КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стандартизация в области охраны окружающей среды
Под стандартизацией традиционно понимается установление единых норм и требований, предъявляемых к сырью, полуфабрикатам, готовым изделиям и материалам. На современном этапе основные требования к стандартизации определяются Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации». Закон подразделяет стандарты на государственные стандарты РФ; применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации; стандарты отраслей и стандарты предприятий. Государственные стандарты (ГОСТы) разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Стандарты отраслей (ОСТы) могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции в целях обеспечения требований безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях обеспечения требований безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также в целях совершенствования организации и управления производством. Экологическая стандартизация — одно из активно развиваемых направлений нормативного правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования в России. Понятие «экологические стандарты» включает собственно стандарты как формы нормативных документов, в которых определяются отдельные экологические требования. В последние годы в связи с интенсификацией работы в области охраны окружающей среды стала создаваться система стандартов, касающихся требований к качеству среды, к способам ее контроля, организации мероприятий в области охраны водного и воздушного бассейна, а также к терминологии.
Аналогами таких нормативов в ряде зарубежных государств (США, Японии и др.) являются именно стандарты — стандарты качества воздуха (air quality standards), стандарты качества воды (water quality standards), стандарты шума (noise standards) и др. В настоящее время в РФ создана специальная система стандартов по охране природы, которой присвоен номер ГОСТ 17. Эта система охватывает исключительно широкий круг вопросов: от требований к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха и порядку отбора проб до природоохранной терминологии. Система ГОСТ 17 включает девять групп стандартов (№ 1—9). Каждый номер соответствует тому или иному охраняемому объекту. Например, группа ГОСТ 17.1 означает «Охрана природы. Гидросфера», ГОСТ 17.2 — «Охрана природы. Атмосфера», ГОСТ 17.4 – «Охрана природы. Почвы», 17.5 — «Охрана природы. Земли» и т. д. Стандарты по охране природы регламентируют мероприятия по охране природы и порядок пользования теми или иными ресурсами. Например, согласно ГОСТ 17.5.3.03—80 «Охрана природы. Земли. Общие требования к гидромелиорации» объекты для проведения мелиоративной сети выбирают с учетом рационального использования земель, лесов, вод, фауны и флоры. В конечном итоге здесь очевиден выход на дальнейшую стандартизацию лесомелиорации в направлении установления экономически целесообразных сроков окупаемости мелиоративных работ. Кроме того разработана целая группа стандартов, регулирующих уровни воздействия на окружающую среду различных физических факторов, в частности ГОСТ 20286-76 «Радиоактивное загрязнение и дезактивация. Термины и определения», ГОСТ 17229-78. «Самолеты пассажирские и транспортные. Методы определения уровней шума, создаваемого на местности», ГОСТ 20444-85. «Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики» и др.
Особое место занимают стандарты «Управление охраной окружающей среды» (ГОСТ-Р), которые распространяется на любые производственные объединения и предприятия всех отраслей, предусматривая эколого-экономическую оценку их деятельности. К числу стандартизированных требований, предъявляемых к управлению, относится уменьшение загрязнения атмосферы до и ниже допустимых уровней или полная ликвидация загрязнения атмосферы, воды, а также организация работ по утилизации попутных побочных продуктов и вторичных материалов. Для России, как и для других стран, требование соблюдения единых норм и правил в области экологически ориентированных методов управления является актуальным. В решении вопросов связанных с управлением качеством окружающей среды в качестве нормативной базы широкое использование получили международные стандарты серии ISO (International Standard Organization). Их применение на территории России после адекватного перевода («Система управления окружающей средой») и принятия Госстандартом РФ в качестве рекомендательных, облегчает российским предприятиям выход на международный рынок и сокращает время внедрения в мировой производственный процесс и торговлю. Требования, установленные государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни и здоровья, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности. Соответствие продукции и услуг указанным экологическим требованиям государственных стандартов может определяться путем проведения экологической сертификации, а также маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам. Сертификация по экологическим требованиям представляет собой деятельность по оценке и подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами. В России сертификация была задействована Госстандартом с 1992 года в соответствии с ФЗ "О защите прав потребителей" от 07.02.92 №2300/1-1 (в ред. ФЗ от 09.01.96 №2-ФЗ), в целях охраны здоровья людей и окружающей среды от недоброкачественной, экологически опасной продукции и услуг. Основные термины и определения, применяемые в Системе сертификации по экологическим требованиям, приведены в ФЗ "О сертификации продукции и услуг" от 10.06. №2300/1-1 (в ред. ФЗ от 27.12.95 №211-ФЗ).
Вопросы для самоконтроля по лекции 2.4 1. Какие нормативы относятся к нормативам качества окружающей среды? 2. Назовите нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и у укажите, кто разрабатывает эти нормативы? 3. Приведите примеры санитарно-гигиенических нормативов. Укажите, кем разрабатываются и кем контролируются эти нормативы? 4. Что такое санитарно-защитные зоны и в каких нормативных документах определяется их размер? 5. Что такое санитарно-защитная зона, ее назначение? От чего зависит нормативный размер санитарно-защитной зоны предприятия? 6. Что представляет собой система экологических стандартов? Государственные и ведомственные стандарты. 7. Что представляет собой сертификация по экологическим требованиям? Список литературы по лекции 2.4: а) основная литература 1а. Кочнов Ю.М. Экологическая экспертиза, ОВОС и сертификация: Курс лекций, М.: МИСиС, №1596, 2002, - 126 с 2а. Карабасов Ю.С., Чижикова В.М. Экология и управление: Учебник для вузов, - М.: МИСиС, 2006. – 712 с. б) дополнительная литература 1б. Федеральный закон «Об экологической экспертизе». Принят Государственной Думой РФ от 19.07.95 г./ Российская газета, 1995, 30 ноября. 2б. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ// Парламентская газета, 12.01.2002, № 9, Стр. 2; 3б. Положение об оценке воздействия на окружающую среду. Утв. Приказом Госкомприроды РФ № 372 от 16.05.2000 г. Зарег. Минюстом РФ 04.07.2000 г. № 2302
2.5. Основные требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду. Оценка состояния компонентов окружающей среды План лекции 2.5.1. Общие требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду. 2.5.2. Общие сведения о предполагаемой деятельности и районе ее осуществления. 2.5.3. Оценка существующего состояния компонентов окружающей среды в районе размещения проектируемого объекта.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |