Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7 Методы и методические приемы обучения праву

Слово «метод» имеет довольно глубокую историю, обращая нас к далекому прошлому человечества. В буквальном смысле оно обозначает (от греч.- путь исследования, теория, учение) способ, с помощью которого познается окружающая действительность или достигаются конкретные цели. Известный мыслитель эпохи Ново­го времени Ф. Бэкон (1561—1626) сравнивал метод с фонарем, ос­вещающим ученому путь в темноте. Действительно, правильно выбранный метод достижения определенных целей порой играет важную роль в жизни человека.

В области правового обучения выработалась своя система мето­дов, позволяющая решать основные задачи юридического образо­вания или просто воспитания граждан страны. В этой связи мето­ды обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников.

Специалисты выделяют пять общедидактических методов:

1) Объяснительно-иллюстративный. Его сущность состоит в том, что учитель сообщает готовую правовую информацию разными средствами, а ученики воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти.

2) Репродуктивный метод. Системой логически взаимосвязан­ных вопросов учитель права организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности.

3) Метод проблемного изложения. При организации правовых занятий учитель ставит определенную проблему, сам ее решает и показывает путь решения, предлагая образцы научного познания правовых явлений.

4) Частично-поисковый или эвристический метод. При примене­нии этого метода учитель права ориентирует школьников на вы­полнение отдельных шагов поиска ответа на проблемный вопрос или задание.

5) Исследовательский метод. Он обеспечивает творческое при­менение знаний, способствует овладению методами научного по­знания. Развивает интерес к предмету.

Указанные выше методы правового обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности. В одних случа­ях она связана с репродуктивной работой, а в других — с исследо­вательской, продуктивной. Классификация методов по источни­кам знаний позволяет обратить внимание педагога на словесные, наглядные и практические методы.

Рассмотрим некоторые их особенности применительно к со­временной системе правового обучения.

Общеизвестно, что вербальное общение представляет собой пе­редачу мыслей с помощью слова, мимики или пантомимики. В си­стеме словесных методов обучения праву большую роль играет бе­седа, рассказ или выступление учителя по определенной теме. Знаменитый физиолог И. П. Павлов (1849—1936), проводя много­численные опыты, доказал, что слова являются самым эффективным средством воздействия на живые существа. На учебных заня­тиях по праву следует уделить особое внимание культуре речевого общения учителя и учеников. Доброе, спокойно сказанное слово способно творить чудеса. Это помогает поддерживать организован­ность и порядок в классе во время проведения урока. Раздражен­ный голос учителя создает у школьников стрессовое состояние и приводит к отторжению их от даже, казалось бы, интересных тем правового курса. Не случайно А. С. Макаренко считал, что важ­ным показателем педагогического мастерства является умение произносить слова «подойди ко мне» с десятками нюансов в голо­се. Умение использовать возможности паралингвистики (вокализа­ция речи, ее тональность, тембр) и экстралингвистики (громкость речи, ее темп, паузы) оказывает большое влияние на плодотвор­ность словесных контактов в правовом обучении.

Словесное общение дополняет контакт глазами. Очень часто на уроке права учитель вынужден разъяснять сложные юридические дефиниции в форме мини-лекции, которая занимает от 15 до 20 минут. В этом случае целесообразно переводить взгляд от одного слушателя к другому, стремясь создать у каждого впечатление, что именно его избрали объектом внимания. С одной стороны, посту­пать так предписывают правила этикета, с другой — такое поведе­ние учителя права стимулирует каждого ученика: школьник не станет заниматься посторонним делом, отвлекаться. Таким обра­зом обеспечивается так называемая обратная связь учителя и уче­ников. Учитель сразу замечает, кто внимательно слушает его и охотно работает на уроке.

