Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акцентуации темперамента и характера

Акцентуации – понятие и термин, введённые в психиатрию немецким психиатром К.Леонгардтом. Акцентуация – это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера или темперамента чрезмерно усилены и вследствие этого обнаруживается избирательная уязвимость индивидуума в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (место наименьшего сопротивления, МНС). Важно понять, что это норма, хотя поведение акцентуанта может располагать к тому, чтобы оценивать его как психопатическое. Три основных признака отличают психопатию от акцентуации:

1) Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда, везде, в любых условиях, и при стрессах, и при их отсутствии;

2) Стабильность патологических черт характера – они впервые появляются в детском и подростковом возрасте, реже уже во взрослом возрасте, и затем сохраняются на протяжении всей жизни человека;

3) Нарушения адаптации именно вследствие патологических черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.

С акцентуациями тесно связано наличие психических характерологических реакций, которые проявляются с детства, приумножаются в подростковом возрасте, и которые обусловливают картину той или иной акцентуации. Что представляют собой эти реакции?

1. Реакции протеста (оппозиции). В основе их обычно лежит комплекс аффективно заряженных переживаний, имеющих субъективное, сверхценное значение для ребёнка – переживание обиды, ущемлённого самолюбия, недовольство отношением близких и т.д. Различают активный протест (истероидное поведение) и пассивный протест (суицидальный настрой).

2. Реакция отказа. Отсутствие стремления к контактам с окружающими, отказ от обычных желаний и стремлений, страх всего нового, чувство отчаяния.

3. Реакции имитации. Изменение поведения, связанное с подражанием поведению окружающих, которые обладают авторитетом в глазах ребёнка или подростка. Реакциям имитации принадлежит важная роль в формировании характера и личности в целом. Они могут быть источником возникновения вредных привычек и социально отклоняющегося поведения.

4. Реакции компенсации и гиперкомпенсации. Усиление тех личностных проявлений и возникновение таких форм поведения, которые маскируют ту или иную слабую сторону личности или являются средством «психологической защиты» личности от переживания собственной неполноценности, связанного с осознанием, какого либо физического или психического недостатка. При реакциях гиперкомпенсации защитные формы поведения приобретают гипертрофированный характер, в связи с чем могут быть источником трудностей поведения и социальной дезадаптации.

В подростковом возрасте присоединяются следующие характерологические реакции:

5. Реакции эмансипации. Подростковая борьба за независимость. Подросток пытается высвободиться из-под мелочной опеки окружающих, близких, поступать по своему усмотрению. Обычно это сопровождается переоценкой принятых в семье или обществе ценностей, бесцельным критиканством. Реакция может проявляться выраженным грубым поведением, уходами из дома, протестом против привычных правил общежития.

6. Реакции группирования со сверстниками. Стремление образовывать более или менее спонтанные группы, в которых устанавливаются неформальные отношения. Подросток ищет свою референтную группу, которая определяла бы его социально ценностные позиции.

7. Реакции увлечения или «хобби-реакции». По своей выраженности увлечения могут быть очень интенсивными и на определённое время всецело занимать помыслы личности. Увлечения могут быть информативно-коммуникативными, основанными на чувстве азарта, обусловленными страстью к накопительству, основанными на стремлении к лидерству, эгоцентрическими, интеллектуально-эстетическими. Чем увлечён подросток, зависит от направленности его личности, его интересов, которые формируются под влиянием окружающих.

8. Реакции, обусловленные активацией сексуального влечения. Различные виды мастурбации, раннее вступление в половую жизнь, беспорядочные половые связи.

Все названные характерологические реакции, так или иначе, задействованы в формировании тех или иных акцентуаций, обусловливая собою наличие МНС.

Для чего нам надо знать об акцентуациях? Всё дело в том, что тип акцентуации предопределяет особенности психологического конфликта, который формируется при вовлечении личности в психотравмирующую ситуацию; типом акцентуации во многом определяется клиническая картина неврозов, их патоморфоз и хронизация.

Различают акцентуации темперамента (гипертимный, меланхолический, циклоидный тип) и акцентуации характера (демонстративный, инертно-импульсивный, неустойчивый, конформный, сенситивный, тревожно-мнительный, астенический, шизоидный, лабильный тип).

