Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещенный абсолютизм» Екатерины II




Петровские реформы 1 четверти XVIII века – модернизация страны.

Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе и Северной Америке.

Понятие «модернизация»: общая характеристика.

Российской истории

Лекция 1(7). «Век Просвещения» в западноевропейской и

Модуль II.

XVIII век в жизни народов Европы и Америки – это время перехода от аграрного общества к обществу индустриальному, изменяющего все стороны жизни человека: экономическую, социальную, политическую и культурную.

Сегодня понятие модернизации в социальном смысле рассматривается преимущественно в трёх различных значениях:

1) как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени,

2) догоняющая модернизация, которую практикуют страны (Россия, Япония, страны Центральной и Юго-Восточной Европы), не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать. Эти страны второго эшелона вступают в капиталистическую стадию поздно, а капитализм развивается как снизу, так и сверху, при этом это развитие диктуется внешнеполитической необходимостью, характер развития – догоняющий, а уровень развития средний. В странах третьего эшелона (страны Латинской Америки, Азии и Африки) капитализм развивается поздно, внешние факторы играют решающую роль, да и само развитие обеспечивается в основном извне, что часто превращает эти страны в сырьевые придатки развитых стран;

3) процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), то есть модернизация как некий перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу.

Можно выделить следующие признаки модернизированного общества: в сфере производства – индустриализация, урбанизация в социальной сфере; «демократизация» - в политической сфере (предпосылки к созданию правового государства), в духовной сфере – секуляризация и развитие образования и науки.

Выделяют четыре периода модернизации:

I период – мануфактурная или раннеиндустриальная модернизация (XVI –середина XVIII века)

II период – индустриальная модернизация (конец XVIII века – XIX век);

III период – позднеиндустриальная модернизация, создавшая массовое общество (первая половина XX века);

IV период – постиндустриальная модернизация (с середины XX века до нашего времени)[43]

Особенность экономического развития Европы в XVIII г. состояла в том, что наиболее быстрый рост промышленности наблюдался на двух ее полюсах – на крайнем Западе, в раннебуржуазных государствах, прежде всего, Англия, Голландия и Франция, а с другой стороны – на крайнем Востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, отмечалось ускоренное развитие крепостной мануфактуры.

Наиболее развитой в промышленном отношении страной Европы была Англия. Мелкое товарное производство все больше уступает место мануфактурному: потребности его развития приводят к ряду изобретений в области механики, преобразивших к XIX в. всю английскую промышленность. Еще в 1733 г. был изобретен летучий челнок для выделки сукна, значительно ускоривший производство тканей. Это изобретение стимулировало работу прядильщиков: в 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1764 г. Дж. Харгривс изобрел механическую прялку «Дженни», а уже в 1771 г. Р. Аркрайтом была открыта первая прядильная фабрика; машины в ней приводились в движение водяным колесом. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а через 10 лет – уже 150 подобных фабрик. Промышленный переворот – переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам, основанным на применении машин. Это общемировое явление, но он проходил в разных странах в разное время.

Тем не менее, в XVIII в. Европа оставалась все еще в значительной степени аграрным континентом. Развитие сельского хозяйства, повышение его эффективности, как и раньше, было необходимым условием существования и нормального функционирования общества.

Даже в наиболее развитых в промышленном отношении странах большинство населения было занято в сельском хозяйстве. Причиной весьма значительных региональных особенностей в развитии аграрной жизни Западной Европы периода мануфактурного производства было прежде всего различие в путях эволюции форм земельной собственности. В классическом виде переход к поместью нового типа, характерному для капиталистического производства, совершался только в Англии, где наблюдалось трехчленное деление сельского общества: наемный рабочий – капиталистический арендатор – лендлорд. В основе этого процесса – экспроприация крестьянства, парламентское огораживание конца XVIII в.

Однако на большей части территории Европы XVIII в. господствовало мелкое крестьянское землепользование с характерным для него формированием капиталистических элементов из межкрестьянских отношений в результате социально-экономической дифференциации сельскохозяйственных производителей. Различия заключались в большей или меньшей степени экономической самостоятельности таких хозяйств.

