Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национально-государственные особенности политической системы




Коллективизация сельского хозяйства – экономическая основа индустриализации. Каждый из названных путей модернизации был болезненным, так как модер­низация предполагает довольно высокий процент накопления, идущего на расши­рение воспроизводства средств производства. Для нашей страны такие осложне­ния были особенно болезненными, так как ни займов, ни колоний у нее не было. За счет каких же ресурсов удалось довести за годы первой (1928 - 1933 гг.) пятилетки ежегодную долю накоплений до 30-40 %, вместо 10 %, полученных в сере­дине 20-х годов?

Важнейшим и, пожалуй, основным резервом индустриализации стало сельское хозяйство страны, точнее человеческие и материальные ресурсы, которыми рас­полагала деревня. Гордиев узел проблем деревни: нищета, бескультурье, убогость, аграрное перенаселение и др., которое накапливалось с середины ХIХ века, боль­шевистская партия попыталась разрешить одним простым решением - политикой коллективизации.

Сплошная коллективизация не решила, да и не могла решить социальных за­дач, связанных, например, с улучшением материального положения крестьянства. Хотя повышение уровня грамотности сельского населения, приобщение его к мас­совой культуре, положительные сдвиги в медицинском обслуживании, ликвида­ция всевозможных эпидемических заболеваний, характерных для дореволюцион­ного периода, все это было налицо. Но это были как бы побочные результаты сплошной коллективизации. В целом коллективизация призвана была осуще­ствить другие задачи. Это вытекало из идеи, что все отрасли народного хозяйства, все сферы общественной жизни должны подчиняться нуждам промышленного производства. Для создания индустриальной экономики не требовалось даже об­щего роста сельскохозяйственного производства. Для этого надо было, во-пер­вых, лишь его переструктурирование и такое повышение эффективности труда, при котором можно было бы уменьшить количество занятых в сельском хозяйстве в соотношении с расширением спроса на рабочую силу в промышленности, во-вторых, поддерживать при меньшем числе занятых производство продовольствия на необходимом уровне, и, наконец, в-третьих, обеспечивать снабжение промыш­ленности незаменяемым техническим сырьем.

За решение этих задач пришлось платить дорогую цену, в том числе и челове­ческими жертвами. Поздней осенью 1929 г. начались активные нападки на круп­ные крестьянские хозяйства. Сигнал к атаке поступил сверху. Он содержался в ря­де выступлений Сталина. Призыв сверху был не только услышан, но и активно поддержан деревенскими низами.

В январе-феврале 1930 г. был принят ряд партийно-государственных документов, в которых определялась судьба раскулаченных. В постановлении ЦК ВКП(б) "О ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации" (30 января) отмечалось, что в этих районах необходимо не только отменить аренду земли и закрепить применение наемного труда, но и конфисковать у кулаков средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке сельхозпродукции и семенные запасы.

Раскулачивание сплошь и рядом носило характер не экспроприации основных средств производства, а конфискации всего имущества, вплоть до предметов быта. В одном сообщении Сталину о раскулачивании в Сибири говорилось: "Работа по конфискации у кулаков развернута и идет на всех парах. Сейчас мы ее развернули так, что аж душа радуется, мы с кулаком расправляемся по всем правилам современной политики, забираем у кулаков не только скот, мясо, инвентарь, но и семена, продовольствие и основное имущество. Оставляем их в чем мать родила".

В начале 1930 г. раскулачивание становится основным средством ускорения коллективизации. Печать призывала к решительным действиям против кулаков, в числе которых оказывались не желающие вступать в колхозы середняки и даже бедняки. В самом начале коллективизации у руководства был план целенаправ­ленного использования репрессированных в качестве дешевой рабочей силы на строительстве конкретных промышленных объектов. Отсюда запрет на "разбегание кулаков куда им угодно", т.е. на произвольно выбранные ими фабрики или заводы.

Производительные силы сельского хозяйства начали подрываться, нависла угроза полного развала сельского хозяйства. Это вынудило партийно-государ­ственное руководство страны пойти на временные уступки. В марте 1930 г. Ста­лин переложил ответственность за насилие в коллективизации на местные органы власти. Было принято постановление ЦК ВКП(б) "О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении". В постановлении истинный виновник "пере­гибов" и "извращений" - сталинское руководство - обвиняло исполнителей соб­ственных указаний. Местные работники, обвиненные в "перегибах", снимались с работы, исключались из партии, отдавались под суд. Начался массовый выход из колхозов. С марта по июнь 1930 г. процент коллективизации сократился с 58 до 24. Но с осени 1930 г. начался второй "подъем" колхозного движения.

