Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории ИС

 

Выделяют 11 категорий:

1. Операционно-информационные системы – обрабатывать генерируемые в ходе бизнес операций данные.

2. Системы обработки транзакций (последовательность операций по удовлетворению запроса) – позволяют накапливать и трансформировать данные о транзакциях и генерировать необходимую информацию.

3. Системы контроля над произв. процентами осуществляют мониторинг и контроль над процессами производства.

4. Офисные автоматизированные системы – позволяют ускорить офисные процедуры, способствуют улучшению коммуникаций и повышению производительности.

5.Информационные системы менеджмента – обеспечивают информацией и поддержку принятия эффективных управленческих решений.

6.ИС отчётности – обеспечивают информацию в форме предписанных отчётов.

7.Система поддержки принятия решений – обеспечивает необходимую менеджерам в процессе принятия решений интерактивную поддержку.

8.Система информации исполнительного руководства – обеспечивает высший менеджмент специальной организационной информацией.

9.Системы поддержки групповых решений – это интерактивные компьютерные системы, которые облегчают принятие групповых решений.

10.Экспертные системы – способствуют разрешению повторяющихся проблем в узких областях деятельности.

11.Другие ИС

 

 

Информационная модель предприятия.

Информационная модель предприятия – это подмножество бизнес-моделей, описывающие существующие информационные потоки на предприятии, правила обработки и алгоритм маршрутизации элементов информационного поля в соответствии со сложившимися или проектируемыми организационными коммуникациями.

Для построения такой модели необходимо провести анализ важнейших видов информационных коммуникаций.

 

Виды организационных коммуникаций

Разделяют коммуникации в рамках организации сверху вниз, снизу вверх, по горизонтали.

Нисходящие коммуникации включают исполнение целей и стратегий принятых менеджерами высшего уровня, приказов и инструкции, формальные правила и процедуры, оценку результатов деятельности младшего персонала и внедрение норм корпоративной культуры.

 

 

 

 


 

Схема информационного процесса

           
   
 
 
 
 
    Использова ние
   
 

 


Канал

 

 
 

 


з

 

 
 
Запоминание

 

 


 

 

Функциональная структура предприятия

Нисходящие, восходящие и горизонтальные коммуникации, а также сопровождающие их информационные потоки могут быть конкретизированы с позиции организационной структуры предприятия. Организационная структура представляет собой инструмент менеджмента по управлению ресурсами в процессе выполнения задач.

Отдел маркетинга
Отдел прогнозирования
Отдел стратегич. планирования
Отдел инвестиций
Финансовый отдел
Отдел логистики
Директор
Пример орг. структуры предприятия:

 

 

           
 
   
Производство
     
Бухгалтерия
 
 
   
 
   
Отдел кадров
 

 

 


Функциональная структура предприятия предусматривает группировку по принципу близости видов деятельности и использования ресурсов. Сотрудники и средства производства объединяются в единицы, отделы.

 

 

Информационные потоки на предприятии

Современное предприятие пронизано материальными потоками, а именно: движением материальных ресурсов, незавершённого производства, готовой продукции. Информационные потоки генерируются материальными потоками и представляют собой потоки сообщений в речевой, документированной и других формах.

В самом общем виде можно выделить: логистический, стратегический, финансовый боки.

В качестве логистического блока рассмотрим пример процесса управления закупками.

 

 

Долгосрочные соглашения Допустимые условия закупок

       
   


Нормы снабжения Стандарты качества

       
 
   

 

 


Управление закупками Цель: идентификация процесса управления закупками для проектирования ИС. Точка зрения: руководитель отдела логистики
Данные по запасам Отклонённые заявки

Заявки Договора, контракты

Планируемый объем произ-ва Счета к оплате

Инф-ция по источн. снабж. Товары на склад

Инф-ция о ходе выполн. заказа Возврат товаров

Поставляемая продукция Обновленные данные по запасам

       
   


Отдел планирования Заказывающие подразделения

 

Бухгалтерия Отдел логистики

 

 

Склад

 

 

В качестве стратегического блока рассмотрим информационную модель взаимодействия отдела стратегического планирования со смежными подразделениями и внешней средой.

