Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность С.Я. Вольфсона




Деятельность П.Я. Панкевича по развитию педагогики и психологии в Беларуси

Основные биографические данные:

Известный белорусский ученый-педагог, доктор педагогических наук, профессор, действительный член АН БССР, Павел Яковлевич Панкевич (1895–1944) родился в Витебской губернии в крестьянской семье. В 1914 г. с отличием закончил 2-е городское училище г. Витебска. С 1916 г. по 1922 г. учился в Витебском педагогическом институте народного образования. Педагогическую деятельность начал в 1915 г. учителем Рудненской земской школы. В 1924 г. окончил Московские высшие педагогические курсы. Работал преподавателем в Академии коммунистического воспитания в Москве.

В 1925 г. П.Я. Панкевич вернулся в Белоруссию. Он получил назначение на должность методиста в Коммунистический университет Белоруссии им. В.И. Ленина. В 1928 г. он защищает докторскую диссертацию и вскоре назначается па должность проректора университета, а затем заведующего Главным управлением науки в Наркомпросе БССР. В 1929 г. П.Я. Панкевич стал секретарем Белорусской академии наук. 13 декабря 1937 г. П.Я. Панкевича по доносу арестовали. Поводом для ареста послужила статья в газете «Правда» от 10 августа 1937 г. Статья была подписана Т.С. Горбуновым, который утверждал, что аттестационная комиссия под руководством академика П.Я. Панкевича выгоняла из рядов учителей справедливых и преданных делу партии людей по причине недостаточной квалификации. В последствии выяснилось, что данные доноса были фальсифицированы.

Научная деятельность:

В период работы П.Я. Панкевича в БГУ проводились психологические исследования, имевшие прикладное значение для улучшения работы самого университета. В 1927 г. под руководством П.Я. Панкевича проведены выборочные исследования образа жизни, состояния нравственного сознания и быта 1600 студентов БГУ. В 1928 г. по результатам исследований им была опубликована статья «Какой же наш белорусский студент?».

П.Я. Панкевич был первым директором научно-исследовательского института педагогики и педологии, в создании которого он принимал непосредственное участие. Институт был открыт в октябре 1929 г. в Минске. Ныне Национальный институт образования является ведущим научно-исследовательским учреждением Республики Беларусь в области психологических, педагогических и социально-экономических наук.

 

Основные биографические данные:

Вольфсон Семен Яковлевич – философ, академик Академии наук БССР с 1928 г. Родился 8 июня 1894 г. в г. Бобруйске Могилевской области.

С.Я. Вольфсон закончил с медалью мужскую гимназию в г. Бобруйске. Затем поступил в Гейдельбергекий университет (Германия), где обучался на юридическом и философском факультетах. С началом Первой мировой войны вернулся в Россию, где продолжил свое образование в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте. Учился также в Санкт-Петербургском, Московском, а затем и Киевском университете, юридический факультет которого закончил в 1919 г.

После окончания Киевского университета вернулся в Бобруйск и там преподавал в женской гимназии, трудовой школе, Бобруйской учительской семинарии и педагогических курсах читал лекции по обществоведению, социологии и политической экономии.

После революции С.Я. Вольфсон являлся членом Бобруйской городской думы, был председателем ее социал-демократической фракции, работал редактором еженедельной социал-демократической газеты «Наша мысль». В 1920–1921 гг. он заведовал Бобруйским отделом народного образования.

В 1921 г. был утвержден ученым советом БГУ на должность преподавателя, а затем и профессора, заведующего кафедрой диалектического материализма на факультете общественных профессий и педфаке, а в 1922 г. стал заместителем декана факультета общественных наук и членом редколлегии «Трудов БГУ».

В 1922 – 1923 гг. Всебелорусским съездом работников просвещения он был избран членом президиума Белрабпроса (Белорусское рабочее просвещение). В 1923 г. С.Я. Вольфсон был назначен председателем секции научных работников Белоруссии. В ноябре 1923 г. участвовал в работе 1-го Всесоюзного съезда научных работников СССР.

В 1925 г. Совет БГУ утверждает его деканом факультета права и хозяйства. В это же время С.Я. Вольфсон командируется в Германию и Францию. В 1926 г. правление БГУ просит допустить профессора С.Я. Вольфсона к защите докторской диссертации по социологии. В 1927 г. он три месяца работает в Германии в Прусской государственной библиотеке по проблемам исторического материализма, семьи и брака.

Научная деятельность:

Основные труды С.Я. Вольфсона: «Плеханов», «Интеллигенция как социально-экономическая категория», «Социология брака и семьи», «Семья и брак в их историческом развитии». Две последних книги раскрывают социологическую специфику такого социального института как семья и содержат элементы психологических знаний. Поэтому, можно утверждать, что профессор С.Я. Вольфсон внес определенный вклад в становление психологии в Беларуси.

 

деятельность центральной психотехнической
лаборатории при Наркомате труда БССР

Развитие психотехники в Республике Беларусь в 20-30-е гг.

Впервые мысль об организации в БССР психотехнической лаборатории возникла на одном из организационных собраний Всебелорусской Ассоциации научной организации труда. Предлагалось с осени 1925 г. провести первые психотехнические исследования и начать работу по профотбору и профконсультации. Было предложено организовать краткосрочные курсы по научной организации труда и психотехнике. Лаборатория начала работать с 1925 г. под руководством профессора
С.М. Василейского и при активном участии сотрудников этой лаборатории
А.А. Гайворовского и С.М. Вержбаловича.

В архивах за 1924 г. содержатся материалы, связанные с рассмотрением вопроса о создании психотехнической лаборатории. Психотехника – это практическое направление начала XX в. в развитии психологии. Л.С. Выготский подчеркивал, что ведущая роль в развитии психологической науки принадлежит психологии труда, психотехнике, ее общей проблематике.

За время существования психотехнической лаборатории был опубликован целый ряд печатных работ, в частности: С.М. Василейским: «Введение в теорию и технику психологических, педологических и психотехнических исследований» и «Опыт психотехнической квалификации автобусных шоферов»; А.А. Гайворовским: «Очерк методологии профессиографии», «Основы психотехники политпросветработы», «Методы профотбора», «Развитие круга общежизненного и общекультурного опыта современного ребенка» и «Вопросник для психологической характеристики профессий (переработка Липмановского вопросника)»; С.М. Василейским, А.А. Гайворовским, С.М. Вержбаловичем: «Из теории и практики профконсультации и профориентации».

Кроме того, лабораторией был сконструирован ряд тестов, из которых можно отметить следующие: тесты на наблюдательность, картографическую память и точность восприятия, тест на знание слов и объектов, тест на исследование круга литературного опыта, тест Бурдона.

 

Деятельность С.М. Василейского на посту заведующего психотехнической лабораторией

 

Основные биографические данные:

Серафим Михайлович Василейский (1889–1961 гг.), родился в Самарской губернии, сын священника. После окончания Самарской семинарии он поступает в Петербургский психоневрологический институт, где увлекается естественными науками, психологией и философией. Параллельно с учебой в институте, он поступает на историко-филологический факультет в Петербургский университет.

Для усовершенствования в области психологии он был направлен в Лейпциг, где слушал лекции В. Вундта и работал в его лаборатории. С 1917 по 1924 г. он работал в Самарском государственном университете. В 1924 г. С.М. Василейский переезжает в Беларусь. Дальнейшая его деятельность проходила в Белорусском государственном университете, где он читал курсы психологии и педагогики. С.М. Василейский в 1925 г. назначается на должность заведующего Центральной психотехнической лабораторией. В 1927 г. он в качестве члена советской делегации участвовал в Международной психотехнической конференции в Париже.

По сведениям, полученным из беседы с Б.А. Бенедиктовым, можно утверждать, что в 1937 г. профессор С.М. Василейский был репрессирован и выслан в Пермь. После войны он возвращается в г. Горький, где становится заведующим кафедрой психологии. В 50-х годах он защитил докторскую диссертацию, но в силу сложившихся обстоятельств ее не утвердили. На него была написана жалоба в ВАК, как выяснилось в дальнейшем, не обоснованная. Умер
С.М. Василейский в 1961 г. от сердечной недостаточности.

Научная деятельность:

Разносторонняя деятельность С.М. Василейского в Беларуси особенно активно развивалась в период 1925 – 1928 гг., когда он возглавлял психотехническую лабораторию в Минске. Под руководством
С.М. Василейского сотрудниками лаборатории была проделана большая работа.

Результаты научной деятельности профессора С.М. Василейского получили отражение в ряде его печатных работ по вопросам психологии труда, профориентации и профконсультации. В 1927 г. С.М. Василейским была опубликована книга «Введение в теорию и технику психологических, педолого-педагогических и психотехнических исследований»; в 1928 г. – «Статистический метод в применении к психологии, педагогике и психотехнике».

В 1929 г. С.М. Василейским, А.А. Гайворовским, С.М. Вержбаловичем было издано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». В книге раскрываются психологические основы профориентации, профконсультации и профотбора, дается анализ теории тестирования и приемов их практического применения, детально характеризуются методика и техника выявления пригодности человека к профессии.

Профессор С.М. Василейский также исследовал вопросы психологии детского мышления. Результаты этих исследований получили отражение в работе «Экспериментально-психологическое исследование мышления у детей».

Деятельность А.А. Гайворовского в психотехнической лаборатори.

 

Основные биографические данные: (НА РБ)

Александр Александрович Гайворовский родился в октябре 1899 г. в Самаре. В 1921 г. окончил психологическое отделение социально-исторического факультета Самарского государственного университета по специальности «психотехник и педолог». После окончания университета был приглашен на должность ассистента кафедры психологии и педологии СГУ. После переезда в г. Минск, с 1925 г. он являлся сотрудником Центральной психотехнической лаборатории. В конце 1928 г., после ухода С.М. Василейского, исполнял обязанности заведующего лабораторией. Лаборатория с этого года работала в следующем составе: заведующий лабораторией А.А. Гайворовский, ассистент С.М. Вержбалович, научный сотрудник В.Г. Иносова. Параллельно с работой в лаборатории А.А. Гайворовский выполнял обязанности ассистента кафедры педологии педагогического факультета БГУ.

Научная деятельность:

Большинство работ А.А. Гайворовского посвящено вопросам психологии профориентации и профотбора, а также методам исследования этой проблемы. Так, в 1929 г. им вместе с С.М. Василейским и
С.М. Вержбаловичем было опубликовано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». Однако,
А.А. Гайворовский не ограничивался лишь вопросами профориентации. Например, вместе с другими исследователями он изучал психологию детей.

Он внес немалый вклад в развитие психологической культуры в Беларуси. Особое значение имела опубликованная под редакцией и с предисловием К.Н. Корнилова книга А.А. Гайворовского «Основы психотехники политпросветработы», которая была издана секцией научных работников БССР в 1928 г.

В 1928 г. в Минске вышла книга А.А. Гайворовского «Психотехника и библиотечное дело». В ней он рассматривает вопросы психологии читателя и методы изучения его личности. А.А. Гайворовский поднимал такие проблемы, как исследование круга литературного опыта читателей, изучение их индивидуальности и влияние этой индивидуальности на запросы и интересы людей: что читают и мнение о прочитанном, какая связь между умственной одаренностью и читаемостью.

Также А.А. Гайворовским были сформулированы общегигиенические правила организации труда, общепсихологические правила и положения организации умственного труда, индивидуально-психологические правила их организации.

Научные труды (статьи в различных журналах): «Психолого-педагогические предпосылки обучения взрослых»; «Методы профотбора»; «Единый лекционный план»; «Этика Ф.М. Достоевского»; «Психология взрослого малокультурного человека».

 

Деятельность С.М. Вержбаловича в психотехнической лаборатории

Основные биографические данные:

Вержбалович Сергей Михайлович (1902-1987 гг.) родился в Минске. В 1928 г. он окончил социально-историческое отделение педагогического факультета Белорусского государственного университета. Участвовал в двух войнах: гражданской ‑ на Украине (1921-1922 гг.) и ВОВ (1941-1945 гг.). С 1925 г. по 1929 г., одновременно с учебой в университете, С.М. Вержбалович начал работать сначала лаборантом, потом научным сотрудником Центральной психотехнической лаборатории.

В 1932 г., после демобилизации из рядов Красной Армии, переехал на работу в г. Горький. Работал в должности заведующего психотехническим кабинетом Горьковского института здравоохранения и гигиены труда. После реорганизации этого института в Институт гигиены труда и профболезней, заведовал психофизиологическим сектором института, а при передаче в институт городского бюро профконсультации и профотбора – был назначен заведующим этим бюро.
С 1934 г. работал в должности ассистента, а затем ‑ исполняющего обязанности доцента кафедры психологии Горьковского педагогического института, где читал курс по экспериментальной психологии.

После принятия постановления ЦК ВКП (6) о педологии (1936 г.) учебный план кафедры психологии (соответственно преподавательский состав) был сокращен наполовину.
С.М. Вержбалович вынужден был работать в медицинских учреждениях. После войны
(1941-1945 гг.) он переехал в Москву, где около трех лет работал в ЦИПКРРНО, затем перешел на работу в Педагогический институт им. В.П. Потемкина, а при объединении его с МГПИ им. Ленина, был зачислен на должность старшего преподавателя кафедры философии. В 1968 г. он ушел на пенсию, переехал в Минск и возглавил городское общество пчеловодов. Умер С.М. Вержбалович в 1987 г.

Научная деятельность:

С момента открытия в 1925 г. Центральной психотехнической лаборатории С.М. Вержбалович являлся ее постоянным сотрудником.

В качестве основных обязанностей С.М. Вержбаловича было составление психограмм наиболее востребованных специальностей того времени: шофера, вагоновожатого, слесаря, рабочего и других, проведение консультаций по профессиональной ориентации учащейся молодежи в минских школах. В 1929 г. он выступал на белорусском радио в передачах, посвященных проблемам профконсультации, раскрывал специфику наиболее распространенных профессий, объяснял требования, предъявляемые к будущим специалистам.

Поскольку психотехническая лаборатория была тесно связана с кафедрой психологии БГУ, то С.М. Вержбалович участвовал в проведении занятий по психологии на педагогическом факультете БГУ. Он принимал активное участие в работе Белорусской ассоциации научной организации труда (НОТ), вначале как член президиума и секретарь этой Ассоциации, а с мая 1927 г. по октябрь 1929 г. – как ответственный секретарь Белорусской ассоциации НОТ.

В итоге можно отметить, что С.М. Вержбалович является одним из родоначальников практической психологии в Беларуси.

 

Деятельность отделения логики, психологии и русского языка на филологическом факультете БГУ (1947 – 1955)

 

Создание отделения логики, психологии и русского языка на факультете филологии БГУ. Научно-педагогическая деятельность
Е.П. Ересь.

В 1947 г. на филологическом факультете БГУ открылось отделение логики, психологии и русского языка, которое просуществовало до 1955 г. Одним из организаторов этого отделения и его заведующей была Елена Павловна Ересь.

Основные биографические данные:

Елена Павловна Ересь родилась в 1904 г. В 1923-1926 гг. училась на факультете социального воспитания в Неженском институте народного образования, по специальности «учитель семилетней школы». В 1930–1931 гг. окончила высшие педагогические курсы при Московском пединституте им. В.И. Ленина, по специальности «преподаватель педагогических дисциплин в педучилищах».

С 1926 до 1928 г. она работала в Неженском районе учительницей, а затем до 1930 г. в городе Нежине учительницей опытно-показательной школы при Неженском пединституте и заведующей районным отделением народного образования при Нежинском райисполкоме. В ноябре 1931 г. Е.П. Ересь добровольно уехала в г. Магнитогорск, где вначале работала заведующей методическими кабинетами и далее заведующей учебно-методическим сектором отдела подготовки кадров Магнитостроя. В 1934 г. ее командировали для поступления в аспирантуру по кафедре психологии Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, где она под руководством К.Н. Корнилова провела оригинальные исследования особенностей проявления темперамента школьника.

В 1937 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Исследование темперамента школьников». Ею был проведен анализ истории учения о темпераменте от Гиппократа до 30-х гг. XX в., была разработана методика изучения темперамента и темпераментных различий у школьников. С 1937 г. В.П. Ересь разработала в качестве ассистента, потом доцентом кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина. В годы ВОВ, когда Минск был еще оккупирован, на подмосковной станции «Сходня» Октябрьской возобновил свою работу БГУ (1943 г.), куда по специальному приглашению приехала на работу Е.П. Ересь.

