Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право международной безопасности




Международное гуманитарное право

План лекции

Право международной безопасности

Лекция 4 Международное гуманитарное право.

Международные преступленияэто тягчайшие международно-противоправные деяния, которые нарушают основополагающие нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества, и угрожают между­народному миру и безопасности.

Проблема обеспечения всеобщего мира и международной без опасности по-прежнему является одной из центральных в совремси ных международных отношениях. Ее основы заложены в Уставе OOII и получили развитие в концепции всеобъемлющей международной безопасности, закрепленной в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1986 г. и 7 декабря 1987 г. «О создании всеобъем­лющей системы международного мира и безопасности», а также и резолюции от 7 декабря 1988 г. «Всеобъемлющий подход к укрепле­нию международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН». Смысл этой концепции заключается в том, что должна быть обеспечена такая организация международных отношений, которая бы способствовала установлению устойчивого, безопасного и непа сильственного мира.

Всеобъемлющий характер международной безопасности предпола­гает взаимосвязь и взаимозависимость самых различных аспектов — политических, военных, экономических, гуманитарных, экологичес ких, финансовых, информационных, продовольственных и др. Такой комплексный подход требует развития и укрепления всей системы международного права, социальное назначение которого заключается прежде всего в содействии международному миру и обеспечении меж­дународной безопасности и мирных отношений между государствами Такое понимание позволяет говорить о праве международной без опасности в широком и узком смысле. Право международной безопасности в широком смыслесовокупность международно правовых принципов и норм, направленных на поддержание между­народного мира и обеспечение безопасности в самых различны областяхвоенной, политической, экономической, финансовои, гуманитарной, экологической и др.

Говоря о праве международной безопасности в узком смысле, можно выделить принципы и нормы, которые непосредственно связанны с поддержанием международного мира и безопасности в воен­ной и политической областях. К основным принципам этой отрасли Ирана относятся принцип неприменения силы и угрозы силой, прин­цип невмешательства во внутренние дела, принцип мирного раз­решения международных споров, принцип разоружения, принцип гственности государств за агрессию, принцип поддержания международного мира и безопасности, принцип неделимости безопасное-III и принцип равной безопасности.

Принцип неделимости безопасности означает, что в силу взаимо-• и i шиности и взаимозависимости государств безопасность должна быть одна для всех и одинакова для всех: нельзя строить безопасть одних государств за счет других. Принцип равной безопасное-1м (некоторые авторы называют его принципом ненанесения ущерба вечонасности) предполагает право каждого государства на безопас- к и, и обеспечение безопасности для всех в равной мере без полу-Чепия каких-либо односторонних преимуществ.

Международно-правовые средства обеспечения международной 11С опасности весьма разнообразны. К ним относятся мирные средст-н.i разрешения международных споров и конфликтов, меры по разо­ружению, механизмы безопасности на универсальном и региональ-пим уровнях, меры доверия.

Псе средства обеспечения международной безопасности можно подразделить на средства укрепления мира, средства поддержания мира и средства восстановления мира. К наиболее важным средствам укрепления мира относятся разоружение, меры доверия, создание i и' п.ядерных зон. Среди средств поддержания мира надо назвать мир­ные средства разрешения конфликтов и операции по поддержанию мира. Средством восстановления мира являются принудительные действия ООН.

К источникам права международной безопасности относятся уни-шрсальные договоры (Устав ООН, соглашения в области разоруже­ния), региональные договоры (уставы региональных организаций без­опасности, соглашения в области разоружения, установления мер истерия и создания безъядерных зон) и двусторонние соглашения (о мире и дружбе, о разоружении и др.).

Составными частями права международной безопасности являют всеобщая безопасность, региональная безопасность, разоружение и меры доверия.

Система поддержания мира и безопасности по Уставу ООН.

(Организация Объединенных Наций была создана как инструмент поддержания и укрепления международного мира и безопасности на

основе совместных действий государств. Преамбула Устава ООН усти новила основы международного мира: искоренение войны; утверждс' ние веры в основные права человека; повышение значения междупп-родного права; содействие социальному прогрессу и улучшению усло­вий жизни при большей свободе — и определила, что в этих целя I необходимо выполнять три основных условия: проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи; объединить силы для поддержания международного мира и безопасности; обсч печить принятием принципов и установлением методов, чтобы но оружейные силы применялись не иначе, как в общих интересах.

В соответствии с Уставом ООН поддержание международного мира и безопасности должно строиться на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляться Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.

Генеральная Ассамблея может обсуждать любые вопросы или де­ла, относящиеся к поддержанию международного мира и безопаснос­ти, в том числе рассматривать общие принципы сотрудничества и этой области и делать в их отношении рекомендации государства м и Совету до или после обсуждения.

На Совет Безопасности возложена главная ответственность за пол держание международного мира и безопасности (ст. 24). Он являето! единственным органом ООН, который обладает правом предприпм мать действия, превентивные и принудительные, от имени ООН, и том числе объединенными вооруженными силами государств — чле­нов ООН.

Устав ООН устанавливает, что такие силы могут применяться в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии для подпер жания или восстановления международного мира и безопасности «не иначе как в общих интересах» в исключительных случаях, когда дру гие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными, и не должны использоваться в целях, противоречащих Уставу.

Статья 43 определяет порядок предоставления членами ООН в распоряжение Совета Безопасности необходимых вооруженных сил, помощи, средств обслуживания: на основе особого соглашения или соглашений, заключаемых Советом с государствами — членами ООН, с последующей их ратификацией по требованию Совета Без­опасности, то есть на основе его решения.

Совет Безопасности должен решать все вопросы, связанные с cot данием и применением вооруженных сил, опираясь на помощь и со веты Военно-Штабного Комитета (ВЫЖ), состоящего из начальником штабов постоянных членов Совета или их представителей (ст. 47). Однако ни ст. 43, ни ст. 47 так и не были введены в действие из 31разногласий между постоянными членами Совета.

В ООН был принят ряд резолюций и деклараций, направленных па укрепление правовых основ и повышение эффективности механиз­ма ООН по поддержанию мира. Среди них надо отметить Декларациюукреплении международной безопасности 1970 года, Определение, принятое резолюцией Генеральной Ассамблеи 3314 (XXIX) Ж 14 декабря 1974 г., Декларацию о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и (ic^опасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области 1988 года, резолюцию Генеральной Ассамблеи 44/21 от 15 ноября 1989 г. об укреплении международного мира, безопасности И международного сотрудничества во всех его аспектах в соответ­ствии с Уставом ООН.

Современная концепция поддержания мира в рамках ООН на­шла отражение в одобренной Советом Безопасности программе, итоженной в докладе Генерального секретаря ООН «Повестка дня для мира». Программа исходит из комплексной роли ООН в усилиях по поддержанию мира в сферах превентивной дипломатии, миро­творчества, поддержания мира, миростроительства.

Превентивная дипломатия понимается как действия, направлен-1и,ic на предупреждение возникновения разногласий между сторона­ми, недопущение перерастания существующих споров в конфликты п ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. В ее рамках предполагается более широкое использование мер по укреп­лению доверия, создание миссий по сбору фактов и систем раннего предупреждения об угрозах миру, превентивное развертывание Во­оруженных сил ООН, использование демилитаризованных зон как

превентивной меры.

Миротворчество — это действия, направленные на то, чтобы при­нести к согласию враждующие стороны, главным образом с помощью переговоров и других мирных средств, предусмотренных Уставом

(ЮН в Главе VI.

Поддержание мира предполагает проведение операций с по­мощью военного персонала как для предотвращения конфликтов, так И для установления мира.

Постконфликтное миростроительство — это действия по уста­новлению и поддержанию структур в постконфликтный период, которые должны способствовать укреплению и упрочению мира в це­лях предотвращения рецидивов конфликтов.

Одним из важных элементов современной концепции поддер­жания мира является тесное сотрудничество и взаимодействие ООН п региональных организаций в развитие положений Устава ООН. И принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 г. Декла­рации о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональ-

соглашениями или органами в области поддержания междуии родного мира и безопасности предусматриваются различные формь такого сотрудничества: обмен информацией и консультации, учас­тие, где это уместно, в работе органов ООН, предоставление перов нала, материальной и другой помощи, поддержка со стороны ООП региональных усилий по поддержанию мира.