 
 

 


7)

2)

 

 

1)

 

3)

6)

 

4)

5)

 

 

Взаимодействие отдела стратегического планирования с руководителем предприятия строится на основе двух потоков информации: первый направлен от руководства и содержит ТЗ на разработку стратегических планов, исходные данные для анализа и планирования деятельности; второй исходит от отдела стратегического планирования и содержит выполненные задания (отчёты, планы).

Финансовый отдел снабжает отдел стратегического планирования исходными данными о финансовом состоянии предприятия, а отдел стратегического планирования совместно с отделом прогнозирования направляет встречным информационным потокам отчёты и прогнозы по финансовому состоянию предприятия.

Отдел инвестиций в ответ на информацию об имеющихся альтернативных проектах направляет информацию о стоимости проектов, включая мониторинг бюджета проектов, а также проектную информацию. Кроме того, в отдел стратегического планирования поступает информация о текущем использовании ресурсов проекта и управлении предметной областью проекта. В ряде случаев отдел инвестиций может самостоятельно инициировать информационный поток по созданию нового проекта.

От планово-экономического отдела исходят данные о планировании деятельности службы и в ответ на соответствующий запрос направляются калькуляции себестоимости производства и реализации продукции.

От отдела стратегического планирования поступают планы работ и отчёта о выполнении панов.

Взаимодействие отдела стратегического планирования с внешней средой идёт по пути постоянного анализа альтернативных технологий, социальных перемен, изменений в законодательстве, представляющих потенциальные угрозы и несущие возможные выгоды. От внешней среды в лице стороннего заказчика может исходить запрос о выполнении определённого рода работ (по профилю) отдела, включая ТЗ, договор на выполнение работ. В этом случае отдел стратегического планирования направляет встречным информационным потокам результаты своей работы, которые являются предметом в заключение договора.

В ответ на текущие запросы отдела стратегического планирования отдел прогнозирования предоставляет информацию о прогнозах по ключевым сегментам, потенциальным рыночных опасностях (появление новых товаров, изменения в сегментах, прогнозах необходимого бюджета).

Отдел стратегического планирования направляет задание для проведения маркетинговых исследований, информацию о выбранной корпоративной стратегии, миссии предприятия, стратегии хозяйственных единиц, стратегических маркетинговых целях и приоритетах деятельности предприятия и другую информацию.

Отдел маркетинга предоставляет отделу стратегического планирования информацию о проведённом конкурентом анализе – силы бизнеса фирмы и её конкурентов по сегментам и рынкам, об оценке доли рынка предприятия и его конкурентов на анализируемом сегменте или рынке, о профиле конкурентных преимуществ предприятия и конкурентов по рынкам и сегментам, о результатах матричного анализа (матричном представлении информации о перспективах ассортиментной политики с позиции жизненных циклов предлагаемых товаров, информацию о перспективах инвестирования в зависимости от конкурентных позиций предприятия и возможности развития сегмента, информацию о возможных расхождениях результатов актуальных стратегий роста прибыли и корпоративных целей), информацию для формирования корпоративной стратегии и стратегии каждой хозяйственной единицы.

Финансовый блок

       
 
 
   

 

 


1) 4)

       
 
Отдел инвестиций
 
Бухгалтерия

 


3)

Финансовый отдел
Планово-экономический отдел
2)

 

 

5)

 

Информационная модель финансового блока

Финансовый блок может значительно варьироваться в зависимости от особенностей предприятия и принятой схемы учёта. Это обусловлено многообразием финансовых отношений, связанных с формированием и увеличением уставного капитала предприятия, связанных с возникновением вновь созданной стоимости с предприятиями в процессе их производственной и коммерческой деятельности, между предприятием и финансовой системой, между предприятием и банковской системой в процессе хранения денег на банковских счетах и прочее.

В самом общем виде информационные потоки финансового блока можно формализовать следующим образом:

1) по поручению руководства предприятия на основе решения о выполнении инвестиционного проекта отдел инвестиций направляет информацию о проекте в финансовый отдел. Финансовый отдел генерирует ответный финансовый поток о принятии проекта или его отклонении по причине ограниченности финансовых ресурсов;

2) финансовый отдел при условии положительной информации отделов маркетинга, прогнозирования и стратегического планирования инициирует запрос в планово-экономический отдел о возможности выполнения инвестиционного проекта;

3) планово-экономический отдел в ответ направляет информацию о затратах на производство и реализацию продукции, экономических последствиях осуществления проекта.