В ходе хлебозаготовок зимой 1932 - 1933 гг. население ряда станиц Северного Кавказа за невыполнение плана хлебозаготовок было выселено в Сибирь, Казахстан. Разразился голод. Погибло несколько миллионов крестьян. Как уже отмечалось, раскулаченным семьям была уготована роль рабочей силы в системе ГУЛАГа.

В 1930 г. в основных зерновых районах СССР было раскулачено 337563 кула­цких хозяйства и выслано в отдельные районы 115231 семья. В 1931 г. в зерновых, потребляющих районах было раскулачено 250 тысяч крестьянских хозяйств и выслано 265795 семей.

Если в 1930 г. были высланы в основном действительно зажиточные, крепкие хозяйства, то в следующем году в число высланных попали так называемые подкулачники, т.е. нередко не только середняки, но и беднота. В Северный край в 1930 г. было выслано 46 тысяч раскулаченных семей. Из них 35 тысяч подали заявление на неправильное раскулачивание. Для разбора этих заявлений была создана специальная комиссия, которая признала, что 22,3 % семей из числа подавших заявление были раскулачены и высланы "неправильно и сомнительно".

Раскулаченные семьи направлялись в отдаленные районы Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Якутии, а также внутри краев и областей. Эта кампания была спланирована и осуществлена органами ОГПУ как крупно-масштабная военная операция.

Основная масса (до 80 %) переселенцев трудилось в промышленности, на но­востройках, в т.ч. на строительстве таких городов, как Магнитогорск, Новокуз­нецк, Хибиногорск и т.д. Около 20 % переселенцев осваивали новые земли, зани­мались сельским хозяйством. Их труд был жестко регламентирован. Они работали в неуставных артелях. С 1938 г. такие артели были преобразованы в колхозы.

Со второй половины 30-х годов положение в сельском хозяйстве начало посте­пенно стабилизироваться. В 1935 г. отменяется карточная система. В 30-е годы из сельского хозяйства высвободилось 15-20 млн. человек. Численность рабочего класса за это время выросла с 9 до 24 млн. человек. Выросла производительность труда в сельском хозяйстве. Накануне коллективизации на 150 - 155 млн. человек ежегодно производили 72 - 73 млн. тонн зерна, более 5 млн. тонн мяса, свыше 30 млн. тонн молока. В конце 30-х - начале 40-х годов на 170 - 200 млн. населения производилось 75 - 80 млн. тонн зерна, 4 -5 млн. тонн мяса, 30 млн. тонн молока. Но перед коллективизацией эту продукцию производили 50 - 55 млн. крестьян единоличников. А после коллективизации - 30-35 млн. колхозников и рабочих совхозов, т.е. на треть работников меньше.

Коллективизация гарантировала быстрое создание минимально достаточных условий индустриализации в той мере, в какой они зависят от переустройства деревни. Колхозная система в условиях жестокого административного хозяйст­венного механизма позволила забирать из деревни до 40 % производимого там зерна, в то время как из доколхозной деревни изымалось только 15 %. Для десятков миллионов колхозников и их детей рост этой доли оборачивался тяжелейшими испытаниями. Крестьянство в массе своей было обречено на недоедание и недопотребление вообще; права и свободы человека ущемлялись в деревне значи­тельно сильнее, чем в городе. Главный итог экономической политики СССР в 20 -30-е годы состоял в форсированном переходе от аграрного общества к индустри­альному.

За годы модернизации было преодолено качественное, стадиальное отстава­ние промышленности страны. В конце 30-х годов Советский Союз стал одним из трех - четырех стран, которые были способны производить любой вид промы­шленной продукции, доступной в то время человечеству. По абсолютным объе­мам промышленного производства наша страна в это время вышла на второе ме­сто после Соединенных Штатов Америки. Особенно поражают высокие темпы промышленного производства. Всего за шесть лет - с 1929 по 1935 гг. Советский Союз сумел увеличить выплавку чугуна с 4,3 до 12,5 млн. тонн. Америке для этого понадобилось 18 лет, Германии - 19 лет.

