Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовые потоки франчайзинга




Типология франчайзинга.

Франчайзинг, в настоящее время, достаточно разветвленное направление деятельности. Основными видами франчайзинга являются:

1.Товарныйфранчайзинг (франчайзинг товара). Строится на системе взаимоотношений франчайзинга в сфере торговли. Франчайзер передает, а франчайзи получает эксклюзивное право на реализацию продукции под торговым знаком франчайзера. Как правило, права франчайзера на торговлю ограничивается конкретной территорией.

2.Производственный франчайзинг. Он основан на системе взаимоотношений, которые дают право франчайзи производить и реализовывать товары под торговым знаком франчайзера, с использованием поставляемых им сырья и материалов, комплектующих, технологий.

3.Деловой франчайзинг. Этот вид основан на передаче франчайзером прав использования, модели и развития по ней бизнеса франчайзи, часто это делается при участии франчайзера.

4.Конверсионный франчайзинг. Это эффективный способ расширения франчайзинговой сети, при котором предприниматель (физическое либо юридическое лицо), самостоятельно развивающий вой бизнес, совпадающий с бизнесом франчайзинговой системы, включается в нее на правах франчайзи.

5.Корпоративный франчайзинг. Этот вид франчайзинга отличается тем, что в качестве франчайзи выступают не отдельные, самостоятельные предприятия, а сети предприятий, объединенных в корпорации, дочерние предприятия франчайзи являются его собственностью.

6.Районныйфранчайзинг. Особенностью данного вида франчайзинга является то, что франчайзи не ограничен в праве открывать новые предприятия, при условии, что они находятся на заранее оговоренной территории.

7. Субфранчайзинг. Предполагает многоуровневую систему организации франчайзинга. Франчайзи более высокого уровня, получает генеральную лицензию (мастер лицензию), которая дает ему право продавать франшизы от имени франчайзера.

8.Сервисный франчайзинг. Разновидность франчайзинга, при котором в качестве товара выступает сервисная услуга.

9.Франчайзинг бизнес - формата. Комплексный вид франчайзинга, включающий элементы, либо целые виды франчайзинга.

 

Финансовые потоки, состоящие из доходов и расходов, у субъектов франчайзинга – франчайзера и франчайзи – различны.

Доходы франчайзера складываются из платежей, которые осуществляют франчайзи для обеспечения деятельности франчайзера. Эти платежи, состоят из четырех основных составляющих, как обязательных, так и договорных. Обязательные платежи осуществляются в соответствии с франчайзинговым договором, как следует из названия, обязательно, а договорные только при оказании дополнительных, оговоренных франшизой, услуг.

1. Одноразовая оплата франшизы. Этот платеж, по сути, предоставляет право франчайзи заняться франчайзинговым бизнесом. Платеж обязательный. Выплата данного платежа, естественно после заключения соответствующего договора, позволяет франчайзи:

- пользование интеллектуальной собственностью франчайзера. Франчайзи получает возможность вести бизнес и реализовывать товар с использованием торговой марки и от имени франчайзера. Пользоваться другой интеллектуальной собственностью франчайзера, естественно в заранее оговоренных рамках. Причем речь может идти как о защищенных правах франчайзера (патентами и авторскими свидетельствами), так и не защищенными (ноу-хау). Естественно, что франчайзер не имеет права передавать эту интеллектуальную собственность третьим лицам, за исключением заранее оговоренных случаев;

- открыть собственное франчайзинговое предприятие. Франчайзер получает право, используя собственные инвестиции, открыть предприятие, используя торговую марку франчайзи. Одновременно франчайзер получает всю документацию, необходимую для открытия предприятия (планировки, дизайн – проекты, описание технологических процессов и так далее);

 

- получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия. Кроме прав интеллектуальной собственности франчайзер получает и ряд услуг, связанных с передачей этой интеллектуальной собственности. Это различные консультации специалистов, если необходимо, то необходимые поручительства, стандартный набор финансовых консультаций и, что особенно важно, обучение, необходимое для начала бизнеса. Обучение, как правило, предусмотрено только для самого франчайзи, обучение других сотрудников производится за дополнительную оплату. Возможен и ряд других услуг, перечень и объем которых определяется франчайзинговым договором.

