и литературы, А.Я. Гуревич сделал вывод, что в эту эпоху складывается понятие о личности. Оно раскрывается исходя из условий бытия средневекового человека, выявляется специфика его личности в отличие от личности человека Нового времени.

Первый этап Средних веков характеризуется взаимосвязью знаний с античной философией. Образование строилось на основе изучения античных авторов-философов, а также естественнонаучных данных Гиппократа, Аристотеля, Галена. Затем научное знание приходит в полный упадок, начинает доминировать авторитет церкви. Появляются профессора мистики и каббалистики, процветают алхимия, астрология.

В Средние века сложились мировые религии: буддизм – в Восточной, Центральной и отчасти Средней Азии; ислам – в Средней Азии и Северной Африке, христианство – в Европе. Конечно, буддизм и христианство зародились и получили свое развитие еще в Древнем мире, но только в период средневековья они превратились в религии мирового масштаба. Важнейшим институтом религии была церковь.

Психология в Средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Развитие положительных знаний о психике резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека возвышается до царства благодати. Работа под знаком такого определения цели совершалась в долгий промежуток времени между наивысшими стадиями развития патристики и схоластики
(400 – 1250), отчасти в направлении, намеченном Августином и мистическими течениями, отчасти в связи с исследованиями познавательных процессов. «Бог и душа влекутся друг к другу, и нет ничего, кроме этого, ровно ничего» – считал святой Августин.

Августин Блаженный (354 – 430) большое внимание уделял проблеме человеческой личности и развития общества. Проблема личности рассматривается им в «Исповеди» – лирико-философской автобиографии, в которой на основе глубокого самоанализа Августин раскрыл внутреннее развитие себя как личности от младенчества до принятия христианства, показал противоречивости этого становления и пришел к выводу, что только Божественная благодать может спасти человека, избавляя его от греха. Проблема развития общества рассматривается в его работе – «О граде Божием». Авторитет Августина в вопросах философии и теологии в эпоху Средневековья был общепризнанным и непререкаемым во всем католическом богословии вплоть до XIII в.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.