Финансовый отдел направляет контролирующие запросы в бухгалтерию о своевременности и полноте выполнения обязательств перед финансовой системой, банками, страховыми организациями, партнёрами, персоналом. Финансовый отдел направляет информацию руководству предприятия о финансовых результатах работы.

3) планово-экономический отдел тесно сотрудничает со всеми структурами финансового блока, являясь связующе важным звеном между этим блоком и производством.

На предприятии планово-экономическая информация в рамках финансового блока может быть задействована по трём направлениям – информация для финансово-кредитного планирования, информация для оперативного планирования, информация для экономического анализа и контроля.

4) руководство предприятия направляет в бухгалтерию информацию об учётной политике (утверждённый план счетов бухучёта, содержащий синтетические и аналитические счета необходимые для ведения бухучёта в соответствии с требованиями современности и полноты учёта, формы первичных учётных документов, принимаемых для оформления хозопераций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также формы первичных документов для внутренней бухгалтерской отчётности, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств, правила документооборота и технология обработки учётной информации и порядок контроля за хозоперациями), а также другие решения необходимые для организации бухучёта.

Бухгалтерия генерирует и направляет в финансовый отдел бухгалтерскую информацию, состоящую из бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках, приложений к ним (отчёт о движении денежных средств, приложений к бухгалтерскому балансу и других отчётов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухучёта), пояснительной записки, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчётности организации, если она в соответствии с законом подлежит обязательному аудиту.

5) финансовый отдел предоставляет информацию во внешнюю среду: годовую и периодическую бухгалтерскую отчётность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственника её имущества, а также территориальным органам госстатистики по мессу их регистрации.

 

Информационные потоки между предприятием и потребителем

Не менее важное значение имеют потоки информации между предприятием и внешней средой. Они используют для своего движения маркетинговые каналы, то есть совокупность взаимосвязанных организаций, предоставляющих возможность использования или потребления товаров. Информационные потоки в каналах рассматриваются в рамках прогрессивной системы эффективного отклика на запросы потребителей (ECR). Система предполагает адекватный спросу объём поставок продукции и включает такие области, как управление, маркетинг, логистику и поток товаров, а также розничную торговлю ECR применительно к различным отраслям промышленности

 
 


Физич. обладание Физич. обладание Физич. обладание

Право собственности Право собственности Право собственности

и Переговоры Переговоры Переговоры

 

Финансирование Финансирование Финансирование

Риски Риски Риски

 

Размещение заказов Размещение заказов Размещение заказов

 

Оплата Оплата Оплата

 

 

В соответствии с системой эффективного отклика на запросы потребителей на нижеследующем рисунке используются следующие компоненты:

1) работа с клиентами;

2) размещение товара в торговом зале или на полке магазина;

3) получение продукции магазином;

4) подбор, подготовка, погрузка товара для магазина;

5) помещение на хранение;

6) разгрузка транспорта и получение товара;

7) сбор данных о спросе на продукцию, поступающих с кассового сканера;

8) анализ частоты пополнения и размещения товарных запасов;

9) ввод данных о полученном товаре магазином;

10) подробное заполнение заявок;

11) поддержание необходимого уровня запасов по количеству и ассортименту;

12) ввод данных о получении товаров распределительным центром;

13) поддержка необходимого уровня товарных запасов в магазине и распределительном центре;

14) поставка с уведомлением;

15) составление графиков пополнения товарных запасов, прогнозирование спроса;

16) стимулирование сбыта, ценообразования, предоставление информации о товаре, обработка заявок;

17) программа непрерывного пополнения товарных запасов;

18) движение товара;

19) информация для клиента;

20) выбор корпоративной стратегии;

21) формулировка стратегии более низкого уровня;

22) поиск и анализ информации о потребителе;

23) оплата и поддержание товарных запасов;

24) представление счетов-фактур;

25) определение оптимального объёма продаж на базе экономико-математических методов и моделей;

26) сопоставление данных о поступившей продукции с информацией товарной накладной и счёта-фактуры;

27) распределение прямых затрат на приобретение товара;

28) распределение прямых затрат на хранение;

29) распределение прямых затрат на поставку;

30) сопоставление данных о поступивших товарах с данными товарной накладной и счёта- фактуры;

31) анализ периода окупаемости, размещение товаров в магазине;

32) учёт объёма продаж производителя (поставщика).

