Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китайская цивилизация




Древнекитайская цивилизация сформировалась в особых природных условиях. Особенное значение имела долина реки Хуанхэ. В ее нижнем течении преобладали плодородные аллювиальные, наносные, образовавшиеся из речного ила почвы. Ирригация не являлась здесь непременным условием развития земледелия, за исключением некоторых районов. Весьма благоприятен для становления цивилизации и бассейн реки Янцзы, однако здесь эпоха цивилизации наступила позже, чем на севере Древнего Китая.

Этнический состав населения этого региона неоднороден и к созданию Китайской цивилизации причастны многие племена Восточной Азии (шан и чжоу, позже ханьцы).

Рубежным этапом цивилизационного развития Юго-Восточной Азии стало появление т.н. городской цивилизации Шан (Инь) (XVIII-XII вв. до н.э.), с центром в городе Аньян (нын. Сяотунь) или Великий город Шан.

Согласно китайской традиции Шанское (Иньское) протогосударство просуществовало 644 года, сменив 34 правителя. Государством управлял всевластный правитель ван, обладающий чрезвычайными военными полномочиями, функциями верховного жреца, а в особых случаях организатора производства. В Шанском государстве сформировался разветвленный бюрократический аппарат и мощная армия.

Земледелие здесь не знало искусственного орошения. Все усилия были направлены на дренирование излишней влаги с помощью сооружаемых дамб и каналов. Занимались так же скотоводством. Одной из особенностей Шанского периода являлось наличие монументальных комплексов. Важную роль в сплочении шанцев играла обрядная культовая практика. Поклонялись и приносили жертвы верховному богу Шанди, местным божествам, умершим правителям, их родственникам, высокопоставленным чиновникам и т.д. Зародилась пиктографическая (рисунчатая) письменность - одно из главных достижений Шанского периода.

Вслед за Шанской идет эпоха Чжоу, в развитии которой традиционно выделяется два этапа Западное Чжоу (XI в. -771 г. до н.э.) и Восточной Чжоу (771 - 221 гг. до н.э.).

Потребность в идеологическом обосновании законности чжоуского вана завершилась оформлением учения о божественном происхождении царственности, т.н. теории Мандата Неба. Таким образом, в эпоху Западной Чжоу начала формироваться уникальная китайская государственность, которая выстраивалась не на религиозной, а на идеологической основе. Однако Западночжоуское государство не приобрело деспотической формы правления. Власть вана ограничивал сановный совет и чжоуская аристократия.

Чжоуского общество делилось на пять социальных групп. Во главе стоял правитель - ван. Вторая группа состояла из представителей высшей аристократии - чжухоу. Третья включала глав родоплеменных групп - дафу, которые представляли население наследственного владения аристократии. Четвертая группа включала глав больших семей - ши. Пятую, самую многочисленную, составляли простолюдины.

К VIII в. до н.э. не сумев выдержать напор племен жунов Западное Чжоу распалось на ряд самостоятельных государств, и начался новый этап Китайской цивилизации эпоха Восточного Чжоу.

Традиционно эпоха Восточного Чжоу делится на два периода. Первый период (770 - 481 гг. до н.э.) называется Чуньцю (Весны и осени), Ле го (Множество царств) или Пяти гегемонов (Ци, Цинь, Чу, У, Юэ). Для него характерно ослабление власти вана и усиление территориальных правителей. Второй период Эпохи Восточного Чжоу - Чжаньго или Предимперский (481/403 - 221 гг. до н.э.) сопровождался идеологической и социально-политической трансформацией Китайской цивилизации. Период Чжаньго был наполнен активной борьбой между отдельными царствами за господство в Поднебесной. Отсюда и другое название этого периода - Борющиеся царства. В ходе ожесточенного соперничества от почти двухсот государственных образований осталось менее трех десятков, среди которых выделились семь могущественнейших: Хань, Вэй, Чжао, Цй, Чу, Янь, Цинь.

В борьбе за власть и в поисках разрешения сложившихся между отдельными царствами противоречий формировалась ментальность людей Китайской цивилизации. Напряженная интеллектуальная жизнь Восточного Чжоу с широкой и открытой борьбой идей сформировала ряд философско-идеологических систем: конфуцианство, даосизм, легизм, учение о инь и янь, о Пяти началах, моизм.

Наиболее важную для Китайской цивилизации систему взглядов и решения острых проблем предложила школа книжников, возникшая на рубеже VI-V вв. до н.э. Ее родоначальник Конфуций (Кунцзы) (551 - 479 гг. до н.э.) создал этико-политическое учение о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности и соблюдении ритуала (правил поведения).

