Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каменноугольные дегти




Сланцевые битумы

Сланцевые битумы являются органическими вяжущими материалами, которые получают при нагревании горючих сланцев без доступа воздуха. Дорожные сланцевые битумы бывают вязкие и жидкие. Сланцевые битумы получают при нагревании сланцев в специальных газогенераторных или туннельных печах до температуры 550°С, при этом выделяются газ, низкотемпературная смола в количестве 15 - 20 % массы сланца и полукокс.

В процессе переработки низкотемпературную сланцевую смолу разделяют на следующие фракции: автомобильный бензин - с началом кипения смолы до 180°С; тракторное топливо - от 180 до 225°С, дизельное топливо - от 225 до 325° С, мазут или битумная фракция как остаток после отгона всех фракций — до 300 или 325 С. Этот остаток составляет около 60 % и используется для получения остаточного или окисленного битума, а также может быть применен как жидкий сланцевый битум. Сланцевые битумы делят на шесть марок: от С1 до С6. По составу и свойствам они несколько отличаются от нефтяных. В сланцевых битумах, как и в нефтяных, также определяют групповой состав (содержание масел, смол, асфальтенов). Содержание асфальтенов и смол в них больше, а масел меньше.

Наличие в сланцевых битумах большого количества кислородных и азотистых соединений, а также их способность растворяться в полярных растворителях (ацетоне и спирте) указывают на повышенное содержание в них полярных соединений.

Сланцевые битумы имеют высокую растяжимость при 25°С — более 100 см, поэтому она не нормируется. Сланцевые битумы в большей степени, чем нефтяные, изменяют свои свойства при нагревании. Погодоустойчивость их также меньше нефтяных.

Область применения сланцевых битумов в основном та же, что и нефтяных битумов. Сланцевые битумы хорошо совмещаются с нефтяными, что позволяет получать смешанные (компаундированные) битумы с требуемыми свойствами.

Каменноугольныедегти являются органическими вяжущими,по свойствам и способу получения ониблизки к сланцевым битумам.Ихполучают при деструктивной переработке каменных и бурых углей.

При производстве кокса для выплавкичугуна, а также при получении газа как топлива на коксохимических и коксогазовых заводах - каменный и бурый уголь нагревают (без или с ограниченным количеством воздуха). В результате такой переработки получают кокс или газ, а также продуктов для смолообразные вещества. В зависимости от перерабатываемого сырья получают каменноугольные торфяные и древесные дегти. В зависимости от вида сырья и технологии (коксования, газификации, полукоксования) угли нагревают до температур 600 - 1200° С без доступа воздуха. При этом протекает пирогенетическое деструктивное их разложение на газообразные жидкие и твердые вещества. Эти вещества улавливаются, конденсируются на специальных установках. В результате такой переработки получают ряд ценных продуктов: кокса 70 - 75 %, смол 5 - 10%, газа 15 - 25 %, бензола и аммиака до 2 % массы угля.

Для дорожного строительства применяют дегти: отогнанные, которые образуются при отборе из сырой смолы летучих веществ при ее фракционной перегонке до получения вязкости, соответствующей вязкости дорожного дегтя; составленные, изготовленные смешением горячего пека и антраценового масла или других жидких дегтевых материалов, в пропорции, которая обеспечивает необходимую вязкость дорожного дегтя.

В качестве жидкой составляющей (разжижителя) для пека используют антраценовое масло и пековый дистиллят, а в ряде случаев — каменноугольные смолы.

Вязкость каменноугольных дегтей зависит от структуры и количественного соотношения жидкой и твердой фаз. С повышением содержания свободного углерода и твердых смол при соответствующем уменьшении количества масел вязкость дегтей повышается. Вязкость каменноугольных дегтей определяется стандартным вискозиметром по времени истечения 50 мл дегтя через отверстия диаметром 5 или 10 мм при температурах 30 и 50°С. В зависимости от показателей свойств и состава каменноугольные дорожные дегти разделяют на шесть марок: Д1 – Д6.

Пластичность дегтей низкая и обусловливается небольшим количеством в них вязкопластичных компонентов и нали­чием свободного углерода.

Теплоустойчивость каменноугольных дегтей меньше, чем нефтяных битумов. Так,например, интервал пластичности (превращения) у дегтей составляет < 40°С, а у битумов > 50°С. Пониженная теплоустойчивость дегтей объясняется их более грубой дисперсностью и повышенной плавкостью смол. В отличие от нефтяных битумов с уменьшением вязкости дегтей коэффициент теплоустойчивости их повышается вследствие уменьшения содержания нетеплоустойчивых плавких смол и увеличения содержания более теплоустойчивых масел. Увеличение содержания грубодисперсного свободного углерода значительно повышает теплоустойчивость дегтей.

Прилипание каменноугольных дегтей к поверхности минеральных материалов несколько лучше, чем большинства разновидностей нефтяных битумов, вследствие того, что они содержат большое количество веществ с полярными группами.

Погодоустойчивость дорожных каменноугольных дегтей обусловлена характером содержащихся в них химических соединений. Склонность дегтя к старению устанавливают путем определения фракционного состава. С помощью специального прибора деготь перегоняют, отбирая фракции, выкипающие до 170, 270, 300°С.

Эти фракции относятся к летучим маслам. Они легко испаряются в период эксплуатации покрытия. Остаток дегтя после отбора указанных фракций должен обладать оптимальной вязкостью и теплоустойчивостью, характеризуемой температурой размягчения.

Некоторое повышение погодо- и теплоустойчивости дорожных дегтей достигается введением добавок дисперсных каменных материалов (молотых известняков, доломитов, шлаков), а также каменноугольной пыли. Дегти с такими добавками называются наполненными.

В зависимости от способа обработки дорожных покрытий применяют дегти следующих марок:

Д-1 - для обеспыливания дорог и поверхностной обработки дорожных покрытий и оснований;

Д-1 и Д-2 — для обработки грунтово-гравийных и щебеночных материалов при смешении на дороге в холодном состоянии;

Д-3 и Д-4 — для обработки грунтово-гравийных материалов в смесительных установках в холодном состоянии;

Д-5 и Д-6 — для поверхностной обработки дорожных покрытий, изготовления холодного дегтебетона и щебеночных смесей в смесительных установках;

Д-6 — для глубокой пропитки щебеночных дорожных покрытий, изготовления горячего дегтебетона.

Применять дегти в городских условиях для устройства дорожных покрытий запрещено санитарными нормами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.