Культура речи проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Учитель права должен уметь приводить в при­мер различные казусы, правовые ситуации из реальной жизни, которые носят обобщенно-типичный характер, но в то же время производят определенное впечатление на слушателей. Разъяснение правовых конструкций только на теоретическом уровне неце­лесообразно хотя бы потому, что их будет сложно запоминать. На уроках права необходимо соблюдать основные правила кинетики: умело применять жесты, мимику, пантомимику (движение всего тела). Специалисты доказали, что жест хорош в том случае, когда он подкрепляет слово. Неопределенно-хаотичные жесты создают впечатление нервного возбуждения и рассеивают внимание слу­шателей. А. С. Макаренко называл стремление учителя увеличить эмоциональное воздействие от своей собственной персоны с по­мощью злого взгляда, нахмуривания лба, бровей кустарными пе­дагогическими приемами. Педагог должен передавать своим вос­питанникам заряд бодрости, оптимизма. Хуже всего, когда на лице говорящего учителя школьники видят скуку и полное безраз­личие к тому, что он объясняет. Ученики очень быстро привыка­ют к этому и начинают копировать поведение педагога. Передавая правовую информацию, учитель не должен ходить по аудитории из угла в угол. У учащихся в таких условиях будет рассеиваться внимание. На усвоение слов учителя влияет и его внешний вид. Установлено, что человек, умеющий хорошо одеваться и следить за собой, обладает лучшими личностными характеристиками в сравнении с тем, кто за собой не следит. Важную роль играет и то­нальность речи. Чаще всего обижаются не на смысл слов учителя, а на то, каким тоном они произносятся. Это особенно важно, ког­да исправляется ошибка, делается замечание. То и другое нельзя произносить мимоходом, беспристрастным тоном. Замечание не должно звучать обидно. Его следует делать вежливым и ободряю­щим тоном. А чтобы закрепить модель верного поведения учени­ка, ему предлагается выполнить определенное задание.

Фундаментом вербального общения выступают положительные эмоции. Большинство учеников не могут заниматься успешно в условиях недоброжелательной критики, угрозы, ненависти или да­же осмеяния. Стремясь избежать этого, они применяют любые ме­ры защиты, начинают испытывать подавленность, утомление и скуку. Школьники крайне негативно воспринимают любые по­грешности в речи педагога, резко отрицательно относятся к штам­пам (речевым фразам), которые учитель постоянно повторяет. Декларирование общеизвестных истин не способствует вербально­му общению в процессе преподавания права. Так, малоэффектив­ны наставления типа: «ты учишься в гимназии, а потому обязан знать право», «ты отличница, а значит должна выучить правовые нормы», «вы обязаны соблюдать предписания закона, даже если не понимаете их». Таким способом осуществляются морализаторские наставления, которые наравне с руганью и чтением нотаций нега­тивно сказываются на процессе обучения праву. Все это похоже на насилие, навязываемое извне.

Словесное объяснение отдельных положений темы урока луч­ше строить простыми, хорошо продуманными фразами. Эффек­тивность восприятия правового материала будет выше, если в на­чале изложения высказываются мысли, созвучные настроению ребят. Вот наиболее типичные способы начала выступления учи­теля на первом уроке по праву:

1) Сегодня мы начинаем изучать одну из самых таинственных и загадочных наук, история которой весьма интересна и необычна. Древние называли ее «искусством добра и справедливости», а ее знатоков наделяли ореолом святости. Речь идет о великой силе юриспруденции, которая помогает нам сегодня понять некоторые общественные правила поведения. Они носят общеобязательный характер и помогают людям жить в одном обществе. Далее можно рассказать о том, какая судьба постигла тех, кто не был сведущ в. юридических нормах (кого-то обманули, кто-то не смог отстоять свое право и т. д.).

2) Можно начать разговор с цитаты. Она должна быть глубокой по содержанию, интересной и авторитетной для аудитории. В дру­гих случаях на процесс обучения мотивирует рассказ определен­ной жизненной ситуации, исторического события.

Приведем некоторые приемы словесной коммуникации.

1. Логическое осмысление правового явления. В этом случае учи­тель систематизирует яркие факты в своей речи. Например, рас­сказывая о том, как шел процесс формирования отдельных норм права, учитель разъясняет ребятам сущность закрепившихся в дей­ствующем законодательстве юридических правил. Так, в нынеш­нем семейном кодексе страны есть норма, запрещающая регистри­ровать брак между людьми, имеющими близкое родство (ст. 14 СК РФ). Вредные последствия родственного кровосмешения люди за­метили давно, а потому история такого запрета весьма длинна.