Магазин Распределительный центр Штаб-квартира Производитель

клиента клиента

Касса Торг.зал Склад Поставка Хранение Получение Учёт Продажа и

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
покупка

                                           
   
 
 
       
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
     
 
 
     
 

 

 


 

Связь компонентов информационной модели предприятия с современными информационными системами

Компоненты информационной модели ИТ
Предприятие в целом Финансовый отдел   Отдел инвестиций Планово-экономический отдел Бухгалтерия Отдел стратегического планирования Отдел прогнозирования   Отдел маркетинга Отдел логистики   Отдел ИТ Предприятие—внешняя среда Корпоративные ИС ИС финансового управления, ИС бюджетирования ИС инвестиционного анализа ИС к управлению проектами ИС анализа финансового состояния ИС подготовки бизнес-планов ИС прогнозирования деятельности предприятия ИС маркетингового анализа Используются модули логистики комплексных ИС Аппаратные средства Устройства коммуникации и сети, ИС электронной коммерции

 

 

Организация корпоративных систем

 

Корпоративные ИС – это ИС, поддерживающая оперативный управленческий учёт на предприятии и представляющая информацию для оперативного принятия управленческих решений. Стандартов, определяющих функционирование КИС пока нет, но существуют широко распространённые методики: MRP ІІ, ERP.

MRP ІІ и ERP фактически являются стандартом управления бизнесом в масштабах предприятия. Российские подходы в этой области ограничиваются описанием АСУ, в которые входят САПР и АСУТП.

КИС – это управленческая идеология, объединяющая бизнес стратегию предприятия (с встроенной для её реализации структурой) и передовые ИТ. Центр тяжести при этом лежит на отработанной структуре управления, автоматизация выполняет второстепенную рол. Обобщающая структура управления бизнесом включает в себя 4 основные блока: объект управления, блок управления. ресурсы, математическая модель. Всё остальное – это рпавило взаимодействия между ними.

“Корпоративность” в термине КИС означает соответствие системы нуждам крупной фирмы, имеющей сложную территориальную структуру. ИС отдельно составляющих фирму подразделений: финансовых, экономических, маркетинговых и других – не может претендовать на корпоративность.

Основная задача КИС состоит в поддержке функционирования и развития предприятия. Несмотря на то, что сфера деятельности предприятия (производство, услуги) могут быть различными, в общем виде задачи управления схожи. Они заключаются в организации управления поступающими на вход предприятия ресурсами для получения на выходе необходимого результата. Поэтому информационная структура организации должна быть описана характерными законами управления, регламентирующими управляющее воздействие на систему. Крупному промышленному предприятию целесообразно использовать КИС, которые соответствуют законам управления MRP ІІ.

Рассмотрим взаимоотношения ИСУП и КИС на нижнем операционном и верхнем стратегическом уровнях управления. Исходными данными для КИС являются данные об основных ресурсах, которыми необходимо управлять (финансовых, материальных, кадровых, информационных), которые на выходе трансформируются в результат основной деятельности предприятия. По мере движения вверх по управленческой пирамиде происходит структурирование первичной информации, её отбор и отчёты для высшего руководства содержат несколько значимых для выработки стратегических решений величин. Интегрированные системы управления предприятием же охватывают слой, осуществляющий оперативный учёт (OLTP) и слой, в котором хранятся структурированные (систематизированные в соответствии с требованиями среднего управляющего персонала) корпоративные данные. Вместе с тем они образуют управленческую ИС нижнего уровня (MIS), позволяющую менеджерам видеть информацию интересующую конкретно их. Большинство ИСУП являются фундаментом для построения КИС.

Стратегических слой начинается с систем поддержки принятия решений (DSS), которые могут включать в себя ситуационные центры, средства многомерного анализа данных и прочие инструменты аналитической обработки (OLAP).