Действия Совета Безопасности в случае угрозы миру, наруше­ний мира и актов агрессии. Действия Совета Безопасности в облМ ти поддержания мира начинаются с квалификации ситуации. В со ответствии со ст. 39 Совет должен определить, имеет ли он дело i угрозой миру, нарушением мира или актом агрессии.

Например, в резолюции 232 от 16 декабря 1966 г. Совет Безоп;и ности квалифицировал принятие Декларации независимости Южной Родезией как угрозу миру, ссылаясь на то, что этот акт был принт белым меньшинством в нарушение принципа самоопределения В ирано-иракском конфликте Совет Безопасности не сразу, но во! же определил ситуацию как нарушение международного мира в смые ле ст. 39 и 40 Устава [рез. 598 (1987)]. Такая же квалификация содер жалась в резолюции 660 (1990) в связи с вторжением Ирака в Кувейт. Квалификации Совета Безопасности являются юридической (>.i зой для его дальнейших действий по поддержанию мира. Устав OOII дает право Совету прибегнуть к временным мерам по ст. 40 для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации. Такие меры не должны наносить ущерб правам, интересам или положению заин тересованных сторон и должны быть направлены на предотвращение ухудшения ситуации. Они выполняются самими заинтересованными сторонами, но по требованию Совета, которое носит характер реше­ния. Как правило, к временным мерам относятся прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с окку пированной территории, проведение временной демаркациошюп линии, создание демилитаризованной зоны и т.д.

Из ст. 40 вытекает право Совета Безопасности контролирован, выполнение решения о временных мерах, чтобы он был в состоянии «должным образом учитывать невыполнение этих временных мер-сторонами в конфликте. На основании ст. 40 родилась практик.1 создания и применения операций по поддержанию мира.

Если ситуация продолжает ухудшаться, Совет вправе принять кик меры, не связанные с использованием вооруженных сил, так и меры с их применением. Первые предусмотрены в ст. 41 Устава. Они могут включать полный или частичный перерыв экономических отноше­ний, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграф ных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв диплом;! тических отношений.

Применение мер с использованием вооруженных сил регулирует -I i i i. 42, в которой сказано, что Совет Безопасности уполномочива-1ТСЯ предпринять действия воздушными, морскими или сухопутными силами, если он сочтет, что меры, предусмотренные в ст. 41, могут Оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными. Это Означает, что Совет Безопасности может предпринять вооруженные Щерации после осуществления мер по ст. 41, одновременно с ними пи качестве первичной меры. Однако в практике своей деятельности.

Операции ООН по поддержанию мира. Операции по поддержа­нию мира представляют собой меры миротворческого ха­рактера с привлечением военного персонала, предпринимаемые в целях стабилизации обстановки в районе конфликта, создания ("ш.'оприятных условий для мирного его разрешения, установле­нии и поддержания мира. Для них характерны следующие общие принципы: необходимость ясно выраженного согласия сторон в конфликте на проведение операции с использованием военного персонала; четко сформулированный Советом Безопасности мандат операции; осуществление Советом общего руководства операцией; иошожение командования и контроля за проведением операции на I еперального секретаря ООН; ограничение в использовании военной i hiii.i, допустимой только в целях самообороны; полная беспристра- i гность сил и их нейтральность (не должны вмешиваться во внутрен­ние дела страны, в которой развернуты; не должны использоваться м интересах одной конфликтующей стороны в ущерб другой).

Сложились и продолжают развиваться ОПМ двух типов: миссии поенных наблюдателей из невооруженных офицеров — «голубые береты» [впервые такая миссия была создана в 1948 г. — Орган по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине и силы по поддержанию мира в составе национальных поенных контингентов, вооруженных легким стрелковым оружием — •голубые каски» [первая такая операция была проведена в 1956 г. Чрезвычайными вооруженными силами ООН на Ближнем Востоке

нения. Таких могильников после Чернобыля много на Украине. Беларуси, в ряде областей Российской Федерации, в Польше, Шм ции и Финляндии. Есть они и в Подмосковье, в частности один щ самых больших — в Сергиево-Посадском районе. Но гарантии тот что долго живущие изотопы будут пребывать там мирно в течение нескольких тысяч лет и за этот период не случится никаких текто нических сдвигов, разломов земной коры, нет никакой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.