2. Разъяснение. В этом случае учитель показывает сущность того или иного юридического правила, иллюстрирует его многочислен­ными примерами для более прочного запоминания. Предположим, на уроке отрабатываются навыки практического характера — со­ставление исковых заявлений в судебные органы с целью защиты своих прав. Предваряя работу, учитель должен разъяснить особен­ности данного документа, принципы и правила его составления. Таким образом, методы словесного характера взаимодействуют с практическими.

3. Детализация. Объясняя сущность определенного правового явления, учитель должен обратить внимание на отдельные состав­ляющие его части. Например, рассматривая с точки зрения теории права дефиницию «преступление», учитель обращает внимание учеников на элементы, образующие его состав (таким образом, с помощью примеров можно детально рассмотреть субъект, объект, субъективную и объективную стороны явления).

4. Разносторонняя оценка. Этот прием характеризуется высоким уровнем изложения материала. Предположим, в старших классах при изучении понятия «право» школьники обнаруживают сущест­вование в науке многочисленных подходов к этому понятию. Ана­лизируя некоторые школы права (например, нормативистскую, социологическую, психологическую или естественно-правовую), школьники учатся сопоставлять позиции мыслителей и юристов, выделять их положительные и отрицательные стороны. Так они начинают понимать, что многие явления правовой действительно­сти, несмотря на строгость и четкость правовых норм, нельзя оце­нить однозначно. Во многих случаях требуется детальное рассмот­рение дополнительных фактов и т. п.

5. Обнаружение тенденции. На уроках права нередко использу­ются приемы исторического анализа того или иного правового яв­ления с целью выяснения тенденций его развития. Например, особенностями развития современной системы права в нашей стране являются усиление человековедческих подходов законода­теля при создании норм права, расширение частного права, инте­грация с международными нормами права и проч.

6. Особенное значение факта. Аргументированные ответы - важное требование учителя права к своим ученикам, которые именно на его уроках должны отработать умения доказывать соб­ственную позицию по вопросу, давать конкретный совет при раз­решении конфликтной правовой ситуации. Учитель права должен иметь в виду, что при одноразовом ознакомлении с правовым ма­териалом ученик может легко запомнить три-четыре факта. В этой связи составление плана урока, а также выделение мини-вопро­сов, которые следует усвоить, необходимо основывать на указан­ном количестве составных частей.

Особого внимания заслуживает система наглядных средств обу­чения праву, которая используется в методике преподавания. Спе­циалисты справедливо считают, что наглядность играет большую роль и в словесном общении (нет ничего в мышлении, чего не бы­ло бы прежде в ощущении; чувства — это свидетели достовернос­ти и вернейшие руководители памяти).

Многие специалисты доказывают, что зрительный канал вос­приятия правовой информации в десять раз эффективнее осяза­тельного и в сто раз — слухового. Отдельные преподаватели счита­ют, что наглядность сама по себе вызывает внимание к тому, что показывают. Однако это не совсем так. Наблюдение становится плодотворным тогда, когда у слушателя возникает желание не просто увидеть, но и понять изучаемое правовое явление. Различ­ные виды наглядного материала по праву могут использоваться для иллюстрации отдельных правовых понятий. Например, разъ­ясняя сущность законодательного процесса в России, преподава­тель может воспользоваться такой схемой.

 

Наглядные средства обучения праву позволят проводить дело­вые игры, диспуты, семинары, а также традиционные уроки, раз­вивая память и мышление подростков. Кроме того, такие схемы могут стать основой оборудования школьного кабинета общест­венных дисциплин.

Чрезмерное увлечение наглядными средствами обучения в об­ласти права так же вредно, как и их полное отсутствие. Необходи­мо помнить, что средство наглядности должно появляться только в тот момент, когда оно используется.

Среди наглядных средств обучения в области права выделяют схемы, диаграммы, рисунки, картины, а также так называемые опорные конспекты. Последние представляют собой правовую информацию, сгруппированную в отдельные блоки.

Кроме словесного общения с классом, группой учащихся (ретиальное общение) в практике работы учителя права нередки непо­средственные контакты с отдельными учениками (аксиальное обще­ние). Чтобы улучшить такой вид коммуникации, следует обратить внимание на особые правила. Например, нельзя подолгу или посто­янно останавливаться в разговоре на одном и том же вопросе. Необ­ходимо разнообразить разговор различными темами. Трудно об­щаться с теми людьми, которые всегда спорят, даже понимая, что они неправы. Однако еще неприятнее общаться с теми, кто посто­янно соглашается по всем вопросам, поддакивает, стремясь «уго­дить». Учителю иногда целесообразно не афишировать свою осве­домленность в том, о чем ему рассказывает ученик. В противном случае дальнейшие контакты перестанут быть интересными, и уче­ник не захочет вновь поделиться услышанным или увиденным.

Основной стиль вербального общения в области обучения пра­ву — диалогический. Значит, проведение занятий только в форме монологичного изложения даже интересного правового материала не станет эффективным способом формирования правовых зна­ний и умений учеников.

Хотелось бы обратить внимание на те методы правового обуче­ния, которые носят так называемый интегративный характер, т. е. могут быть отнесены не только к одному типу методических приемов и средств обучения.

Автор считает, что большую результативность в правовом обучении показала так называемая методика внеконтекстных операций с базовыми юридическими понятиями. Она весьма полезна и при диагностировании степени усвоения содержания материала. Об этом речь пойдет в отдельной главе. Поясним некоторые аспекты такой методики. Любое юридическое понятие, не включенное в текст, вызывает у человека определенный круг ассоциаций. Предположим, понятия «диспозитивная норма» или «альтернативная санкция» может разъяснить не каждый. Один ученик даст весьма поверхностное и приблизительное определение этим сочетаниям. Другой же — представит четкие пояснения, укажет ассоциативные связи и подробно раскроет содержание темы в рамках этих понятий. От чего это зависит? В первую очередь, от обученности человека и развитости у него понятийного мышления. Исследова­ния показали, что операции с понятиями могут выступать не только методами диагностирования знаний, но и средствами развивающего обучения. Посредством такой методики у школьников и студентов создается целостное, обобщенное представление о содержании изучаемого юридического курса. У будущих профессионалов развивается абстрактно-логическое мышление, ведь работа с понятиями позволяет проследить причинно-следственные связи многих правовых ситуаций, которые не поддаются чувственному, наглядному познанию. Используя методику внеконстекстных операций с ведущими понятиями при подготовке юриста или просто грамотного гражданина, мы способствуем формированию эвристического мышления, создавая прочную основу для дальнейшей творческой работы любого профессионала. Активизируется и позновательная деятельность учащегося, который вооружается эффективными способами самоподготовки и самоконтроля.

В рамках такой работы можно предложить простые операции с изученными юридическими конструкциями: узнавание термина, определение его, раскрытие содержания и объема понятия, установление связей данного понятия с вышестоящими и нижестоящими понятиями, раскрытие практических действий, которые можно осуществлять с этим понятием. Целесообразнее обратить внимание и на более сложные виды работы: показ того, как трактуют данное понятие различные авторы, объяснение генезиса понятия, умение разъяснить, как используется это понятие в других науках, поиск синонимов данного понятия и проч. В процессе та­кой диагностики учащиеся выстраивают терминологические моде­ли, блок-схемы, в которых отражаются логические взаимосвязи базовых понятий.

Отдельная группа заданий может быть посвящена проверке умений выделять существенные признаки тех или иных явлений. Так, учащиеся, пользуясь методом абстрагирования, а также срав­нительно-юридическими операциями, определяют, например, от­личия актов применения права от нормативно-правовых актов.