Несмотря на то, что СССР был огромной страной (170- 200 млн. человек) по производству промышленной продукции на душу населения он приблизился к вы­сокоразвитым индустриальным странам: разрыв оставался в 1,5-4 раза, в то вре­мя, как в 29-е годы он был в 5-10 раз.

В 20-е годы решаются проблемы национально-государственного устройства страны. В соответствии с Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого на­рода на контролируемых большевиками территориях бывшей Российской импе­рии утвердился принцип федеративного устройства. Возник ряд национальных государственных образований, взаимоотношения между которыми оформлялись путем специальных договоров и соглашений. Эти договоры и соглашения преду­сматривали частичное объединение органов управления, совместные мероприятия в сфере хозяйственной деятельности, обороны, дипломатии. Однако они не преду­сматривали полного подчинения высших и центральных органов Советской ре­спублики единому центру.

Наиболее крупным национально-государственным образованием была РСФСР. В состав РСФСР к 1922 году входило 8 автономных республик, 11 автономных областей и трудовых коммун (немцев Поволжья и Карельская). Помимо РСФСР к этому времени существовали также Украинская, Белорусская, Закавказская (вклю­чавшая в себя Азербайджан, Армению и Грузию), а также Бухарская и Хорезмская республики.

30 декабря 1922 года состоялся 1 съезд Советов СССР, в работе которого при­няли участие делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР. Делегаты съезда рассмотрели и утвердили Декларацию об образование Союза СССР и Союзный договор. Советский Союз формально утверждался как федерация суверенных со­ветских республик с открытым доступом в нее всех желающих и с сохранением права выхода из нее. Однако механизм выхода из федерации не предусматри­вался.

В компетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, обороны, внешней торговли, финансов, путей сообщения, связи. Все остальные вопросы внутренней политики оставались в ведении союзных республик. Высшим органом власти в стране объявлялся Всесоюзный Съезд Советов, а в перерыве между его созывами - ЦИК СССР, состоящий из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Положения Декларации и Договор об образовании СССР были закреплены принятием 11 Всесоюзным съездом Советов 1 конституции СССР в январе 1924 г.

В 30-е гг. окончательно оформилась та политическая система управления советским обществом, которая была тесно связана с функционированием государственной партии, обладавшей полномочиями верховной власти в стране.

Процесс преобразования коммунистической партии России в государственную партию начался в годы гражданской войны, когда наряду с Советами, призван­ными после Октября 1917 г. осуществлять власть в центре и на местах, стали создаваться в каждом уезде, волости, губернии и партийные комитеты. Опыт большевистской партии, рассчитанный на экстремальную ситуацию, помог партийным комитетам успешно освоить технику государственного управления и заменить Советы.

Превращению большевистской партии в государственную структуру власти способствовали глубокие изменения внутри самой партии.

В первую очередь к концу 20-х гг. в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927 г. 1200 тыс. человек. Подавляющая масса принятых тогда в партию - люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине. Ком­мунисты массовых призывов, прошедшие через борьбу против оппозиции, прочно усвоили основы репрессивного мышления: необходимость политического отсе­чения идейного оппонента и подавления всякого инакомыслия. Слой старой боль­шевистской гвардии становился все тоньше и тоньше. К тому же его верхушка, втянутая в борьбу за власть, была ослаблена, а затем и вовсе уничтожена.

Следующим важным шагом на пути превращения большевистской партии в государственную и утверждение административно-командной системы упра­вления в стране явился XVII съезд ВКП (б). Резолюции съезда позволили боль­шевистской партии непосредственно заниматься государственным и хозяйствен­ным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руковод­ству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим центрам партийной иерархии.

Прежде всего съезд ввел новую структуру партийных комитетов. Взамен "функционалки", как пренебрежительно был назван принцип организации парт­комовских отделов, создавали теперь "целостные производственно-отраслевые отделы". Возникали, таким образом, параллельные отделы парткомов, наряду с отделами по промышленности, сельскому хозяйству, культуре, науке и учебным заведениям и др. при исполкомах Советов. Однако функции этих одинаково названных отделов имели существенное различие. Политическая роль партийных комитетов на деле становилась решающей и приводила к подмене власти сове­тских и хозяйственных органов партийными. Врастание партии в экономику и государственную сферы с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы.

Существенным решением ХVII съезда явилось упразднение прежней системы партийно-советского контроля, предложенной еще Лени­ным. Съездом учреждалась новая децентрализованная, лишенная силы система контроля. Упраздняя Наркомат Рабоче-крестьянской ин­спекции, съезд преобразовал Центральную Контрольную комиссию, избираемую съездом, в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП (б).

Руководитель Комиссии назначался из числа секретарей ЦК. Одновре­менно была преобразована Комиссия инспекции при СНК Союза ССР в намечаемую съездом партии и утверждаемую ЦИК и СНК Союза ССР Комис­сию советского контроля при СНК Союза ССР. Руководитель и этой Ко­миссии назначался из числа заместителей председателя СНК Союза ССР. Таким образом, съезд учредил "зоны вне критики", деятельность проверяющих органов была взята под строгий контроль ЦК партии и Генсека.

Выстраиваемую съездом пирамиду партийно-государственного управления, на вершине которой прочное место занимал Сталин как Ге­неральный секретарь ЦК ВКП (б), дополнило и закрепило еще одно решение съезда. В уставе, принятом на этом съезде, принцип демо­кратического централизма был конкретизирован 4 пунктами, предложенными Сталиным: выборностью, отчетностью, подчинением меньшинства большинству и безусловной обязательностью для всех коммунистов принимаемых решений.

Утверждение власти административно-командной системы партий­но-государственного управления сопровождалось возвышением и укреп­лением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 г. в каждом районе создаются так называемые "тройки", в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В этом же году происходит численное увеличение милиции, которое переходит в подчинение Объе­диненного Главного политического управления (ОГПУ) на уровне Сою­за, выходя тем самым из республиканского подчинения. В декабре 1932 г. в стране введена особая паспортная система. Все сельское население страны, за исключением тех, кто проживал в приграничной 10-километровой зоне, было лишено паспортов и учитывалось по спис­кам сельсоветов. Строгий контроль за соблюдением паспортного режи­ма не позволял подавляющему большинству советских граждан самосто­ятельно решать вопросы о месте своего проживания.

В июне 1934 г. ОГПУ было преобразовано в Главное управление государственной безопасности и вошло в Наркомат внутренних дел. При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Усилению репрессивных действий во многом способствовали со­бытия на ХVII съезде партии, вошедшем в ее историю неофициально как "съезд расстрелянных". Действительно, из 1961 делегата съезда репрессиям было подвергнуто 1108, а из 139 членов ЦК, избранных на съезде, - 98.

Главной причиной репрессий, организованных Сталиным, явилось разочарование в нем как в Генеральном секретаре ЦК ВКП (б) определенной части партийных работников и коммунистов. Они осуждали его за организацию насильственной коллективизации, вызванный ею голод, немыслимые темпы индустриализации, приведшие к многочисленным жертвам. Недовольство это нашло выражение при голосовании за список Центрального Комитета. 270 делегатов выразили в своих бюллетенях вотум недоверия "вождю всех времен и народов". Более того, они пре­дложили пост Генерального секретаря С.М. Кирову, который, понимая всю тщетность и опасность их усилий, предложения не принял. Однако это Кирову не помогло: 1 декабря 1934 г. он был убит.

Машина репрессий набирала ход. В марте 1935 г. был принят Закон о наказании членов семей изменников Родины, а через месяц - Указ о привлечении к уголовной ответственности детей с 12-летнего возраста. Миллионы людей, подавляющее большинство которых не являлись винов­ными, оказались за проволокой и стенами ГУЛАГа. Невинные жертвы призывали к сопротивлению, с которым набравшая силу власть, расправлялась немедленно.

Сопротивление продолжалось и "наверху".

Особое место в антисталинском сопротивлении занимала группа во главе с М.Н. Рютиным. Он выступал в роли идеолога и организатора "Союза марксистов-ленинцев" (1932 г.), подготовил основной програм­мный документ этой организации "Сталин и кризис пролетарской дикта­туры", а также манифест - обращение "Ко всем членам ВКП (б)". Впер­вые авторитетные руководители обращались с апелляцией на действия Сталина ко всем членам парии. Рютин указывал, что кризис в стране - это результат не отдельных ошибок, а общей политики. Лозунг "ли­квидации кулачества как класса" - авантюристический, опирающийся на фальшивую основу. Целые районы находятся в условиях перманентной войны. Рютин и его последователи прямо призывали к свержению Сталина.

