Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Военно-торговый характер древнерусской государственности

Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития

Восточнославянское государство оформилось во второй половине IX в. Следует отметить три характерные черты Киевской Руси, придающие ей неповторимый исторический облик.

Во-первых,военно-торговый характер древнерусской государственности.

Во-вторых, сохранение и развитие варварских социально-политических институтов. В системе социально-экономических и политических отношений древней Руси в процессе эволюции государственности не изживались, а, напротив, развивались исконные варварские начала.

В-третьих,идейное оформление русской государственности православным христианством.

Первый признак. Структура древнерусского государства определялась военно-торговым характером. Оно формировалось как федерация городов-государств, или «городовых волостей» совместно использующих возможности мировых торговых путей.

Город и прилегающие к нему окрестности образовывали город-государство. В городе обосновывались местные власти – князь, совет старейшин, вече. С конца X – начала XI в. начала развиваться ремесленная часть – посад. Город превращался в административный, военный, культурный, ремесленный центр. С конца X в. начался новый этап в формировании государства - Ö складывание более крупных образований - городовых волостей и Ö преодоление племенного деления русских территорий.

Коммерческий замысел придавалдревнерусской государственности масштабность и наступательность.

Главный город Руси Киев к XI в. превратился в один из крупнейших центров мировой торговли. По меркам своего времени Киев был очень большим городом, в нём насчитывалось до 400 церквей, 8 торговых площадей. Немецкий хронист называл Киев украшением Востока и соперником Константинополя. Киев был не только центром притяжения, но и отправной точкой торговых экспедиций.

В связи с активностью русских дружин и русского купечества Чёрное море в Х веке называлось Русским, а Волга – Русской рекой. Были налажены устойчивые торговые связи с Баварией. Русские были постоянными гостями крупного международного торга в болгарском городе Преславце. Особая близость с южными и западными славянами объяснялась как чрезвычайной близостью разговорной речи, так и сохранением в славянской среде идеи славянского единства.

При всём многообразии торговых и связанных с ними политических отношений Руси главнейшим объектом русских интересов была Византия как самое богатое, развитое и культурное государство мира.

Ежегодно Константинополь (по-русски – Царьград) последовательно посещали две большие флотилии. Русско-византийские торговые связи имели характер официальных межгосударственных отношений, поэтому купцы с начала Х в. снабжались специальными печатями, а с 940-х гг. – грамотами от киевского князя, свидетельствующими об их легальности в Византии.

Русы в Византии пользовались большими торговыми и иными льготами.

- Купцы из Киева не платили торговых пошлин,

- получали полное довольствие на шесть месяцев,

- продовольствие на дорогу и судовые снасти из греческой казны.

Объёмы одной только византийско-русской торговли в Х в. значительно превосходили всю западноевропейскую торговлю. Сопоставимых объёмов она достигла лишь к XIV – XV вв.

Столь впечатляющие успехи, обеспечивались, помимо естественных географических преимуществ, исключительной наступательной активностью русской внешней политики.

Например, поход Олега 907 г. был организован для получения дани и выгодного торгового союза. Для поддержания стабильных дипломатических и экономических отношений русские ходили на Византию примерно раз в 30 лет, т. к. таков был традиционный для Константинополя срок действия мирного договора. Военные экспедиции князей Олега (911 г.), Игоря (944 г.), Святослава (971 г.) обеспечивали необходимые условия для реализации русских интересов. Последний поход на Византию с целью устрашения состоялся в 1043 г.

Отношения союзничества поддерживались военным присутствием Руси в Царьграде. В середине Х в. отряд «крещёных русов» охранял императорский дворец, в течение XI в. на службе императора состоял русский наёмный военный корпус. Русские отряды оказывали по договору и за дань некоторые пограничные услуги.

В 80-е гг. IX в. начались русско-хазарские войны. В 965 г. каганат был разгромлен князем Святославом, успешно воевавшим до этого с данниками хазар волжскими болгарами и в 964 г. освободившим из хазарской зависимости племена вятичей. Таким образом, было обеспечено преобладание Руси на Волге и в азовско-каспийском регионе, которое поддерживалось постоянным военным присутствием.

А вот попытка князя Святослава присоединить к Руси дунайскую Болгарию и перенести столицу своего царства в Переяславец на Дунае оказалась неудачной. Владение устьем Дуная обеспечивало коммерческий и политический диктат в Византии. Как и властители других славянских народов, Святослав стремился к реализации идеи славянского единства, и присоединение Болгарии было шагом в желаемом направлении. Эти замыслы были тем более актуальны, что в это же время Германия активизировалась в стремлении властвовать над славянами. [Рус.-виз. война]

Помимо задач экономического развития, безусловно, решались и задачи обороны. Примета древней Руси – это всеобщее вооружение городов-крепостей.

Главнейшую опасность на южных и юго-восточных границах Руси составляли кочевники. Основными противниками Руси в степи были печенеги и сменившие их в середине XI в. половцы. Печенеги, обитавшие в днепровско-донских степях, были организованы ордами, возглавляемыми ханами. Половцы освоили более обширные пространства между Днепром и Волгой.

Характер отношений Руси с кочевниками определялся спецификой экономики (как русской, так и кочевого общества). «Чистый» кочевник мог выживать, но не богатеть продуктами кочевого скотоводства. Богатства можно было добыть торговлей или войной. В этом смысле их привлекали земледельческие территории как объект грабежа. Тактика степняков зависела от стечения обстоятельств и, в большей степени, от внутреннего состояния государства-соседа. С сильным государством предпочитали жить в мире, совместно торговать, вместе бороться с общими противниками. Моменты ослабления давали кочевникам чувство превосходства и неуязвимости, и сопровождались разорительными набегами.

Вооружённые столкновения русских с печенегами сменялись мирными годами. В 1036 г. Ярослав разгромил печенегов. Часть их слилась с половецкими ордами, часть ушла на Балканы и была истреблена византийцами, часть подчинилась русским.

Половцы были чрезвычайно сильным и активным племенем. Первое упоминание о половецком походе на Русь датируется в летописи 1055 г. С этого времени до начала XII в. половецкий натиск был весьма силён, а военная удача переменчива. В первой четверти XII в. их военная мощь была подорвана успешными действиями русских войск под предводительством Владимира Мономаха. Частично они были уничтожены, частично начали оседать на землю (для покорённых кочевников, как и прочих язычников, живущих на Руси, было найдено определение – «свои поганые»). Некоторая часть половцев смешалась с монголо-татарами в XIII в.

2.2. Сохранение и развитие варварских социально-политических институтов

Второй признак. Сохранение и развитие варварских социально-политических институтов во многом было обусловлено именно военно-торговым характером русской государственности.

Киевская Русь не знала полного отделения верховной государственной власти от общины. Государство и власть на Руси формировалась как носитель и проводник общих торговых интересов.

В середине IX в. на Руси было три ключевых торговых пункта. Первый – в начале пути «из варяг в греки», с центром в Ладоге. Там сложилась мощная словенская конфедерация, призвавшая к управлению варяга Рюрика. Второй и главнейший – в Киеве, центре полянского союза. Наконец, третий – Русский каганат в Тьмутаракани. Стратегический торговый интерес требовал объединения всех трёх центров и единоначального управления на всём протяжении речного пути. К решению этой задачи приступил Олег, преемник Рюрика (ум. в 879 г.). В 882 г. Олег двинулся из Новгорода на юг. При продвижении по Днепру, в каждом из занятых пунктов он оставлял гарнизоны и сажал своих наместников.

В Киев Олег прибыл под видом купца, что никого не удивило, потому что прибытие караванов из Смоленска, Галиции, Приазовья было обычным явлением. Воины Олега убили киевских князей Аскольда и Дира и Олег стал княжить в Киеве. Лёгкость, с которой киевляне приняли смену князя, вполне естественна в условиях раннего средневековья. По убеждению язычников, боги – на стороне победителей и Олег оказался достоин власти.

Одной из первых княжеских забот было Ö формирование торговых экспедиций. Ежегодно в ноябре князь с дружиной отправлялся в объезд подданных территорий за полюдьем и данью. Выплачиваемые натурой, они составляли значительную часть экспорта. Летом снаряжали караван, который обязательно обеспечивали необходимой охраной. К княжескому конвою примыкали лодки вольных купцов.

