Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников




 

Полноценное математическое развитие обеспечивает организо­ванная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспи­татель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специаль­но организованная деятельность обучающего и обучаемых, проте­кающая по установленному порядку и в определенном режиме, назы­вается формой обучения1.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

Занятия являются основной формой развития элементарных ма­тематических представлений в детском саду. На них возлагает­ся ведущая роль в решении задач общего умственного и математи­ческого развития ребенка и подготовки его к школе. С помощью занятий удается вооружить детей знаниями второй категории (по определению А. П. Усовой), повышенной трудности, достаточно обоб­щенными, лежащими в «зоне ближайшего развития». Самостоя­тельно приобрести их ребенок не в состоянии. На занятиях реа­лизуются практически все программные требования; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и разви­ваются в определенной системе.

Занятия по формированию элементарных математических пред­ставлений у детей, или занятия по математике в детском саду (как они названы в последних программных документах), строят­ся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, ин­дивидуального подхода к детям и др.

Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми. Лишь во второй младшей группе в сентябре рекомендуется проводить занятия по подгруппам (6—8 человек), охватывая всех детей, чтобы постепенно приучить их заниматься вместе. Количество занятий определено в так называемом «Перечне занятий на неделю», содержащемся в программе детского сада. Оно относительно невелико: одно (два в подготовительной к школе группе) занятие в неделю. С возрастом детей увеличивается длительность занятий: от 15 минут во второй младшей группе до 25—30 минут в подготовительной к школе группе. Поскольку занятия математикой требуют умственного напряжения, их рекомен­дуют проводить в середине недели в первую половину дня, сочетать с более подвижными физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству.

Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в сис­теме занятий по изучению данной программной задачи, темы, разде­ла, способствуя усвоению программы развития элементарных мате­матических представлений в полном объеме и всеми детьми. В ра­боте с дошкольниками новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делят на ряд более мелких задач — «шагов» и последовательно реализуют их на протяжении не­скольких занятий. Например,, вначале дети знакомятся с длиной, затем шириной и, наконец, высотой предметов. Для того чтобы они научились безошибочно определять длину, ставится задача распоз­навания длинной и короткой полосок путем их сравнения при­ложением и наложением, затем подбирается из ряда полосок раз­ной длины такая, которая соответствует предъявленному образцу; далее на глаз выбирается полоска самая длинная (или самая короткая) и одна за другой укладываются в ряд. Так, длинная полоска на глазах самого ребенка становится более короткой по сравнению с предыдущей, а это раскрывает относительность смыс­ла слов длинный, короткий. Такие упражнения постепенно развивают глазомер ребенка, приучают видеть отношения между размерами по­лосок, вооружают детей приемом сериации (укладывание полосок по возрастающей или убывающей длине). Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это в свою очередь способствует развитию у них все большего интереса к занятиям математикой. Решению каждой программной задачи посвящается несколько за­нятий, и затем в целях закрепления к ней неоднократно возвра­щаются в течение года. Количество занятий по изучению каждой темы зависит от степени ее трудности и успешности овладения ею детьми. Поквартальное распределение материала в программе каж­дой возрастной группы на протяжении учебного года позволяет полнее реализовать принцип системности и последовательности. В летние месяцы (IV квартал) занятия по обучению математике ни в одной из возрастных групп не проводятся. Полученные детьми знания и умения закрепляются в повседневной жизни: в играх, игровых упражнениях, на прогулках и т. д.

Нарушение принципа системности и последовательности в работе по развитию математических представлений недопустимо. Н. К. Круп­ская говорила: «...математика — это цепь понятий: выпадает одно звенышко — и непонятно будет дальнейшее»1.

На основе программы формирования элементарных математичес­ких представлений с учетом особенностей детей и уровня их развития воспитатель определяет содержание каждого конкретного занятия, четко и лаконично формулирует его задачи, например: «Учить детей устанавливать соотношения между тремя предметами по длине и раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания длины, ориентируясь на образец; обозначать соотношения по длине словами самый длинный, самый короткий, длиннее, короче; закре­пить умение устанавливать равенство групп предметов при условии различных интервалов между предметами в каждой из них; упраж­нять в счете в пределах 5»'.

На занятиях, кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развиваю­щие задачи.

Программное содержание занятия обусловливает его структуру. В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей. Часть занятия как его структурная еди­ница включает упражнения и другие методы и приемы, разнообраз­ные дидактические средства, направленные на реализацию конкрет­ной программной задачи. Общая тенденция такова: чем старше дети, тем больше частей в занятиях. В самом начале обучения (во вто­рой младшей группе) занятия состоят из одной части. Однако не исключается возможность проведения занятий с одной программной задачей и в старшем дошкольном возрасте (новая сложная тема и т. д.). Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидакти­ческих средств.

Все части занятия (если их несколько) достаточно самостоя­тельны, равнозначны и вместе с тем связаны друг с другом.

Структура занятия обеспечивает сочетание и успешную реализа­цию задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность как отдельных детей, так и всей группы в целом, использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Новый материал дается в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.

В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки — кратковременные физические уп­ражнения для снятия утомления и восстановления работоспособ­ности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки являет­ся так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и т. д. В физкультминутку рекомендуется включать 2—3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки и т. д.).

Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физ­культурные минутки, в которых движения сопровождаются стихо­творным текстом, песней, музыкой. Возможно связывать их со­держание с формированием элементарных математических пред­ставлений: сделать столько и таких движений, сколько скажет воспи­татель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д. Такая физкультурная минутка становится самостоятельной частью занятия, занимает больше времени, так как ома выполняет, помимо обычной, еще и дополнительную функцию — обучающую.

Дидактические игры разной степени подвижности также могут ус­пешно выступать в качестве физкультминутки.

В практике работы по формированию элементарных матема­тических представлений сложились следующие типы занятий:

занятия в форме дидактических игр;

занятия в форме дидактических упражнений;

занятия в форме дидактических упражнений и игр.

Выделение их условно и зависит от того, что является ве­дущим на занятии: дидактическая игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. При лю­бом типе занятия воспитатель активно руководит процессом усвоения детьми знаний и навыков.

Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае обучение носит незапрограмми-рованный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Воспитатель пользуется в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: применяет сюрпризные моменты, вводит игровые образы, создает игровые ситуа­ции на протяжении всего занятия, в игровой форме его закан­чивает. Упражнения с дидактическим материалом хотя и служат учебным целям, но приобретают игровое содержание, целиком под­чиняясь игровой ситуации.

Занятия в форме дидактических игр отвечают возрастным осо­бенностям маленьких детей: эмоциональности, непроизвольности пси­хических процессов и поведения, потребности в активных действиях. Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содер­жание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование раз­нообразных математических представлений является главной зада­чей таких занятий.

Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практи­ческий характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонст­рационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвое­нию детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений. Воспитатель применяет приемы пря­мого обучающего воздействия на детей: показ, объяснение, обра­зец, указание, оценка и т. д. В младшем возрасте учебная деятельность мотивируется практическими и игровыми задачами (например, дать каждому зайцу по одной морковке, чтобы узнать, поровну ли их; построить лесенку из полосок разной длины для петушка и т. д.), в старшем возрасте — практическими или учебными зада­чами (например, измерить полоски бумаги и отобрать определен­ной длины для ремонта книг, научиться измерять длину, ширину, высоту предметов и т. д.).

Игровые элементы в разных формах могут включаться в упраж­нения с целью развития предметно-чувственной, практической, по­знавательной деятельности детей с дидактическим материалом.

Занятия по формированию элементарных математических пред­ставлений в форме дидактических игр и упражнений наиболее рас­пространены в детском саду. Этот тип занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во все­возможных комбинациях. Их последовательность определяется про­граммным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятия.

Согласно общепринятой классификации занятий по основной ди­дактической цели выделяют:

а) занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;

б) занятия по закреплению и применению полученных пред­ставлений в решении практических и познавательных задач;

в) учетно-контрольные, проверочные занятия;

г) комбинированные занятия.

Занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению проводятся в начале изучения большой новой темы: обучение сче­ту, измерению, решению арифметических задач и др. Наиболее важ­ным для них является организация восприятия нового материала, показ способов действия в сочетании с объяснением, организация самостоятельных упражнений и дидактических игр.

Занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач следуют за заня­тиями по сообщению новых знаний. Они характеризуются примене­нием разнообразных игр и упражнений, направленных на уточнение, конкретизацию, углубление и обобщение полученных ранее представ­лений, выработку способов действий, переходящих в навыки. Эти занятия могут быть построены на сочетании разных видов деятель­ности: игровой, трудовой, учебной. В процессе проведения их воспи­татель учитывает имеющийся у детей опыт, использует различные приемы активизации познавательной деятельности.

Периодически (в конце квартала, полугодия, года) проводятся проверочные учетно-контрольные занятия, с помощью которых определяют качество освоения детьми основных программных тре­бований и уровень их математического развития. На основе таких занятий успешнее проводится индивидуальная работа с отдель­ными детьми, коррекционная со всей группой, подгруппой. Занятия включают задания, игры, вопросы, цель которых — выявить сформированность знаний, умений и навыков. Занятия строятся на знако­мом детям материале, но не дублируют содержания и привычных форм работы с детьми, Кроме проверочных упражнений, на них воз­можно использование специальных диагностических заданий и мето­дик.

Комбинированные занятия по математике наиболее распространены в практике работы детских садов. На них обычно решается несколько дидактических задач: сообщается материал новой темы и закрепляется в упражнениях, повторяется ранее изученное и проверяется степень его усвоения.

Построение таких занятий может быть различным. Приведем j пример занятия по математике для старших дошкольников.

Повторение пройденного с целью введения детей в новую те­му (2—4 минуты).

Рассмотрение нового материала (15—18 минут).

Повторение ранее усвоенного материала (4—7 минут). Первая часть. Сравнение длины и ширины предметов. Игра «Что изменилось?».

Вторая часть. Демонстрация приемов измерения длины и ширины предметов условной меркой при решении задачи на уравни­вание размеров предметов.

Третья часть. Самостоятельное применение детьми приемов измерения в ходе выполнения практического задания.

Четвертая часть. Упражнения в сравнении и группировке геометрических фигур, в сравнении численностей множеств разных фигур.

В комбинированных занятиях важно предусмотреть правильное распределение умственной нагрузки: знакомство с новым материалом следует осуществлять в период наибольшей работоспособности детей (начинать после 3—5 минут от начала занятия и заканчивать на 15—18 минуте). Начало занятия и его конец следует посвящать повторению пройденного.

Усвоение нового может сочетаться с закреплением пройденного, проверка знаний с их одновременным закреплением, элементы но­вого вводятся в процессе закрепления и применения знаний на практике и т. д., поэтому комбинированное занятие может иметь большое количество вариантов.

Руководство познавательной деятельностью детей на занятиях состоит:

- в четкой постановке учебно-познавательных задач перед деть­ми и соответствующей возрасту мотивации: учебной, практической, игровой;

- в использовании различных форм организации познавательной деятельности детей: фронтальной, групповой, индивидуальной. При фронтальной форме работы участвуют все дети, их активность обеспечивается постановкой разнообразных вопросов. Групповая форма работы предполагает дифференцирование заданий с учетом индивидуальных возможностей, уровня развития детей. Индиви­дуальная работа обеспечивает высокий уровень самостоятельности детей, формирование умений и навыков, контроль за усвоением;

- в активизации обучения через содержание, методы, приемы, формы организации.

На занятиях используются организационные средства активизации: «Подумайте, догадайтесь», «Выводы будете де­лать сами» и др., но они побуждают лишь внешнюю, моторную актив­ность, способствуя быстрой сосредоточенности детей на учебном задании, ускоряя действия с наглядным материалом, вызывая непро­извольное внимание, кратковременный интерес к учебной задаче.

Активность внутреннюю, мыслительную удается вызвать разно­образными приемами активизации, которые в свою оче­редь зависят от цели, содержания обучения, степени усвоения учебного материала. К ним относятся:

- умелое применение дидактических приемов сравнения, проти­вопоставления, обобщения;

- опора на имеющийся опыт детей, мобилизация знаний, чув­ственного опыта на выполнение задания;

- доступная мотивация дидактических упражнений, формирова­ние интереса, положительного отношения к содержанию обучения;

- творческий характер некоторых заданий;

- применение специальных средств активизации речевой дея­тельности.

Следует добиваться полной взаимосвязи между уровнем разви­тия практического действия и речевого выражения знаний, способов действия. При изучении нового материала, первоначальном усво­ении практических действий (счета, измерения, вычислений) речь ребенка включается непосредственно в процесс выполнения задания или следует за ним. Детям предлагается по вопросам рассказать, что они сделали, как выполнили задание, для чего. В дальнейшем задавать вопросы, предлагать учебные задания надо таким образом, чтобы дети вынуждены были рассуждать, объяснять, пользуясь усвоенной терминологией: «Расскажи, как выполнял задание», «Что узнал, выполнив задание?», «Для чего разложил предметы в два ряда?», «Докажи, что числа 3 и 4 не равны», «Расскажи, как можно сравнить эти предметы».

Активизация мыслительной деятельности на занятиях путем раз­нообразных средств и приемов ведет к развитию самостоятельности, формированию активной позиции ребенка в учении.

Показателями мыслительной активности на занятиях по форми­рованию элементарных математических представлений следует счи­тать наличие у детей интереса к учебной задаче и процессу ее ре­шения, проявление самостоятельности в поиске решения, умение замечать и исправлять свои ошибки и ошибки товарища, задавать вопросы, выдвигать познавательную задачу в конкретной ситуации.

Целенаправленная познавательная деятельность вне занятий яв­ляется эффективной формой развития элементарных математических представлений у дошкольников.

В самостоятельной познавательной деятельности совершенст­вуются, углубляются и расширяются представления детей о числах, соотношениях размеров, разнообразии геометрических форм, раз­личной длительности временных отрезков, пространственных отно­шениях. Ее организация возможна лишь при определенном уров­не математического развития детей, наличии разнообразных ди­дактических, игровых материалов, игр математического содержа­ния, руководстве этой деятельностью взрослым. Кроме этого, дети должны уметь самостоятельно выполнять некоторые действия, вызванные интересом.

Признаками самостоятельной познавательной деятельности яв­ляются интерес к ней со стороны детей, проявление ими твор­ческой инициативы, самостоятельности в выборе игры и способа реа­лизации задуманного. Это могут быть игры детей с дидактически­ми материалами, развивающие и обучающие игры, заниматель­ные задачи и упражнения, сюжетно-ролевые игры с использова­нием объектов, подлежащих количественной оценке, измерению; си­туации, возникающие в трудовой и бытовой деятельности. Активные игровые действия детей вызываются и стимулируются игровой за­дачей, возможностью проявить самостоятельность, смекалку, эле­ментами соревнования, потребностью самовыражения. Совершенст­вование способов действий, развитие мышления, элементы творчест­ва — характерные черты самостоятельной познавательной деятель­ности.

Самостоятельная познавательная деятельность детей имеет не­посредственную связь с обучением на занятиях. Соблюдение пре­емственности между этими двумя формами развития элементар­ных математических представлений дает возможность разгрузить занятия от второстепенного материала, сосредоточив внимание на изучении основного, упражнять ребят в применении знаний в новых условиях, полнее удовлетворять их познавательные интересы, раз­вивать способности.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной позна­вательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, во­левые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, при­вычка к умственному напряжению и труду. Самостоятельная по­знавательная деятельность должна организовываться не только в детском саду, но и в домашних условиях.

 

Литература

 

1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320с.

2. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

3. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста/Сост. Т.П. Жуйкова. – Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007.

4. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272с.

 


Тема 4. Обучение дошкольников решению арифметических задач

План:

1. Роль арифметических задач в умственном развитии дошкольников.

2. Особенности понимания старшими дошкольниками арифметической задачи.

3. Задания по исправлению типичных ошибок при составлении задач.

4. Типы задач.

5. Виды задач по характеру используемого наглядного материала.

6. Традиционная методика обучения детей решению задач.

7. Использование моделей в решении задач.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.