Приведем некоторые примеры того, как можно использовать метод терминологических моделей на уроках права. Почему раз­нообразная работа с понятиями эффективна и для деятельности самого учителя? Внеконтекстные операции с базовыми юридичес­кими понятиями позволяют усилить логику изложения предмета, повысить уровень наглядности изучаемого материала. В процессе работы ученики должны построить из терминов, которые даны за­ранее, понятийные графы блок-схемы, модели, где отражаются логические взаимосвязи базовых понятий.

Задание 1

Даны следующие понятия: право, норма, гипотеза, санкция, диспозиция, гражданское право, частное право, публичное право, уголовное право, сделка, преступление.

1. Определите, к какому разделу курса они относятся.

2. Дайте определение понятию «право», раскройте его содержа­ние и сопоставьте с понятием «закон».

3. Выделите термины, отражающие систему права, и располо­жите их в дедуктивном порядке.

4. Найдите в списке термины, отражающие систему права, и расположите их в индуктивном порядке.

5. Составьте схему, отражающую взаимосвязь этих понятий. Обоснуйте свой подход.

Ответы

1. Понятия относятся к правовой области общественных отно­шений, затрагивающих разные сферы жизни общества (экономи­ку, политику и т. д.).

2. Право — система общеобязательных правил поведения, фор­мально выраженных в источниках, обеспеченных принудительной силой государства. Его содержание создается в обществе. В тота­литарных странах государство диктует свою волю населению, а потому законы могут носить неправовой характер. Разве можно назвать правовым бывший Закон СССР о детском расстреле или положение УПК о том, что главным доказательством виновности человека в содеянном является его собственное признание? Все это примеры из истории прошлых лет.

Закон — это высший юридический акт государства, в котором и выражается право.

Задание 2

Дескрипторное описание терминов можно показать в рамках следующей деятельности. Ученикам предлагается расположить в иерархическом порядке следующие термины: закон, указ прези­дента, нормативный акт мэра, конституция, постановление прави­тельства, инструкция министерства.

Ответ

• конституция

• закон

• указ президента

• постановление правительства

• инструкция министерства

• нормативный акт мэра

Задание 3

Составьте перечень понятий, ассоциирующихся со следующи­ми: правонарушение, сделка, источник права. Ответ необходимо аргументировать.

Ответ

• правонарушение — преступление, проступок;

• сделка — купля-продажа, аренда, завещание и т. д.;

• источник права — нормативно-правовой акт, прецедент, пра­вовой обычай, нормативный договор.

Многочисленные споры ученых в отношении сущности и клас­сификации существующих методов в области правового обучения позволяют сделать вывод о необходимости оптимального сочета­ния на практике традиционных, репродуктивно-воспроизводящих методов и инновационных, проблемно-творческих методов. Прак­тика показывает, что доминирование одних методов в ущерб дру­гим крайне негативно сказывается на результативности правового обучения. Необходимо иметь в виду следующие особенности обу­чающего процесса:

1) Для организации творческих уроков по праву следует обес­печить основательную подготовку школьников в виде комплекса базовых знаний, которые могут стать своеобразным фундаментом для развития творчества детей.

2) Сложный по характеру юридический материал нельзя изучать поисковым методом. Он требует объяснительно-иллюстративного подхода (объяснения учителя, лекции, рассказа). Проблемный метод в этом случае будет выступать как прием. Методический прием — это частное средство, с помощью которого в совокупности с други­ми средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права. Так, учитель формулирует определенную проблему, предлагает учащимся подумать над рядом проблемных вопросов и т. д.

3) При выборе методов обучения следует учитывать потенци­альные возможности учеников, уровень их подготовки. В классе, где ученики обладают высоким уровнем обученности и потенци­альными возможностями для более основательного изучения пра­ва, следует активизировать их самостоятельную работу путем зада­ний повышенной сложности, творческих и проблемных вопросов;

4) Личные способности учителя и наличие времени для изуче­ния вопросов права играют немалую роль в выборе того или ино­го метода правового обучения.

 

Приложение 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 6 Правовое воспитание в процессе учебной деятельности | Методы и приемы правового обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.