Не менее важной была Ö обязанность поддерживать внутренний мир и порядок, оборонять землю от врагов, особенно от степняков и держать в подчинении покорённые племена. Олег строил города и пограничные укрепления вокруг Киева, Владимир – по границам Киевской Руси по рекам Десне, Трубежу и другим. Ярослав на инородческих землях возводил русские города (например, г. Юрьев в земле чуди (ныне Тарту), Муром, Ростов, Белоозеро на территориях муромы, мери и веси и др.)

Князь должен был быть первым среди воинов, безупречным в ратном деле. До Крещения князь вообще не мыслил себя без завоеваний.

Князь Ö занимался дипломатической работой, Ö ведал судом и управлением (судил и рядил). Княжеский суд осуществлялся почти ежедневно на княжем дворе лично князем. Князья взимали судебные штрафы – виры, которые шли на закупку коней и вооружения, поскольку снабжать войско оружием и конями входило в военные обязанности князя.

Одним из способов определить правого была открытая вооружённая схватка противников. Весьма устойчивым был институт кровной мести. Сборник законов «Русская Правда» предоставлял обиженному выбор между местью и выкупом. Карательные санкции, применяемые по княжескому суду, варьировались от денежных штрафов, до «потока и разграбления», т. е. конфискации имущества преступника и ссылки вместе с женой и детьми, а может быть, и обращение их в рабство. Смертная казнь по приговору веча была, но не системно.

В числе исполняемых князем обязанностей была и специфическая, Ö религиозная функция. В языческие времена князь был главным отправителем религиозных обрядов. С принятием христианства эта практика исчерпалась, но князь был ответствен за сбережение, распространение христианства в обществе, и материальное обеспечение духовенства.

С течением времени значение князя всё более возрастало. К XI в. в глазах современников он был «главой земли». Отсутствие князя могло решить исход сражения – бояр не желали слушать.

Несмотря на всё возрастающее значение в древнерусском обществе, князь так и не превратился в подлинного государя. Он оставался нанятым общиной руководителем, продолжением общинной власти. Отсюда – особое отношение князя к свободным общинникам. Древнерусские князья, подчёркивая равенство сторон, обращались к народу призывом «братие». В военных походах князья действовали от имени всех «людей» (так называлось все простое свободное население). Люди могли пригласить, но могли и изгнать неугодного князя, наказать его за проигранный поход или небрежное исполнение должностных обязанностей.

Своеобразным продолжением князя была его дружина, вооружённый отряд в 200 – 400 человек – круг ближайших соратников князя. Дружинники содержались от княжеских доходов, вместе переживали победы и поражения, следовали за князем в изгнание или в новое княжество, оставаясь при этом свободными в своём выборе. В этой общности князь был первым среди равных. Из дружинников формировалось общество больших и малых посадников. По смерти князя дружинники расходились в поисках новой службы.

Высшим и древнейшим проявлением народного самоуправления в Киевской Руси и верховным органом власти на местах было вече. В отличие от временной власти князя, влась веча была постоянной. Вечевые собрания проводились

- на уровне окружных общин,

- в городах,

- в масштабе волости с участием представителей от наиболее крупных городов, и, наконец,

- особое вече в столице, теоретически предполагало участие представителей всей земли.

На вече обсуждались Ö вопросы войны и мира, Ö военных договоров, заключаемых князьями, Ö сбора средств для военных предприятий, Ö смены князей. Вече Ö распоряжалось государственными земельными и финансовыми фондами, Ö определяло состав административно-судебного княжеского аппарата, Ö соглашалось или не давало согласия идти с князем в военный поход.

Не менее важным, чем политическая активность и самостоятельность масс, было участие народа в делах войны. Народное ополчение до 20 тыс. человек составляло основу русского войска. На Руси были вооружены все мужчины, способные владеть оружием. Свободный человек, горожанин или селянин, имел меч, его право носить оружие ничем не ограничивалось.

Не всякий свободный человек мог обзавестись конём, поэтому существовала пешая и конная рать, из их комбинированного применения складывалась боеспособность русских войск. Такая боевая структура превосходила однородные конные войска.

Помимо ополчения существовали постоянные общинные дружины, не уступавшие княжеским ни в военном мастерстве, ни в экипировке. Дружины были ударными подразделениями ополчений.