Е.П. Ересь работала в БГУ и после освобождения Минска до 1973 г. доцентом кафедры педагогики и психологии, а по совместительству – в Минском государственном педагогическом институте. Большой вклад внесла Е.П. Ересь в подготовку кадров белорусских психологов. У нее учились известные у нас в республике психологи Р.И. Водейко, М.С. Клевченя, А.Я. Миленький, Н.И. Мурачковский, И.М. Розет, А.Б. Широкова, Л.А. Пергаменщик, Н.А. Цыркун.

К моменту создания отделения логики, психологии и русского языка Е.П. Ересь работала на кафедре педагогики БГУ, вела занятия по психологии на ряде факультетов: биологическом, географическом, физико-математическом, филологическом и химическом. В 1946/47 учебном году научной сессии, где Е.П. Ересь выступила с докладом на тему «К вопросу о влиянии темперамента на характер».

11 апреля 1955 г. ученый совет постановил объединить кафедры педагогики, психологии и логики. С 1 октября 1954 г. по 1 октября 1955 г. из университета выбыло 58 преподавателей. Главная причина – освобождение в связи с сокращением объема нагрузки. В это время было закрыто отделение логики, психологии и русского языка БГУ.

Научная деятельность.

Е.П. Ересь внесла значительный вклад в развитие психологической науки Беларуси. Она является автором 30 крупных теоретических и практических трудов по проблемам общей, возрастной и педагогической психологии. Ею были изданы книги: «Индивидуальный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы», «Способности и их развитие у детей», «Недисциплинированность школьников, ее причины и пути устранения», «Воспитание характера», «Внимание и его воспитание у детей», «Организация внимания в учебно-воспитательном процессе», «Организация внимания в учебно-воспитательном процессе», «Индивидуальный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы».

Е.П. Ересь – автор известных учебников по психологии, в частности, главы «Темперамент» в учебном пособии «Психология», вышедшим в Москве под ред. К.Н. Корнилова, Б.М. Теплова и Л.М. Шварца (1941), глав «Внимание», «Темперамент», «Способности» в учебнике психологии для студентов заочников педагогических институтов, вышедшем в Минске под общей ред. А.А. Зарудной (1970). Некоторые публикации Е.П. Ересь были переведены на иностранные языки.

С именем Е.П. Ересь связано создание в Беларуси республиканского Товарищества (Общества) психологов в 1960 г. Она была почетным членом общества психологов СССР, первым из белорусских психологов членом ученого совета по защите кандидатских диссертаций по психологии и педагогике в нашей республике при МГПИ им. М. Горького (1967).

Таким образом, научные интересы Е.П. Ересь лежали в области психологии личности, индивидуальных различий, темперамента, взаимосвязи темперамента и характера, воли и способностей, индивидуального
подхода к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы, недисциплинированности школьников, внимания и его организации в процессе обучения.

Прошло более полувека, но проблемы, освещенные в книгах и статьях Е.П. Ересь, сохраняют свою актуальность и сегодня.

 

Деятельность выпускников филологического факультета БГУ
Р.И. Водейко, И.М. Розета, М.С. Клевчени, А.Н. Широковой и др
.

Рэм Иосифович Водейко родился 20 ноября 1928 г. в г. Минске в семье педагогов. После окончания школы он поступил в Ленинградский университет на физический факультет. Однако из-за тяжелой болезни ему пришлось прервать учебу и вернуться в Минск (1947 г.) В это же время на филологическом факультете БГУ открыли новое отделение – логики, психологии и русского языка, куда и поступил Р.И. Водейко. Его первым преподавателем психологии была Е.П. Ересь.

В 1953 г. Р.И. Водейко закончил БГУ. В этом же году ученым советом университета был рекомендован в аспирантуру Минского государственного пединститута по специальности «Психология», которую закончил в 1956 г.

В 1960 г. под редакцией Р.И. Водейко издан сборник «Первые успехи», обобщающий опыт работы лучших учителей и воспитателей школ-интернатов республики. Как член оргкомитета, он принимал участие в создании Белорусского отделения общества психологов СССР, был избран секретарем Президиума республиканского совета этого общества.

С сентября 1960 г. Р.И. Водейко работает в БГУ. До 1964 г. он занимал должность преподавателя кафедры педагогики и психологии. В течение двух лет (1962 – 1964 гг.) находился в рабочей командировке на Кубе, где обучал кубинскую молодежь в Институте русского языка им. М. Горького. Завершив работу на Кубе, в 1964 г. Р.И. Водейко вернулся в Минск и до 1970 г. работал в БГУ на кафедре педагогики и психологии уже в должности старшего преподавателя.

В 1968 г. Р.И. Водейко защитил диссертацию по психологии на соискание ученой степени кандидата наук на тему «Ранние этапы онтогенеза речи». Научным руководителем диссертации был доктор педагогических наук действительный член Академии педагогических наук СССР, профессор Б.Г. Ананьев. По материалам диссертации было опубликовано восемь работ.

В январе 1976 г. в университете была впервые открыта самостоятельная общеуниверситетская кафедра психологии. Р.И. Водейко был назначен исполняющим обязанности заведующего этой кафедрой, а в марте 1977 г. избран на конкурсной основе на должность заведующего кафедрой психологии. В общей сложности Рэм Иосифович заведовал кафедрой 17 лет, до 1992 г. С декабря 1992 г. Р.И. Водейко является профессором кафедры психологии.

