Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психические процессы




Психология как наука.

 

Психология = психо (душа) + логос (слово)

Термин введён в 1732 г. Х. Вольфом.

Этапы развития психологии:

1. Донаучная психология. Древние греки.

2. Возникновение научной психологии, сер. XIX в. Открываются первые лаборатории, конгрессы, появляются первые труды и издания. Появляются цифры, из которых можно делать выводы и выявлять закономерности. Опора на математический аппарат.

3. Современная психология, с сер. XX в.

Психология опирается на философию и биологические науки.

Вся психологическая деятельность – деятельность мозга.

Психология:

· Возрастная. Психология развития. Психология особенностей людей разных возрастов.

Ø психология детства

~ психология младенчества (0-1 год)

~ психология раннего возраста (1-3 года)

~ психология дошкольника (3-7 лет)

~ психология детей младшего школьного возраста (7-11 лет)

~ психология отрочества (11-14/15 лет)

~ психология юношества (16/17-20/25 лет)

Ø психология зрелости

Ø психология старости

~ психология людей пенсионного возраста

~ психология стариков

~ психология людей от 90 лет и старше

· Прикладная.

Ø социальная психология (малых групп, больших групп, толпы, проблема лидерства и т.п.)

Ø психология рекламы

Ø политическая психология

Ø юридическая психология

~ преступника

~ следовательской деятельности

~ адвокатов

~ судейской работы

Ø спортивная психология

Ø военная психология

Психологическая генетика – на стыке наук. Психологическая физиология.

Общая психология:

1. Что такое человеческая личность.

2. Психологические процессы (память, внимание, мышление, эмоции, воля, речь).

 

 

 

Человек рождается физически и психически недоразвитым. Психические процессы появляются по мере развития мозга.

Движение – простейший психический процесс, данный нам ещё до рождения.

Ощущение – также дано нам с рождения. Видеть, слышать, обонять, ощущать вкус и прикосновения. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов при их воздействии на органы чувств. Примитивный процесс, но без него нормальная психическая деятельность невозможна.

Особая пытка военных лет – сенсорная депривация. Лишение человека доступа ко всем ощущениям (зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным, вкусовым). После 8 часов снижается уровень внимания, памяти, мышления речи. После 16 часов снижается уровень эмоционального фона, повышается агрессивность, гнев, ухудшение настроения. После 24 часов проявляются признаки нарушения психики, патологии. Когда в мозг перестают поступать ощущения, необходимые для его жизнедеятельности, мозг начинает создавать галлюцинации.

Ощущения:

· Интероцептивные – рецепторы находятся во внутренних органах. Дают сигналы о внутренних процессах организма (голод, жажда, боль и т.д.).

· Проприоцептивные – рецепторы расположены в мышцах, связках, сухожилиях. Дают информацию о положении тела и его частей в пространстве, помогают регуляции движений.

· Экстероцептивные ощущения возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Дают образы внешнего мира.

Ø Дистантные характеризуются тем, что для их возникновения между раздражителем и органом чувств должна быть дистанция.

~ Зрительные – доминирующий вид ощущений у человека. Влияют на эмоции. Чаще всего это влияние оказывается на подсознательном уровне. Важен цвет, особенно в одежде и интерьере.

Эксперимент. Людей помещали в «цветовые» комнаты. По его результатам выявили некоторые наиболее частотные свойства цветов. Зеленый: цвет покоя; эмоции выравнивались; все физические показатели снижались. Красны: цвет возбуждения; движения напряжены, быстры; человек готов к действию; ФП сдвигались как в предстрессовой ситуации; организм реагирует как на сигнал подготовки к чему-то. Чёрный: опасность и тревога; ФП сдвигались примерно как в красном, но больше негатива, чем возбуждения. Синий: в ряде случаев – цвет покоя, в других – тревоги; светлый – покой, темный – тревога.

o хроматические (каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

o ахроматические (ч/б+серый)

~ Слуховые ощущения вторые по важности после зрения.

Значение слуха: основа общения; влияет на эмоции (особенно музыка); выполняет сигнальную функцию (звук будильника, пищание комара).

o Речевые ощущения – способность мозга различать звуки человеческой речи – фонемы (фонематический слух).

o Музыкальные – способность различать, отличать мелодии.

o Шумы, шорохи – включают в себя все звуки, не относящиеся к речи и музыке.

 

Ø Контактные характеризуются тем, что для их возникновения между раздражителем и органом чувств необходим контакт.

~ Кожные. Кожа – самый большой орган чувств.

Значение: бытовые (не осознаваемые) ощущения, на которые обычно не обращаешь внимания, но если что-то произойдёт с кожей – знаешь; влияние на эмоции (погладить по голове или избить, а также через температуру – баня); защитная функция.

o Тактильные – способность различать прикосновения и свойства предметов, которые касаются кожи (шероховатость, гладкость и т.п.).

o Температурные – способность отличать температуру прикосновения (горячо – тепло – холодно).

o Болевые. Не являются самостоятельными, вариант перехода количества в качество (боль появляется из-за слишком сильного давление, т.е. давление > боль).

~ Вкусовые. Различение сладкого, кислого, горького, солёного. Слаборазвитое ощущение. Значение: влияет на эмоции (предпочтения зависят от культуры воспитания, локального положения, индивидуальных вкусов); защитная функция.

Ø Промежуточные не имеют четкого определения, к ним относят обоняние и способность ощущать вибрации.

~ Обоняние – способность различать запахи. Слаборазвитое ощущение, как и вкус. Значение: влияет на эмоции; влияет на половые отношения (феромоны); защитная функция.

~ Вибрация.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.