Гипертимный тип. Люди, относящиеся к этому типу, энергичны, радостны, активны, самостоятельны, независимы, очень любят компанию. У них жизнелюбивая чувственность. Находчивы, плохо переносят контроль над собой. Чрезмерно оптимистичны. Любят прихвастнуть. За всё хватаются, но редко доводят начатое до конца. Готовы на подвиги, но быстро хиреют от нудной работы.

МНС. Не выносит монотонного труда, тщательной, кропотливой работы. Его «взрывает» всякая ситуация, которая блокирует его потребность в деятельности. Не выносит опеки над собой, которая подавляет и пытается подчинить его бурную энергию.

Меланхолический (гипотимный) тип. Постоянно пониженное настроение, склонность к депрессивности. Часто ипохондричен, мнителен, замкнут. Легко даёт реакции разочарования. Жизнь не радует, перспектива пугает. К людям недоверчив, может быть желчным, саркастичным. Стремится к уютному одиночеству, от людей быстро устаёт. Всегда недоволен своей работой, склонен всех критиковать.

МНС. Все ситуации, требующие эмоционального вовлечения, группового контакта, умения быть весёлым и находчивым.

Циклоидный тип. Представляет собою попеременную комбинацию гипертимного и гипотимного. Длительность фаз настроения – 1-3 недели. Соответственно фазам либо инициативен, жизнерадостен, общителен, либо вял, утомляем, задумчив, грустен. В целом непоследователен, неуравновешен, обидчив, придирчив.

МНС. Эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей, т.е. тех, кто может относиться терпимо к перепадам его настроения. В субдепрессивную фазу – коренная ломка жизненного стереотипа.

Эпилептоидный тип. Эти люди неудобны в общении, отличаются приступами злобно-тоскливого настроения, всегда пытаются сорвать зло на других. Властны, ревнивы, дотошны в соблюдении правил. Способны допечь любого своим мрачным педантизмом. Основная противоречивая проблема такого типа – это попытка эгоцентричного, инертного индивида отстоять своё неизменно положительное представление о самом себе в условиях, когда объективно темп окружающей жизни и развитие событий не находятся под его контролем.

МНС. Ситуации ущемления его эгоистических интересов. Не переносит неподчинения себе и бурно восстаёт против ущемления собственных интересов. Алкогольное опьянение, облегчающее путь агрессивным эмоциям. Ревность.

Демонстративный тип. Любой ценой, пусть даже с помощью лжи или асоциального поведения, они должны находиться в центре внимания. Играют свои роли так убедительно, что начинают самим себе верить. Фантазиями способны довести себя до самых неожиданных состояний – от стигматов, до «паралича». Своим увлечённым позированием тешат своё уязвлённое честолюбие, тщеславие. Это «художественный тип личности» (по И.П.Павлову), с очень красочным и подвижным воображением. Артистичны, коммуникативны, энергичны, упорны, находчивы, интуитивны, целеустремлённы.

МНС. Неспособность переносить разоблачение своего эгоцентризма и своих вымыслов. Не выносит высмеивания. Отсутствие «зрителей».

Конформный тип. Некритическая согласность с окружением. Живёт девизом: «Быть как все». Жёсткая зависимость от социальной среды. В зависимости от окружения могут быть прекрасными людьми, а могут становиться полными «отморозками». Консервативны, плохо адаптируются, вне привычной среды теряют душевное равновесие. Некритичны, ведомы, несамостоятельны. Отсутствует зрелая структура личности, вместо Я – Мы. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Отсутствует собственное мнение, повышена внушаемость.

МНС. Не переносит крутых перемен, ломки жизненного стереотипа. Лишение привычного окружения может стать причиной реактивного состояния.

Неустойчивый тип. Доминирующие черты характера – слабоволие, нежелание трудиться, постоянная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. Пожизненно инфантильны. Почти полная неспособность сдерживать свои желания и как-то руководить ими. Общителен, открыт, услужлив, но о своих обещаниях быстро забывает, болтлив, лицемерен, беззаботен. Живёт одним днём, к будущему тупо безразличен, учёбу легко забрасывает, труд не привлекает. Почти неспособен к выполнению долга, обязанности, порядка. Зависит от любого человека, который поманил каким-нибудь соблазном.

МНС. Безнадзорность, утрата контроля за его поведением. Нуждается в строгих, твёрдых, авторитарных воспитателях. В противном случае легко и быстро формирует делинквентное поведение.

Сенситивный тип. С детства эти люди пугливы, боязливы, у них низкие пороги восприятия, от этого они быстро устают. Избегают активных и шумных игр. Робки и застенчивы с незнакомыми, в непривычной обстановке, но достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Особые трудности начинаются в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выявляются главные черты этого типа: повышенная чувствительность, отсутствие стабильного мнения о себе и зависимость самооценки от мнения окружающих, чувство повышенной ответственности, неспособность к самореализации.

МНС. Не переносит подозрений и насмешек в свой адрес, недоброжелательное к себе отношение. В душе он остаётся «домашним ребёнком», которому необходима помощь и поддержка со стороны «родителя». Может сделать социальную карьеру, но только при наличии рядом доброжелательного наставника.

Психастенический тип. С детства наряду с некоторой робостью и пугливостью проявляет склонность к рассуждениям и не по возрасту интеллектуальным интересам. Существенные свойства психастеноида – блёклость эмоций, высокая тревожность, застенчивость, стеснительность, тревожная мнительность, склонность к бесконечным сомнениям, неуверенность в себе на фоне раненого самолюбия. Характерно навязчивое засилье аналитического мышления. Постоянно обдумывает своё эмоциональное отношение к другим, стараясь этим помочь себе чувствовать. Устаёт от постоянной внутренней борьбы между «за» и «против». Очень часто его психическое самочувствие осложняется симптомами вегетативной неустойчивости, что создаёт почву для разнообразных ипохондрических переживаний.

МНС. Боязнь ответственности за себя и за других. Беспокойство и страх.

Астенический тип. С детства плохой сон, аппетит, ребёнок часто капризничает, плачет, всего боится. Очень чувствителен к яркому свету, шуму, его быстро утомляет даже небольшое количество людей, поэтому стремится к уединению. Типична раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью. Здесь много истощающей чувственности, «воспалённых красок», и от этого постоянная усталость, раздражительность, капризность. Аффективные вспышки нестойкие и возникают иногда по ничтожному поводу. Они легко сменяются раскаянием, слезами. Астеник очень склонен к ипохондрии.

МНС. Ситуации, когда невозможно удовлетворить непомерно высокие требования к себе. Неудавшийся карьерный рост. Высокая вероятность неврастенического конфликта.

Шизоидный тип. Люди этого типа замкнуты и внешне холодны, поскольку пребывают в мире собственных, мало понятных окружающим, фантазий и переживаний. Эмоциональные контакты с окружающими затруднены. Часто имеют необычные хобби. Независимы вплоть до непримиримости. Живут своими понятиями. Не выносят несанкционированного ими вторжения в их внутренний мир. Их эмоции блуждают и застревают в интеллектуальных коридорах, у них плохая интуиция, недостаток эмпатии. Моторно неловки, плохая координация движений. Серьёзны, несуетливы, оригинально мыслящие.

МНС. Не выносит неформальных отношений, даже с близкими людьми. Не может руководить другими людьми. Не может выполнять интеллектуальную работу по заранее заданным схемам и правилам.

Лабильный тип. Крайняя изменчивость настроения, от перепадов которого зависят самочувствие, работоспособность, общительность и отношение ко всему вообще. Остро нуждается в эмоциональной поддержке, сопереживании близких. Нет выраженных фаз настроения, как при циклоидной акцентуации. Настроение меняется в течение суток несколько раз, хаотично. Тонко чувствует отношение к себе окружающих, даже приповерхностном общении. К лидерству не стремится, всякого рода эксцессов избегает. Общителен, добродушен, искренен, но может быть вспыльчивым, драчливым, конфликтным.

МНС. Эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц. Утрата близких и разлука с теми, к кому привязан.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психовегетативный синдром | Неврастения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.