Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марийцы в период гражданской войны




После Октябрьских событий 1917 г., и особенно после разгона большевиками избранного всем народом Учредительного Собрания (январь 1918 г.), страну охватило пламя братоубийственной граж­данской войны. Поначалу у большинства марийцев к ней было в ос­новном нейтральное отношение: они хотели и надеялись остаться в стороне от схватки "красных" и "белых". Большевистская револю­ция на первых порах ничего не дала марийским крестьянам - ни хорошего, ни плохого. Ведь здесь не было помещиков, почти не было богатых кулаков-хуторян, земли и имущество которых можно было захватить и разделить между собой. Поэтому вполне понятным, ес­тественным для крестьян мари было нейтральное, выжидательное отношение. Оно передавалось интеллигентам, недавним выходцам из крестьянских семей, не утратившим еще связей с народом, а так­же грамотным крестьянам, участвовавшим в национальном движе­нии.

Между тем само национальное движение стало меняться, в него был внесен раскол по партийно-политическому признаку. По реше­нию февральского съезда наряду с Центральным союзом мари в Ка­зани был создан Комиссариат мари при Казанском губернском Сове­те во главе с Владимиром Мухиным, одновременно в Уфе - Марий­ский комиссариат во главе с Сатаем Уразбаевым. Казанский Комис­сариат отстранил от руководства газетой "Ужара" прежних редакто­ров, сделав газету рупором большевистских идей. Но поскольку само название газеты в народе было связано с иными идеалами, газета вско­ре была закрыта. Вместо нее стала издаваться чисто политическая партийно-коммунистическая газета "Йошкар Кече" ("Красное Солн­це"). При местных Советах и большевистских комитетах стали создаваться марийские отделы и секции. Летом 1918 г. был открыт Центральный отдел мари в Москве при Народном комиссариате по делам национальностей. Его руководителем стал бывший учитель, офицер, одним из первых среди марийских деятелей перешедший к большевикам, Николай Алексеевич Алексеев.

Примкнувшие к большевикам В. Мухин, Н. Алексеев, художник Александр Григорьев и другие способствовали укреплению советс­кой власти. А демократические деятели, группировавшиеся вокруг Центрального союза мари и газеты "Ужара", были отстранены от об­щественно-политической деятельности. Поскольку национальный вопрос был провозглашен общегосударственным делом, считалось, что надобность в национальных объе­динениях на местах отпала. В декабре 1918 г. Центральный союз мари ре­шением Центрального отдела мари при Наркомнаце был ликвидирован, как сказано в документе, "навсегда". Мало кто понимал, что таким образом марий­ское демократическое национально-освободительное движение, войдя в ранг политики государства, по сути утрати­ло свою самостоятельность.

Перед национал-демократами встал мучительный выбор: последовать за новой властью или вести с ней борьбу. Нужно отметить, что лишь небольшая группа марийских деятелей перешла на сторону белых. Белый ла­герь пугал марийцев лозунгами возвращения к "единой и неделимой" Российской империи без каких-либо автономных прав для малочис­ленных нерусских народов; следование за ним означало возврат к тем временам, когда народ мари, как и другие "инородцы", испытывал всевозможные национальные притеснения. Но и большевистский режим пугал своей жестокостью. Для многих просветителей-демок­ратов оставалось только одно: уйти от политической жизни в куль­турную деятельность, в учительскую, издательскую работу, что­бы воспользоваться теми возможностями, которые предоставила новая власть. Хотя учить в школе детей, печатать статьи в газетах можно было только под контролем коммунистов, как и пропове­довать только те мысли, которые отвечали большевистским взгля­дам, все же сама по себе возможность преподавать на родном язы­ке, издавать газеты, брошюры, листовки на родном языке была за­манчива.

Таким образом, годы гражданской войны отмечены всплеском работы по развитию марийской литературы, печати, школы; были открыты первый театр, музеи с показом жизни, обычаев, предметов народного искусства и ремесел и т. д., началась ликвидация негра­мотности взрослого населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.