Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды источников трудового права

Предмет источников трудового права.

Источник права – способы официального выражения (закрепления) правовых норм.

Источники трудового права – это различные нормативные акты органов власти и управления, регулирующие трудовые и другие тесно связанные с ними отношения.

Нормой ст. 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, а следовательно, и принципов международного трудового права. В указанной статье предусмотрено, что если международным договором (соглашением, конвенцией), в котором участвует Республика Беларусь, установлены иные правила по сравнению с предусмотренными в ее законодательстве о труде, то применяются правила этого договора (соглашения, конвенции).

Международные акты, регулирующие трудовые правоотношения:

- Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г. (провозглашение права на труд и права на благоприятные и справедливые условия труда);

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (конкретизация права на справедливые и благоприятные условия труда:

· условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

· вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за равный труд без какого бы то ни было различия;

· периодические отпуска, с сохранением заработной платы и вознаграждение за работу в праздничные дни, а также разумное ограничение числа рабочих часов).

- конвенции и рекомендации МОТ. Национальное законодательство должно соответствовать им;

- двусторонние межгосударственные соглашения по регулированию отношений в сфере труда. Например, Соглашение между Правительством РБ и Правительством РФ о трудовой деятельности и социальной защите граждан РБ, работающих на территории РФ, и граждан РФ, работающих на территории РБ от 17.10.1994 г.

 

Источники трудового права:

- Конституция Республики Беларусь. Обладает высшей юридической силой. Законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Правовые акты либо их отдельные положения, признанные в установленном порядке противоречащими Конституции, не имеют юридической силы. Закрепляет:

· право на труд,

· запрет принудительного труда,

· право на здоровые и безопасные условия труда,

· право на заключение коллективных договоров (соглашений),

· право на объединение в профсоюзы;

· право на забастовку,

· право на отдых;

· право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в др. случаях.

- декреты и указы Президента РБ (например, Декрет от 26.07.1999 г. № 29 с изменениями и дополнениями «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»);

- кодифицированный закон – это юридически и логически цельный, внутренне согласованный акт. ТК РБ 1999 г. (вступил в с силу с 1.01.2000 г.) состоит из 6 разделов, объединяющих 39 глав, в которых насчитывается 468 статей.

ТК устанавливает, что трудовым правом регулируются правоотношения всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор, а также лиц, связанных отношениями членства (участия) в организациях различных организационно-правовых форм. Вместе с тем ст. 5 ТК предусматривает, что особенность регулирования труда отдельных категорий работников (служащих государственного аппарата, военнослужащих) устанавливается специальными законодательными актами. ТК содержит минимальные, но исключительно важные стандарты в сфере труда (продолжительность рабочего времени и времени отдыха, основания расторжения трудового договора по инициативе нанимателя и др.).

ТК установил задачи трудового права. Если в ранее действовавшем законодательстве основной задачей трудового права была защита интересов государства, то в ст. 2 ТК приоритет отдан установлению и защите взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей, развитию социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления.

Закон всегда имеет нормативный характер. Он обладает наибольшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам. Закон может быть отменен или изменен только тем органом, которым принят. Ни один акт любого государственного органа не должен противоречить закону. Контроль за конституционностью нормативных актов осуществляется Конституционным Судом РБ.

- специальные законы. Например, закон «О занятости населения Республики Беларусь» устанавливает правовые меры по материальному обеспечению безработных и их трудоустройству, запрещает принуждение к труду в административном порядке, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве (например, исправительные работы по приговору суда), закон «О профессиональных союзах» и др.

Законы, входящие в систему трудового законодательства, а также законы, содержащие нормы трудового права, действуют в части, не противоречащей ТК. В случае коллизии норм ТК и других законов необходимо руководствоваться правилами ТК.

- постановления Правительства РБ (Совета Министров). Издаются на основе и во исполнение законов, декретов и указов в целях их конкретизации. Они содержат и иные нормы, не противоречащие законам, декретам и указам. Например, постановление от 26.05.2000 г. № 764 «Об утверждении примерного перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми наниматели могут заключать договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, и примерного договора о полной индивидуальной материальной ответственности» и др.

- соглашения. Они заключаются на республиканском уровне (генеральные соглашения), отраслевом (тарифное соглашение) и на местном (местное соглашение). Предметом соглашений могут быть положения: об оплате труда, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха и т.д.

- постановления Минтруда и социальной защиты РБ. Например, постановление от 5.04.2000 г. № 46 «Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка», Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников РБ (от 20.09.2002 г. № 123) и др.

- ведомственные акты. Они издаются министерствами, комитетами и ведомствами. Юридическая сила ведомственного акта зависит от функций издавшего органа. Так, акт, изданный в порядке осуществления межотраслевых функций, распространяется на другие ведомства, он обладает более широкой сферой действия по сравнению с нормативным актом, регулирующим отношения внутри министерства, ведомства или комитета.

- акты местных органов власти. Они определяют режим работы организаций, а также регулируют деятельность органов по трудоустройству населения.

- локальные нормы права. Локальные нормативный акт – это нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций. Эти нормы принимаются нанимателем с учетом мнения, совместно либо по согласованию с профсоюзом. К локальным нормативным актам относятся уставы, ПВТР, положения о премировании, коллективный договор и др.

Локальные нормативные акты не могут содержать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде. Вместе с тем в локальных нормативных актах могут быть установлены дополнительные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде.

От локальных нормативных актов следует отличать акты применения. Акты применения – это индивидуальное государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения определенного дела. Локальные акты распространяются на персонально неопределенный круг лиц и используются неоднократно. Акты применения имеют разовый характер, и в результате их издания не появляются нормы права, а возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности их адресатов. Примером правоприменительного акта может служить приказ нанимателя об увольнении либо о переводе работника.

- заключения Конституционного Суда РБ;

- постановления Пленума Верховного Суда РБ. Дают разъяснения по применению трудового законодательства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика отраслевых принципов трудового права | Единство и дифференциация трудового права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.