КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проектирование асфальтобетона
Требования к свойствам горячих и теплых асфальтобетонных смесей. Свойства асфальтобетонных смесей и асфальтобетонов должны соответствовать СтБ 1033-2004. Стандарт распространяется на горячие, теплые и холодные асфальтобетонные смеси, применяемые для строительства покрытий и оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий, а также на асфальтобетон (уплотненную асфальтобетонную смесь). Горячие и теплые смеси типа А в зависимости от качественных показателей подразделяют на две марки (I и И), типов Б, В и Г — на три марки (I, II и Ш), типа Д - на две холодные марки (II и III). Холодные смеси типов Б подразделяют на две марки (I и II), смеси типа Г могут быть только I марки, типа Д'— только II марки. Горячие и теплые смеси для пористых и высокопористых асфальтобетонов подразделяют на две марки (I и II). Пористость минерального остова плотных асфальтобетонов из смесей типов А и Б должна быть 15... 1Я%, типов В, Г и Д - 18... 20% по объему. В I дорожно-климатической зоне, характеризуемой холодными зимними условиями, предъявляются повышенные требования к остаточной пористости и водонасыщению асфальтобетонов и более низкие к прочности. В теплом и жарком, климате (IV и V зоны) остаточная пористость и водонасыщение допускаются больше. Требования к прочности при температуре 50°С, которая характеризует сдвигоустойчивость в летнее время, более жесткие. Пористость минерального остова пористых асфальтобетонов не должна быть более 23 % по объему, щебеночных (гравийных) высокопористых -более 24 %, песчаных высокопористых -более 28 % по объему. Водонасыщение пористых асфальтобетонов не должно быть более 12 % по объему, высокопористых - более 18 %. Набухание пористых и высокопористых асфальтобетонов из смесей I марки не должно быть более 1 %, из смесей IIмарки – более 2% по объему.
Проектирование асфальтобетона — это комплексный процесс, позволяющий правильно назначать его состав с учетом работы под воздействием транспортных средств и окружающей среды. Проектирование асфальтобетона включает: 1. Анализ условий работы проектируемого асфальтобетона в конструкции. 2. Выбор способа производства работ в зависимости от погодно-климатических условий района строительства. 3. Выбор исходных материалов с учетом их стоимости и дефицитности. 4. Расчет состава асфальтобетона, который включает: 4.1. Расчет состава минеральной части. 4.2. Расчет оптимального количества битума. 4.3. Приготовление и испытание контрольной смеси. 5. Составление технической документации на запроектированный асфальтобетон и выдача ее на производство. Анализ условий работы асфальтобетона в конструкции включает ознакомление с транспортными нагрузками, интенсивностью движения, максимальными уклонами на трассе, экспозицией отдельных участков, геолого-климатическими условиями на трассе и др. Для выбора способа производства работ необходимо знать, в какой период года будут вести работы на тех или иных участках трассы и иметь сведения о средствах механизации по производству, укладке и уплотнению асфальтобетона. Сбор данных и их анализ заканчивается выдачей технического задания на расчет состава асфальтобетона с максимальным использованием местных материалов и экономией битума. Выбор материалов начинают с изучения местных материалов и отходов промышленности и соответствия их требованиям, предъявляемым к материалам для данного вида и типаасфальтобетона. В случае их несоответствия требованиям выбирают наиболее дешевые привозные материалы.
В результате выполненного анализа составляют техническое задание, в котором указывают вид и тип асфальтобетона, назначение и условия применения, характеристику минеральных и вяжущих материалов. На основе этих данных определяют требования, предъявляемые к асфальтобетонной смеси и асфальтобетону. В ос нове метода лежит принцип подбора состава, обеспечивающего наибольшую прочность асфальтобетона при положительной температуре, заданную остаточную пористость и водонасыщение. Величина, которая показывает, во сколько раз количество последующей фракции меньше предыдущей, называется коэффициентом сбега К. При коэффициенте сбега 03 смесь получается с наибольшей плотностью. Однако вследствие того что рассчитать минеральную смесь на материалах по коэффициенту сбега 0,8 трудно, Н. Н. Иванов предложил принимать коэффициент сбега в пределах от 0,7 до 0,9, при которых смеси получаются достаточно плотными. Аналогично определяют процентное содержание первой фракции Y\ для коэффициента сбега К = 0,9. Зная количество первой фракции Yx, легко определить Г2,Т3ит. д. На основании полученных данных строят предельные кривые, соответствующие выбранным коэффициентам сбега. Кривые с коэффициентом сбега меньше 0,7 относят к составам минеральной части асфальтобетонной смеси с незначительным содержанием минерального порошка. Составы, рассчитанные по коэффициенту сбега 0,9, содержат повышенное количество минерального порошка. Высокие эксплуатационные показатели дают смеси с повышенным содержанием щебня и уменьшенным содержанием минерального порошка. Поэтому нормативные документы рекомендуют составы, вписывающиеся между предельными кривыми с коэффициентами сбега 0,65... 0,80, при этом пористость минерального остова должна соответствовать установленным требованиям (СтБ 1033-2004). В случае невозможности расчета плотной минеральной смеси по предельным кривым (при отсутствии крупнозернистых песков и невозможности обогащения мелких песков высевками) необходимая плотность может быть подобрана по принципу прерывистой гранулометрии. На следующем этапе расчета состава асфальтобетона определяют оптимальное количество битума. Существует несколько методов определения содержания битума в асфальтобетоне, но наиболее широко применяется метод, основанный на расчете количества битума по пустотности минерального остова и заданной пористости асфальтобетона.
Перспективен расчет количества битума в смеси по методу И. В. Королева, основанному на битумоемкости минеральных компонентов. Для определения содержания битума по первому методу формуют пробные образцы из смеси с заведомо малым содержанием битума, затем определяют объем пустот в минеральном остове. 26. Расчет количества битума в асфальтобетоне. Расчет количества битума в асфальтобетоне по битумоемкости базируется на следующих положениях. Минеральные зерна щебня, песка и частицы минерального порошка при приготовлении асфальтобетонной смеси покрываются битумной пленкой определенной толщины, зависящей от химико-минералогического состава и размера зерен, свойств и количества битума в смеси. Для каждой фракции минеральной части асфальтобетонной смеси можно определить оптимальное содержание битума, которое должно являться исходным для расчета количества битума на всю смесь. По величине поверхности зерен каждой фракции и толщине пленки битума находят требуемое количество битума на одну фракцию зерен. Величина Б. является постоянной для данной марки битума и определенной фракции материала и называется битумоемкостью. Трудность определения битумоемкости минерального материала по приведенной формуле заключается в том, что необходимы данные о величине поверхности и толщине битумной пленки на зернах. Если неизвестна удельная площадь поверхности минерального материала и толщина пленки на зернах, битумоемкость определяют путем приготовления и испытания пробных смесей. В этом случае расчет оптимального количества битума производят в два этапа: определение битумоемкости каждой фракции минеральной смеси и расчет количества битума. Так как битумоемкость является постоянной для определенной фракции данного минерального материала, при применении материалов, у которых битумоемкость известна, можно пользоваться данными табл. Тогда расчет сводится к определению удельнойбитумоемкости каждой фракции к вычислению оптимального содержания битума в смеси.
На расчетное содержание битум а влияет шероховатость зерен, степень запыленности, содержание глинистых включений, активность минерального материала и битума, плотность смеси. Поэтому оптимальное содержание битума может несколько отклоняться от расчетного значения. Значения битумоемкости, по которым определяется оптимальное содержание битума, подходят для данного исследуемого материала. Однако, как показали сравнительные испытания, ощутимой ошибки в расчете количества битума не будет, если принимать битумоемкость, имеющуюся для материалов, близких по свойствам. Например, битумоемкость дробленного песка ч щебня (высевок) и щебня из сиенита, габбро, диабаза, базальта близка к битумоемкости мелкокристаллического гранита марки 1200. Разработана типовая программа расчета количества битума в асфальтобетоне для машин серии ЕС ЭВМ. Формула расчета переведена на язык ФОРТРАН-IV. В программу введены значения битумоемкости наиболее применяемых в производстве асфальтобетона каменных материалов, переменные значения зернового состава конкретной смеси и соответствующие коэффициенты Для проверки свойств асфальтобетонной смеси приготовляют и испытывают контрольные смеси. Как правило, это три состава с различным количеством битума. В первом составе принимают количество битума, рассчитанное по битумоемкости минеральных компонентов, во втором - на 0,5 % меньше, а в третьем - на 0,5 % больше. Смеси готовят формуют из них образцы и испытывают по стандартной методике, При необходимости вносят определенные коррективы в состав. Проектирование состава асфальтобетона завершается составлением технической документации, в которую входят данные о свойствах исходных материалов, состав асфальтобетона и его стандартные свойства.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |