Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общенаучные принципы проведения экологической экспертизы




Заключение государственной экологической экспертизы

Повторная государственная экологическая экспертиза

Основанием для повторного рассмотрения материалов по объектам и мероприятиям являются:

- доработка материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении органов ГЭЭ, проводивших первоначальное рассмотрение;

- изменение условий природопользования;

- реализация объекта экспертизы с отступлениями от ранее принятых решений;

- решение суда, арбитражного суда.

Повторная экспертиза проводится, как правило, экспертной комиссией, ранее осуществлявшей экспертизу этого объекта за исключением повторной экспертизы, проводимой по решению судебных органов.

Указанная экспертиза проводится органом государственной экспертизы, рекомендованным в решении суда, с целью обеспечения реализации права заинтересованных лиц на опровержение заключений экологической экспертизы.

 

 

Заключением государственной экологической экспертизы, согласно закону «Об экологической экспертизе» [1б, ст.18], является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы официальный документ Министерства природных ресурсов РФ и его территориальных органов состоящий из трех документов: заключения экспертной комиссии (или, при простой экспертизе, штатных специалистов экспертного подразделения), решения Совета государственной экологической экспертизы (в случае его проведения) и официального документа специально уполномоченного органа государственной экологической экспертизы.

Заключение, подготовленное экспертной ГЭЭ, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия. К заключению, подготовленному экспертной комиссией ГЭЭ, прилагаются особые обоснованные мнения экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области ЭЭ приобретает статус заключения ГЭЭ. Утверждение заключения ГЭЭ является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения ГЭЭ экспертизы требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Заключение ГЭЭ по объектам, за исключением проектов нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов субъектов РФ, может быть положительным или отрицательным.

Положительное заключение должно содержать выводы о допустимости воздействия намечаемой хозяйственной деятельности и возможности дальнейшей реализации объекта экспертизы и не должно содержать никаких замечаний или предложений. Положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Положительное заключение ГЭЭ имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области ЭЭ, проводящим конкретную ГЭЭ.

Положительное заключение ГЭЭ теряет юридическую силу в случае:

- доработки объекта ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;

- изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;

- реализации объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

- истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;

- внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения ГЭЭ.

Отрицательное заключение может содержать вывод двух видов:

· "объект экспертизы не может быть рекомендован к реализации в связи…";

· "… может быть рекомендован к реализации до доработки его по замечаниям и предложениям, изложенным в данном заключении".

При отрицательном заключении ГЭЭ объект экспертизы дальнейшей реализации не подлежит. В случае вынесения отрицательного заключения ГЭЭ второго вида заказчик вправе обеспечить его доработку в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и представить материалы на повторную ГЭЭ или отказаться от реализации объекта экспертизы. Заключения ГЭЭ экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Положительное заключение является основанием для:

а) получения лицензии (разрешения) на комплексное природопользование (при рассмотрении ТЭО, проекта). Реализация проектных решений осуществляется после получения разрешения и заключения договора на комплексное природопользование;

б) получения лицензии (разрешения) на пользование отдельными видами природных ресурсов, осуществление хозяйственной и иной деятельности (экологическое обоснование лицензий);

в) утверждения документации;

г) открытия финансирования для дальнейшей реализации объекта экспертизы.

Официальный документ (сопроводительное письмо) МПР России (территориального органа МПР России) составляется на основании результатов проведения ЭЭ экспертной комиссией и рекомендаций Совета ГЭЭ (в случае его проведения) и должен содержать:

· оценку полноты информации, характеризующей предполагаемое воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду;

· оценку соответствия проведенной процедуры экологической экспертизы требованиям действующих законодательных актов в области охраны окружающей среды и экологической экспертизы и действующей нормативной документации;

· изложение выводов экспертной комиссии и рекомендаций Совета ГЭЭ (в случае его проведения) о допустимости экологических и связанных с ними социальных последствий и возможности дальнейшей реализации проекта.

Заключение ГЭЭ направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении ГЭЭ направляется территориальным специально уполномоченным на то государственным органам в области охраны окружающей природной среды (в случае проведения ГЭЭ федеральным специально уполномоченным государственным органом в области ЭЭ), органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых специально уполномоченным государственным органом в области ЭЭ, банковским организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта ГЭЭ.

Следует помнить, что при подготовке заключения экспертной комиссией ГЭЭ и при принятии решения о реализации объекта ГЭЭ должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию и отражающие общественное мнение.

 

 

Вопросы для самоконтроля по лекции 1.4

1. Что может служить основанием для проведения ГЭЭ?

2. Как следует поступать, если документация, представляемая для ГЭЭ, выполнена с обоснованными отступлениями от действующих норм?

3. На какие виды принято разделять ГЭЭ по степени сложности объекта экспертизы?

4. Из каких основных этапов состоит процедура ГЭЭ?

5. Что может служить основанием для повторного рассмотрения материалов в ГЭЭ?

6. В каких случаях положительное заключение ГЭЭ теряет юридическую силу?

7. Что должно содержать положительное заключение ГЭЭ?

Список литературы по лекции 1.4:

а) основная литература

1а. Кочнов Ю.М. Экологическая экспертиза, ОВОС и сертификация: Курс лекций, М.: МИСиС, №1596, 2002, - 126 с

2а. Карабасов Ю.С., Чижикова В.М. Экология и управление: Учебник для вузов, - М.: МИСиС, 2006. – 712 с.

б) дополнительная литература

1б. Федеральный закон «Об экологической экспертизе». Принят Государственной Думой РФ от 19.07.95 г./ Российская газета, 1995, 30 ноября.

2б. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ// Парламентская газета, 12.01.2002, № 9, Стр. 2;

3б. Положение об оценке воздействия на окружающую среду. Утв. Приказом Госкомприроды РФ № 372 от 16.05.2000 г. Зарег. Минюстом РФ 04.07.2000 г. № 2302

 

План лекции

1.5.1. Оценка соответствия объектов экспертизы законам развития природы и общества.

1.5.2. Показатели эффективности. Экономические составляющие.

1.5.3. Составляющие риска.

1.5.4. Политэкономическая и политологическая эффективность.

 

1.5.1. Оценка соответствия объектов экспертизы законам развития природы и общества

 

Общие правила научной экспертизы проектов, согласно классификации, предложенной Н.Ф. Реймерсом [1], сводятся к оценке соответствия законам, принципам и правилам развития природы и общества. Основные из этих законов, принципов и правил можно разделить по группам:

1. Группа законов оптимальности;

2. Группа ограничивающих факторов;

3. Принцип разумной достаточности;

4. Группа информационных и психологических ограничений.

1. Группа законов оптимальности

1.1. Правило интегрального ресурса - конкурирующие в сфере использования природных систем отрасли хозяйства неминуемо наносят ущерб друг другу тем сильнее, чем значительней они изменяют совместно эксплуатируемый экологический компонент (энергия, вода, атмосфера, почва, растения) или всю систему в целом.

Разрушение биоты ради получения, например, минеральных ресурсов чревато дальнейшей невозможностью жизни человека в данном регионе. Особенно заметно это на примере малых народов, ведущих традиционное хозяйство. Разрушение природно-ресурсного потенциала ради ведомственных или «общегосударственных» целей ведет к их неминуемому вымиранию, поскольку теряется основа их существования.

1.2. Правило меры преобразования природных систем – в ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить некоторые пределы, позволяющие этим системам сохранять свойства саморегуляции. Несоблюдение этого правила ведет к опустыниванию территории.

Оценка соответствия этому требованию – сложный вопрос. Она зависит от географического места, степени устойчивости и надежности природной системы, способности ее противостоять природным цепным реакциям и естественной изменчивости природных условий.

1.3. Закон оптимальности – с наибольшей эффективностью любая система функционирует в некоторых пространственно-временных пределах, выход за которые может привести к разрушению этой системы.

Оптимальные размеры не могут быть определены общими количественными показателями. Минимум и максимум размеров тот, при котором система еще не теряет своих функций. Гигантизм вызывает большие затраты на саморегуляцию внутри системы, что делает конкурентными малые аналоги с теми же или с другими, но близкими принципами действия. При гигантизме растут внешние ущербы среде.

1.4. Закон необходимого разнообразия – любая система не может сформироваться из абсолютно одинаковых элементов или на принципе монополизма. Любая монокультура не обладает свойствами самоподдержания за пределами индивидуального срока существования.

Например, Среднеазиатский хлопок как монокультура привел к крупномасштабной экологической катастрофе.

Тюменские нефтегазовые промыслы при одностороннем развитии не только разрушают природу севера Западной Сибири, но и станут после исчерпания запасов нефти и газа зоной социально-экономической пустыни. Самовосстановление природы может произойти в этих местах за 100-150 лет, если изменения не окажутся необратимыми.

1.5. Закон (принцип) увеличения степени идеальности – гармоничность отношений между частями системы историко-эволюционно возрастает, что ведет к миниатюризации изделий и хозяйственных объектов в сравнении с преобладающим до недавнего времени стремлением к «гигантизму».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.