Общий хозяйственный подъем приводил к демографическому росту. Население Европы увеличилось примерно со 118 млн. чел. в 1700 г. до 140 млн. в 1750 г. и до 187 млн. в 1800 г. Наиболее быстро росло население Англии, за столетие оно увеличилось вдвое с 6 до 11 млн. Во Франции население возросло с 16 млн. в 1715 г. до 26 млн. в 1789.

Экономические перемены вызвали заметные сдвиги в социальной структуре европейского общества. Буржуазия была неоднородна во всех европейских странах, но степень этой неоднородности была различной. Привилегированные верхи состояли из купцов-пайщиков, финансистов, откупщиков налогов. Удельный вес и политическое влияние этого слоя в разных странах были различными. В раннебуржуазных государствах представители этого слоя фактически стояли у власти, даже если высшие посты в государственном аппарате занимали представители дворянской аристократии. Так было и в Англии, и во Франции. Позиции этого слоя были слабыми в экономически менее развитых государствах Центральной и Северной Европы.

Новым слоем в составе буржуазии стали мануфактуристы, развитие мануфактуры привело и к увеличению численности мануфактурного пролетариата. Во второй половине XVIII в. зарождается и стачечное движение. Разрозненные, темные, забитые рабочие постепенно объединяются и начинают борьбу за свои права, против снижения заработной платы, за улучшение условий труда. Вместе с развитием промышленности рос и усиливал свое влияние и другой класс - промышленная буржуазия. Она стала выступать против политической монополии нескольких десятков аристократических семей.

Идейная основа модернизации общественной жизни – идеология Просвещения. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию и Германию, а далее на всю Европу и Россию. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали, в то время как взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие – к середине XVIII в. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800–1815 гг.). Сам термин «Просвещение», введенный в научный оборот Вольтером в 1784 году, означает распространение подлинно научного знания, источником которого является человеческий разум. Отсюда происходит вера в неограниченные возможности человеческого разума в познание сущности бытия мира, природного и человеческого, и уверенность в способности человеческого разума разрешить любые противоречия, с которыми сталкивается человеческое сообщество. Человек, как разумное существо, призван переустроить общество на разумных началах.

Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632–1704), который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скрытому и молчаливому согласию», должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором межличностных отношений.

Конституционные идеи Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Англии, так как в нем реализовался классовый компромисс буржуазии и дворянства. Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели в виду, прежде всего личное преуспевание. Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше уловили потребности общества XVIII в.

Потребности экономического роста рождали соответствующие экономические учения, крупнейшим представителем которых явился Адам Смит. Он развивал теории экономического обогащения государства, защищал свободу конкуренции и обосновывал трудовую теорию стоимости

В XVIII в. в Англии старые формы государственной власти наполнились новым содержанием. В 1701 г. парламент принял два документа, которые лишали возможности возврата на британский престол династии Стюартов. Первый документ Билль о престолонаследии передавал престол представителям Ганноверской династии. Второй документ – «Статус об устройстве королевства» – вводил парламентаризм – ответственность министров перед парламентом. Фактическое усиление власти парламента произошло во время правления королевы Анны (1665–1714). В то же время королевская власть деградировала, и при Георге II (1683–1760) король потерял право вето в отношении принятых парламентом законов и не мог принимать участия в заседаниях правительства. Парламент состоял из двух палат – палаты лордов и палаты общин. В борьбе парламента с королем активное участие принимали две политические партии – тори и виги, созданные еще в XVII в.

В течение 45 лет (с 1714 г.) Англией управлял не король, а министры из партии вигов, защищающие интересы крупной буржуазии. Положение изменилось в 1760 г. с приходом к власти короля Георга III (1738–1820), все 60 лет его правления правящей партией оставалась тори, защищающая интересы сторонников абсолютизма.

Конституционная, по сути, и парламентарная монархия, установившаяся в Великобритании в первой половине XVIII в., оказалась именно предтечей того политического строя, установление которого влекло за собой укрепление и победу новых капиталистических отношений.

Идея нравственного возрождения общества политическими методами – народным восстанием, огосударствлением широких сфер общественной жизни придала особое своеобразие французскому Просвещению, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо (1712–1778), Шарль Луи Монтескье (1689–1755), Вольтер (1634–1778), Дени Дидро (1783–1784) и др.

Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье. Изучая причины возникновения того или иного государственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей». Монтескье считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, религией, численностью населения, формами хозяйственной деятельности и др.

