Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть, лидерство

Стили руководства

  • Либеральный
  • Демократический
  • Авторитарный

Ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости от обстановки (ситуации).

При выборе того или иного стиля руководства должны учитываться, по меньшей мере, три фактора:

1. Ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная) в ситуации дефицита времени становится оправданным авторитарный стиль.

2. Задача (насколько четко структурирована). К решению сложных проблем надо привлечь экспертов, организовать дискуссию, и здесь необходим демократический стиль.

3. Группа (ее особенности: по полу, возрасту, времени существования). Для сплоченного коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватными будут демократический и даже (в творческих коллективах, при решении творческих задач) либеральный стиль руководства.

При определении стиля руководства главным критерием является способ принятия решений

Авторитарный (директивный) стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях

Способ принятия решений –

решает единолично

Демократический (коллегиальный) стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности

Способ принятия решений –

советуется или принимает решение совместно с сотрудниками

Либеральный (попустительский) стиль применяется в случае нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе

Способ принятия решений –

ждет указаний руководства или решений совещаний

 

Практические управленцы нередко полагают, что, обладание властью и руководящей должностью во многом определяет эффективное управление. Но так ли это?

Эффективное руководство на любом уровне организации невозможно без всего того, что связано с представлениями о

l лидерстве

l влиянии руководителей на других людей

l власти

Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации.

Считается, что менеджеру должны быть свойственны качества лидера.

Всегда ли руководители могут в необходимой мере влиять на других людей, побуждая их к определенным действиям? Отнюдь не всегда.

l Руководители, как правило, назначаются на должности, требующие лидерства в организациях или в каких-то группах людей внутри них.

l Должность и фактическое лидерство не всегда совпадают.

l Лидерами становятся, а на должности назначаются

l Влияние это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида.

l Влияние на людей неразрывно связано с властью над ними.

Бывает и так, что лидеры обнаруживаются в организациях совсем не там, где им положено быть. Они появляются в спонтанно образующихся в организациях неформальных группах, порой ведут за собой других людей совсем не в том направлении, которое определяется формальными целями организации. Лидер может не занимать руководящей должности, или занимать должность значительно ниже должности непосредственного руководителя.

Способы влияния на подчиненных.

Принято считать, что форм влияния на людей на практике используется бесчисленное множество. Их можно чередовать, менять, придумывать новые. Можно также добиваться влияния на людей диаметрально противоположными способами. Например, в одних случаях, использовать идеи и убеждения, в других – категоричные требования подчиниться. Влияние на других нередко добиваются с помощью насилия.

Опосредованный способ:

«Заражение» - самый древний способ влияния на людей. Он характеризуется практически автоматической, неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому. Используя механизм заражения, менеджер может значительно повысить сплоченность коллектива, мобилизовать его на выполнение целей организации.

Подражание – это усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц. Если «заражение» характеризуется передачей эмоционального состояния, то осознанное подражание представляет собой способ заимствования того лучшего, что есть у других.

Подражанию легко поддаются впечатлительные и слабовольные люди, а также лица с недостаточно развитым самостоятельным мышление. Зная это, важно выявить, кто служит для них «эталоном» для подражания.

Прямой способ:

Внушение – это воздействие, основанное на некритическом восприятии того, что внушение как способ влияния на подчиненных является бездоказательным и неаргументированным. Поэтому эффект воздействия достигается за счет личных качеств менеджера: его признание, авторитет, престиж и т.п. чем они выше, тем эффективное внушение.

Внушение является односторонним воздействием? Активен, как правило, внушающий, а тот, кому внушают, -- пассивен. Многие менеджеры успешно влияют на людей с помощью внушения. Особенно высокий эффект внушения достигается, если подчиненный возбужден и срочно ищет выход из создавшегося положения. В этот момент он готов следовать любому совету руководителя. В данном случае внушение проявляется больше как убеждение.

Убеждение – эффективная передача своей точки зрения. Руководитель, который влияет путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать, - он «продает» подчиненному то, что нужно сделать. Для эффективного убеждения используются различные приемы.

Убеждение, осуществляемое в словесной форме, опирается на рассуждения и логику, а воздействие на чувства и эмоции играют вспомогательную роль.

Просьба – способ влияния на подчиненного, основанный на добровольных, побуждающих, не принудительных мотивах.

Прибегая к просьбе, менеджер пытается взывать к лучшей из сторон натуры другого человека. Положительный результат достигается в случае, если между руководителем и подчиненным существуют хорошие отношения.

Угроза – запугивании, обещание причинить подчиненному зло. Они основаны на том допущении, что страх иногда является достаточным мотивом, чтобы побудить человека выполнять поручения, с которыми он внутренне не согласен. Как правило, угрозы срабатывают на короткое время.

Подкуп – склонение на свою сторону, расположение в свою пользу подчиненного любыми средствами. Т.е. руководитель может предоставить подчиненному какие-либо преимущества, если он определенным образом изменить свое поведение.

Приказ – официальное распоряжение властных органов. Исключается альтернатива, поскольку приказ не обсуждают, а выполняют. И если приказ не выполнен. За этим, как правило, следуют негативные последствия.

Влияние на людей неразрывно связано с властью над ними.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Преграды в организационных коммуникациях | Общие понятия и терминология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.