2. Роялти. Регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы. Это расходы на:

- содержание франчайзинговой фирмы. Речь идет о содержании подразделений, обеспечивающих функционирование франчайзинговой системы, организующих финансовые потоки, координирующие деятельность франчайзи, и организующих и распределяющих рынок сбыта;

- проведение маркетинговых исследований. Для поддержания рынка сбыта требуется проведение регулярных маркетинговых исследований, разработка соответствующих планов и мероприятий, по их реализации. Соответственно, требуются затраты, и немалые, которые несет франчайзер и которые должны покрывать франчайзи;

- совершенствование товара и технологии его создания. Товар, являющийся объектом франчайзинга, не может быть неизменным. Он должен постоянно совершенствоваться, а для этого требуются подразделения, состоящие из квалифицированных специалистов и оснащенные необходимой техникой и оборудованием.

Выплата роялти может осуществляться в следующих формах:

- регулярные (еженедельные, ежемесячные) отчисления в размере фиксированной ставки процента от объема продаж;

- фиксированная (ежемесячная, годовая плата) плата;

- наценка на стоимость сырья, материалов и комплектующих (при условии их поставки).

Выбор формы платежа зависит от степени развития франчайзинговой системы, финансовых возможностей франчайзи и финансовых потребностей франчайзера.

Следует отметить, что наиболее распространенной и удобной является первая форма платежа. Она позволяет франчайзеру оценивать результаты работы франчайзера по размерам отчислений и уравновешивает риск возможности франчайзи.

Вторая форма позволяет франчайзеру с высокой степенью вероятности прогнозировать свои доходы, но не отражает реальное финансовое положение франчайзи.

Третья форма возможна только в том случае, если франчайзер поставляет франчайзи материальные ресурсы, необходимые для производства товара.

3. Отчисление в централизованный рекламный фонд. Товар, составляющий объект франчайзинга, требует постоянных усилий со стороны по поддержанию имиджа его товарной марки (бренда). Особенно велики издержки на рекламу. Поэтому, в рамках франчайзинговой системы, создается специальный централизованный фонд, находящийся в распоряжении франчайзера, но используемый в интересах всех франчайзи. Следует отметить, что, хотя отчисления в этот фонд бывают достаточно велики, отдача от них значительно больше, чем от местной рекламы, а в целом такая организация рекламы, в конечном итоге, выгоднее для франчайзи.

4. Дополнительные платежи. Это договорные платежи, направленные на покрытие стоимости дополнительных услуг, таких как:

- дополнительные образовательные услуги франчайзи, членам семьи и наемным работникам, как уже говорилось, франчайзер предоставляет образовательные услуги для самого франчайзи на начальном этапе создания предприятия – франчайзи за счет франшизного платежа. Это обязательная услуга. Однако если франчайзер желает получить подобную услугу для членов своей семьи, наемных работников, то он должен оплатить ее дополнительно;

- аренда. Франчайзер может предоставлять франчайзи и недвижимость в форме основных фондов и земельных участков, передовая их в аренду. Естественно, что в этом случае, франчайзер должен быть собственником недвижимости, а франчайзи платить арендную плату;

- посреднические услуги. Франчайзер может выступать посредником между франчайзи поставщиками оборудования и других основных фондов, необходимых для создания предприятия, а также материальных ресурсов, необходимых для нормального функционирования предприятия - франчайзи. Естественно, что подобная услуга требует дополнительных затрат со стороны франчайзера, которые должны оплачиваться франчайзи;

- финансово-кредитные услуги. Очень часто франчайзи, особенно на этапе организации либо расширения предприятия, требуются кредиты, либо какие-то дополнительные финансовые услуги. Для получения подобных услуг он может обратиться за помощью к франчайзеру, который и окажет ему помощь в контактах с финансовыми организациями, поможет подобрать надежный банк, фонд либо иного инвестора, может выступить поручителем, либо оказать иную помощь. Такая услуга также может быть только платной;

- передача (продажа, наследование) франшизы. У франчайзера может возникнуть желание либо необходимость передать франшизу другому владельцу (продать, передать по наследству). Это желание вполне законно, ибо франчайзи является самостоятельным юридическим лицом и владельцем собственного предприятия. Однако, он пользуется интеллектуальной собственностью франчайзера, которая не отделима от предприятия. При передаче предприятия франчайзер в праве потребовать от нового владельца, чтобы он соответствовал стандартным требованиям, предъявляемым к франчайзи, прошел обучение и так далее.

Совокупность затрат по оказанию этих услуг потребует со стороны франчайзера издержек, которые и составят издержки франчайзера. Так как эти услуги были подробно рассмотрены выше, можно сказать, что издержки франчайзера это затраты на поддержание франчайзинговой системы в стабильном, либо динамично развивающемся состоянии.

Учитывая, что эти услуги предназначены для франчайзи, то и оказание их должно оплачиваться ими же.

Необходимо обратить особое внимание на то, что система франчайзинга должна развиваться и расширяться, а для этого требуются дополнительные ресурсы – прибыль.

Таким образом, доходы франчайзера должны не только покрывать его издержки, но и создавать прибыль. Все это требует от франчайзера точного планирования его затрат и доходов.

У франчайзи своя система доходов и расходов.

Основным и, чаще всего, единственным источником доходов является реализация товара, являющегося объектом товара. Все его платежи, в том числе и франчайзеру, его текущие расходы, инвестиции должны покрываться и окупаться за счет этого источника дохода.

Следует отметить, что работа в системе франчайзинга позволяет франчайзи увеличить свои доходы и снизить (на единицу товара) расходы по сравнению с самостоятельным предпринимателем.

Увеличение доходов происходит по следующим причинам:

- франчайзи получает хорошо известный потребителю товар, продаваемый под известной маркой и легко им узнаваемый;

- потребитель отождествляет франчайзи с производителем и уверен в том, что товар качественный, отвечает установленному стандарту;

- потребитель уверен, что он получит гарантийное обслуживание и сервисную поддержку не только у данного франчайзи, но и у любого другого;

- франчайзер организует широкую рекламу товара и необходимую маркетинговую поддержку;

- франчайзер постоянно совершенствует товар, о чем информирует потребителя через рекламу.

Все сказанное выше, позволяет франчайзи освободиться от ряда проблем, свойственным самостоятельным предпринимателям и, связанным с ними издержками. Но самый главный результат другой, объем реализации у франчайзи выше и растет он более быстрыми темпами (на этапе создания предприятия), чем у других предпринимателей.

Результатом является рост объемов реализации и доходов.

Налогообложение договоров коммерческой концессии (франчайзинга)

 

Предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности (например, торговых марок) относится к операциям с нематериальными активами. В бухгалтерском учете такие операции отражают на основании договора между правообладателем и пользователем.

Права на использование товарного знака, фирменного наименования и т. д. учитываются на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре. Инструкция по применению плана счетов (утверждена приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н) не предусматривает отдельного счета для учета нематериальных активов, полученных в пользование от сторонней компании. Поэтому фирма-пользователь может самостоятельно открыть забалансовый счет, например, 012, и назвать его «Нематериальные активы, полученные в пользование».

Что же касается платежей по договору коммерческой концессии, то их учет не одинаков. Так, если соглашением предусмотрены периодические платежи, то организация-пользователь включает их в расходы отчетного периода.

Если же речь идет о разовом платеже в момент получения права, то он отражается в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов. Такие затраты фирма-пользователь списывает в течение срока действия договора (п. 26 ПБУ 14/2000).

Налог на прибыль. Платежи за право использования объектов интеллектуальной собственности фирма-получатель включает в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ). Следовательно, эти суммы будут учитываться в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу. Но для этого договор франчайзинга должен быть зарегистрирован. Такой же позиции придерживаются и чиновники (письмо Минфина от 11 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/243, письмо УФНС по г. Москве от 23 января 2006 г. № 20-08/3582).

Порядок признания таких затрат зависит от того, какой метод учета использует компания: кассовый или начисления. Так, первый вариант предполагает признание расходов после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

При методе начисления разовый платеж включают в расходы равномерно в течение всего срока действия договора. Периодические платежи признают в том периоде, в котором происходит их начисление по условиям сделки (п. 1 ст. 272 НК РФ).

НДС. Деятельность по предоставлению права пользования объектами интеллектуальной собственности является услугой (п. 5 ст. 38 НК РФ) и признается объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 кодекса). Это значит, что на сумму выплаченных по договору платежей франчайзер должен выставить франчайзи счет-фактуру с выделенным НДС. Суммы налога подлежат вычету у фирмы-приобретателя в установленном порядке (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Иначе обстоит дело, если правообладателем выступает иностранная компания, которая не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика. В этом случае местом реализации услуг считается страна регистрации их приобретателя (подп. 4 п. 1 ст. 148 кодекса). Следовательно, российская компания будет выполнять функции налогового агента по отношению к «иностранцу» и перечислять НДС в бюджет (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ). Налоговый агент обязан рассчитать по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса, сумму налога, удержать ее у налогоплательщика и перечислить в бюджет (п. 6 ст. 161 НК РФ). За полученное право франчайзи заплатит иностранному собственнику бренда сумму без НДС.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.