Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение понятий: «язык», «речь», «речевая деятельность», «речевой акт», «мышление»

Предмет психолингвистики. Специфика психолингвистического подхода к языку.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ

План

1. Предмет психолингвистики. Специфика психолингвистического подхода к языку.

2. Соотношение понятий: «язык», «речь», «речевая деятельность», «речевой
акт», «мышление».

3. Единицы мышления.

4. Методы и проблемы изучения языка в русле психолингвистики.

5. История возникновения психолингвистики.

6. Структура курса «Основы теории речевой деятельности»

Теория речевой деятельности, или психолингвистика – это наука, изучающая психические процессы, происходящие в сознании человека, 1) когда он говорит, слушает, читает, пишет, изучает иностранный язык, овладевает родным языком; 2) а также, когда нормальный ход владения речью нарушен (из-за травм, инсультов и т.д.). Другими словами, психолингвистика изучает процессы порождения, восприятия, понимания, развития речи; разрабатывает модели речевой деятельности и психофизиологической речевой организации человека.

Психолингвистика возникла в мировой науке в ХХ веке в рамках нового научного (антропоцентрического) подхода, когда в центр исследования ставится человек. Ранее в науке преобладала системно-структурная парадигма, в рамках которой язык рассматривался как отделённый от человека, как абсолютный объект изучения, не связанный с человеком. Поэтому психологические и мыслительные процессы, происходящие во время речи, игнорировались.

К новой антропоцентрической парадигме относятся такие лингвистические дисциплины: теория коммуникации (в центре внимания – акт общения и его структура), прагматика (эмоционально-экспрессивные человеческие проявления в языке), когнитивная лингвистика (наука о способах формирования, хранения и переработки знаний в сознании человека), лингвокультурология (изучает отражение в языке культурной информации), психолингвистика (наука о моделях речевой деятельности и речевом устройстве мозга).

Традиционно для описания того, что мы делаем во время речи, используются термины: «язык», «речь», «речевая деятельность», «речевой акт», «мышление». Рассмотрим, что они обозначают. Разделение понятий «язык» – «речь» произошло в работах немецкого учёного ХІХ века Вильгельма фон Гумбольдта и позже, в начале ХХ века в трудах швейцарца Фердинанда де Соссюра. После Соссюра язык стали понимать как код, систему объективно существующих, социально закреплённых знаков, соотносящих смысл и звучание, а также правила употребления этих знаков и соотношение между собой. Речь понималась как конкретное говорение, протекающее в пространстве и времени, облечённое взвуковую или письменную форму; а также его результаты – речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом (высказывания, тексты).

В 1931 г. русский учёный Л.В. Щерба ввёл термин «речевая деятельность», понимая под ним говорение, слушание, чтение, письмо и отделяя от него языковой материал – совокупность сказанного и написанного.

Концепция речевой деятельности разрабатывалась также в психологии. Согласно взглядам Л.С. Выготского (его труд «Мышление и речь» вышел в 30-е годы ХХ века), речевая деятельность рассматривается как динамичное явление, зависящее от ряда факторов: мотива (причин) речи, потребностей индивида, цели, средств реализации и результата общения. По Выготскому, речевая деятельность состоит из динамичных речевых действий (актов), входящих в другую, практическую или теоретическую деятельность человека.

Речевой акт исследовали также европейские и американские учёные: Дж. Остин, Дж. Р Сёрл, Р. Якобсон. С их точки зрения, речевой акт имеет следующую структуру: говорящий, слушатель, обстоятельства речи; фрагмент действительности, о котором сообщается (тема); языковой код (грамматика и словарь), целенаправленность речи; результат речи, создающий новую ситуацию общения; установление контакта между собеседниками.

Речевая деятельность сопровождается также скрытыми мыслительными процессами, не поддающимися прямому наблюдению.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекционный Курс | Методы и проблемы изучения языка в русле психолингвистики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.