Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие принципы экологической оценки и их связь с принципами устойчивого развития




 

Процедуры ЭО в разных странах различаются во многих аспектах. Наиболее принципиальные различия состоят в том, для каких видов деятельности проводится ЭО, кто проводитЭО, в каких решениях и каким образом учитываются ее результаты. Рассмотрим некоторые основные различия процедур ЭО:

- ЭО может проводиться для всех видов деятельности или только для тех, которые осуществляются по решению федерального правительства (как в США);

- ЭО может проводиться заказчиком или министерством охраны окружающей среды;

- Результаты ЭО могут использоваться только самим заказчиком (США), органами экологического контроля (Венгрия), местными органами власти (Англия) или сразу несколькими государственными органами (Словакия, Норвегия).

- Степенью обязательности учета результатов ЭО в принятии решений различается от страны к стране.

Несмотря на эти отличия, эффективные и проверенные временем системы экологической оценки отвечают трем основным принципам: превентивности, комплексности и демократичности.

Принцип превентивности означает не только то, что экологическая оценка проводится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, но и что ее результаты используются при выработке и принятии решений. "Обоснование" уже принятого решения, изначально ориентированное на оправдание его экологической приемлемости, по сути, экологической оценкой не является. Из принципа превентивности следует принцип альтернативности, то есть рассмотрение нескольких различных вариантов намечаемой деятельности, что оставляет свободу принятия решений в зависимости от результатов экологической оценки.

Принцип комплексности означает одновременный учет воздействий намечаемой деятельности и связанных с ними изменений во всех природных средах, а также в социальной среде. Этот принцип основывается на представлении о том, что разделение окружающей среды на "компоненты" (воздух, вода, почва, биосфера) является искусственным. На самом деле мы имеем дело с единой природной системой, неразрывно связанной с обществом. Задача экологической оценки состоит не только в том, чтобы проследить, насколько соблюдаются "стандарты и нормативы" для отдельных компонент природной среды, но и в том, чтобы понять, как природно-социальная система в целом отреагирует на воздействие намечаемой деятельности.

Принцип демократичности отражает тот факт, что ЭО — это не "научно-техническая" процедура, а инструмент принятия открытых и взаимосогласованных решений. Таким образом, заинтересованные стороны должны принимать участие в процессе ЭО и их мнение должно учитываться наряду с заключениями экспертов. Для обеспечения возможности такого участия экологическая оценка должна проводиться в соответствии со строго определенными правилами, которые понятны и обязательны для всех ее участников. "Демократические" процедурыЭО обычно противопоставляются "технократическим", при которых решения принимаются закрытым образом, с учетом только мнения экспертов-профессионалов и часто на основе неформальных переговоров.

Комиссия ООН по проблемам окружающей среды и народонаселения, созданная в 80-х годах под руководством Гро Харлем Брутланд определила устойчивое развитие как "развитие, которое позволяет удовлетворить потребности нынешнего поколения, не уменьшая возможности будущих поколений удовлетворить их потребности". Иными словами, при принятии решений о социально-экономическом развитии общества должно учитываться, насколько эти решения сохранят и обеспечат возможность будущих поколений пользоваться оставляемыми им как экономическим, так и природным "капиталами". Современное понимание устойчивости выделяет три ее основных компонента: экологическую, экономическую и социальную.

Именно экологическая оценка позволяет учесть экологическую устойчивость, наряду с социальной и экономической. Основные принципы экологической оценки и принципы устойчивого развития тесно связаны. Так принцип превентивности неразрывно связан с идеей развития, принимающего во внимание не только экономические стимулы, но и экологические условия. Комплексность экологической оценки позволяет выйти за рамки простого отслеживания стандартов по отдельным средам и оценить, насколько общий эколого-социально-экономический капитал будет растрачен, сохранен или приумножен в результате намечаемой деятельности. Наконец, демократичность при проведении экологической оценки гарантирует, что этот капитал будет распределен более справедливо между различными социальными группами, что "устойчивое развитие" для одних не будет означать постепенного вымирания в зоне экологической катастрофы для других.

Вопросы для самоконтроля по лекции 1.1

1. Что такое экологическая оценка и из каких компонентов она складывается?

2. В чем принципиальное отличие оценка экологических воздействий и стратегической экологической оценки?

3. Какой вид экологической оценки проводится в отношении проектов?

4. Каково место экологической экспертизы и ОВОС в системе экологической оценки?

5. Какие три стадии или "волны" развития систем экологической оценки выделяет Норман Ли?