Народное войско, оно же община, подразделялось на тысячи и сотни. Тысяцкий был первым лицом после князя. Он был председателем специального коммерческого суда, разбиравшего торговые тяжбы коммерсантов.

Социальная организация Киевской Руси отличалась многообразием и мобильностью, в ней сочетались коммерческая составляющая и варварское происхождение русской общественности. Наряду со свободным, политически и экономически активным, самоуправляющимся населением в этой организации присутствовали разные категории несвободы.

Наиболее древним типом зависимости, свойственным всем ранним обществам было рабство. Из известных на Руси видов рабства древнейшим было рабство по плену. Такие рабы назывались челядью. Челядь была безусловной собственностью, отличавшейся от животного только наличием речи.

Однако, при всей массовости, рабский труд составлял ничтожно малую долю в общественном производстве. Главным производителем всегда оставался свободный общинник. Труд рабов преобладал в вотчине, но вотчина как производящее хозяйство в Киевской Руси встречалась редко.

Рабы соплеменники именовались холопами и появились позднее челядинов. Источниками холопства были местные условия – самопродажа, женитьба на рабе «без ряду». Холопами становились злостные неплательщики долгов, проворовавшиеся или бежавшие закупы. Происхождение «из своих» повышало статус раба. Холоп мог выступать свидетелем в суде по желанию истца, он мог заключать сделки по торговле или кредиту, а ответственность за них и самого холопа нёс холоповладелец.

Из рабов происходили тиуны и рядовичи. Вероятно, это были люди, следящие за порядком, управители в хозяйствах князей и бояр.

Пленение могло обернуться государственным рабством на государственной земле, в случае если государство в лице князя сажало пленников на землю. Такие рабы назывались смердами. Смерды имели своё хозяйство, могли завещать имущество сыновьям, их использовали для защиты границ, они поставляли лошадей в армию.

Закупы находились в полурабском состоянии. Закуп – разорившийся общинник, пошед­ший в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Он получал какую-то ссуду («купу») и за нее должен был работать на господина. Хозяин имел право под­вергать закупа телесным наказаниям. Вместе с тем закуп отличался от раба. Прежде всего он имел право выкупиться на волю, вернув купу. Закон специаль­но оговаривал, что не считается бегством, если закуп отправится открыто на заработки, чтобы выплатить свой долг. Но важнее другое обстоятельство: закуп продол­жает вести свое, отдельное от господина хозяйство.

На Руси существовали особые, промежуточные состояния, предполагавшие как зависимость, так и свободу. Например, изгои. Речь идет о человеке, лишившемся своего со­циального статуса. Так, князьями-изгоями называли князей, не имевших собственного княжества. Изгои – люди, порвавшие со своей общиной, а также, хо­лопы, отпущенные на волю, купцы-должники, неграмотные поповичи.

Важнейшей особенностью, специфической чертой древнерусской государственности, родившейся из сочетания коммерческой основы с варварскими началами, является отсутствие признаков феодальных отношений (экономических и социально-политических).

В Киевской Руси не сложилось крупной земельной собственности как основы экономической, служебной, политической зависимости. В правосознании людей древней Руси князь, наёмный управитель, не был верховным собственником земли. Публичная власть была вечевой и княжеской одновременно. Князь, таким образом, в отличие от западноевропейских королей не имел возможности перевести общинную, т. е. государственную, собственность в статус княжеской. У него не было преимущественных прав даже при покупке или продаже земли.

Обилие свободных земель, дефицит освоенных участков, подвижность земледелия делали бессмысленными земельные пожалования. Земля, сельскохозяйственная деятельность – натуральное хозяйство, не были основным источником дохода. Благополучие князей и боярства обеспечивали торговля и дань.

Кроме того, не династический, как в западноевропейских государствах, а лествичный (старшинства в роду) принцип определял порядок занятия княжеских столов. При этом князья не заключали между собой договоров о вассальной зависимости. Все князья были «внуками одного деда», «братьями». Отношения господства-подчинения строились в княжеском роду как отношения старших и младших родственников.

Земельные владения, находящиеся в частных руках, были невелики, и в масштабах Руси количество их было слишком незначительным, чтобы стать признаком общественного строя.

2.3. Христианизация Руси

Третий признак. Формирование русского государства и народа завершилось христианизацией Руси.

Как и прочие варварские народы Европы, славяне на заре своей истории были язычниками. Следствием смешения племён и народов стало смешение культов. К IX – X вв. в язычестве восточных славян присутствовали, помимо исконно славянских, балтские, финские, скандинавские, иранские и другие мотивы.

Божества, олицетворявшие силы природы, сменяли друг друга. Старейшим из богов был Сварог-небо, породивший Сварожичей - Дажьбога-солнце и Перуна-гром и молнию. Уже к VI в. повелителем вселенной стал Перун, а рядом с ним оказался «скотий» бог Велес (покровитель стад и богатства). Существовала богиня плодородия Мокошь. Божествами иранского происхождения были Стрибог и Хорос. Вестником богов выступал Симаргл – химерическое существо, собака с птичьими крыльями, известное также в персидской и скифской мифологии.

Низшую категорию божеств представляли духи судьбы и семейно-родового культа. В их число входили род и рожаницы, дух Чур (щура) – пращур, хранящий благополучие и границы рода. Хранителем двора выступал домовой.

Славянское язычество в целом вполне сопоставимо как с древнейшими языческими системами (египетской, месопотамской, древнегреческой), так и с язычеством других, современных славянам варварских народов. Везде присутствует представление о цепи порождений, всюду божества образуют иерархию.

Вместе с тем, в отличие от древнейших религий Востока и Античности, славянское язычество не развилось в общественное служение с храмами и кастой жречества. Сами образы богов не получили той определённости, какая была свойственна, например, греческой мифологии. Вплоть до конца Х в. сохранялись племенные культы, не сложился единый пантеон, что не соответствовало уже активно развивающимся процессам национального государственного строительства. В северных областях был распространён преимущественно культ Велеса, в южных – Перуна. Тьмутараканская Русь почитала богов группы Сварога и Хороса.

Самую решительную попытку укрепить посредством религиозной реформы единство страны предпринял Владимир. В 980 г. он включил разных богов в единый пантеон, в который вошли

- Перун,

- Хорос,

- Дажьбог,

- Стрибог,

- Симаргл и

- Мокошь.

Пантеон требовал кровавых человеческих жертвоприношений. Реформа, проведенная без совета со старцами градскими, вылилась в насилие.

Попытки утверждения языческого пантеона были тем более бесперспективны, что во второй половине Х в. язычество в международном масштабе считалось признаком дремучего варварства, и в самой Руси глубокие корни пустило христианское вероучение.

Христианство в поднепровской Руси начало распространяться с первой половины IX в. Важной вехой на пути Руси к восприятию христианства было крещение великой княгини Ольги. Она крестилась в Константинополе, вероятно, во время первого путешествия туда в 944 г.

Благополучные для христиан Руси периоды сменялись временами конфликтов с язычниками и даже практикой гонений. Так было с утверждением в Киеве Олега, в княжение Святослава, в дохристианском периоде княжения Владимира I Святого.

Вопрос о выборе веры не был только внутренним делом Руси. Во многом от него зависели судьбы европейской христианской цивилизации. В IX – X вв. стала реальностью угроза флангового охвата Европы исламом. Мусульманство восторжествовало в Африке и на Востоке, утвердилось в Испании и Южной Италии. Из бассейна Каспийского моря проникло в Хазарию и по Волге и притокам двинулось на север в Волжскую Булгарию. Рим, Константинополь с одной стороны, и Багдад – с другой боролись за русский выбор. Известную активность проявляли иудеи из Хазарии. В Х в. в Киеве существовала иудейско-хазарская община, но проповедь иудеев была обречена на неуспех, т.к. они были народом без земли. Известно, что среди славян активно проповедовали и ирландские монахи-миссионеры, которых на западе называли греками из-за близости восточному обряду и которых на Руси принимали намного гостеприимнее, чем миссионеров-католиков, склонных к интригам и политиканству.

Миссионерство немцев действительно содержало в себе, помимо прочего, далеко идущие политические задачи. В конфликте с Византией за политическое, оно же конфессиональное, преобладание в Европе немецким миссионерам было очень важно заручиться поддержкой мощной державы, поэтому они использовали всякую возможность проникновения на Русь.

Формального разделения церквей ещё не состоялось, и препятствий откликнуться на призывы латинян у Владимира не было. Однако Русь была активным субъектом мировой политики, здесь были хорошо осведомлены о прошлом и настоящем разных народов. Владимир ясно представлял, что носительницей высшей культуры, высокого уровня развития государственности, экономики была Византия, а не обветшавший Рим. От своих послов он знал о низком культурном уровне, по сравнению с греками, не только принцев, но и духовенства, о невежестве и суеверии, господствующих в Европе. Напротив, красота и мощь Константинополя, императорский двор, школы, академии, искусство, даже в трудные для Византии времена, поражали любого иноземца. Коварство и обманы греков не могли затмить этого впечатления. В Киеве было известно, как низко котируется при византийском дворе статус Западной империи, что она воспринимается как компания узурпаторов. Известно было и о притеснениях, чинимых латинянами в землях братьев-славян. Огромную роль сыграл исторический опыт – давнее и широкое распространение греческой веры на Руси и христианство княгини Ольги.

В истории христианизации уникальной особенностью Руси был свободный, осознанный выбор веры. Русь сначала стала важнейшим государством средневекового мира, обеспечила в нём силой оружия фактический статус, и только потом как победитель закрепила своё положение в мире, войдя в семью христианских народов. Русь, выбирая веру, не решала одновременно вопрос, в отличие от славянских братьев, о сохранении национальной независимости. Она оставалась абсолютно свободной от всякого давления извне. Каноническая зависимость не становилась политической. Показательно, на каких условиях, и при каких обстоятельствах крестился сам Владимир.

Византийский император Василий II просил великого киевского князя о помощи в борьбе против мятежного военачальника Варды Фоки. В этой войне решался вопрос о выживании македонской династии византийских императоров. Платой за услугу, при условии принятия Владимиром христианства, был брак с сестрой императора Анной.

По византийскому дворцовому правилу браки между членами императорской семьи и иностранцами были запрещены. В связи со сложной ситуацией, для князя делалось исключение. Однако после подавления мятежа с помощью 6-тысячного русского войска о данных обязательствах «забыли», и Владимир напомнил о них, захватив Корсунь и вынудив тем самым византийцев выполнить договор.

Брак с сестрой императора повысил статус князя. Понимая это, он даже начал чеканить собственные золотые и серебряные монеты, где был изображён в императорском венце на престоле.

Русь оставалась суверенной не только в выборе и принятии христианского вероучения, но и в выборе языка богослужения, который сыграл в русской истории не менее важную роль.

Письменность существовала на Руси задолго до знакомства с письменным языком Кирилла и Мефодия, о чем свидетельствуют договоры руси с греками, грамоты князя Игоря (составленные на греческом и славянском языках), надписи на бытовых предметах, актовых печатях. Такая письменность служили для хозяйственных целей.

Церковнославянским языком была обеспечена будущая целостность народа и культуры, поскольку древнерусская народность слагалась на полиэтничной основе.

Русь приобрела обширное литературное наследие в болгарских и сербских переводах. В 1019 г. после разгрома Византией первого Болгарского царства на Русь хлынул поток беженцев из Болгарии. Они принесли с собой огромное количество христианской литературы, которая сохранилась только благодаря русским книгохранилищам и составила значительную часть всех богословских книг, используемых в Киевской Руси. На этой основе формировалась собственная литературная, богословская, переводческая традиция.

Приняв Крещение, русский народ получил богатейшую литературу на славянском языке, ту же, что составляла круг чтения в самой культурной стране – Византии. Это были житийные повести, исторические сочинения, сборники законов. В составе греческих изборников была представлена античная литература. Получили распространение естественнонаучные трактаты – «Космография», «Физиология». Были распространены книги на греческом и латинском языках.

Книга на Руси была воспринята как откровение, имела непререкаемый авторитет, русская культура вообще формировалась как книжная. Книжник в восприятии русского человека отмечен божественной печатью, он философ, мудрец. Князь Владимир заложил традицию книжного учения, он специально отправлял молодёжь за границу получать христианское образование, важнейшей задачей была подготовка грамотных местных кадров, стимулировалось и поощрялось изучение иностранных языков, особенно для членов княжеских семей. Отличительной чертой древней Руси была массовая грамотность.

