Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Неоклассическая школа как одно из ведущих направлений экономической мысли ХХ века




Неоклассическая школа как одно из ведущих направлений экономической мысли ХХ века

Как уже упоминалось, возникновение неоклассического направления рассматривается в качестве второго этапа маржинальной революции. Но в самом названии уже содержится указание на связь его с классической политической экономией. Что же представляет собой неоклассическое учение?

Неоклассицизм – это теории, предметом исследования которых являются микроэкономические условия равновесия, формирования цен и оптимального соотношения между производством и потреблением. Его представители признавали правомерными как идеи классиков, так и маржинализма.

Что же послужило причиной возникновения неоклассической школы?

Отметим, что её идеи были сформулированы в конце ХIХ начале ХХ веков. К этому времени практика хозяйствования во многих странах мира демонстрировала высокий уровень производительности труда, развития машинного производства, его новых организационных структур. Росли потребности людей, повсеместно утверждались рыночные институты – биржи, различные банки, ценные бумаги, разнообразные формы собственности. Быстрыми темпами шло формирование мирового рынка, углублялось международное разделение труда. Поэтому в реальной действительности изолированных хозяйств становилось все меньше. Вкусы потребителей стали формироваться под влиянием производителей. Разнообразие предметов потребления, множество форм и методов торговли значительно уменьшали научное и практическое значение тех примеров обмена, оценки полезности, которые предлагали сторонники австрийской школы. Наконец, в экономику стран стало активно вмешиваться государство, что не было объектом анализа маржинализма на его первом этапе.

Непростая ситуация сложилась и в самой экономической науке. Параллельно с маржинализмом широкое распространение получили идеи социализма. Рос авторитет марксизма. В Германии господствовала историческая школа, представители которой были оппонентами «чистой» теории, а значит и австрийской школы.

Определенную роль в возникновении неоклассического направления сыграли учения так называемой лозаннской школы (Швейцария), которые с одной стороны, продвинули идеи маржинализма к динамичным процессам, но, с другой стороны – активным использованием математических формул затруднили восприятие экономической науки просвещенными слоями населения.

Кратко поясним концепцию этой школы. Её представителями были ученые университета г. Лозанна Л. Вальрас (1834-1910) и В. Парето (1848-1923). Первому принадлежит работа «Элементы чистой политической экономии», второму – «Курс политической экономии».

Л. Вальрас известен как автор решения важной общетеоретической проблемы – определения условий общего экономического равновесия, т.е. равновесия на всех рынках страны между ценами, издержками производства, спроса и предложения. При помощи математических уравнений он сформулировал два необходимых равенства в сфере обмена (между ценами на факторы производства и на товары потребления) и одно – в сфере производства (между ценами товаров и ценами издержек производства).

В. Парето уделил внимание другой важной теоретической задаче – как использовать наличные ресурсы для повышения общественного благосостояния? Также при помощи математических расчетов он определяет, что общим условием наилучшего использования ресурсов является равновесие между предложением и спросом на всех рынках и во всех секторах экономики, а критерием, оптимумом в их использовании должно считаться положение, когда улучшение благосостояния одних членов общества не ухудшает положения других.

Оба ученых придавали большое значение рыночной конкуренции, свободному предпринимательству, возможностям саморегулирования экономики.

Но доходчивее, обстоятельнее и доказательнее идеи общего равновесия, механизма его поддержания и роста благосостояния изложил другой экономист – англичанин Альфред Маршалл (1842-1924). Он автор ряда работ, среди которых важнейшей является «Принципы экономики» (опубликована в 1890 г. На русском языке книга издавалась дважды: в 1983 году под названием «Принципы политической экономии» и в 1993 году под названием «Принципы экономической науки»). А поскольку он был профессором политической экономии университета в Кембридже, то в дальнейшем учение Маршалла и его последователей получило название «кембриджской школы».

Будучи математиком по первоначальному образованию,
А. Маршалл тем не менее не стал злоупотреблять математическими формулами и расчетами. Его профессия, очевидно, обусловила преимущественно словесно-повествовательную форму изложения материала, которая учитывала характер деятельности будущих выпускников университета - предпринимателей, политиков, государственных служащих, управленцев.

В методологии исследования Маршалл был приверженцем объединительного подхода: он считал возможным унаследовать наиболее значимые идеи из разных школ и направлений и прежде всего учения классиков – Смита, Рикардо, Сэя и выводы теории предельной полезности. В результате именно Маршалл предложил экономическую теорию называть «экономикс», а его указанная работа стала учебником для студентов в англоязычных странах.

Среди основных теоретических выводов А. Маршалла – вывод о предмете экономической науки, характеристика богатства и благ, анализ производства, потребления, видов доходов, потребностях и факторах производства. Много внимания он уделил взаимосвязи спроса, предложения и стоимости продуктов, а также распределению национального дохода. И всюду Маршалл стремится к более полному и последовательному изложению своей позиции (смотрите, например, «Содержание» всех книг и комментарии-пояснения автора на их полях).

В отечественной и зарубежной экономической литературе принято указывать и излагать несколько важнейших теорий
А. Маршалла. Первая из них – теория ценообразования. Здесь ученый объединяет идею предельной полезности продукта и предельной полезности издержек, с помощью которых произведен продукт, формулируя всем известную ныне равновесную цену как результат пересечения кривых спроса и предложения. За взаимодействием спроса и предложения скрываются, доказывает Маршалл, более глубокие связи – между производством и потреблением, которые в свою очередь раскрываются через множество общественных отношений.

В рамках теории спроса и предложения содержатся определения эластичности спроса, репрезентативной фирмы, краткосрочного и долгосрочного периодов времени, потребительского излишка, квазиренты.

В учение о факторах производства Маршалл вносит дополнение: наряду с трудом, капиталом и землей в производстве участвует и организация – сочетание разделения труда, машин, размеров производства и управление предприятием.

При анализе распределения национального дохода Маршалл вносит коррективы в ранее существовавшие точки зрения и теории, начиная с физиократов. Так, он более подробно излагает причины колебания величины доходов от труда, не сводя их только к прожиточному минимуму,

Процент на капитал им связывается с покупательной силой денег, а прибыль на капитал – с предпринимательскими способностями бизнесмена.

Наконец, обобщающим выводом для работы явились рассуждения Маршалла о роли экономического прогресса в жизни общества, его влиянии на уровень жизни. И влияние это, как подчеркивает он, неоднозначно: понижение стоимости одних продуктов сопровождается повышением стоимости других, изменяется структура занятости, а сокращение рабочего дня может привести к сокращению общего объема производства. «Подлинно высокий уровень жизни не может быть достигнут до тех пор, пока человек не научится хорошо использовать свой досуг»- полагает Маршалл.

Видным представителем неоклассического направления явился американский экономист Дж. Б. Кларк (1847-1938), авторитет которого и по сей день высок в США. Ему принадлежат работы «Философия богатства», «Капитал и доходы», «Основы экономической теории» и другие. Но наиболее значимым явилось произведение «Распределение богатства» (1899). (Перевод на русский и издания – 1992 и 2000 гг.).

Названия работ указывают на близость идейных истоков учения Кларка и представителей классической политической экономии – А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милля. Но он был также и сторонником предельного анализа, что позволило ему внести ряд новых теоретических положений в экономическую науку.

Кларк пришел к выводу о том, что традиционное деление экономической науки на четыре раздела – производство, распределение, обмен и потребление устарело, что современная социальная организация на первое место ставит отношения распределения. Дело, как полагает Кларк, в том, что сформировались естественные стандарты зарплаты, процента и прибыли. «Сведите общество к стационарному состоянию, дайте производству развиваться с полной свободой, сделайте труд и капитал мобильными… и вы получите режим естественных ценностей» – пишет он. Поэтому предпочтительнее делить экономическую науку на три естественных раздела:

- на трактовку всеобщих явлений (универсальных явлений богатства);

- на анализ статических социальных явлений (как влияют на богатство организационные структуры человечества);

- на науку о социально-экономической динамике (действительный мир, когда общество ввергнуто в условия развития и нарушений).

Как видим, здесь использован метод восхождения от абстрактного к конкретному – распространенный в классической политэкономии.

Но этот метод дополнен предельным анализом – анализом предельной производительности факторов производства, что в конечном счете определяет процессы распределения доходов. Общее суждение Кларка здесь таково: любой фактор производства в условиях свободной конкуренции обеспечивает своего владельца доходом, количественно равным доле продукта, созданного этим фактором. Для доказательства этого положения Кларк использует понятия предельной производительности труда и капитала.

Так, нанимать работников на предприятие можно до определенного предела – пока величина заработной платы (вознаграждения за труд) не сравняется с величиной производимого работником продукта. В случае выравнивания этих величин предприниматель всех последующих новых работников вынужден будет оплачивать из своих доходов, что приведет к убыткам фирмы. Таким образом, создаваемый работником продукт в денежном выражении должен быть больше, чем его доход.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении капитала. Увеличивать количество капитала (техники, оборудования, сырья) можно до того предела, который означает равенство цен капитальных благ и цены продукта, ими производимого (или дохода).

Продолжение и развитие идей А. Маршала и Дж. Б. Кларка содержится в работах английского экономиста – А. Пигу (1877-1959) и австрийско-американского экономиста Й. Шумпетера (1883-1950). Первый основное внимание уделил развитию теории благосостояния населения (его главная работа – «Экономика благосостояния»), а второй – теории экономической динамики – теории предпринимательства и экономического развития, циклических колебаний (работы «Теория экономического развития», «Капитализм, социализм и демократия», «История экономического анализа» и другие).

Неоклассическая школа положила начало существующим ныне направлениям – неолиберализму, монетаризму, теориям экономического роста и развития. Она считается родоначальницей микроэкономического анализа: многие выводы указанных ученых включены в качестве обязательных в современные учебники по экономикс.

Вместе с тем ряд положений, выводов неоклассиков подвергаются критике за излишнюю абстрактность, практическую бесполезность. Так, предложенную Кларком идею предельной производительности невозможно реализовать в практике управления фирмой. А. Маршалл не выделил в качестве самостоятельного объекта анализа влияние монополий на экономику стран и фактор безработицы. Оба они были приверженцами малореальных тогда и теперь условий свободной, совершенной конкуренции. Но как бы то ни было, даже недостатки этого направления послужили важным этапом в формировании современной экономической науки.

 

Литература

 

1. Кларк Дж. Б. Распределение богатства / Пер. с англ. – М., 2000.

2. Маршалл А. Принципы экономической науки / Пер. с англ. – В 3-х т. – М., 1993.

3. Бартенев С. А. История экономических учений: Учебник. – М., 2001. – Гл. 11 – 12.

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994. – Гл. 9, 10, 13.

5. Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию. / Пер. с англ. Ольсевича Ю. // Вопросы экономики, 2001. – № 2. – С.73-107.

6. Всемирная история экономической мысли. В 6 т.-Т.3. – М., 1989. Гл. 8; Т. 4. – М.,1990. Гл. 27.

7. Делепляс Г. Лекции по истории экономической мысли. Европейский подход / Пер. с фр. – Москва-Новосибирск, 2000. – Гл. 5.

8. Левита Р. Я. История экономических учений: Учебное пособие. – М., 2001. – Гл. 11.

9. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М., 1996. – Гл. 25, 26.

10. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. В. Автономова и др. – М., 2001. – Гл. 13 – 15, 17.

11. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. - Изд. 4-е. – М., 2001. – Гл.16.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Приведите аргументы в пользу единства взглядов указанных в лекции экономистов и классиков политической экономии ХVIII – начала ХIХ веков. В чем проявилось новаторство учений А. Маршалла и Дж.Б. Кларка?

2. Чем можно объяснить, что работа А. Маршалла «Принципы экономики» стала учебником?

3. Как изменилась экономическая наука после того, как А. Маршалл предложил её новое название – экономикс?

4. Почему А. Маршалл почти нигде не полемизирует с К. Марксом и не анализирует его взгляды?

5. Какие обстоятельства обусловили актуальность анализа отношений распределения, которые, как полагал Кларк, являются центральными в экономике общества?

6. Можно ли согласиться с предложенным Кларком делением экономической науки на три раздела, вместо традиционных двух (микро- и макроэкономика)?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.