Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль планирования в управлении на микроэкономическом уровне (на уровне предприятия, фирмы, компании и т.д.)

 

На Западе планирование на микроуровне успешно применяется в компаниях и корпорациях уже не одно столетие и считается необходимой предпосылкой эффективного и стабильного бизнеса независимо от формы собственности. За прошедшее время планирование эволюционировало под воздействием изменяющихся внешних и внутренних факторов.

Управление фирмой как научное направление в экономике сформировалось на Западе в начале 20 века. С этого времени западная школа научного менеджмента и классическая (административная) школа управления выделяли планирование как одну из основных функций управления предприятием. При этом планирование носило, в основном, краткосрочный характер. Составлялся годовой план (или бюджет) предприятия, где скрупулезно учитывались все доходы и расходы от предпринимательской деятельности. Данные школы менеджмента базировались на постулате о стабильности внешней среды.

Однако первые волны научно-технической революции, насыщение рынков товарам, возросшая конкуренция и формирование транснациональных корпораций привели к тому, что возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее.

В 50-60-х годах характерными условиями хозяйствования американских компаний являлись высокие темпы роста товарных рынков, относительно высокая предсказуемость тенденций развития национальной экономики.

Стержнем долгосрочного планирования явились прогнозы продаж на несколько лет вперед. При этом при небольшой изменчивости внешней среды долгосрочное планирование базировалось на экстраполяции тенденций развития фирмы, сложившихся за предыдущий период. Далее, на основании прогноза продаж составлялись функциональные планы по производству, маркетингу и снабжению. После этого все планы агрегировались в единый финансовый план корпорации. Главными задачами менеджеров на данном временном этапе состояли в определении достаточности собственных внутренних ресурсов для выполнения планов.

В конце 60-х годов экономическая обстановка во многих развитых странах изменилась. По мере нарастания кризисных явлений прогнозы на основе экстраполяции стали все чаще расходиться с реальными цифрами. Высшее руководство фирмы обычно исходило из того, что в будущем результаты деятельности улучшатся, однако фирма зачастую не выходила на запланированные результаты. Таким образом, выявилось, что простое долгосрочное планирование не всегда работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и жесткой конкуренции.

Постепенно долгосрочное планирование стало целевым, когда ресурсы рассматривались как средство достижения целей, а план стал представлять собой набор возможных альтернатив в соответствии с прогнозами изменения окружающей среды. Данное направление получило название «стратегическое планирование». Именно в различном понимании менеджерами роли внешних факторов и заключается основное отличие долгосрочного экстраполятивного планирования от стратегического. Главным в стратегическом планировании является не только анализ внутренних резервов предприятия, но и анализ внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики предприятия. Стратегическое планирование является синтезом маркетингового и традиционного долгосрочного планирования.

Советский Союз располагал передовой школой экономического планирования как макроэкономическом уровне, так и на уровне предприятия, что неоднократно признавалось экономистами всего мира. Долгосрочное планирование на Западе соответствовало так называемому методу «планирования от достигнутого уровня» при социализме. Все отрасли народного хозяйства Советского Союза развивались по пятилетним планам с разбивкой по годам.

Основное отличие социалистического планирования от капиталистического заключалось в том, что главными ориентирами для предприятий являлись заданные сверху объемы производства и цены на продукцию, а не объемы продаж и рыночные цены, как в рыночной экономике. Справедливости ради отметим, что не на всю продукцию спускались директивные контрольные цифры. Объемы производства и цены на второстепенные виды продукции предприятия определяли сами.

Применявшиеся в нашей стране до 90-х годов прошлого века методы планирования «от достигнутого уровня» соответствовали западной практике с той разницей, что по оценкам экспертов плановые разработки в СССР примерно на 10-20 лет опережали западные образцы.

При социализме планирование применялось на всех предприятиях всех отраслей. При переходе к рыночным отношениям планирование на уровне предприятий оказалось практически полузабытым. Вместе с тем многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что игнорирование планирования или его некомпетентное осуществление приводят к неоправданным экономическим потерям. Поэтому в настоящее время одной из важнейших управленческих задач на предприятиях является восстановление эффективного тактического вертикального и горизонтального планирования, а также контроля за выполнением планов.

После 2000 года отдельные российские частные фирмы и предприятия взяли на вооружение зарубежные методики стратегического управления. В настоящее время число предприятий и фирм, использующих в своей практике методы стратегического управления, значительно возросло. Отечественные и международные аналитики считают, что российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие стратегического управления мешает предприятиям устойчиво работать.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль планирования в управлении на макроэкономическом уровне | Главные цели, принципы, механизмы и инструменты планирования на предприятии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.