Михаил Семенович Клевченя родился 16 ноября 1929 г. в Брестской области. После окончания школы в 1947 г. поступил на филологический факультет БГУ, на отделение логики, психологии и русского языка. В университете 4 года был старостой психологического кружка, которым руководила Е.П. Ересь. Окончил БГУ в 1952 г. с присвоением квалификации преподавателя логики, психологии и русского языка.

В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Исследование развития литературных знаний и связь их с личным опытом учащихся». Руководителем был Б.Г. Ананьев.

С 1961 г. работает на кафедре психологии в Минском пединституте
им. М. Горького, ныне БГПУ им. М. Танка. В последнее десятилетие вел курсы дифференциальной психологии, истории психологии, психологии высшей школы, спецкурсы: психология одаренных детей, психологические основы профориентации учащихся, индивидуальные различия учащихся, современные концепции обучения, практическая психология.

В начале 70-х годов работал в лаборатории проблем высшего образования. Под редакцией М.С. Клевчени изданы пять сборников по вопросам подготовки студентов к воспитательной работе.

В мае 1974 г. читал лекции по вопросам педагогической психологии учителям и студентам в Чехословакии. В 1974 – 1975 гг. находился в Англии в качестве стипендиата ЮНЕСКО. Изучал опыт британской системы профориентации работы в школах. В 1977 г. руководил производственно-ознакомительной практикой группы студентов в Польше. В 1978 г. принимал участие в работе семинара экспертов ЮНЕСКО в Париже по вопросам оценивания знаний, умений, личностного роста учащихся и студентов. С 1979 по 1984 гг. работал в Афганистане, Кабульской академии, открытой ЮНЕСКО. В 1996 г. изучал опыт психологической подготовки учителей в Манчестерском университете (Англия). Среди учеников М.С. Клевчени – С.Л. Богомаз, Е.Н. Колодич, М.Ф. Бакунович.

Исаак Моисеевич Розет (1927–1992) является одним из первых выпускников отделения логики, психологии и русского языка БГУ. Родился он в Витебской области. После окончания БГУ преподавал в школах
г. Минска. В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию. Всего им опубликовано около 100 работ. Особое внимание он уделял эвристической, продуктивной умственной деятельности. Изучал влияние воображения, фантазии на умственную деятельность. Долгие годы он занимался изучением продуктивной умственной деятельности, результаты этой работы обобщены в монографии «Психология фантазии», которая была издана в 1991 г.

Экспериментально И.М. Розетом фантазия была изучена при помощи следующих методик: необычное употребление предметов; предвидение последствий; заголовки к рассказам; тест Роршаха; ТАТ; сочинение рассказа; разгадывание ахроматических чернильных пятен. Книга была переведена на ряд иностранных языков: испанский, польский, английский.

Говоря о его деятельности, нельзя не отметить его известные работы: «Отражение психической реальности в особенности лексики», «К вопросу о возможности обучения решать математические задачи», «О математическом моделировании вероятностной концепции припоминания», «Нелингвистическая реальность, роль нелингвистических стимулов. Семантика».

Анна Борисовна Широкова родилась 29 мая 1931 г. в г. Минске. Окончила среднюю школу в 1950 г. После окончания школы она поступает в БГУ на отделение логики, психологии и русского языка, где преподавали такие известные психологи, как Е.П. Ересь, Н.Г. Медведева и другие. После окончания университета А.Б. Широкова работала 7 лет в Минском горкоме комсомола, занималась студенческими коллективами. В 1962 г. она поступила в аспирантуру на кафедру психологии. Тема кандидатской диссертации: «Зависимость положения ребенка в межличностных отношениях от особенностей его личности и поведения» (научный руководитель Л.И. Божович).

С 1965 г. по 1981 г. А.Б. Широкова работает в МГПИ им. М. Горького. В 1981 г. была приглашена в институт иностранных языков, где по конкурсу избирается заведующей кафедрой психологии. В настоящее время является доцентом этой кафедры. Разрабатывала такие учебные курсы, как общая и возрастная психология, педагогическая, социальная психология, а также психология управления. В данный момент работает над проблемой формирования личности и педагогического общения в системе педагогического образования. А.Н. Широкова издала более 60 печатных работ, в том числе 2 книги в соавторстве с А.М. Кухарчук и несколько с
Я.Л. Коломинским.

В период руководства кафедры А.Б. Широковой совместно с сотрудниками были проведены исследования следующих тем: «Пути совершенствования профессионально-психологической подготовки студентов языкового вуза» и «Психология общения на родном и иностранном языках». По данной тематике было опубликовано более 160 статей и методических материалов.

В настоящее время под ее руководством ведутся исследования социально-перцептивных компонентов профессиональной деятельности учителя иностранного языка. Разработаны курсы: «Психология высшей школы», «Психология общения», «Психология управления», которые преподаются в контексте бакалаврской и магистерской подготовки студентам МГЛУ.

Таким образом, деятельность выпускников отделения логики, психологии и русского языка БГУ была многогранной, и даже на примере только четырех его представителей видна существенная роль, которую они сыграли и продолжают играть в развитии психологии в Беларуси.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Кандыбович Л.А. История психологии в Беларуси: Учеб. пособие.
/ Под ред. Я.Л. Коломинского. Мн.: Тесей. 2002.

Дополнительная литература:

1. Василейский С.М. Статистический метод в применении к психологии, педагогике и психотехнике. Мн., 1927 г.