Большое место в творчестве Вольтера занимают исторические труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759). В трудах Вольтера политическим антагонистом Карла XII выступает Петр I – монарх-реформатор и просветитель. Для Вольтера на первый план выдвинулась независимая политика Петра, ограничившего полномочия церкви чисто религиозными делами. Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов».

Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эволюционными путями побудило многих из философов примкнуть к непримиримой оппозиции. Жан-Жак Руссо в трактате «Об общественном договоре...» (1762) обосновал право народа на свержение абсолютизма. Эта мысль вдохновляла поколение революционеров конца XVIII в., которое разделяло идеи Руссо, а вместе с ним негативное отношение и ко всему строю, основанному на свободе рыночной торговли.

Во второй половине XVIII века в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств все более нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом.

Просвещенный абсолютизм – «союз философов и монархов», его содержанием стало устранение устаревших феодальных институтов: секуляризация церковного имущества, отмена податных привилегий дворянства, развитие просвещения, реформирование законодательной базы. В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России.

При Фридрихе II (1740–1786 гг.) – «просвещенном монархе» – Пруссия достигла ранга крупной европейской державы. Еще в середине XVIII в. правительство Фридриха II в мирное время увеличило армию (с 80 тысяч человек до 195 тысяч), которая потребовала две трети всего бюджета страны. Эта армия сумела принести Пруссии большие территориальные приобретения. В итоге двух силезских войн Пруссия присоединила Силезию. В 1772 г. после первого раздела Польши она получила польские Поморье и Западную Пруссию.

При Фридрихе II в Пруссии проводились определенные реформы в области государственного управления, экономической политики, суда, образования. Таким путем Фридрих II рассчитывал преодолеть отставание Пруссии от экономически более развитых стран Европы, не затрагивая при этом устои системы и интересы дворянства. Под влиянием идей просветителей Фридрих II Великий издал свод законов – «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил полную веротерпимость, отменил пытки.

Путь постепенного эволюционного «врастания» политической надстройки в изменившиеся социально-экономические условия был характерен для германских государств в XVIII – XIX вв. Постепенное решение насущных проблем экономики, потребностей торгово-промышленных классов мероприятиями «сверху» привело к тому, что в сознании немецкого и, особенно, прусского общества укрепилась вера в «просвещенную верховную монархическую власть», способную осознать и разумно удовлетворить потребности общественного развития.

Просветительские идеалы свободы и личного достоинства, обличение деспотизма отразились в самой общей и довольно отвлеченной форме Немецкое просвещение XVIII в. в творчестве Г. Лессинга (1729–1781 гг.), Г. Гердера (1741–1803 гг.), Ф. Шиллера (1759–1805 гг.), В. Гете (1749–1832 гг.) подхватило идеалы Просвещения, однако попыталось дать новое прочтение идеям гуманизма, отойти от «механически усваиваемого учения» и найти какие-то новые духовные истины. Шиллер и Гете перестали находить прелесть в устаревших произведениях просветительской эпохи. Европейское Просвещение старалось освободить отдельную личность от уз веры и суеверия, от обычаев и авторитетов, предоставить человека самому себе, его собственному решению. Немецкие просветители стремились с помощью образования, знаний создать прекрасную гармонически развитую личность, которая, в их представлениях, соответствовала бы идеалам гуманизма.

Уникальным произведением в политической литературе XVIII в. был «Опыт установления пределов государственности» выдающегося немецкого ученого и государственного деятеля, одного из инициаторов прогрессивных реформ в Пруссии начала XIX в. Вильгельма фон Гумбольдта (1767–1835 гг.). Он считал вопрос о цели и пределах государственной деятельности наиболее важным среди других политических вопросов. Государство лишь средство для достижения человеческих целей. Все процессы, происходящие в данной стране, необходимо рассматривать с точки зрения интересов отдельного человека. Должно быть отвергнуто всякое вмешательство государства в частные отношения граждан во всех случаях, когда нет прямого нарушения прав кого-либо из них. Государство должно предпринимать только такие действия, которые необходимы для безопасности граждан друг от друга и от внешних врагов. Идеи и реальная жизнь в Пруссии и других немецких государствах далеко не соответствовали друг другу. Чем жестче становилась политическая система в Пруссии, тем революционнее звучали мысли философов, поэтов, тем сильнее была тяга к образованию.

К концу XVIII века во Франции нарастает общественное недовольство промышленников, либерального дворянства, крестьян и наемных рабочих.

Развитие капиталистических отношений требовало уничтожения существующего строя, сохранявшегося в сельском хозяйстве, а также цеховой системы и монопольных привилегий, предоставляемых отдельным привилегированным компаниям и владельцам «королевских мануфактур». Складыванию общефранцузского рынка мешали остатки феодальной раздробленности: отсутствие единой системы мер и весов, внутренние таможни и т. п. Недовольство вызывала система гражданского неравенства и сословных привилегий, которыми обладали дворянство и духовенство. Примерно 99 процентов населения Франции составляло так называемое третье сословие и лишь один процент привилегированные сословия – духовенство и дворянство.[44]

После ряда неудачных попыток король Людовик XVI (1774–1792) должен был объявить о созыве Генеральных штатов – собрания представителей трех сословий, не собиравшихся уже 175 лет. Король и его приближенные надеялись с помощью Генеральных штатов успокоить общественное мнение, получить необходимые средства для пополнения казны. Третье сословие связывало с их созывом надежды на политические перемены в стране. С первых же дней работы Генеральных штатов возник конфликт между третьим сословием и первыми двумя из-за порядка заседаний и голосования. 17 июня собрание третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля – Учредительным собранием, подчеркивая этим свою решимость установить в стране новый общественный строй и его конституционные основы. Король отказался признать этот акт.

В Версаль и Париж стягивались верные королю войска. Парижане стихийно поднимались на борьбу. К утру 14 июля большая часть столицы была уже в руках восставшего народа. 14 июля 1789 г. вооруженная толпа освободила узников Бастилии – крепости-тюрьмы. Этот день стал началом Великой французской революции. За две недели старый порядок был уничтожен по всей стране. Королевская власть сменилась революционно-буржуазной администрацией, начала формироваться Национальная гвардия.

26 августа Учредительным собранием была принята Декларации прав человека и гражданина. В ней провозглашались священными и неотчуждаемыми правами человека и гражданина свобода личности, свобода слова, свобода совести, безопасность и сопротивление угнетению. Таким же священным и нерушимым было объявлено и право собственности, был обнародован декрет, объявляющий все церковное имущество национальным. Учредительное собрание утвердило новое административное деление королевства на 83 департамента, уничтожило старое сословное деление и отменило все титулы дворянства и духовенства, феодальные повинности, сословные привилегии, упразднило цехи. Провозгласило свободу предпринимательства. Принятие этих документов означало, что царству феодально-абсолютистской монархии приходит конец. Однако в ходе Революции расстановка политических сил в борьбе за новое государственное устройство менялась.

В истории Великой французской революции выделяют три этапа; первый – 14 июля 1779 – 10 августа 1792; второй – 10 августа 1772 – 2 июня 1793; третий, высший этап революции – 2 июня 1793 – 27/28 июля 1794 года.

Итоги Великой французской революции:

· Она консолидировала и упростила сложное многообразие дореволюционных форм собственности. Земли многих (но не всех) дворян были распроданы крестьянам с рассрочкой на 10 лет мелкими участками (парцеллами).

· Революция смела все сословные барьеры. Отменила привилегии дворянства и духовенства и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Все это способствовало расширению гражданских прав во всех европейских странах, введению конституций в странах, не имевших их ранее.

· Революция проходила под эгидой представительных выборных органов: Национальное учредительное собрание (1789–1791 гг.), Законодательное собрание (1791–1792 гг.), Конвент (1792–1794 гг.) Это способствовало развитию парламентской демократии, несмотря на последующие откаты.

· Революция породила новое государственное устройство – парламентскую республику.

· Гарантом равных прав для всех граждан теперь выступало государство.

· Была преобразована финансовая система: отменен сословный характер налогов, введен принцип их всеобщности и пропорциональности доходам или имуществу. Провозглашена гласность бюджета.

С Просвещением было связано еще одно событие истории XVIII в, произошедшее вне Европы, в североамериканских колониях Англии. Процесс образования США носил революционный характер. Борьба с внешним врагом – метрополией шла рука об руку с кардинальными внутренними переменами. США стали первой демократической республикой нового времени, ее устройство воплощало политические идеалы эпохи Просвещения. Кое-что осталось и от колониального прошлого - институт рабства, устройство местных органов власти. Но того «старого порядка», с которым боролись революционеры в Европе, в полном объеме в Америке никогда не существовало, и решающим условием внутренних перемен было завоевание независимости.

4 июля 1776 г. конгресс принял составленную Т. Джефферсоном Декларацию независимости. Это была первая, перенесенная на практическую почву декларация прав человека, опиравшаяся на передовые теории английских философов XVII в., особенно Джона Локка, французских просветителей XVIII в., а также на традицию борьбы за свободу американских колонистов. Впервые в истории государственный документ провозглашал принцип народного суверенитета как основу государственного устройства. Декларация обвиняла английского короля и парламент в тирании, нарушении элементарных прав человека и заявляла, что отныне колонии считаются «свободными и независимыми штатами», которые «приобретают полное право объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать любые акты и действия – все то, на что имеет право всякое независимое государство»[45].

Говоря о естественных и неотчуждаемых правах человека, Джефферсон изменил традиционную формулировку Локка - право на «жизнь, свободу и собственность». Подобно Ж. Ж. Руссо, великий американский просветитель относил собственность не к естественным, данным человеку от рождения, а к гражданским правам - согласно существующему уровню развития общества. Однако в Америке преобладала «английская» точка зрения о собственности как о естественном праве человека, не менее важном, чем жизнь и свобода. Именно обладание собственностью давало человеку свободу и независимость, в том числе в выражении своих взглядов. Те же, кто ею не обладал – наемные рабочие, арендаторы, прислуга, рабы, замужние женщины, являлись зависимыми и потому не могли, согласно представлениям того времени, участвовать в гражданской жизни и заниматься политикой, т. е. избирать и быть избранными.

Самая поразительная черта Американской революции XVIII в. – это отсутствие террора, которым отличались и Английская, и особенно Французская революция конца XVIII в. Борьба колоний за независимость и провозглашение республики не вызывали у цивилизованных европейцев чувства ужаса. Появление независимой республики в Новом Свете не угрожало тогдашней феодально-монархической Европе никакими революционными потрясениями. В отличие от Французской революции, провозгласившей «мир хижинам, войну дворцам», Америка такую миссию не осуществляла.

«Отцов-основателей» США отличала умеренность не в постановке целей (независимость и республиканский строй), а в средствах и методах решения внутренних проблем. Вместо заговоров и переворотов с последующим истреблением побежденных при помощи виселицы или гильотины использовались чисто политические средства борьбы, а чаще - компромиссы. Благодаря этому элита, руководившая борьбой за независимость, сохранила власть до конца. Задача обретения независимости и строительства нового государства сплачивала общество, а в американский идеал - свободу и собственность – верили все социальные слои. Широкие гражданские свободы играли роль «предохранительного клапана», отводя социальную напряженность в мирное русло.

Если в Западной Европе (Англия, Франция) и Северной Америке процесс капиталистического развития шел, хотя и неравномерно, то в Восточной Европе феодальный способ производства и феодальное государство были еще крепки.

На рубеже XVII-XVIII вв. Россия сохраняла экономическую отсталость:

· промышленность страны еще только зарождалась и по своей структуре была крепостнической;

· сельское хозяйство отличалось рутинным способом земледелия и было основано на подневольном труде крепостного крестьянства;

· культура России носила замкнутый характер и была оторвана от западной цивилизации.

Преобразования Петра I (1682–1725 гг.) – первая попытка модернизировать экономику, социальную и политическую структуры страны. Идейная основа преобразований Петра I – взгляды немецкого философа Самуэля фон Пуфендорфа, концепция регулярного государства. Государство – инструмент для превращения всех людей в добропорядочных граждан. Государство получает право творить насилие над людьми во имя общего блага. Задача монарха - повелевать ради поддержания благополучия страны.

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696–1715 гг. и 1715–1725 гг.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер реформирования. Северная война являлась двигателем процесса преобразований. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Условно к этому периоду можно отнести военные реформы: создание регулярной армии на основе рекрутской повинности, создание военно-морского флота; создание новых воинских уставов, перевооружение армии, открытие школ для подготовки офицерских кадров.

