Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурная среда. Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения

Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая того, они воспринимают мировоззрение; определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения друг с другом. На принятии маркетинговых решений могут сказаться следующие особенности культурного уклада.


СТОЙКАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ОСНОВНЫМ ТРАДИЦИОННЫМ КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ.

В рамках конкретного общества люди придерживаются множества взглядов и ценностей. Для основных взглядов и ценностей характерна высокая степень устойчивости.

СУБКУТУРЫ В РАМКАХ ЕДИНОЙ КУЛЬТУРЫ.

В любом обществе существуют субкультуры, т.е. группы людей с общими системами ценностей, возникших в результате общности их жизненного опыта или обстоятельств. Деятель рынка может выбрать ту или иную субкультуру в качестве целевого рынка, основываясь на нуждах и характеристиках покупательского поведения ее сторонников.

8. Понятие «рынок». Виды рынков

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Понятие рынок многогранно, по мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие рынок приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства - сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе.

Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения рынка как совокупности покупателей (Ф.Котлер в кн.: "Основы маркетинга").

Но это всего лишь одна сторона рынка, такие определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.

С появлением товара рабочая сила, рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.


Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие "рынок" расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. В результате появляются такие определения рынка, как "совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме" (Яковец Ю. Революция в экономике.М.: Экономика, 1990. С. 122)

Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:

1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и
структурой потребностей;

2) товарные связи, осуществляемые посредством рынка.

Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство - рынок - потребитель), но и обратные (потребитель - рынок - производство) хозяйственные связи.

Теоретически доказано, а мировым историческим опытом подтверждено, что механизм обратных связей есть непременное условие устойчивости и эффективности любой экономической системы. Попытки заменить обратные связи административным командованием неизбежно оборачиваются деформацией не только рынка, но и всей экономической системы, возникновением глубоких диспропорций, всеохватывающего дефицита, утратой экономическими интересами роли движущей силы экономического развития.

Таким образом можно выделить еще одно понимание рынка - как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление/15, С.91/.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

а) тесная связь между ее элементами;

б) определенная устойчивость этих связей;

в) целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка:

по объектам:

1) рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

2) рынок рабочей силы;

3) рынок средств производства;

4) рынок ценных бумаг, валюты;

5) рынок научно-технических разработок, патентов;

6) рынок информации;

7) рынок средств обращения;

8) рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

9) рынок лицензий и др.


По уровню насыщения:

1) равновесный рынок;

2) дефицитный рынок;

3) избыточный рынок.

По степени ограниченности конкуренции:

1) свободный рынок;

2) монополистический рынок;

3) олигополистический рынок;

4) смешанный рынок;

По соответствию действующему законодательству:

1) легальный рынок;

2) нелегальный ("черный" и "серый") рынок.
По отраслям:

 

1) автомобильный рынок;

2) компьютерный рынок и так далее.
По характеру продаж:

 

1) оптовый рынок;

2) розничный рынок.

С учетом ассортимента товаров:

1) замкнутый рынок, где товары только первого производителя; 2) насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;

3) рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных
между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких
связанных между собой потребностей;

4) смешанный рынок, где имеют место разнообразные товары, не связанные
между собой.

Рынок товаров - становой хребет рыночной экономики. Именно в товарных рынках используется большая часть маркетинговых исследований и работ.

Товарный рынок - это система экономических связей между производителем и потребителем, а также внутри групп производителей и потребителей. Основной формой связей первого типа является купля-продажа, а второй - конкуренция.

Комплексное исследование рынка и прежде всего рыночной конъюнктуры является инструментом, помогающим бизнесменам избежать ошибок, снизить риск при принятии хозяйственных решений на товарном рынке.

Ф.Котлер предлагает поставить четыре вопроса, чтобы отнести рассматриваемый рынок к тому или иному классу:

1. Что покупается на рынке, то есть, каковы предметы покупок?

2. Почему это покупается, то есть, какова цель покупки?

3. Кто покупает или кто является субъектом акта покупки?

4. Как это покупается, то есть, каковы операции акта покупки?

Классификация товарных рынков /11/
| Признак __________________ [ Тип рынка______________________________________


Структура хозяйства страны

Уровень доходов и

характер

их распределения

в стране

Территориальный охват

Географический

Товарно-отраслевой с

многоуровневой

специализацией

Сфера общественного производствва

Характер конечного использования

Срок использования товаров


Рынки стран типа натурального хозяйства

Рынки стран экспортеров сырья

Рынки промышленно развивающихся и промышленно

развитых стран________________________________

Страны с низким уровнем дохода (очень низким и

преимущественно низким)

Страны с очень низким и очень высоким уровнями доходов

Страны с низким, средним и высоким уровнями доходов

Страны с преимущественно средним уровнем семейных

доходов

Внутренний Национальный Региональный Мировой

Свеверная Америка, Латинская Америка,
Западная Европа, Восточная Европа и страны бывшего
СССРАфрика Ближний и Средний Восток, Азия,
Австралия и Океания____________________________

Машин и оборудования

Минерального сырья и топлива

С/х сырья, продовольственных и лесных товаров

Рынок товаров материального производства (сырье, машины и т. д.)

Рынок товаров духовного производства (достижение науки,
технологии, ноу-хау, книги...)________________________

Рынок товаров производственного назначения Рынок товаров потребительского назначения

Рынки долговременного пользования Рынки краткосрочного пользования Рынки одноразового пользования


 


Организационная структура
(различные условия
торговли и характер
взаимоотношений между
продавцами и

покупателями)


Мировой рынок

открытый

закрытый

перефенциальный Внутренний рынок

оптовый
_______ розничный______


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Природная среда | Комплексное исследования рынков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.