2. Василейский С.М., Гайворовский А.А., Вержбалович С.М. Из теории и практики профориентации и профконсультации (для педагогов, педологов, врачей и студентов). Мн., 1929 г.

3. Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М., 1996.

4. Гайворовский А.А. Основы психотехники политасветработы.
Мн., 1928 г.

5. Развитие психологии в Беларуси: история и современность / Сб. ст. респ. науч. конф.; Под. ред. Л.А. Кандыбовича. В 2-х ч. Мн., 2001.

6. Кандыбович Л.А. Л.С. Выготский как историк психологии
// Психология. № 3. 1996.

7. Ковалгин В.М. Развитие психологической науки в СССР. Раздел Белорусская ССР // Вопросы психологии. № 6. 1972.

 


Развитие психологии в БГУ

 

История создания и начало развития психологии в университете

Белорусский Государственный Университет, один из ведущих вузов республики, был основан 11 июля 1921 г. 18 августа 1920 г. коллегия Научного Секретариата Народного Комиссариата Образования РСФСР постановила открыть в Минске Государственный университет в составе следующих факультетов: 1) рабочего; 2) естествознания; 3) медицинского;
4) литературно-филологического.

Для подготовительной работы по организации БГУ в Минске была создана комиссия, которую возглавил академик Я. Карский. Народный комиссариат просвещения РСФСР создал в Москве комиссию содействия организации БГУ. Однако, открытие БГУ в намеченные сроки не состоялось. Работа по созданию университета в Минске возобновилась после освобождения города от польских войск.

27 декабря 1920 г. несколько человек из комиссии содействия прибыли в Минск и отметили готовность открытия БГУ. В 1921 г. первым проректором БГУ был назначен Владимир Иванович Пичета. Одними из первых преподавателей психологии в университете стали профессор философии: В.И. Ивановский (медицинский факультет) и профессор И.М. Соловьев (факультет общественных наук).

В 1964 г. в БГУ открывается кафедра психологии и педагогики, которую возглавил С.А. Умрейко, а с 1974 г. – профессор М.У. Пискунов. В 1976 г. на базе кафедры психологии и педагогики была создана первая самостоятельная кафедра психологии (заведующий – Р.И. Водейко).

Качественно новый скачок в развитии психолого-педагогической науки в Беларуси связан с именем Степана Андреевича Умрейко (1908 – 1978).

С ноября 1948 г. он возглавляет научно-исследовательский институт педагогики Министерства просвещения БССР. В 1952 г. успешно защищает кандидатскую диссертацию и назначается заместителем министра просвещения Республики Беларусь. В этой должности проработал около 16 лет. Работу в Министерстве просвещения С.А. Умрейко совмещал с педагогической деятельностью. С 1949 по 1964 г. он преподавал в Минском государственном педагогическом институте, затем в БГУ. В апреле 1964 г. на конкурсной основе был избран заведующим кафедрой педагогики и психологии БГУ, которой руководил до октября 1972 г. В том же году ему присвоено ученое звание профессора. Одновременно с 1967 по 1974 г. он работал в должности проректора БГУ. С 1974 г. и до последних дней жизни являлся профессором-консультантом кафедры педагогики БГУ.

При С.А. Умрейко на кафедре психологии БГУ работали: Р.И. Водейко, Л.А. Гуринович, А.И. Кулак. М.С. Метельский, В.П. Мещеряков,
А.К. Паншина, В.Н. Родионов, А.П. Сманцер, М.З. Янковский.

 

Деятельность первой кафедры психологии в БГУ

Кафедра психологии БГУ как самостоятельное учебно-методическое и научное подразделение была организована 10 января 1976 г. на базе кафедры педагогики и психологии. В течение 17 лет кафедра была общеуниверситетской, а с 1993 г. является кафедрой философско-экономического факультета.

В 1993/94 учебном году при активном участии доктора психологических наук, профессора Г.М. Кучинского в БГУ было открыто отделение психологии на философско-экономическом факультете, которое осуществляет подготовку специалистов по следующим специальностям:
1) медицинская и общая психология; 2) социальная психология.

С 1976 г. по 1992 г. кафедру возглавлял кандидат психологических наук, доцент, затем профессор кафедры Рэм Иосифович Водейко. С 1992 г. по 2000 г. – доктор психологических наук, профессор Геннадий Михайлович Кучинский, затем – доктор психологических наук, профессор Игорь Александрович Фурманов.

Основные научно-исследовательские работы, которые были проведены на кафедре психологии БГУ: «Психологические вопросы обучения студентов с помощью автоматизированной, обучающей системы (АОС) на базе ЭВМ»; «Психологические основы эффективной учебной деятельности студентов»; «Психологические аспекты развития профессиональных качеств педагога у студентов университета»; изучены различные формы проявления профессиональной направленности студентов; проведена диагностика психофизиологического состояния студентов как одного из факторов, влияющих на эффективность их учебной деятельности; разработана методика количественной оценки психического состояния головного мозга при информационной нагрузке.

Развитие психологии в бгпу им. М. танка

 

История создания Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка.

Подготовка педагогических кадров в Беларуси имеет давние традиции. Еще в 1869 г. в Несвиже была открыта учительская семинария. В 1914 г. в Минске начал действовать учительский институт с городским училищем, которое работало при институте. В начале 1919 г. институт был реорганизован в педагогический с четырехгодичным сроком обучения. Позднее, в 1922 г., он был объединен с Белгосуниверситетом, став его педагогическим факультетом. Создание этого факультета дало начало «минской линии» в развитии высшего педагогического образования, поэтому годом рождения БГПУ им. М. Танка традиционно принято считать 1922 г.