За 1695 – 1725 гг. возникло не менее 200 мануфактур, причем акцент был сделан на мануфактуры, выпускающие продукцию стратегического и оборонного значения (металлургические заводы, полотняные, парусные, суконные и пр.). На экономическую политику начала XVIII в. оказали решающее влияние концепции меркантилизма и протекционизма. Согласно идеям меркантилизма, первой буржуазной школы политэкономии, основой богатства государства является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товара на чужие рынки и препятствия ввоза иностранных товаров на свой рынок. Это предполагало вмешательство государства в сферу экономики: поощрение одних видов производства и ограничение других. Широкое применение подневольного труда означало превращение промышленных предприятий, на которых мог зародиться капиталистический уклад, в предприятия крепостнической экономики. Преобладание на мануфактурах труда посессионных и приписных крестьян в конечном итоге предопределило отставание России от Европы.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства: реформы государственного управления, административно-территориального деления, социальные реформы, бюрократизация государственного управления. Благодаря проведенным преобразованиям, в России появилась мощная, находящаяся под властью императора бюрократическая машина.

Пётр I модернизировал сферу управления, несомненно, сделав ее более рациональной, более эффективной. Он упорядочил социальную структуру русского общества. Но, при всем при этом, Петр укрепил институты крепостничества, таким образом, архаизировал систему социальных отношений, которая в этом обществе существовала. Реформа… не имела своей целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы…, а ограничивалась стремлением вооружить русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами…, и тем поставить государство в уровень с завоеванными им положением в Европе… «Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешенная».[46]

В результате преобразований Петра в России окончательно оформился абсолютизм. В Европе классические формы этого, феодального по своей природе режима, возникли в ситуации относительного "равновесия" сил буржуазии и дворянства. В России этого не было, так как капитализм и буржуазия еще не сформировались. Имея опору прежде всего, в дворянстве, в социальном плане он представлял диктатуру крепостнического дворянства. Поэтому одной из главных задач самодержавия была охрана феодально-крепостнического строя. Однако в своей деятельности абсолютистское государство на данном этапе развития решало и жизненно важные общенациональные задачи, прежде всего задачи преодоления отсталости и создания гарантий безопасности страны. Реализация этой задачи потребовала мобилизовать все материальные и духовные ресурсы страны, установить тотальный контроль за подданными. Поэтому если европейский абсолютизм предусматривал автономию общества от власти, то в России абсолютистский режим как бы стоял над обществом и заставлял служить себе все сословия, мелочно регламентировал все проявления общественной жизни.

«Вместе с тем вся революционность Петра имела… консервативный характер. Модернизация институтов и структур власти ради консервации основополагающих принципов традиционного режима – вот что оказалось конечной целью»[47]. В результате Петровских преобразований Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, но стала представлять собой военно-полицейское государство с монополизированной крепостнической экономикой. И в этом смысле, это была незавершенная модернизация, половинчатая модернизация, что предопределило в значительной степени то, как страна будет развиваться дальше.

Во второй половине ХVIII в. Россия оставалась одним из самых крупных государств мира. Россия сохраняла аграрный характер экономики. Сельское хозяйство развивалось экстенсивно, прирост продукции шел за счет распашки новых земель в Причерноморье, Среднем и Нижнем Поволжье, на Урале, в Сибири. Крестьянство составляло 90% населения страны. Сохранялись традиционные формы его эксплуатации. Несмотря на господство феодально-крепостнической системы, в социально-экономическом развитии страны появились новые черты. Во второй половине XVIII в. хлеб стал товаром, и помещичьи и крестьянские хозяйства начали работать на рынок. С конца XVIII в. расширился хлебный экспорт. Рост барской запашки вел к уменьшению, а иногда к исчезновению крестьянского надела. В результате развивалась система отходничества. Отрыв крестьян от своего надела и необходимость зарабатывать деньги на уплату денежного оброка способствовали формированию рынка рабочей силы. Для того, чтобы повысить рентабельность своих хозяйств, помещики использовали новую агротехнику, выписывали из-за рубежа удобрения и т.д. Все эти новые явления свидетельствовали о первых признаках разложения барщинного хозяйства.

В 50–60-е годы XVIII в. активно развивалось частное предпринимательство. Наличие больших запасов собственного сырья (льна, пеньки, кожи, шерсти, зерна) даровой рабочей силы, а также возможность выгодно сбывать продукцию толкали помещиков на устройство вотчинных мануфактур.

Деятельность Екатерины II (1762 – 1796 гг.) – вторая попытка модернизации страны на крепостнических началах. В 1762 г. в результате государственного переворота на русский престол взошла Екатерина II. Ее царствование положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма» в России. Проявления политики просвещенного абсолютизма:

· Свобода вероисповедания: секуляризацию церковных и монастырских земель (1764), завершившую оформление монополии дворян на владение землей и крестьянами, а также укрепившую экономическую базу самодержавия и покончившую с хозяйственной самостоятельностью церкви;

· Экономические реформы. Создание Вольного экономического общества. Свобода предпринимательства. Развитию предпринимательства способствовало запрещение в 1762 г. покупки крестьян к заводам и разрешение в 1775 г. крестьянской промышленности. Но к концу XVIII в число дворянских мануфактур, основанных на принудительном труде, резко сократилось. Возросло число крестьянских и купеческих мануфактур. К концу XVIII в. в России насчитывалось около 100 крупных промышленных предприятий, наиболее динамично развивающейся отраслью промышленности была хлопчатобумажная, почти целиком основанная на вольнонаемном труде. Продолжался процесс формирования всероссийского рынка. Этому способствовало провозглашение в 1762 г. свободы торговли. Преобладала ярмарочная торговля. Таким образом, в экономике России II половины ХVIII в. начал формироваться капиталистический уклад, но прочно утвердиться на русской почве он не мог. Главным препятствием этого являлся абсолютистский строй, сохранявший крепостничество и укреплявший позиции дворянства

· Созыв Уложенной комиссии 1767 г. явился ярким проявлением политики «просвещенного абсолютизма». Комиссия была задумана как сословно - представительное совещание, в работе которого должны были принять участие все сословия государства, кроме помещичьих крестьян. Правда, открытая с большой торжественностью и широко разрекламированная Комиссия не решила своей главной задачи – не создала нового кодекса законов, основывающегося на «Наказе» императрицы. Основное содержание «Наказа» можно выразить в следующих положениях:

· Россия есть европейская держава, поэтому последние и лучшие плоды европейской мысли должны найти здесь свое применение и воплощение;

· главное орудие преобразований - власть, государство;

· права (вольности) гражданина ограничиваются только законом и ничем более;

· главная задача – расширение класса собственников;

· законы должны соответствовать естественному положению народа, для которого они написаны, а Россия должна управляться только самодержавным государем.

Внутренние противоречия «просвещенного абсолютизма» проявились в политике Екатерины II по крестьянскому вопросу. С одной стороны, в 1766 г. она анонимно поставила перед Вольным экономическим обществом конкурсную задачу о целесообразности обеспечить помещичьих крестьян правом на движимую и земельную собственность. Императрица, несмотря на настойчивые требования аристократии, не пошла на то, чтобы разделить все населенные казенные земли между помещиками, сохранила сословие государственных крестьян, ограничившись спорадическими, хотя и крупными, пожалованиями «свободных сельских обывателей» частным владельцам (преимущественно в бывших польских имениях). Лифляндскому дворянству Екатерина II «советовала» воздерживаться от чрезвычайных поборов с крестьян.

Но, с другой стороны, при Екатерине II дворянство добивается почти безграничных полномочий в отношении своих крепостных. Дворянин становился полновластным судьей и его действия в отношении крестьян не подлежали контролю со стороны органов государственной власти, суда и управления.

Социальные противоречия вылились в крупнейшую казацко-крестьянскую войну 1773–1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева. Несмотря на поражение, крестьянская война сыграла прогрессивную роль. Резко выраженный социальный протест вынуждал дворянство ограничить свои притязания и не повышать степень эксплуатации до предельного уровня, что стимулировало поиск некрепостнических источников доходов.

На втором этапе правления Екатерины II (1775–1796) были осуществлены преобразования, которые хотя и не были так радикальны, как задумывались ранее, но значительно расширяли и укрепляли западный уклад. К ним можно отнести:

· губернскую реформу (с целью укрепления власти на местах страна была разделена на 50 губерний (по 300 - 400 тыс. жителей), которые в свою очередь делились на уезды (по 20–30 тыс. жителей)). Вместе с тем в основу «Учреждения» 1775 г. были положены идеи Просвещения XVIII в.: выборность суда и отделение его от администрации, придание ему характера сословного «суда равных».