Используемые на этом уровне специальные математические методы позволяют прогнозировать динамику различных показателей, анализировать затраты по различным видам деятельности, уяснять их детальную структуру, формировать подробные бюджеты по разным схемам, Можно выделить несколько типов предприятий в зависимости от числа видов конечной продукции и объёмах выпуска в натуральных показателей:

1) предприятия единичного производства (большое разнообразие выпускаемой продукции);

2) предприятия мелкосерийного, серийного и крупносерийного типов производства (чем выше серийность, тем ниже универсальность оборудования, уже специализация рабочих, меньше видов готовой продукции);

3) предприятия массового производства (характерно узкоспециализированного оборудования (конвейеры, поточные линии, технологические комплексы), множество видов выпускаемой продукции с максимальным объёмом выпуска).

Каждому из этих типов производства соответствуют свои методы управления.

Для предприятий первого типа – это сетевые модели: методы PERT и MRP ІІ; для второго: MRP ІІ; для третьего типа: “Канбан”, MRP ІІ.

 

Стандарт методов управления производством и дистрибуции MRP ІІ

Этот стандарт представляет собой набор проверенных на практике принципов, моделей и процедур управления и контроля, направленных на повышение экономической деятельности предприятия.

Структура MRP ІІ соответствует функциональным группам системы: планирование продаж и производства, управление спросом, составление плана производства, планирование материальных потребностей, спецификация продуктов, управление складом, плановые поставки, управление на уровне производственного цеха, планирование производственных мощностей, контроль показателей на входе и выходе, материально-техническое снабжение, планирование ресурсов реализации товаров, планирование и контроль производственных операций, финансовое планирование, оценка результатов деятельности.

Усовершенствованные MRP-системы включают:

ü архитектуру клиент-сервер;

ü реляционную базу данных;

ü графический интерфейс пользователя;

ü поддержку распределённых баз данных;

ü интерфейсные системы для поддержки решений;

ü автоматизированный электронный обмен документов, совместный с различными операционными системами.

 

Организация ИС в соответствии со стандартом MRP ІІ

Целью является обеспечение оптимального формирования потока материалов (сырья, полуфабрикатов) и готовых изделий; для соответствия стандарту MRP ІІ необходимо обеспечить реализацию в ИС основных функций MRP ІІ. Для правильной организации, создания и применения ИС по стандарту MRP ІІ должны быть обеспечены следующие функции:

1) информирование руководства предприятия о результатах деятельности всех подразделений (заказы, виды ресурсов, выполнение поставленных задач);

2) оптимизация потоков материальных ресурсов;

3) сокращение избыточных ресурсов на складах;

4) сокращение непроизводственных затрат;

5) оперативное, краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное планирование деятельности предприятии;

6) планирование и оперативный контроль над циклом производства для повышения эффективности использования производственной мощности и используемых ресурсов;

7) создание гибкой ИС в отделе реализации продукции (контроль над платежами, отгрузкой продукции и сроками выполнения договорных обязательств);

8) автоматизация финансовой деятельности и предоставление её результатов на уровень руководства предприятием;

9) уменьшение совокупной стоимости владения средствами ИТ;

10) гибкое изменение системы в зависимости от нужд предприятия.

Для стандарта MRP ІІ является естественным использование иерархии планов.

Иерархия планов – это зависимость планов нижних уровней от планов более высоких уровней путём соответствия заданных выше показателям-ограничителям. Связь планов подразумевает и возможность обратного воздействия.

 

стратегическое планирование

       
   
 
 


бизнес-планирование

       
   
 
 


планирование объёмов продаж и производства

(объём продаж (прогноз), производство, запасы, отгрузка, незавершённое производство)

       
   
 
 

 


планирование ресурсов

 

 

главный план-график производства

       
   
 
 

 


планирование потребностей в материалах

 

 

планирование потребностей в мощностях

 

 

Система управления ERP

ERP-системы можно использовать крупными предприятиями для управления потоками данных и их хранения. Они способствуют развитию электронного бизнеса предприятия.

Если основное внимание MRP ІІ направлено на управление производственными ресурсами, методы ERP претендуют на управление всеми ресурсами, имеющимися на предприятии (персоналом, финансами). ERP учитывает лучше корпоративную структуру предприятия, его международный масштаб. ERP-системы реализуют управление удалёнными предприятиями и сбытовыми подразделениями по всему миру.

Содержание современной системы управления предприятием в соответствующей концепции ERP представлено следующим образом:

1) управление цепочкой поставок SCM;

2) усовершенствование планирования и составление расписаний APS;

3) модуль автоматизации продаж SPA;

4) автономный модуль, отвечающий за конфигурирование SCE;

5) окончательное планирование ресурсов FRP;

6) интеллект бизнеса, OLAP-технологии;

7) модуль электронной коммерции EC;

8) управление об изделии PDM.

