Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территориальные финансы




В условиях рыночной экономики одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (республиканские, областные, краевые, бюджеты городов, поселков), территориальные внебюджетные фонды и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Таким образом, территориальные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономические и социальное развитие территорий.

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов: функции регулирования этих процессов переходят от органов государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляются финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог.

С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других регионов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от определенных налогов вышестоящих бюджетов, а также дотации (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной основе для покрытия текущих расходов), субвенции (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной основе для целевых расходов), субсидии (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов).

Доходы территориальных бюджетов формируются за счет налогов и сборов, закрепленных за соответствующей территорией; неналоговых доходов; поступлений из вышестоящих бюджетов. К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ, иные неналоговые поступления.

 

3. Государственные доходы, методы их мобилизации.

Государственные доходы – это часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. В составе государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.

К государственным доходам помимо бюджетных относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов – социального страхования, пенсионного, фонда обязательного медицинского страхования.

Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных доходов. Система государственных доходов призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи – стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования – предприятий (объединений, организаций).

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержание финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги. В условиях рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе государственных доходов.

Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления.

Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.п.

Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики, когда рост займов может даже опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы.

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обуславливают необходимость повышения налогов. Последнее может быть обеспечено как за счет повышения ставок действующих налогов, так и путем введения новых налоговых платежей. Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет определенный предел.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. Если эмиссия не связана с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, то она приводит к усилению инфляции.

Охарактеризованные выше методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления. Внебюджетные фонды создаются посредством налогов и неналоговых платежей; эмиссия здесь не применяется. В ходе образования децентрализованных денежных фондов широко используются другие методы: отчисления, различного рода взносы, добровольные поступления и т.д.

4. Государственные расходы.

Государственные расходы – это та часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием доходов государства в связи с осуществлением своих функций: охранная (внутри), оборонная, внешнеэкономические отношения, социальная, управленческая.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся: целевое направление средств, безвозвратность расходования государственных ресурсов, соблюдение режима экономии.

Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой – заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.п.

Государство устанавливает приоритетность тех или иных потребностей, регламентируя порядок их удовлетворения исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов. Такой подход призван обеспечить условия для получения максимального эффекта от использования имеющихся государственных ресурсов.

Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование государственных потребностей, не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что государство безразлично к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание государственных финансов.

2. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом развитии.

3. Состав территориальных финансовых ресурсов.

4. Методы мобилизации государственных расходов.

5. Сущность и принципы государственных расходов.

 

Контрольные вопросы:

1. Какое место государственные финансы занимают в общей финансовой систем страны?

2. Каковы источники формирования государственных доходов?

3. Почему необходимы различные методы мобилизации государственных доходов?

4. Как можно классифицировать государственные расходы?

5. Какие бюджеты включаются в понятие «территориальные бюджеты»?

6. Охарактеризуйте межбюджетные отношения и пути совершенствования их в РФ?

 

Темы рефератов и сообщений:

1. Анализ динамики государственных доходов за последние 5 лет. Соотношение между различными методами мобилизации государственных доходов.

2. Анализ динамики источников финансирования социально-культурных мероприятий за последние 10 лет в нашей стране.

3. Механизм формирования и использования фонда производственного и социального развития.

4. Местные финансы и их роль в развитии региона.

5. Формирование и использование централизованных валютных фондов и резервов.

 

Тест 6. Основы функционирования государственных и местных финансов.

1. Государственные финансы состоят из:

а) государственный бюджет, местные бюджеты, государственный кредит, внебюджетные фонды

б) государственный бюджет, государственный кредит, страхование

в) государственный бюджет, финансы предприятий, внебюджетные фонды

2. Территориальные финансы состоят из:

а) территориальных бюджетов, территориальных внебюджетных фондов и финансов предприятий, направленных на развитие территорий;

б) территориальных бюджетов, государственного кредита;

в) территориальных внебюджетных фондов, местных бюджетов.

3. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов – это:

а) дотации,

б) субсидии,

в) субвенции.

4. Территориальные финансы направлены на поддержание:

а) общегосударственных нужд,

б) социальной сферы,

в) обороноспособности страны.

5. Фискальная функция государственных доходов заключается в:

а) осуществлении контроля за использованием государственных средств,

б) мобилизации финансовых ресурсов всех звеньев финансовой системы,

в) социальной направленности государственных доходов.

6. Отличительной чертой дотаций является:

а) предоставление на финансирование целевых расходов,

б) предоставление на финансирование текущих расходов,

в) предоставляются на условиях долевого финансирования.

7. Что из перечисленного не относится к методам мобилизации государственных доходов?

а) налоги,

б) эмиссии,

в) займы,

г) все ответы правильные,

д) все ответы неправильные.

8. Соотношение между методами мобилизации государственных доходов:

а) всегда одинаковое,

б) определяется исходя из действующего законодательства,

в) определяется финансовой политикой и др. внешними условиями.

9. Преобладающее место в системе государственных доходов занимают:

а) налоги,

б) государственные займы,

б) кредитная и бумажно-денежная эмиссия.

10. Государственные займы привлекаются с целью:

а) покрытия бюджетного дефицита,

б) финансирования текущих расходов,

в) покрытия недостающих средств после использования остальных методов мобилизации государственных доходов.

11. Негативным последствием применения эмиссии является:

а) усиление инфляции,

б) увеличение государственного долга,

в) отрицательное отношение хозяйствующих субъектов к проводимой финансовой политике.

12. Основополагающим принципом распределения государственных финансовых ресурсов является:

а) целевое использование средств,

б) информированность,

в) преемственность,

г) соблюдение режима экономии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.