· Жалованную грамоту дворянству (1785), в которой определялись основные привилегии дворянского сословия: освобождение от обязательной службы и личных податей; владение имениями на правах полной собственности; превращение дворянства в обособленное сословие и т.д.;

· «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи» (1785) – новое «городовое положение», по которому население города делилось на шесть разрядов. Кроме того, вводились органы административного управления, сословного самоуправления и суда в городах;

· укрепление государственного аппарата, усиление единоначалия на всех ступенях управления;

· реформы в социальной сфере, культуре, области науки и образования.

Эпоха Екатерины II характеризовалась переходом на путь постепенной ликвидации всеобщего закрепощения населения государством (первоначально данный процесс коснулся дворянства); отходом от идеи всевластия царя; признанием определенных прав за личностью; укреплением позиций, как местного чиновничьего аппарата, так и местного дворянства в администрации и суде на местах; упрочением идеи сотрудничества, активизации местных сил.

Заключение:

В общественно-политической жизни Европы XVIII в. определяющими явлениями и событиями стали Просвещение, вступление абсолютизма в нисходящую фазу и укрепление парламентаризма. Просвещение составило главное содержание внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII в., и влияние его отразилось не только на умственном развитии европейского общества, но и на всестороннем освещении и критике устаревших, сохранившихся от Средневековья форм быта.

В Европе происходит переход от аграрной цивилизации к зарождающейся индустриальной. В развитии производительных сил из европейских стран лидировала Англия, которая опередила другие страны не только по времени социальной революции, но и промышленной. XVIII в. стал началом промышленного переворота, а Англия - его родиной. Разрушается традиционное общество: появляются новые классы (буржуазия и пролетариат). XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период: борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, борьба буржуазии и пролетариата еще только начиналась.

В XVIII в. Россия стала мировой державой, начала делать серьезные шаги в сторону европейской цивилизации. Знакомство с идеями Просвещения, более свободно проникавшими отныне в Россию, ставили перед ее гражданами вопросы о свободе предпринимательства и торговли, выгодах вольнонаёмного труда в промышленности и сельском хозяйстве, политических правах и свободах, долге человека и гражданина перед своей страной – всё это оказалось небезопасным для самодержавных порядков.

В XVIII веке Россия пережила духовный переворот. Суть его заключалась в переходе от культуры преимущественно традиционной, церковной и относительно замкнутой к культуре светской и европейской, с все более вычленяемым личностным началом. Европеизация в России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящими и высшими классами общества прежде, чем они достигли народных масс. Главная психологическая опора русского государства — православная церковь постепенно теряла свое влияние, начиная с 1700 г. Соответственно возник раскол между верхушкой и низами общества, между «интеллектуалами» и «народом». Отныне их разделяют не только социальные перегородки, но и быт, одежда, жилище и даже язык (особенно с началом увлечения французским в высшем свете). Символическим фактом явилось основание новой столицы государства Санкт-Петербурга (1703 г.).

Во второй половине XVIII в. в России завершилось становление свободного предпринимательства в торгово-промышленной сфере, основанного на наемном труде и ориентированного на широкий рынок. В стране начался процесс формирования третьего сословия, т.е. буржуазии. Специфика развития России привели к тому, что у русского предпринимателя, находившегося в условиях постоянного давления правительства, отсутствовали чувство классового самосознания, сословные программы и лозунги. Однако основной социально проблемой века стали отношения между дворянством и крестьянством. Окончательно оформление крепостнической системы и одновременное начало ее кризиса поставили страну перед лицом крупных социальных конфликтов. Крепостное право значительно влияло на социально-экономическую жизнь страны, не только становясь тормозом на пути предпринимательства и искажая ход экономического развития, но и ставя под угрозу возможность становления гражданского общества, правового государства.

XVIII век подтвердил факт отставания России (экономического, политического, социального, технологического) от передовых стран Европы. Когда в Англии начинается промышленный переворот, во Франции происходит буржуазная революция, в России – апогей крепостничества. Отныне проблема ликвидации отсталости России станет одной из глобальных проблем руководства страны в XIX и XX веках.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.497 сек.