Концепция ЕRP может быть реализована одной интегрированной системой или набором программного обеспечения. В последнем случае один из программных продуктов используется как базовый, а другой специализированные программные продукты интегрируются поверх базы.

 

Планирование разработки и этапы построения корпоративных ИС

 

При формировании ИС необходимо чётко определить последовательность и сформулировать содержание каждого этапа работ.

Первой задачей является формирование управляющего звена, группы внедрения; функцией управления будет выбор стандарта, в соответствии с которым создаётся система, ведётся её проектирование и текущее управляющее воздействие. После завершения формирования рабочей группы следует поэтапная работа:

1) анализ сложившихся бизнес-процессов и выводы относительно путей их совершенствования;

2) анализ текущих потребностей и потребностей в информационных проектах, которые могут возникнуть в будущем. Разработка концепций технологического перевооружения программных продуктов;

3) формализуются требования к корпоративной ИС;

4) реализуют предварительные разработки третьего, воплощая их в реальное планирование, путём множества согласований. Происходит учёт таких ресурсов как время, финансовые возможности, планы производства;

5) окончательно формируется чёткое решение, открывающее возможность внедрения КИС.

 

Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений

 

Классификация управленческих ИС

Современные управленческие системы построены как с применением аналитических инструментов, так и на основе базовых ИТ. Применяется 3 вида классификации подобных систем управления:

1) по виду решаемой задачи;

2) по масштабу решаемой задачи;

3) по их технологическому построению.

Наиболее важным является первый тип классификации.

Сейчас величину ИС рассматривается как для автоматизации труда одного специалиста, так и для коллективной рабочей группы сотрудников и для применения территориально распределённой корпорации.

Системы 1-го типа преднозн. для автомат-ими труда узкою спец-та.

Системы 2-го типа обесп-ет колект-ую работу пользователей в режиме реального времени с единой база данных требующей администр-я спровот-я.

Системы 3-го типа вкл. в себя акалит. системы групп пользователей, и ср-ва взмд-я с удаленными подразделениями корпорации.

М. выделить 10 типов упр-х ИС.

 

 

Классификация управляющих ИС

 
 

 

 


 

Перечисленные выше 10 типов рассмотрим подробнее.

1. Анализ финансового состояния предприятия или кредитного учреждения, выполняемый по внешним публичным данным, таким как баланс, отчёт о финансовых результатах, иногда приложение к балансу и отчёт о движении денежных средств позволяет выполнить следующие системы: Audit Expert (Про-Инвест Консалт), Альт-финансы (Корпорация Альт), АБФИ (Вестона), Аналитик (АФСП).

2. Инвестиционный анализ – для комплексной оценки эффективности инвестиционных проектов и принятие решения об их финансировании: Project Expert (Про-Инвест Консалт), Альт-инвест.

3. Подготовка бизнес-планов, учитывающих варианты схем производства, сбыта и финансирования, проводящих комплексный анализ маркетинговой ситуации, чувствительности проекта по основным параметрам, производят с помощью Project Expert, Альт-инвест.

4. Маркетинговый анализ позволяет оценить положение компании на рынке, провести сравнительный анализ её сбытовой деятельности с конкурентами, сформировать оптимальную структуру сбыта, определить доходность различных сегментов рынка и товаров, долю рынка компании, темпы роста и другое. Системы Marketing Expert, Касатка и другие.

5. Планирование и управление проектами применяется для разработки расписания исполнения проекта, определения критического пути и резервов времени исполнения операций проекта, оценки потребностей проекта в финансировании, материалах и оборудовании, анализа рисков и планирование расписаний с учётом рисков и т.д.. Системы: MS Project (Microsoft)? Open Plan (Wellcome Software Technology), BAAN и другие.

6. Бюджетирование обеспечивает планирование, учёт и анализ по центрам финансовой ответственности бизнесом, продуктом в плане активов и пассивов, доходов и расходов, расчёт финансового результата и осуществляется системами: Hyperian Pillar, Comshare MPC, Контур корпорация, Бюджет (Inter Soft Lab).

