Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть и влияние в управлении работниками. Виды власти

Межличностные методы разрешения конфликтов

Структурные методы разрешения конфликта

Типы конфликтов

  1. Внутриличностный конфликт
  2. Межличностный конфликт
  3. Конфликт между личностью и группой
  4. Межгрупповой конфликт

В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффектино его использовать. При этом работа менеджера осуществляется в такой последовательности:

  • Изучение причин возникновения конфликта;
  • Ограничение числа участников конфликта;
  • Анализ конфликта;
  • Разрешение конфликта.

Существует две группы методов управления конфликтными ситуациями: структурные и межличностными.

  1. Разъяснение требований к работе;
  2. Координационные и интеграционные механизмы;
  3. Общеорганизационные комплексные цели;
  4. Структура системы вознаграждения.
  1. Уклонение;
  2. Сглаживание;
  3. Принуждение;
  4. Компромисс;
  5. Решение проблемы.

Возможные ошибки руководителей, которые стремятся разрешить конфликт:

  • Недостаточное внимание к доводам конфликтующих;
  • Безосновательное обвинение сторон в предвзятости суждений;
  • Предпочтение отдается одной стороне на основе прежних связей;
  • Зависимость принятия решений в пользу одной из сторон из-за недостоверности информации;
  • Припоминание промахов подчиненных.

ВЛАСТЬ -способность или возможность распоряжаться чем-либо, действиями кого-либо.

На институциональном уровне власть означает полномочие принимать решения, направляющие действия других людей. В соответствии с формой ее предоставления различают статусную и личную власть.

Статусная власть (власть положения) определяется статусом субъекта власти в организационной структуре. Статусная власть делегируются сверху вниз. Ее объем соответствует диапазону полномочий, предоставляемых лицу, занимающему определенное положение. Она не всегда определяется только занимаемой. Полномочия, предоставляемые ею, могут выходить за рамки должности и являться результирующей всей системы связей как внутри организации, так и за ее пределами. В основе такой власти лежит реальная возможность распоряжаться различного рода ресурсами. Часть статусной власти, закрепляемой занимаемой должностью, может быть зафиксирована в регламентирующей документации организации.

Личная власть определяется личными качествами индивидуума (авторитетом, профессионализмом, привлекательностью). Ее объем определяется диапазоном полномочий, добровольно предоставляемых участниками социального взаи­модействия субъекту власти снизу вверх. Объем реальной власти менеджера определяется сочетанием статусной и личной власти.

Механизм власти реализуется через ее возможность удовлетворить или не удовлетворить определенные потребности индивидуума. Поведение последнего определяется исходя из сложившегося у него представления о возможностях субъекта власти. Приемы формирования трудового поведения персонала, применяемые в управленческой практике, определяются формами реализации власти менеджера. Можно выделить четыре основные формы власти:

1. Власть наказания. Данная форма основывается на представлении индивидуума о наличии у менеджера возможности лишить работника каких-либо ценностей, благ (денег, возможности профессионального и карьерного роста, работы и т. д.). Необходимое поведение индивидуума формируется под воздействием страха лишиться чего-либо. Наименее цивилизованная ее форма — страх физического наказания или смерти. Использование власти принуждения не требует высокой управленческой квалификации и позволяет достаточно быстро добиться от подчиненного необходимого поведения. Однако ее эффективность крайне низка. Наказание как форма воздействия имеет следующие недостатки:

§ сужение поведенческих;

§ временный характер влияния;

§ необходимость больших затрат на поддержание всеобъемлющей системы контроля;

§ неблагоприятная рабочая обстановка.

2. Власть вознаграждения. Она основывается на представлении индивидуума о наличии у руководителя возможности удовлетворить актуальные для него потребности в обмен на необходимое трудовое поведение. Использование данной формы власти требует от руководителя знания современных теорий мотивации, особенностей своего персонала, владения ситуационным видением в выборе стимулов и приемов их предоставления. Рамки использования данной формы значительно сужаются всегда ограниченными финансовыми ресурсами организации.

3. Власть примера (эталонная власть). Она строится на приверженности субъекту влияния благодаря его специфическим характеристикам, привлекательным для окружающих. Воздействие основано на потребности индивидуума быть похожим на него, принадлежать к возглавляемой им группе, следовать его указаниям. Желание получить одобрение, сохранить хорошие отношения обусловливает готовность выполнять требования руководителя. Основу такого влияния составляют харизматические черты, оказывающие наиболее сильное эмоциональное воздействие. Такую власть можно приобрести даже в течение непродолжительного общения.

4. Экспертная власть. Она основывается на высоких профессиональных качествах менеджера, уважении и авторитете. Подчиненный верит, что руководитель обладает определенными знаниями, квалификацией, позволяющими обеспечивать эффективное решение существующих задач. Следование его указаниям, по мнению работника, создаст условия для удовлетворения личных потребностей самого работника. Несмотря на эффективность указанной формы власти, высокий авторитет влияющего может при определенных условиях подавлять или сковывать инициативу работника. Кроме того, такая власть приобретается в течение длительного времени и требует постоянного подтверждения.

В управленческой практике используются также вспомогательные формы воздействия. К ним можно отнести манипулирование. Манипулирование, согласно концепции Вильфредо Парето, предполагает использование субъектом влияния хитрости и обмана («власть лис»). В этом случае необходимое поведение достигается без осознания объектом влияния истинных целей манипулятора.

Эффективное управление предполагает использование всех перечисленных выше форм власти. Важными составляющими успеха менеджера являются также особенности взаимодействия данного руководителя с подчиненными.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины возникновения конфликтов. Совершенствование коммуникаций в организациях | Этика делового общения. Деловое общение является одним из ключевых видов общения в профессиональной деятельности руководителей и специалистов предприятия торговли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.