Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность потенциала предприятия




Планирование потенциала предприятия

Тема 3

(научно-технического и социального развития)

После изучения темы студент должен:

1) знать:

- основные подходы к оценке потенциала предприятия;

- алгоритм планирования научно-технического потенциала предприятия;

- механизм планирования инноваций и оценки их экономической эффективности;

- основные направления развития потенциала предприятия;

2) уметь:

- дать оценку потенциала предприятия;

- определять приоритетность направлений развития потенциала предприятия, исходя из оценки их экономической эффективности и стратегии развития предприятия.

 

Система стратегического и тактического планирования направлена на всестороннее развитие потенциала предприятия.

Потенциал предприятия (от латинского potential - сила, скрытая возможность, способность) – это совокупность возможностей, способностей, источников и средств в определенных сферах деятельности, которые направляются на достижение поставленных целей предприятия.

Потенциал предприятия является сложной комплексной категорией, не имеющей до сих пор однозначной трактовки в экономической теории. Многоаспектность данной категории объясняется тем, что возможности и способности, источники и средства предприятия отличаются по своей экономической природе, лежат в разных плоскостях и функциональных сферах деятельности. Но только в своем единстве и взаимосвязи они обеспечивают наиболее эффективные пути достижения целей предприятия.

Потенциал предприятия представляет совокупность составляющих его функциональных потенциалов (иногда их называют субпотенциалами). Среди них чаще всего в экономической литературе выделяют производственно-технологический, финансово-экономический, организационно-управленческий, интеллектуальный, инновационный и информационно-методический субпотенциалы. Наряду с указанными субпотенциалами, отдельные специалисты выделяют и другие типы субпотенциалов например, логистический, маркетинговый, инфраструктурный, предпринимательский и т.д. Поскольку нет общепринятой классификации субпотенциалов, предприятие самостоятельно определяет составляющие, входящие в состав его потенциала, исходя из своей специфики.

Производственно-технологический потенциал предприятия характеризуется степенью современности применяемых технологий и основных фондов, оптимальностью их использования, уровнем доступа и наличия квалифицированного наемного персонала, наличия системы качества, соответствующей международным требованиям, уровнем механизации и автоматизации производства и т.п.

Финансово-экономический потенциал характеризуется наличием и доступностью финансовых средств, необходимых для текущей и инвестиционной деятельности предприятия. Характеристиками финансово-экономического потенциала являются обеспеченность финансовыми ресурсами, уровень платежно-финансовой дисциплины, показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности и т.п.

Организационно-управленческий потенциал предприятия характеризуется уровнем эффективности и прогрессивности организационной структуры, системы планирования, нормирования, стандартизации, координации деятельности структурных подразделений, наличием действенной системы мотивации персонала и т.п.

Интеллектуальный потенциал характеризуется совокупностью профессиональных знаний, навыков, информированности персонала, созданием условий для их совершенствования и развития, способностью к решению поставленных задач и проявлению творчества, уровнем вовлеченности персонала в процессы совершенствования бизнес-процессов, наличием и количеством ноу-хау, патентов т.п.

Интеллектуальный потенциал является нематериальным активом предприятия, играющим в современном мире все более возрастающую роль.

В последние годы стоимость нематериальных ресурсов, включая «невещественные» идеи, квалификацию и навыки персонала, имидж, учитывается при оценке рыночной стоимости компании. Ярким примером может стать многократно возросшая за несколько лет рыночная стоимость известных поисковых интернет-компаний, которая определяется не столько материальными активами, сколько их высоким интеллектуальным потенциалом.

Инновационный потенциал характеризуется способностью генерировать и коммерциализировать новые идеи, связанные с развитием технологий, оборудования, модификацией продукции, расширением продуктовой линейки, выпуском принципиально новых видов продукции и т.п. Однако инновации могут затрагивать не только производственно-технологические аспекты. Инновации могут быть нацелены на развитие управленческих технологий, организационной и социальной сфер деятельности.

Информационно-методический потенциал представляет собой совокупность профессиональной, управленческой и любой другой деловой информации, курсирующей на предприятии. Информационно-методический потенциал характеризуется степенью оперативности и качества обработки внешней и внутренней информации, уровнем своевременной информированности персонала в области решаемых задач по принадлежности, степенью автоматизации учетных и управленческих операций и т.п.

Приведенная градация составляющих элементов потенциала предприятия не имеет четко очерченных границ. Нельзя рассматривать субпотенциалы предприятия изолированно, поскольку их компоненты тесно переплетаются друг с другом.

Например, инновационный потенциал основывается, прежде всего, на достигнутом производственно-технологическом и интеллектуальном базисе. При этом большое влияние на состояние и перспективы инновационного потенциала оказывают также финансовый, организационно-управленческий и информационный потенциалы. В то же время, развитие инновационного потенциала является двигателем для качественного и количественного скачка в развитии производственно-технологического и других остальных потенциалов.

Предприятие может обладать значительным потенциалом, но если он не соответствует потребностям рынка, то векторная направленность развития потенциала и улучшения финансовых результатов предприятия не совпадает. В клиентоориентированной экономике развитие потенциала должно быть направлено на всемерное удовлетворение существующих и возникающих потребностей покупателей, повышение конкурентоспособности, усиление рыночной позиции и увеличение доходности предприятия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.