7. Логистика занимается движением товаров и материалов от поставщика до потребителя (закупка товаров, их хранение и реализация). Системы: Парус-Корпорациямодуль управления логистикой “Закупки, склад, реализация”;BAAN-4-Производствомодуль “Сбыт, снабжение, склады”.

8. Финансовое управление, включающее помимо задач бюджетирования задачи финансового плана управленческого учёта, трансфертного управления ресурсами, оценки бизнеса по методу A, B,C, анализ активов, пассивов, рисков. Системы: Oracle Finance, Service Application, Контур-Корпорация, Финансовое управление (Inter Soft Lab) и другие.

9. Управление персоналом направлено на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации. Программные продукты: многофункциональные экспертные системы профориентации, группового анализа, формирования штатного расписания и другие (Босс-Кадровик).

10. Прогнозирование деятельности предприятия включает специализированные универсальные системы прикладного программирования, системы долгосрочного прогнозирования: прогнозирование с помощью электронных таблиц Excel (MS), Forecast Expert (Про-инвест Консалтинг), Альт-прогноз.

Для предприятия в целом используются корпоративные ИС: по их величине

КрупныеSAP/R3 (SAPAG), BAAN (BAAN), BPCS (ITS/SSA), Oracle Application;

СредниеJDEdwards (Robertson&Blums), MFG-Pro (QAP/BMS), SyteLine (СОКАП/SYMAX);

МалыеConcorde XAL, Exact, NS-2000, Platinum, Pro/Mis, SCALA, Босс-Корпорация, Галактика/Парус, SimSystems, Ресурс, Эталон;

Локальные1С. Альт, БЭСТ, Инотех, Инфин, Инфософт, Супер-Менеджер, Турбо-Бухгалтер, Инфо-Бухгалтер.

 

Технологии автоматизации аналитических исследований

 

Рынок BisnessIntelegence (BI) – интеллектуальная поддержка управленческих решений – состоит из 5 сегментов:

1. OLAP-продукты;

2. Инструменты добычи данных;

3. Средства построения хранилищ и витрин данных;

4. Управленческие ИС и приложения;

5. Инструменты конечного пользователя для построения отчётов и выполнения запросов.

OLAP-продукты классифицируются по трём основным признакам: по способу хранения данных, по месту нахождения OLAP-машины, по степени готовности к применению.

 

 

Классификационные признаки систем аналитических исследований

 

Основание для классификации Классификационные признаки
Способ хранения данных   Место размещение OLAP-машины     Степень готовности   Инструменты добычи данных   Средства построения хранилищ и витрин данных   Инструменты конечного пользователя для выполнения запросов и построения отчётов Многомерные OLAP-продукты (MOLAP), исходные и многомерные данные хранятся в многомерной БД или в многомерном локальном кубе, что обеспечивает высокую скорость выполнения OLAP-операций. Реляционные OLAP (ROLAP), исходные данные хранятся в реляционной БД или в плоских локальных таблицах на файл сервере. Гибридные OLAP (HOLAP), исходные данные остаются в реляционной базе, а агрегаты размещаются в многомерной. OLAP-серверы, вычисления и хранения данных выполняются сервером, клиентское приложение получает результаты запросов к многомерным кубам, хранящимся на сервере. Некоторые OLAP-серверы поддерживают 3 способа хранения данных (см. выше). OLAP-клиенты, построение многомерного куба и OLAP вычисления выполняются в памяти клиентского компьютера. OLAP-клиенты также поддерживают 3 способа хранения (см. выше) OLAP компоненты, с помощью которых разрабатывается клиентские OLAP программы; а также инструментальные OLAP системы, предназначенные для создания аналитических приложений и бывают системами для программирования и системами для быстрой настройки. Конечные OLAP-приложения – это готовые прикладные решения для конечного пользователя, требующие только установки и настройки.   Методы добычи данных – являются составной частью процесса поиска полезных знаний в разрозненных данных. Дерево решений – позволяет представить правила в иерархической структуре. Ассоциативные правила – позволяют находить закономерности между связанными событиями. Генетические алгоритмы – применяются для решения задач оптимизации. Нейронные сети – реализуют алгоритмы обратного распространения. Ошибки и применяются для восстановления пропуска данных, прогнозирования и поиска закономерностей. Средства построения хранилищ данных: средства проектирования хранилищ данных входят в состав реляционных и многомерных СУБД; средства извлечения, преобразования и загрузки данных обеспечивают процессы при переносе данных из одного приложения или системы в другую; готовые предметно-ориентированные данные, в которых уже имеются механизмы построения хранилищ и витрин данных. Инструменты выполнения запросов и построения отчётов предназначены для формирования запросов к ИС в пользовательских терминах, их исполнения, просмотр полноценных отчётов. Эти системы могут быть встроены в состав OLAP-систем.

 

Технология анализа финансового состояния предприятия

 

Современные ИТ предъявляют повышенные требования к качеству и полноте финансовой информации. Таких требований 8:

1) финансовая информация должна находиться в нужном месте, данные находятся там, где в них возникает потребность, где непосредственно потребителям будет удобнее их взять;

2) Финансовая информация должна поступать в нужное время, сбор данных выполняется так часто, как этого требуется для поддержки их актуальности;

3) финансовая информация должна поступать в нужном объёме; собирать все данные, включая первичные;

4) финансовая информация должна находиться в нужном виде, исходные данные должны быть предварительно обработаны для удобства использования; для этого на основе собранной первичной информации вычисляется различные сводные показатели, позволяющие представить данные в необходимом виде и с нужной степенью обобщения;

5) финансовая информация должна быть сопоставима. Вся информация должна быть стандартизирована в масштабах предприятия. Это подразумевает, во-первых, единого классификатора нормативно-справочной информации, во-вторых, использование одинакового набора реквизитов для всех данных одного вида;

6) должна существовать единая версия “корпоративной правды” – все потребители данных всегда используют единую версию информации с целью избежать несогласованных действий;

7) должно идти накопление корпоративных знаний. Исторические данные обо всех аспектах деятельности предприятия должны храниться для того, чтобы быть быстро полученными;

8) должны поддерживаться изменения в бизнесе. Необходимо иметь возможность легко изменить и расширить состав информации в процессе работы.

 

Технология управленческого и финансового учётов

 

Управленческий и финансовый учёт различаются по целям учёта и субъектам, использующим собранную информацию. Финансовый учёт регистрирует, классифицирует, анализирует, суммирует и обобщает результаты работы всем заинтересованным сторонам. Управленческий учёт выполняет 2 функции: помогает руководителям в планировании и осуществлении контроля. Структуру управленческого и финансового учёта приведём в таблице:

 

Характеристика Финансовый учёт Управленческий учёт
Цель     Потребитель   Ориентация во времени Подача информации   Масштаб учёта   Уровень детализации информации   Степень точности информации     Принципы ведения учёта   Форма и состав отчёта   Подготовка внешней отчётности     Сторонние организации, физические лица Отражение уже свершившихся действий Предоставляется обязательно, причём с фиксированной периодичностью Данные о деятельности всего предприятия в целом Сводная информация без детализации     Абсолютная точность и согласованность всех тех цифр во всех отчётах     Общепринятые нормы бухучёта, например, двойная запись   Строго регламентированы в соответствии с требованиями ЦБ РФ Подготовка информации для внутреннего пользования в целях планирования, контроля и анализа Сотрудники, участвующие в принятии решений Фактические результаты деятельности и перспективные планы Предоставляется по мере надобности     Информация об отдельных аспектах, либо всей деятельности в целом Используются сводные показатели, отражающие деятельность в целом, так и детальные данные о каждой выполненной или планируемой операции. Возникает потребность углубиться в данные Повышение оперативности или уменьшение трудоёмкости их подготовки в ущерб абсолютной точности. Часто используются прогнозные оценки В зависимости от конкретной задачи могут быть применены различные существующие правила учёта Произвольные и гибко меняющиеся формы и состав отчётов в зависимости от текущих требований в информации

 

Среди приоритетных задач- задачи автоматизации управленческого и финансового учёта:

1) бюджетирование доходов и расходов;

2) управление активами и пассивами;

3) работа с клиентской базой;

4) управление персоналом;

5) внутренний аудит и контроль.

“Альт-финансы” – позволяет провести всесторонний финансовый анализ предприятия на момент исследования, определить точки возникновения финансовых диспропорций и возможностей по улучшению параметров важнейших финансовых показателей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и структура информационных технологий в экономике и управлении | Понятие информационных технологий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.317 сек.