Главным источником христианского просвещения и самостоятельного духовного творчества стали монастыри. Обязательным условием подготовки священников с Х в. была грамотность. Монастыри и церкви стали и главными русскими библиотеками.

Развитию книжной культуры сопутствовало бурное развитие искусства – монументальной храмовой архитектуры, живописи, искусства книги.

Христианством был освящён весь строй русской жизни. Власть отвечала за благополучие своего народа, защиту православия и православных. Преобразовалась идея славянского единства. Покровительство единоверным народам стало главным смыслом внешней политики русского государства. Земля, в свою очередь воспринимала власть как данную свыше защиту. На Руси бытовало мнение, что князь «поставлен Богом». В русской истории не редкость причисление к лику святых князей. Изменился «идеал» русского правителя. Честь и славу приносили теперь не завоевание, а оборонительная война или миролюбивая политика. Князь должен был воспитывать в себе чисто христианские добродетели.

Христианские идеи о свободе выбора, о личной ответственности и равенстве перед Богом вполне соответствовали сложившейся демократической вечевой традиции.

Древнерусское общинное право было дополнено и оформлено христианством. Первым сводом законов на Руси была «Русская Правда», изданная Ярославом Мудрым около 1016 г. Со временем состав «Русской Правды» расширился за счет включения в неё «Правды Ярославичей», «Устава Владимира Мономаха». В Киевской Руси, помимо «Русской Правды», использовался Номоканон, сборник апостольских правил, постановлений Вселенских Соборов.

Крещение совершило глубокий культурный переворот, коренным образом перестроив всю систему человеческих отношений. И в повседневной жизни люди оценивали своё поведение с точки зрения спасения души, неизбежности страшного суда. Смягчались нравы, видоизменялась общественная и личная мораль, перестраивались семейные отношения. Христианская этика формировала новое отношение к детям, учила беречь и почитать старость. Появилась новая социальная категория – «Божьи люди» – те, кто находились под опекой и на содержании церкви.

Социальная структура русского общества была достроена церковной организацией. Церковь получала на содержание десятину от поступлений в государственную казну. С первой половины XI в. она стала получать определённые доходы как вершитель церковного суда, в юрисдикцию которого входили также семейные и брачные дела, с рубежа XI – XII вв. начала формироваться церковная земельная собственность. Государство в лице князя опекало и поддерживало церковь. Русское духовенство участвовало во всех наиболее серьёзных государственных мероприятиях.

Сотрудничая, церковь и государство на Руси оставались суверенными по отношению друг к другу. Русская история вплоть до XVII в. не знала конфликта между церковной и светской властью за абсолютное влияние в обществе. Русская православная церковь, в отличие, например, от Римской, не претендовала на самостоятельную политическую роль, ограничивая свою деятельность духовным наставничеством.

Таким образом, в симфоничном сочетании духовной и светской властей Русь получила преимущество внутренней целостности, особенно необходимой во времена тяжелых испытаний.

Следует учитывать, что принципиальность в вопросах веры не делала Русь и русский народ закрытыми для мира. Веротерпимость – отличительная черта русского православия. Киев регулярно обменивался с Римом посольствами, поддерживал с ним дружественные отношения. Купцы со всего мира имели в русских городах свои патрональные церкви.

Характеризуя процесс христианизации, нужно отметить, что обращение язычников в христианство не могло быть абсолютно бесконфликтным. Христианство натолкнулось на препятствия в отдалённых районах Севера и Востока. Вятичей крестили лишь во второй половине XI в., но ещё в XII в. у них сохранялись некоторые языческие обряды. При всех сложностях, и письменные источники, и археология свидетельствуют о быстром распространении и надёжном усвоении христианства на Руси. К XII в. Русь стала важнейшим элементом христианского мира, по признанию византийцев (традиционно высокомерных по отношению ко всем «варварам»), «христианнейшим народом», оплотом православия как такового.

Христианство стало логическим завершением национально-государственного строительства, и, отправной точкой к созданию уникальной русской культуры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ранняя история славян | Периодизация истории Киевской Руси
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.