В 30-е гг. в стране возросла потребность в учителях, поэтому 7 июля 1931 г. было принято решение реорганизовать педагогический факультет БГУ в Белорусский государственный институт (с 1935 г. Минский педагогический институт). В 1936 г. институту присвоено имя
А.М. Горького, в 1972 г. институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Аспирантура при институте существует с 1934 г.

В 1993 г. институт переименован в Белорусский государственный педагогический университет. В 1997 г. университет получил статус ведущего педагогического вуза Республики Беларусь и награжден Указом Президента Республики флагом Беларуси.

На 1 марта 2000 г. на всех факультетах университета обучалось 16 тысяч студентов, 297 аспирантов и соискателей. В университете функционировали 6 специализированных советов по защите диссертаций. Университет готовит специалистов по 53 специальностям и специализациям. На трех факультетах осуществляется подготовка психологов.

 

Первая самостоятельная кафедра психологии и деятельность ее заведующего А.Я. Мышко

С момента создания института на кафедре педагогики читался небольшой курс общей, а затем и педагогической психологии.
В 1950 – 1956 гг. впервые в институте на базе кафедры педагогики была создана кафедра психологии.

Первым, исполняющим обязанности заведующего, а затем и заведующим кафедрой психологии был Матвей Яковлевич Мышко, кандидат педагогических наук (по психологии), доцент, который проработал в должности заведующего кафедрой психологии до 1956 г.

 

Основные биографические данные:

Матвей Яковлевич Мышко родился в 1895 г. в Гродненской области. Закончил исторический факультет БГУ, где учился в период с 1923 по 1927 г., а в дальнейшем – и двухгодичные высшие научно-педагогические курсы при втором Московском государственном университет. В 1933 г. был командирован в Московский научно-исследовательский институт психологии, где сдал кандидатские экзамены.

В июле 1943 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии) на тему: «Психологический анализ приемов воспитания воли на уроках».

Одна из книг М.Я. Мышко была издана в г. Минске в 1954 г. на белорусском языке и называлась «Прылежнасць і яе выхаванне». Книга состоит их двух разделов. В первом рассматриваются основные вопросы психологии прилежания в связи с задачами его воспитания. Второй раздел посвящен рассмотрению принципов воспитания, роли поощрения и наказания в воспитании прилежания, значения интеллекта и волевых качеств в формировании прилежания, приводятся примеры и дается психологическое обоснование прилежания как личностного качества. М.Я. Мышко проработал в должности заведующего кафедрой психологии до 1956 г.

 

Состав преподавателей по психологии был следующий: профессор
В.Е. Смирнов, доценты Е.П. Ересь и Н.Г. Медведева, аспирант Ф.А. Калинин. Так, в протоколах заседания кафедры за 1952 – 1954 гг. подчеркивается, что преподаватели вели занятия по общей психологии, педагогической психологии и методике преподавания психологии.

В 1956 г. из-за сокращения контингента обучаемых опять произошло слияние кафедр педагогики и психологии. Кафедра педагогики и психологии работала в составе 14 человек. Заведующим кафедрой был доцент Максим Васильевич Макаревич, из 4 аспирантов был один по психологии:
М.С. Клевченя. На кафедре в это время работают и такие известные организаторы подготовки педагогических кадров в Белоруссии как
Н.Е. Лакин, С.А. Умрейко.

Особый период в развитии психологии в университете начинается с 1964 г., когда была вновь создана самостоятельная кафедра психологии. Кафедра была организована в июне 1964 г. путем выделения группы психологов в количестве 6 человек из кафедры педагогики и психологии. Заведующим кафедрой был избран доктор философских наук, профессор Вадим Михайлович Ковалгин.

 

Деятельность В.М. Ковалгина на посту заведующего кафедрой психологии (1964 – 1974 гг.)

Основные биографические данные:

Вадим Михайлович Ковалгин (1919–1974) родился в г. Смоленске в семье служащего. После смерти родителей воспитывался в детском доме. В 1938 г. закончил Смоленский электротехникум.

После войны находился на партийной работе. Закончил Смоленский пединститут и был направлен на учебу в Академию общественных наук при ЦК КПСС. С 1952 по 1963 г. В.М. Ковалгин – старший научный сотрудник Института философии АН БССР. Научно-исследовательскую деятельность совмещал с преподаванием психологии в институте иностранных языков, затем в Белорусском политехническом институте. Последние 10 лет заведовал кафедрой психологии в МГПИ им. Горького (1964–1974 гг.).

Научная деятельность.

Научные интересы В.М. Ковалгина проявились в исследовании методических проблем психологии, материалистической диалектики. Основное его деятельность была посвящена изучению возрастной, детской, педагогической и социальной психологии. В 1963 г. вышла его книга «Рефлекторная теория ощущений», посвященная проблеме сущности ощущений как специфической форме чувственного отражения, как факту сознания, в отличие от периферической теории ощущений. Эта книга вышла в свет после защиты его докторской диссертации на тему «Рефлекторная теория ощущений».

Под редакцией В.М. Ковалгина в 1970 г. в Минске вышла книга «Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания». В ней рассматривались вопросы влияния взаимоотношений детей на воспитательный процесс, анализировались причины неуспеваемости, проблемы мыслительной деятельности детей. В книге «Психолого-педагогические вопросы методики пропагандистской работы», изданной в 1973 г., рассмотрен широкий круг проблем учебной деятельности пропагандистов. В книге «Раскрывая тайны психики» в доступной форме студентам показана связь проявлений психики с физиологическими процессами, протекающими в головном мозге.

