Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Лоббирование как одно из направлений политических PR

Лоббизм: специфика деятельности, набор действий, методы работы

Лоббизм как особая система и практика реализации интересов отдельных организаций и разнообразных групп общественности путем целенаправленного влияния на законодательные и исполнительные органы государственной власти стал неотъемлемой составной частью политического процесса демократического общества. Значение этого явления можно, в частности, объяснить следующими обстоятельствами.

Прежде всего, лоббисты или их группы выполняют важную функцию посредников между общественностью и органами государства, информируя последние об интересах отдельных групп граждан, состоянии дел в тех или иных сферах жизни. Безусловно, в процессе принятия законов и воплощения их в жизнь депутаты, а затем правительственные чиновники могут обращаться и, как правило, обращаются за консультациями и советами к профессиональным специалистам и экспертам. Лоббизм в его цивилизованных формах не является «улицей с односторонним движением». Лоббисты (группы давления на структуры власти), добиваясь преимуществ для себя, одновременно обеспечивают благоприятные условия восприятия обществом и конкретными группами общественности принятых государством законов.

Далее, институт лоббизма выполняет функцию упорядочения плюрализма общественных интересов. Понятно, что каждый человек, каждое общественное объединение преследуют свои специфические интересы. Более того, они стремятся защищать эти интересы всеми доступными им средствами с учетом юридических норм. Отсюда вполне логично, что в пределах определенного правового ноля их интересы сталкиваются, а потому необходимы способы и механизмы сопоставления интересов и определения приоритетов. Даже если процесс лоббирования осуществляет незначительная группа людей, последствия лоббирования могут оказаться довольно масштабными и нередко затрагивают огромные массы населения страны.

Позволяя сравнивать групповые интересы, возможности и последствия разнообразных действий в пределах легитимных демократических «правил игры» и способствуя отображению лих целей и возможностей в политических решениях, лоббизм существенно дополняет сложную систему сдержек и противовесов.

И, наконец, лоббизм в некоторой степени способен дополнять конституционную систему демократического правления. Он позволяет участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам общественности, которые так или иначе лишены этой возможности. Особенно это касается граждан тех избирательных округов, которым не удается выбрать своих представителей в парламент. Не имея своего депутата, который бы с трибуны парламента мог заявлять о местных проблемах, группы общественности с помощью института лоббирования могут самостоятельно привлекать внимание к своим проблемам, влиять на процесс их законодательного урегулирования.

В целом, функция лоббизма как особого политического явления базируется на фундаментальном праве каждого гражданина демократического общества направлять индивидуальные и коллективные обращения (петиции) органам государственной власти и должностным лицам. Это право зафиксировано в конституциях всех демократических государств мира.

Лоббизм как система влияния на членов законодательною органа или чиновников государственных учреждений с целью добиться одобрения или неодобрения ими того или иною законопроекта или постановления получил свое название от английского слова lobby, означающего «закрытое помещение для прогулок, коридор, вестибюль, кулуары». Свой особый политический оттенок слово лобби приобрело в США приблизительно в середине 19 века в виде его производных -- лоббизм, лоббирование, лоббист.

Считается, что традиция лоббизма как специфическою политического явления восходит ко времени президентства Уиллиса Симпсона Гранта (1869—1877 гг.) прославленною генерала периода гражданской войны в Соединенных Штатах 1861—1865 гг. По вечерам этот президент со своей «командой» имел обыкновение «расслабляться» после напряженного рабочего дня в вестибюле одного из отелей. Там его министры, а также сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали обещания (зачастую не бескорыстно) выполнить их.

«Отрицательные» стороны лоббизма очевидны: то, что может быть выгодно одной социальной группе, может быть не выгодно всему обществу. Совсем необязательно, что лоббист будет представлять интересы большей части общества. Следует учесть, что группы давления - это по большей части элитные группы, для которых характерны свои интересы, отличные от большинства населения. Однако большинство специалистов утверждает, что лоббизм абсолютно легитимный и нужный институт в гражданском обществе.

Вот основные функции лоббизма:

- посредничество между обществом и государством

- упорядочивание плюрализма общественного мнения

- информационная функция.

Такой канал лоббирования как СМИ выполняет функцию информирования широкой публики о каких-то событиях, фактах из жизни политиков и т.д. Возможно, это не самый легитимный способ лоббирования, ведь каждый журналист может иметь собственное мнение о события, которое может не быть объективным.

Лоббизм в его современных, цивилизованных формах является широко используемой, легальной формой влияния разнообразных кругов и групп общества на аппарат государственной власти, особенно на парламент, причем влияния снизу. Основная задача демократического лоббирования — добиться того чтобы в законодательных и нормативных актах государственной власти учитывались специфические интересы разных групп общественности, их организаций, не противоречащие интересам общества

По своей глубинной сущности лоббирование обеспечивает гласность политического процесса, делает его предсказуемым, расширяет круг участников политической жизни и ограничивает всесилие аппарата государственной власти. Оно выступает инструментом функционирования системы плюралистической демократии, который раскрывает глаза законодателям и государственным служащим на те последствия, которые могут иметь законодательные акты и административные распоряжения, принимаемые ими.

Таким образом, лоббизм – это специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций (политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и групп) и оказание ими давления на процесс принятия решений парламентом. Прежде всего, лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских комитетах и г. п.

Лоббизм возник впервые в США, где лоббистская деятельность с 1946 г. регулируется федеральным законом.

 

Можно выделить несколько стадий лоббистской деятельности:

1. сбор информации

Сбор информации - первый и важнейший пан лоббисгской деятельности.

Для лоббиста необходимо владеть всей полнотой информации по вопросу, которым он занимается. Источниками такой информации могут быть:

- официальные документы

- статистические данные

- слушания в органах законодательной власти

- неформальные встречи с представителями органов государственной власти, ведущими политиками, экспертами и т.д.

2. коалиционное строительство

Для лоббиста очень важным является поиск союзников для реализации своих целей. Понятно, что объединение каких-либо организаций имеет большие шансы на достижение главной своей цели: оказания влияние на принятие политического решения. Например, но вопросам о нравах женщин, разные американские женские объединения, такие как Национальная Женская Организация, Американская ассоциация студенток, Лига женщин-избирателей и другие обычно выступают вместе. Работая вместе, такие группы могут разработать более продуманную стратегию своей работы, установить ее приоритеты.

3. процедуры лоббирования.

Непосредственное лоббирование (прямое)

Прямое лоббирование подразумевает личный контакт лоббиста с лицом, принимающим решение. По опросам вашингтонских лоббистов, 98% из них работают именно таким образом, используя для достижения своих целей прямой контакт с политиками. Во время таких встреч лоббист, как правило, высказывает лицу, принимающему решение, свою точку зрение на вопрос, аргументируя ее конкретными данными. Можно выделить несколько способов прямого лоббирования:

- выступление на парламентских слушаниях по законопроектам. Этот метод дает возможность лоббистам открыто выразить свои интересы. Это наиболее заметная для публики часть деятельности лоббистов. Лоббисты могут, как участвовать в разработке законопроектов, гак и представлять уже готовые законопроекты комиссиям и комитетам законодательных органов.

- личные встречи с лицами, принимающими решения, они могут быть, как формальными, так и неформальными.

- преподнесение подарков лицам, принимающим решение.

 

Опосредованное лоббирование (непрямое)

Целью непрямого или опосредованного лоббирования (в английском языке это называется «лобби на уровне «корней травы», лоббирование снизу») является не прямое воздействие на лицо, принимающее решение, граничащее часто с подкупом, а влияние на общественное мнение по данному вопросу, усиление влияния на лица, принимающие решения, с помощью активизации их избирателей. К методам этой формы лоббирования относят

· работа со СМИ равного уровня. Лоббисты с помощью СМИ распространяет' точку зрения организации- клиента, демонстрируя актуальность и значимость освещаемого вопроса.

· массовые почтовые рассылки; современные возможности коммуникации, включая электронные, позволяю! в короткое время организовать огромные потоки обращений граждан к органам государственной власти. Такое лоббирование создает видимость давления снизу. Например, в 1993 году, когда правительство США, заявило о введении налога на использование энергоносителей, избиратели во всех штагах писали своим представителям в Конгрессе и требовали от них усилить воздействие на Белый дом. В конце концов, Биллу Клинтону не осталось ничего другого, как уступить.

· финансирование избирательных кампаний; этот пункт особенно важен в США, где нет государственного финансирования избирательных кампаний в Конгресс и конгрессмену приходится искать финансовые источники.

 

Методы работы лоббистов

К методам лоббирования, признаваемых в законопроекте «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти», относятся:

- представление в федеральные органы государственной власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлений и других нормативных актов, документов и информационных материалов, касающихся полномочий соответствующих органов государственной власти.

- участие в обсуждение комитетами и комиссиями Федерального Собрания, органами исполни тельной власти законопроектов, документов и материалов, указанных выше.

- устные и письменные контакты с депутатом, должностным лицом федеральных органов государственной власти по поводу интересов физического лица или организации, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность.

- экспертиза проектов законов и иных нормативных актов федеральных органов государственной власти с представлением последним результатов экспертизы в том случае, если она осуществляется не по запросам этих органов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Медиа-карта | Лекция 7. Спин-доктор в политической сфере
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.