Конфуцианство, оправдывавшее социальное неравенство и напоминавшее об обязанностях человека перед государством, подверглось резкой критике и осмеянию в даосизме. Даосизм как система воззрений возник в VI в. до н.э. и его возникновение связано с именем Лао-цзы. Главная идея даосизма это учение о Великом Абсолюте дао (путь). Дао понимается как изначальный принцип, основа и источник всего сущего, всеобщий закон развития природы, мать всех вещей.

К середине III в. до н.э. среди семи сильнейших государств Китая выделилось царство Цинь. Подчинив себе все государства, циньский ван принял титул хуанди (император). С помощью своего главного советника Ли Сы, 26-летний император Цинь-Ши-хуанди приступил к управлению государством. Чтобы управлять огромной империей, была создана основанная на принципах легизма система централизованного управления и полного подчинения каждого подданного государству.

Все жители империи получили название - черноголовые. Циньская империя была разделена на 36 областей во главе с губернаторами. Вся власть сосредоточивалась в руках верховного правителя императора, правящего страной при помощи чиновников. Вводилось единое письменное законодательство, жестоко каравшее виновных (12 видов смертной казни). Титулы и привилегии наследственной знати ликвидировались. Была проведена унификация мер и весов, введена единая денежная система и малое упрощенное письмо (основа современной китайской письменности). Для защиты северных границ империи от вторжений кочевых племен сюнну активно строилась цепь мощных оборонительных сооружений (Великая китайская стена).

После смерти императора в 210 г. до н.э. на фоне общей политической нестабильности и недовольства начались восстания, которые привели империю к гибели.

Эпоха династии Хань в истории Китайской цивилизации делится на два этапа: Западноханьский (Старшая или Ранняя Хань: 206 г. до н.э. - 8 г. н.э.) и Восточноханьский (Младшая или Поздняя Хань: 25 - 220 гг. н.э.).

Правитель Лю Бан отменил законы Цинь, объявил амнистию, снизил налог с крестьян. Многим предводителям повстанческих отрядов, которые помогли Лю Бану прийти к власти, были пожалованы наследственные владения. Часть земель, как проявление высшего благоволения императора, была отдана некоторым представителям знати. Эта практика пожалования наделов создала угрозу сепаратизма, с которым боролись преемники Лю Бана, в том числе У-ди (140-87 г. до н.э.).

Годы правления У-ди время расцвета Китайской цивилизации эпохи Хань. Центральной власти удалось окончательно подчинить себе новую поместную аристократию, наладить экономику страны и поднять общественное благосостояние. Со времен правления У-ди Ханьская империя превратилась в сильное централизованное государство. Страна управлялась армией чиновников, которые делились на 9 рангов в зависимости от степени, присвоенной им после прохождения экзаменов.

Во II в. до н.э. Ханьская империя признала конфуцианство и в его лице обрела официальную идеологию с отчетливо выраженным религиозным оттенком. На основе конфуцианства была выработана всеохватывающая система образа жизни и организации управления.

Экспансионистские устремления Ханьской империи привели к истощению государственных ресурсов. Начались восстания бедных слоев населения. Ослабление центральной власти, социальная дестабилизация (восстание Желтых повязок в 184 г.) привели к падению династии. В 220 г. Ханьская империя распалась.

Внешние природно-географические условия предопределили замедленность и консерватизм развития Древнекитайской цивилизации. Общество Древнего Китая уникальный образец сословной иерархии, также тесно связанной со спецификой китайской государственности, с развитостью в ней бюрократической лестницы рангов и званий.

Ханьцы верили, что гармоничное сочетание образования и воспитания делают человека человеком, а соединение двух сил Инь и Ян удерживают гармонию в мире. Благодаря этим двум началам возникают и исчезают все вещи. Все, происходящее вокруг себя, в природе, в обществе, в людях, человек Древнекитайской цивилизации объяснял сочетанием пяти начал: дерева, огня, земли, металла и воды.

Потребности повседневной жизни привели к накоплению многих научных знаний в области математики и астрономии, истории и географии. Важнейшим открытием стало изобретение шелковых тканей и лака, бумаги и компаса, пороха и прототипа сейсмографа. Ханьцы построили Великую Китайскую стену и проложили Великий шелковый путь, создали философию жизни даосизм и конфуцианство.

Древнекитайская цивилизация дала неповторимый в истории мировых цивилизаций пример гармоничного сочетания традиции и новации.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы особенности речных цивилизаций?

2. Охарактеризуйте цивилизацию Месопотамии.

3. Перечислите исторические этапы Египетской цивилизации.

4. Назовите особенности Индийской цивилизации.

5. Что такое Веды? И каково их значение для Индийской цивилизации?

6. Охарактеризуйте философские течения Китая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.