Расправа с членами "Союза" была скорой и вершилась в обстановке особой секретности. Находясь в заключении, Рютин теоретической деятельности не прекращал.

Впервые в "деле Рютина" была предпринята попытка соединения стихийного сопротивления с теоретическим обоснованием его. Не слу­чайно, видимо, к этому делу были подключены Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев. По прямому указанию Сталина они были исключены из партии и осуждены во внесудебном порядке.

В 30-е гг. раскрыто еще несколько групп, участники которых выступали против единовластия Сталина.

После убийства С.М. Кирова сопротивление значительно ослабло, хотя и не прекратилось, несмотря на террор.

На июньском (1937 г.) Пленуме ЦК ВКП (б) выступили член ЦК И.А. Пятницкий и нарком здравоохранения Г.Н. Каминский, которые пот­ребовали прекращения репрессий и смещения Сталина. Они были тут же арестованы.

С апелляцией на действия Сталина к мировому общественному мне­нию выступили "невозвращенцы" - В.Г. Кривитский, И. Рейсс, дипломаты Ф.Ф. Раскольников и А.Г. Бармин. В стране их представили как отщепенцев, дискредитирующих СССР накануне нападения на него фашистской Германии.

Среди тех, кто открыто и без боязни выступал против Сталина, был академик И.П. Павлов. В своих письмах в Совнарком он писал о том, что "мы живем в режиме террора и нажима", что "все происхо­дящее в стране - гигантский эксперимент".

Важнейшим фактором общественно-политической жизни советского общества 30-х гг. стало принятие в декабре 1936 г. Конституции СССР. Ее текст содержал много демократических норм: отменялись ог­раничения прав граждан по классовому признаку, вводилось всеобщее, прямое, равное, тайное голосование, провозглашались такие права и свободы граждан, как неприкосновенность личности, тайна переписки и др. Но Конституция не имела механизма реализации и оставалась документом-декларацией, резко расходившимся с реальной жизнью 30-х гг.

Между тем наша страна добилась ощутимых результатов в экономическом и культурном развитии. В стране поддерживался трудовой энтузиазм у значительной части людей; у них был довольно оптимистический жизненный тонус; они находились в состоянии повышенной мобилизационной готовности, что имело немаловажное значение в условиях надвигавшейся войны. Значит действовали какие-то другие причины.

Важнейшими факторами, объяснявшими, почему советские люди сумели перенести столько страданий, лишений, невзгод и сохранить при этом стойкость духа и достойно, не согнувшись, встретить врага в начавшейся в 1941 г. Великой Отечественной войне, были следую­щие.

Для большинства граждан страны сложившийся в 30-е годы государственный строй был легитимным, так как он был закреплен в кон­ституции. Психологически они были уверены в прочности государства, которое признали во всем мире, которое одерживает победы в спорте, искусстве и т.д. Образ жизни - считали справедливым, хотя и была невероятная бедность и тьма недос­татков.

Идея тернистого пути к светлому будущему вдохновляла многих людей.

Не следует сбрасывать со счетов социальные завоевания 30-х годов: бесплатное образование, медицинское обслуживание, практически бесплатное жилье и др. К концу второй пятилетки по срав­нению с 1933 г. явно были сдвиги к улучшению материального благосостояния.

У большинства населения одобрение вызывали массовые выдви­жения во всех звеньях государственного, партийного и хозяйственного руководства. Во всех этих сферах была значительной прослойка представителей трудовых слоев. У простых людей появилась реальная возможность "выйти в люди": стать крупным военачальником, советским и партийным работником, ученым и т.д. Власть, хорошо понимая и улавливая эти настроения, время от времени устраивала чистки начальства. Рядовые работники, "винтики", люди труда, стаханов­цы, ударники в официальной пропаганде ценились очень высоко; соз­давался культ человека труда.

В 30-е годы отсутствовала явная безработица. Таким образом, большинство народа поддержало партийно-государственное руководство. Хотя оставалось много недовольных и враждебно настроенных к существующему строю людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.