В библиотеке кабинета кафедры психологии насчитывалось более 1000 книг. Был перечень фильмов, используемых в ходе учебного процессы, и названия имеющихся приборов. Преподаватели кафедры выступали по радио и телевидению с лекциями и беседами, приводится перечень названий этих выступлений (В.И. Жуковская, Я.Л. Коломинский и Л.Н. Рожина).

Количественный рост психологических учреждений начался в 1966 г., в это время почти одновременно были открыты факультеты психологии в Москве и Ленинграде. В этот период кафедрой психологии института вносится предложение наряду с общей психологией начать читать возрастную и педагогическую. На третьем курсе для специалистов всех факультетов вводится курсовая работа по психологии. В билеты на госэкзаменах включаются вопросы по психологии и читаются обзорные лекции перед государственным экзаменом в объеме 14 – 20 ч.

В целях совершенствования преподавания психологии кафедра внедрила в учебный план методы программированного обучения, кинофильмы и различные наглядные пособия. Широко осуществлялась связь со школами и дошкольными учреждениями Минска и республики. Сотрудники кафедры вели большую лекционную и научно-пропагандистскую работу в Минске и областях Беларуси.

Учебная работа кафедры тесно связана с научно-исследовательской деятельностью. Результаты научных исследований публикуются в печати. Важной социально-психологической проблеме формирования личности ребенка в коллективе посвящена работа Я.Л. Коломинского «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе», «Человек среди людей». В работе «Книга о семье» Л.Н. Рожиной, адресованной родителям, обращается внимание на использование книги в целях идейно-политического, нравственного и эстетического развития детей разного возраста. Развитию у ребенка чувства юмора посвящена работа Е.А. Бондаренко «Восприятие комического дошкольниками». В книге В.И. Жуковской «Беседы о воспитании» даются ответы на вопросы родителей по самым различным сторонам воспитания детей в семье. Помимо монографических изданий в 1970 г. кафедра выпустила сборник «Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания (психологический аспект)». Авторы этого сборника анализируют причины неуспеваемости школьников, освещают проблемы совершенствования мыслительной деятельности учащихся, показывают индивидуальные особенности усвоения учащимися литературных знаний, рассматривают вопросы влияния взаимоотношений между детьми на воспитательный процесс и другие проблемы.

Таким образом, многосторонняя деятельность В.М. Ковалгина, его большие организаторские способности позволили продолжить строительство фундамента для дальнейшего развития психологии в нашей республике.

 

История общеуниверситетской кафедры психологии после 1974 г. Деятельность ее заведующего Ф.И.Иващенко

Основные библиографические данные.

Федор Иванович Иващенко родился 20 февраля 1920 г. в крестьянской семье. В 1938 г. он поступил в Харьковский библиотечный институт. С началом войны Ф.И. Иващенко эвакуировался на Северный Кавказ, в г. Нальчик. Здесь он продолжил обучение на факультете русского языка и литературы Кабардино-Балкарского пединститута, который закончил в 1942 г. В сентябре 1948 г. поступил в аспирантуру, тема кандидатской диссертации (В.Н. Колбановский ‑ научный руководитель) «Развитие уверенности у слабоуспевающих школьников».

После окончания аспирантуры работал в Ставропольском пединституте иностранных языков преподавателем, доцентом, а с сентября 1957 по июнь 1970 г. заведовал кафедрой психологии. Провел исследование речевых связей методом условных рефлексов. По этим материалам опубликовал 4 статьи в журналах «Вопросы психологии», «Советская педагогика» и «Журнале высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова».

Ф.И. Иващенко активно начал исследовать психологические основы детского труда, в результате были выявлены ранее неизвестные особенности целеполагания в трудовой деятельности детей. Впервые в психологии были составлены профессиопрограммы тракториста и агронома.

В марте 1973 г. по результатам исследования Ф.И. Иващенко защитил докторскую диссертацию на тему: «Психология трудовой деятельности старших школьников (на материале полеводства)».

С сентября 1974 г. работает в МГПИ им. М. Горького. С этого времени и до сентября 1987 г. заведовал кафедрой психологии. В настоящее время Ф.И. Иващенко работает в БГПУ им. М. Танка профессором кафедры психологии.

Научная деятельность.

Работая в университете, Ф.И. Иващенко продолжил исследования психологических проблем трудового обучения и профессионального самоопределения учащихся. По этим и другим вопросам был издан ряд книг, пособий для учителей и научных статей. Всего же опубликовано более 140 научных работ, из них 4 монографии, 8 учебных пособий для учителей и студентов. Под его руководством подготовлено 9 кандидатов психологических наук.

В настоящее время Ф.И. Иващенко занимается психологией взаимодействия воспитателя с детьми. Книга «Психология воспитания школьников» на университетском конкурсе заняла второе место. С 1977 по 1991 г. он был главным редактором республиканского научного сборника «Психология». Ф.И. Иващенко – один из самых активных психологов в нашей республике. Он является членом ряда специализированных советов по психологии, читает курсы общей, возрастной, педагогической психологии, методологии научного исследования. Разработал спецкурсы по психологии воспитания, психологии высшей школы, психологии подростка.

Труд Ф.И. Иващенко в военные и мирные дни отмечен орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина» и др., грамотами Министерства просвещения РСФСР, Всесоюзного общества «Знание», ректората БГПУ им. М. Танка, знаком Министерства просвещения СССР «За отличные успехи в работе».

История психологии в Беларуси в 60–70-е гг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.