КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы государства и их конституционно-правовая основа
Когда мы говорим о форме государства, мы подразумеваем 2 стороны: · форма правления и связанный с ней политический режим Существуют, исторически сложившиеся следующие формы правления:
· монархия · республика · империя Говоря о политическом режиме, мы их разделяем на: · демократический · недемократический Форма государственного устройства, в зависимости от территориального деления подразделяется на: · унитарное государство · федерацию · конфедерацию Монархия (произв. от греч. слова – «единовластие»). Сущность монархии – верховная власть в стране сосредоточена полностью или частично в руках единоличного главы государства, передаётся по наследству от отца к старшему сыну, иногда к дочери или родственнику по боковой линии, ни один другой орган не в праве повлиять на этот процесс. Разделяют монархию: · абсолютную · ограниченную · теократическую В абсолютной монархии вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха, он же именуется помазанником Божьим на земле (Россия до 18 веке, Франция до революции), по сути является исторически переходным видом государства. В ограниченной монархии власть монарха ограничена выборным органом-парламентом; или особым правовым актом-конституцией. Пример: Великобритания. Парламентская монархия-Бельгия, Дания, Нидерланды. В этих странах монархия сохранилась как традиция, что способствует укреплению государства. Дуалистическая монархия - в странах Азии и Африки; власть сосредоточена в руках монарха больших полномочий или государственной власти. Вся исполнительная власть и право налагать «вето» на законы, издаваемые парламентом. Республика. Государство, в котором верховная власть принадлежит избранным на определённый срок органам государственной власти – народным представителям: депутатам.
Современные республики делятся на: · парламентские · президентские · смешанные, именно они имеют имперские основания. В парламентской республике население страны избирает высший представительный органам власти. Парламент формирует органы исполнительной власти, т.е. избирает президента или формирует правительство. Положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Концентрация власти в руках парламента преодолевается наличием многопартийности, которая обеспечивает участие в деятельности различных представителей партий. Положение президента напоминает положение монарха в ограниченной монархии. Он имеет представительную функцию, но реальной властью не обладает. Пример: Италия, Франция, Индии, Германия. Президентская республика. В этой республике всенародно избранные президент и парламент. Президент является высшим органом исполнительной власти, он формирует правительство, структуру исполнительной власти, назначает и освобождает от должности руководство. Однако для недопущения усиления авторитарности власти в президентской республике введена процедура импичмента – досрочное отрешение от должности. Также вводится судебный контроль за деятельностью президента. Смешанная республика – сочетание двух республик; для неё характерно: отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. Всенародно избранный президент оказывается отдалён от руководства исполнительной властью. По конституции такое руководство возлагается на правительство. но пари этом правительство формируется частично по представлению президента, частично с согласия парламента. По окончание истечения сроков действия полномочий парламента истекает срок действия правительства. в республике смешанного типа предусматривается досрочный роспуск парламента по решению президента.
Формы государственного устройства - территориальное устройство, характер взаимоотношение между составными частями и центральной властью. Унитарное – государство, построенное по системе вертикального подчинения, имеет простую структуру, административное образование в таком государстве не самостоятельно и подчинено центральным органам власти; в случае создания государства в многонациональной стране предусмотрена автономия, то есть право какой-либо части государства решать свои внутренние вопросы (Италия, Россия). Федеративное – сложное образование, имеющее в своём составе административно-территориальные или национальные образование – члены федерации, обладающие в значительной степени самостоятельностью или даже суверенитетом (штаты США, земли в ФРГ). Для защиты и представления интересов субъектов федерации предусматривает создание 2-х палатной системы представительно-законодательной власти, а также создание представительной и исполнительной власти в субъектах федеоации. В федерации осуществляется двойная система законодательство: · федеративная · субъектов федерации Правовая основа большинства федераций является Конституция. Конфедеративное государство. Отличительные черты: · не имеет общезаконодательных, исполнительных и судебных органов. · не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета. · сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территории другого значительно сокращен. · государственные органы могут договариваются о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой межгосударственной кредитной политике, возможности создания иных органов, которые занимаются координированием общих интересов объединённых государств в межгосударственных отношениях в международном сообщении. · конфедеративные государства не долговечны, ини или распадаются по достижении общих целей или превращаются в федерации(Германский союз (1815-1867), Австро-Венгрия (1867-1918)). Своеобразной формой конфедерации является СНГ. Наблюдается 2 тенденции:
· объединительная и разъединительная, которые делают данные союз непрочным, а его субъектов – незавершенными государствами. Империя – сложное многонациональное государство, создаваемое с целью захвата или присоединения и насильственного или договорного удержания в своём составе суверенных, в том числе и соседних государств, одним мощным, деспотическим государством (Византийская, Русская или Остманская империя). Содружество – весьма редкое, аморфное, неопределённое, но организационное объединения государств, характеризуемое наличием общих признаков, касающихся: · экономики · права · языка · культуры · религии. Политический режим – совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы (государство) осуществляет принадлежащую им власть. Политический режим отражает степень авторитарности, тоталитарности, демократичности в стране. История знает демократичные и недемократичные режимы. Демократии: · античная (власть всех граждан) · олигархическая (власть немногих) · аристократическая (власть лучших, власть знати) · парламентская (характеризуется передачей власти парламенту, избираемого всем народом на основе всеобщего равного избирательного права) Разновидность парламентской демократии является либерально-демократический режим, отстаивающий ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективизму в организации экономической и политической жизни. Либерально-демократический режим считает, что коллективные начала тяготеет к тоталитарным формам правления, в отличие от либерально-демократического, тяготеют к рыночным, свободным равноправным отношениям. Однако преувеличивать либеральный режим не стоит, так как у него есть свои проблемы: · социальное неравенство · расслоение общества · недобросовестная конкуренция · стремление к монополии как власти, так и капитала На сегодняшний день либеральные идеи уступают место идеям справедливого социального устройства общества, рассматривая главной ценностью личность, а не индивидуализм.
Недемократический режим основан на сосредоточение всей государственной власти в руках одного человека или группы лиц, связанных между собой общим корыстным или властным интересом. Такие режимы принято называть · автократичными (самовластие) · авторитарными (самопровозглашение) Авторитарные и автократические режимы характеризуются способом публично властного управления общественными отношениями, при котором обратная связь (реакция общества) блокируется и не воспринимается организацией власти (предварительная цензура, отсутствие свободы выражения мнения, отсутствие свободы выбора, свободы объединения, необоснованное препятствие власти аппозиционной деятельности). Тоталитарный режим – пораждение 20 века. Для них политика и идеология является системообразующим фактором, с помощью которого они могут манипулировать массами народа. Недемократичные режимы с господствующей идеологией называются авторитарными: коммунистический режим (диктатура пролетариата) · фашистский · рассистский · военно-диктаторский
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |