Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Нетарифные ограничения во внешней торговле




Виды нетарифных ограничений:

а) внешнеторговые ограничения, нацеленные на прямые ограничения импорта для защиты определенных отраслей отечественного производства. Это меры по лицензированию и контенгированию импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, “добровольные экспортные ограничения” и др.;

б) административные ограничения — технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные формы, требования к упаковке, маркировке и др.;

в) косвенное воздействие на внешнюю торговлю— лицензии, квоты (контингенты).

Лицензирование импорта, экспорта означает, что специальным ведомством от имени государства выдается разрешение на импорт и экспорт товаров. Лицензии бывают двух типов: автоматические (или генеральные) лицензии, позволяющие импортировать и экспортировать товары, включенные в списки в течение определенного времени; и автоматические (разовые), которые разрешают импорт и экспорт товара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения (или назначения), а иногда и таможенного пункта, через который импортируется или экспортируется данный товар.

Наибольшее распространение из всех видов нетарифных ограничений получили. Квоты (или контингенты) на импорт и экспорт товаров.

Импортная квота — одно из средств торговой политики; нетарифные количественные (стоимостной или натуральный) методы ограничения импорта определенных, товаров в страну; макроэкономический показатель, отражающий значение импорта для национальной экономики в целом. Квоты отличаются от тарифа в двух аспектах:

1) поскольку при наличии квот импорт не увеличивается, то разница между мировыми и внутренними ценами растет, тем самым растут прибыли от импорта. При тарифе импорт возрастает вместе со снижением мировых цен, которое стимулирует понижение и внутренних цен;

2) если тариф на импорт не ограничивает объема импортных товаров (требуется от импортера одно — чтобы он платил таможенную пошлину), то импортная квота ограничивает объем импорта, в результате чего внутренний рынок обособляется от проникновения новых иностранных товаров, что обеспечивает абсолютную защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

В последние годы приоритет в применении за квотами, а не тарифами:

Во-первых, поскольку тарифные ставки устанавливаются международными торговыми соглашениями, то правительства не имеют права самостоятельно повышать тарифы, но они могут использовать более строгие импортные квоты, чтобы защитить свою экономику от иностранной конкуренции.

Во-вторых, те отрасли, которые нуждаются в защите от иностранной конкуренции, избирают квоты на импорт, ибо добиться лицензионных льгот проще, нежели введения тарифа.

Считается, что использование импортных квот наиболее предпочтительно при свободной конкуренции, когда результаты квотирования сопоставимы с результатами тарифа на импорт.

Одним из нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли являются добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Добровольные экспортные ограничения (ДэО)— это разновидность экспортной квоты, минимальная экспортная цена, которая навязывается развитыми странами экономически слабым странам.

Страна “добровольно” ограничивает свой экспорт под угрозой более значительных мер торговой политики со стороны своих партнеров. В последнее время в мире заключено более сотни соглашений о “добровольном” ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен (с охватом продукции текстильной промышленности, черной металлургии, бытовой электроники и др.).

На Западе применяются такие нетарифные инструменты регулирования импорта, как антидемпинговые пошлины (при импорте товаров по ценам, которые ниже предполагаемых издержек на их производство), а также компенсационные пошлины — вид таможенной пошлины, взимаемый сверх обычных ввозных пошлин, позволяющий уравнять внутренние и импортные товары посредством компенсации разницы в ценах; способ защиты внутреннего рынка от субсидированного другими странами импорта.

 

57. Платежный баланс: структура, дефицит и кризис

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС — соотношение между общей суммой денежных поступлении, полученных данной страной из-за границы, и всеми платежами, произведенными этой страной за границу за определенный период времени (год, квартал, месяц).

Превышение поступлений над платежами составляет активное (положительное) сальдо платежного баланса, а превышение платежей над поступлениями — пассивное сальдо (дефицит).

Виды поступлений:

а) от экспорта товаров;

б) от предоставления другим странам различных услуг (фрахтование судов, обслуживание их в портах, страхование внешнеторговых грузов, перевозка туристов и т. д.);

в) доходы от экспорта капитала: доходы по предоставленным кредитам (суммы погашения кредитов и процентов);

г) денежных переводов от эмигрантов в свою страну и др.

Виды платежей:

а) платежи за импортируемые товары;

б) платежи за предоставленные другими странами разнообразные услуги;

в) платежи по кредитам;

г) переводы в зарубежные страны.

Состояние платежного баланса страны предопределяется в основном соотношением между импортом и экспортом товаров и услуг

Из основных статей платежного баланса следует особо выделить кредит и дебет.

Кредит - отток стоимостей за границу, за которым должен последовать их компенсирующий приток в данную страну. Кредит отражает отток из страны ценностей, за которые впоследствии ее резиденты получают платежи в иностранной валюте.

Дебет — это приток стоимостей в данную страну, за который ее резиденты должны впоследствии платить, возможно, наличными деньгами, т. е. тратить иностранную валюту.

Общая сумма кредита должна быть равна общей сумме дебета платежного баланса по определению. Внутри платежного баланса может быть выделено несколько частей.

СТРУКТУРА ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА:

1) счет текущих операций;

2) счет движения капитала;

3) изменение официальных резервов.

1) Счет текущих операций включает в себя экспорт товаров и услуг (со знаком плюс), импорт (со знаком минус), чистые доходы от инвестиций и чистые трансферты. Разница между товарным экспортом и товарным импортом образует торговый баланс. Счет текущих операций выступает в виде расширенного торгового баланса.

Товарный экспорт (включая все экспортоподобные операции) учитывается со знаком плюс и выступает как кредит, поскольку создает запасы иностранной валюты в национальных банках.

Товарный импорт (со всеми импортоподобными операциями) учитывается в графе “дебет” со знаком минус, поскольку уменьшает запасы иностранной валюты в стране.

Содержание платежного баланса раскрывается и в других понятиях. Чистые доходы от инвестиций, или чистые факторные доходы из-за рубежа, образуются вследствие экспорто- и импортоподобных операций. Такие доходы выступают как чистые доходы от кредитных услуг, так как связаны с “экспортом” услуг, вкладываемого за границей национального денежного капитала. В том случае, когда национальный капитал, вложенный за границей, приносит больший доход от процентов и дивидендов в сравнении с доходом иностранного капитала, вложенного в данной стране, — чистые доходы от инвестиций положительные, в противном случае — отрицательные

Чистые трансферты — это переводы частных и государственных средств в другие страны (пенсии, подарки, денежные переводы за рубеж, безвозмездная помощь другим государствам).

Если страна имеет дефицит баланса по текущим операциям, то ее расходы по оплате импорта превышают доходы по оплате экспорта. Данный дефицит финансируется или посредством займов за границей, или посредством реализации части активов иностранцам, что находит отражение' в счете движения капитала. Подобные сделки уменьшают чистые зарубежные активы.

Чистые зарубежные активы — это разница между объемами заграничных активов, которыми обладают отечественные резиденты, и объемами национальных активов, которыми обладают иностранцы.

Положительное сальдо счета текущих операций противоположно дефициту, поскольку данная страна получает иностранной валюты больше в сравнении с тем, что она расходует за рубежом, и, таким образом, способна предоставлять кредиты иностранцам либо увеличивать заграничные активы.

2) В счете движения капитала находят отражение все международные сделки с активами:

а) доходы от реализации акций, облигаций, недвижимости и т. д. иностранцам;

б) затраты на приобретение активов за рубежом:

Баланс движения капитала = поступления от продажи активов - расходы на покупку активов за рубежом.

Реализация зарубежных активов вызывает рост запасов иностранной валюты, а их приобретение, наоборот, уменьшает эти запасы. Отсюда баланс движения капитала отражает чистые поступления иностранной валюты от всех сделок с активами.

Если сальдо счета движения капитала положительное, то происходит чистый приток капитала в данную страну. И напротив, когда затраты на приобретение зарубежных активов превышают доходы от их реализации за границу, то образуется чистый отток (или вывоз) капитала.

Когда инвестиции превосходят национальные сбережения, то избыток финансируется посредством заграничных займов, в результате чего страна является должником. Если национальные сбережения превосходят внутренние инвестиции, то излишек сбережений может использоваться для предоставления кредитов заграничным партнерам,.вследствие чего страна является кредитором.

3) На состояние платежного баланса влияет макроэкономическая политика Центрального банка, осуществляемая путем покупки и продажи иностранной валюты из официальных валютных резервов, которые включают золото, иностранную валюту, кредитную долю страны в МВФ, специальные права заимствования и др.

Дефицит платежного баланса может быть профинансирован посредством уменьшения официальных резервов Центрального банка, в то время как активное сальдо платежного баланса увеличивает официальные валютные резервы Центрального банка.

Подобные операции с иностранной валютой называются операциями с официальными резервами, которые не тождественны операциям Центрального банка на открытом рынке.

Кризис платежного баланса — это длительно существующий дефицит платежного баланса, образующийся вследствие того, что страна многие годы не принимала мер по упорядочению дефицита по текущим операциям, исчерпывая свои официальные валютные резервы. В связи с нарушением графика обслуживания внешнего долга получение зарубежных кредитов практически невозможно.

 

 

58. Государственное регулирование экономики: сущность и формы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ — система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворение потребностей общества.

Субъектами государственного регулирования являются:

а) носители;

б) выразители;

в) исполнители хозяйственных интересов.

К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам (студенты, пенсионеры, предприниматели и т. д.).

Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.

К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк.

Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.

Объекты различаются по уровню решаемых проблем:

а) фирма;

б) район;

в) отрасль;

г) сфера производства;

д) национальная экономика;

е) международные отношения.

Цель государственного регулирования экономики -экономическая и социальная стабильность:

Формы государственного регулирования:

1. Планирование – процесс принятия управленческого решения, включающий в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые могут разрабатываться на различные периоды действия и иметь различные формы проявления. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства; выявление проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана, а также путей их решения.

2. Прогнозирование – которое может выступать как самостоятельная форма регулирования и как научно – аналитическая стадия планирования. Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии экономического и социального развития республики в будущем, альтернативных путях его развития, обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. Принципы прогнозирования: 1. Принцип этапизации (разрабатывается по этапам); 2. Принцип вариативности (несколько вариантов прогнозов; 3. принцип комплексности прогноза (должен комплексно учитывать всевозможные факторы, влияющие на процесс).

3. Программирование – способствует решению важнейших проблем, имеющих государственное значение: научно-технических, экономических, социальных, экологических и др. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов на решение выделенной проблемы и достижение поставленной цели.

Методы государственного регулирования:

I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, формами которых являются:

1. Прямые методы выступают в следующих основных формах:

а) целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы;

б) государственные закупки;

в) функционирование государственного сектора экономики.

2. Косвенные методы выступают в следующих основных формах:

а) кредитно-денежные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);

б) бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);

в) ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);

г) внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.