Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление

 

Мышление – это обобщённое, опосредованное отражение действительности в её существенных связях и отношениях.

Познания получаются разными путями:

· Ощущения. Хранятся в виде образов в памяти.

· Логическим. Эти знания хранятся в виде понятий. 7 операций:

Ø Анализ (целое разбивается на части, выделяются отдельные признаки целого).

Ø Синтез (признаки объединяются по каким-то основаниям).

Ø Сравнение (объекты сравниваются на основании признаков).

Ø Абстрагирование (удаляются неважные признаки).

Ø Обобщение (выделяются важные признаки, создаётся понятие).

Ø Классификация (объекты разделяются и объединяются по каким-то основаниям).

Ø Систематизация (объединяются и разъединяются группы объектов).

Любое понятие создаётся и обогащается с течением времени.

Связь мышления и знаний. Чем больше у человека знаний, тем лучше он проводит 7 операций мышления. Чем лучше человек проведёт систему мыслительных операций, тем богаче будут знания.

Виды мышления:

· Практически-действительное. Мыслительная задача неразрывно связана с действием. Никаким другим путём, кроме действия, не может быть решена. Основной принцип – пробы и ошибки.

Манипуляция с предметами > соотносящиеся действия (определённое действие с определённым предметом) > орудие действия (один предмет служит орудием для манипуляций над другими предметами).

Инструменты этого вида мышления – модели. Они используются для инженерных задач.

· Наглядно-образное. Мыслительная задача решается в образной форме. Манипуляция с образами. Инструменты: схемы, графики, чертежи и т.п.

Рисование.

Иногда искусство считают видом этого мышления, произведения – продуктом. Искусство – мыслительная задача, которая либо ставит вопрос, либо отвечает на него.

· Словесно-логическое. Мыслительная задача решается в вербальной форме. Самый сложный вид мышления. Инструмент – слово, язык.

 

Процесс решения мыслительной задачи:

1. Формулирование вопроса, который возникает в проблемной ситуации. Чем точнее вопрос, тем лучше ответ. Важен опыт.

2. Выдвижение и первичный синтез гипотез. Важен опыт. Прогнозирующая функция мышления.

3. Решение:

~ Метод проб и ошибок (примитивный, неэффективный, затратный, невыгодный)

~ Пассивное исполнение алгоритмов

~ Активное исполнение алгоритмов

4. Проверка решения. Полученный ответ соотносится с вопросом.

 

Интеллектуальные особенности личности:

· Развитость и сочетание различных видов мышления. У каждого она различна – уникальные сочетания.

· Индивидуальные особенности при решении мыслительных задач:

~ Формулирование вопроса. Вопрос возникает в проблемных ситуациях, причём 2 человека в одной ситуации могут оценивать её по-разному (один видит проблему, другой нет).

~ Формулирование гипотез. С точки зрения протекания этой стадии людей можно разделить на: аккуратных (формулирует все возможные гипотезы, выбирает наиболее перспективную), случайных (пытаются нащупать правильный путь бессистемно), последовательных (формулируя вопрос, формулирует одну гипотезу и выполняет её), азартный (формулирует гипотезу, воплощает, потом переключается на другую).

~ Решение. 3 типа принятия решения: импульсивный (необдуманно), осторожный (слишком колеблется, принятие решения затягивается), уравновешенный (обдуманное, но не затянутое решение).

~ Проверка решения.

· Качества ума:

~ Критичность – умение объективно, критично подходить к себе, поступкам своим и других людей. Важен опыт. Недо- либо переоценка себя. Ярко виден у детей, усиливается в подростковом возрасте. К старости критичность часто утрачивается.

~ Самостоятельность – способность пройти весь ход решения задачи самостоятельно. Важен опыт.

~ Широта – эрудиция в динамике, умение в одной области привлекать знания из другой.

~ Глубина – степень погружённости в проблему.

~ Гибкость – нестандартность, нетипичность.

· Влияние эмоций на мышление:

~ Эмоции положительно действуют на мышление: мысль, озарённая чувством, всегда будет более глубокой.

~ Эмоции отрицательно действуют: мешают оценивать реальность объективно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Память. Внимание – сосредоточение сознания на каком-либо объекте, обеспечение его особенно яркого и точного отображения | Эмоциональная сфера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.