6. На какой стадии развития систем экологической оценки был принят Закон о Национальной Политике в области Окружающей Среды (NEPA)?

7. Перечислите основные принципы экологической оценки.

8. Как связана экологическая оценка с принципом «устойчивого развития»?

Список литературы по лекции 1.1:

а) основная литература

1а. Кочнов Ю.М. Экологическая экспертиза, ОВОС и сертификация: Курс лекций, М.: МИСиС, №1596, 2002, - 126 с

2а. Карабасов Ю.С., Чижикова В.М. Экология и управление: Учебник для вузов, - М.: МИСиС, 2006. – 712 с.

б) дополнительная литература

1б. Федеральный закон «Об экологической экспертизе». Принят Государственной Думой РФ от 19.07.95 г./ Российская газета, 1995, 30 ноября.

2б. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ// Парламентская газета, 12.01.2002, № 9, Стр. 2;

3б. Положение об оценке воздействия на окружающую среду. Утв. Приказом Госкомприроды РФ № 372 от 16.05.2000 г. Зарег. Минюстом РФ 04.07.2000 г. № 2302

 

1.2. Эволюция экологической оценки в России

План лекции

1. 2 .1. Советская система принятия решений о проведении хозяйственных и иных начинаний.

1.2.2. Концепции превентивного регулирования охраны окружающей среды (середина 80-х гг.).

1.2.3. Внедрение экологической оценки (конец 80-х гг.).

1.2.4. Оценка воздействия на окружающую среду и государственная экологическая экспертиза (90-е гг.).

1.2.1. Советская система принятия решений о проведении хозяйственных и иных начинаний

 

До конца 1980-х в СССР не существовало законодательства в области экологической оценки. Однако решения о проведении экономической деятельности регулировались хозяйственным законодательством, которое отчасти требовало учет природоохранных соображений при планировании экономической дея­тельности. Это достигалось следующими тремя способами:

Во-первых, все хозяйственные проекты, а также связанная с ними предпроектная документация (технико-экономическое обоснование, планы регионального развития, и т.д.), должны были раз­рабатываться в соответствии с природоохранными и санитарными нормами и правилами, содер­жавшими определенные экологические стандарты;

Во-вторых, для осуществления определенных видов деятельности необходимы были согласова­ния государственных органов, ответственных за охрану воздуха, воды, земель, а также санитарно-эпидемиологических служб. Для планов и программ обычно не требовалось получать эколо­гические согласования;

В-третьих, частью процесса принятия решений была оценка намечаемой деятельности (включая планы, программы и т.д.) специальными комитетами экспертов ("экспертизами"). Экспертизы входили в состав Госплана, Госстроя и большого числа других министерств и региональных ор­ганов власти. Всего к середине 80-х годов насчитывалось примерно 900 экспертиз, каждая из ко­торых была ответственна за проведение оценки специфических типов плановой и проектной до­кументации; от программ регионального развития до проектов индивидуального строительства и реконструкции. Ни один проект, план или программа не могли вступить в стадию реализации до принятия "положительного заключения" соответствующей экспертизы. Иногда экологи участво­вали в экспертизах и были ответственными за предоставление замечаний и согласование особо крупных программ и проектов.

Процесс проведения экологических экспертиз был облегчен введением в 1970-х годах требования о включении в большинство видов проектной документации раздела "Охрана окружающей природной сре­ды", целью которого было описать предлагаемые меры по охране окружающей природной среды. Таким образом, начиная с 1970-х годов, некоторые базовые элементы системы экологической оценки появились в советской системе планирования экономической деятельности.

Основными недостатками этой системы ЭО в этот период являлись то, что у экспертов-экологов имелся доступ лишь к ограниченному числу несистематически ото­бранных проектов, оценка этой документации в основном сводилась к "проверке соответствия" предлагаемой деятельности экологическим стандартам. В результате недостаточное внимание уделялось оценкекосвенного воздействия на окружающую среду, а также учету факторов, по которым не существовало экологических стандартов. Недостаточное внимание уделялось учету условий реализации проектов на местах, а также учету мнения населения и других заинтересованных сторон. Была неясна практическая связь между за­ключением по экологическим аспектам намечаемой деятельности и принятием решения по реализации данной деятельности.

Несмотря на недостатки системы экологической оценки этот период характеризовался огромными достижениями в области промышленных методов защиты окружающей среды, сокращением выбросов и сбросов загрязняющих веществ, развитием энергосберегающих и экологически чистых технологий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.