Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурно и семантически неполные предложения




Наиболее важной для разграничения полных и неполных пред­ложений является структурно-семантическая классификация, в соответствии с которой к неполным предложениям относятся структурно и семантически неполные предложения. Причем основ­ным признаком является их структурная неполнота. Структур­ные показатели уточняются и дополняются семантическими.

При разграничении и описании полных и неполных предложений обычно рассматриваются структурно и семантически непол­ные предложения, смысловая достаточность которых обусловлена ситуацией и контекстом.

По условиям и форме устной и письменной речи неполные предложения делятся на ситуативные и контекстуальные.

В ситуативно неполных предложениях недостающие члены подсказываются обстановкой, ситуацией, жестом, мимикой и т. д. Например, предложение Идет! дополняется деятелем-подлежащим в зависимости от обстановки речи (преподаватель, поезд, автобус, дождь и т. д.). Учет речевой ситуации имеет пер­востепенное значение при изучении устной речи. Например: — Как мил!сказала графиня Марья, глядя на ребенка и играя с ним (Л. Толстой); Только тут он понял, что не угадал погоду и дождь мочил его сено.— Испортит сено,— сказал он (Л. Тол­стой). Неполные предложения ситуативного характера предполагают наличие в сознании говорящего опущенного члена в его лексической конкретности или возможность лексического выражения опущенного члена.

Контекстуально неполные предложения характерны для письменной речи. Пропущенный член есть в контексте.

Деление предложений на ситуативные и контекстуальные в известной мере условно, так как в письменной речи ситуативные предложения приобретают некоторые свойства контекстуальных, ибо ситуация речи описывается, получает словесное выра­жение, а предмет речи (мысли) называется в контексте. Поэтому словом «контекст» («конситуация») нередко обозначают и си­туацию речи.

Обычно наличие контекста облегчает квалификацию струк­турно-семантического типа неполного предложения: Что вы боль­ше всего любите? Книги? Приключения? Животных? Спорт? (Федорович) (однословные вопросительные предложения—дву­составные неполные); Но разве можно заставить замолчать песню? Певцаможно, а песню - никогда (Гамзатов) (в от­вете — неполные односоставные предложения).

Надо иметь в виду, что контекст не всегда позволяет четко квалифицировать неполные предложения, так как не всегда ясно, какой тип предложений они представляют. Например:

Куда уезжаешь? (Полное, определенно-личное.)

Отзывают учиться. (Полное, неопределенно-личное.)

Куда? (Неполное, неопределенно-личное.)

На курсы при Академии связи. (?) (Симонов).

Последняя реплика может быть включена в следующие пред­ложения: Я уезжаю учиться на курсы при Академии связи; Уез­жаю учиться...; Отзывают учиться... «Домысливание» опущен­ных членов не дает однозначного ответа. Очевидно, что в таких случаях не следует категорично определять тип неполного пред­ложения по строению предикативной основы.

В зависимости от вида речи различаются неполные диалоги­ческие и монологические предложения, которые могут быть как в устной, так и в письменной речи.

Диалогические неполные предложения представляют собой взаимосвязанные реплики диалога (диалогическое единство): На другой день девочка просыпается чуть свет и прежде всего спрашивает:А что же слон? Он пришел?Пришел,— отве­чает мама...А он смешной?Немножко (Куприн). Каждая реплика прибавляет что-то «новое» к теме, развертываемой в диа­логе. Опускаются члены предложения, содержащие «данное».

В монологической речи вопросительные предложения и ответ­ные неполные предложения — способы актуализации «нового»: С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хо­роших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе (Матусовский). По характеру реализации структурных схем непол­ные предложения делятся на две группы: предложения с непол­ной реализацией структурной схемы предложения и предложения с неполной реализацией структурной схемы словосочетания. Эти разновидности в свою очередь делятся на подгруппы, которые можно оценивать и как ситуативные (контекстуальные) и как диа­логические (монологические).

Предложения с неполной реализацией структурной схемы пред­ложения. Предложения этой разновидности характеризуются незамещенностью позиции строевых элементов структурной схемы предложения, роль которых обычно выполняют главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее может быть опущено, если оно есть в контексте, в реплике-вопросе, в одной из частей сложного предложения1 –(1Отсутствие подлежащего в сложносочиненных и бессоюзных сложных предложениях связано с проблемой разграничения сложных и простых предло­жений с однородными сказуемыми.) -и т.д. и необходимость его обусловлена структурно-семантическим типом предложения, лексико-грамматическими свойствами сказуемого: Вечером Сергей и Надюхавзялись клеить обои в профессорской спальне. Работали четко, слаженно (Николаев); Всестоят не­которое время молча. Думают (Виноградов); Деятельность человека бесплодна и ничтожна, когда не воодушевлена высо­кою идеею (Чернышевский); — Кто онтакой?спрашивали хозяйку.Бедныйчеловек,артист. Очень хороший малый, толь­ко жалкий, как видите (Л. Толстой).

Название предмета речи (мысли) в контекстных предложе­ниях может быть дано и второстепенным членом предложения, а сказуемые неполных предложений в силу своих лексико-грамматических свойств обычно не могут быть сказуемыми односостав­ных предложений. Формы сказуемых ориентированы на подле­жащее в его лексической конкретности.

Предложения с отсутствующим подлежащим нужно отличать от односоставных предложений, в которых отсутствует название предмета речи (мысли): деятеля и носителя признака или ука­зание на него — в силу определенных семантико-стилистических причин. Ср.: Горшкова уже задыхалась. Только бы не закашляла. Потерпи, не умрешь, не умрешь. Молодчина. Ах, молодчина! Золото, а не человек (Вайнер). Выделены главные члены пред­ложения в двусоставных предложениях. Предложения Потерпи, не умрешь, не умрешь — односоставные, определенно-личные, полные. В этом тексте при равной контекстной определенности деятеля — носителя признака (Горшкова) деление предложений на двусоставные и односоставные опирается на структурные по­казатели — способ выражения сказуемых.

Предложения типа Молодец! находятся на периферии двусо­ставных, сближаясь с ними и по характеру выражаемой мысли, и по структуре, но отличаются от типичных моделей некоторыми интонационно-стилистическими особенностями, а иногдаи струк­турой. Ср.: — Сережа, вымолодец! (Николаев); А потом вызвали Мишу Богуша. Он, как всегда, отвечал на редкость хорошо... Преподаватель, скупой на похвалы, не удержался: — Молодец! (Фогель); — Молодец,коротко говорит Клавдия Ивановна, кивая на Витю (Санин).

Невозможность выражения предмета речи (мысли) одним сло­вом, которое могло бы стать названием носителя признака (под­лежащим), отличает предложения типа Красота! (односостав­ное, полное) от предложений типа Молодец! (двусоставное, не­полное). Основное различие в характере этих типов раскрывает логический аспект: в предложениях типа Красота! предмет речи (мысли) не выражен в слове-понятии, а в предложениях типа Молодец! выражается типичное логическое суждение с вербали­зованным субъектом.

Сказуемое может быть опущено в том случае, если информа­тивный центр предложения заключен во второстепенных членах, а основное назначение сказуемого — выражение предикативности. Сказуемое в его лексической конкретности может быть в кон­текстных предложениях, в одной из частей сложных предложений (обычно—в первой): Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое до­стоинство—силою его патриотизма (Чернышевский); Наука оперирует понятиями, поэзия — чувственными представлениями. Наука апеллирует к рассудку, поэзия — к эмоции и к разуму (Брюсов).

В двусоставных предложениях могут быть опущены оба глав­ных члена: Онегин шкафы отворил: В одном нашел тетрадь рас­хода, В другом наливок целый строй, Кувшины с яблочной водой И календарь осьмого года... (Пушкин).

Может быть опущен и предикативный центр односоставных предложений: — Учишься? — В строительном, на заочном (Ни­колаев); Третий этаж. И четвертый, И пятый... Вот и послед­ний. Пожаром объятый (Маршак).

Предложения с неполной реализацией структурной схемы словосочетания. Вопрос о полноте/неполноте предложений с отсут­ствующими второстепенными членами требует разграничения (структурно обязательных и факультативных второстепенных членов на уровне предложения и словосочетания. Этот вопрос еще не решен в лингвистической литературе, поэтому отметим лишь некоторые случаи неполноты предложений с отсутствующими вто­ростепенными членами.

Одну из разновидностей этой группы составляют предложения, в которых опущены (но есть в контексте) структурно, обязатель­ные для односоставных предложений второстепенные члены: — Ветер есть?Нет (ответ — неполное безличное предложе­ние, так как отсутствует косвенное дополнение в форме родитель­ного падежа); — Тебе хорошо со мной?Хорошо (отсутствует «дательный субъекта»).

Как неполные можно квалифицировать предложения (отсут­ствующим прямым дополнением, которое есть в контексте, а также предложения с пропуском второстепенных членов, нарушающих цепочки связей в словосочетаниях: Да, мне нравиласъ девушка в белом, Но теперь я люблю ( …) в голубом (Есенин); Нужна нам отвага Для первого шага. А кто упадет, но рискнет на вто­рой (...), Тот дважды герой (Маршак).

Прилагательное (часть речи наиболее яркая по выражению синтаксической связи) нередко субстантивируется, снимая тем са­мым неполноту предложения: девушка в белом, девушка в голу­бом и т. д.

Наиболее четко как неполные воспринимаются предложения, в которых опускается часть цельного словосочетания, состав­ляющего один член предложения (главный или второстепенный): Больных и раненых было немного. Тяжелых (...)двое: сучанский партизан Фролов, раненный в живот, и Мечик (Фадеев); Сквозь дремоту он думал о своей книге. Удалось ли ему передать

в ней очарование этих просторов, весен, зим, полей, лесов? Ка­жется, удалось (Паустовский).

Границы между полными и неполными предложениями по на­личию/отсутствию второстепенных членов предложения не всегда достаточно отчетливы, так как не всегда ясно, входят ли второ­степенные члены в структурную схему предложения и словосо­четания.

Особую разновидность неполных предложений составляют прерванные (незавершенные) предложения. Среди них выделя­ются: а ) намеренно прерванные предложения, которые могут быть центральной частью текста:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь.

Речь не о том, но все же, все же, все же... (А. Т в а р д о в с к и й):

б) предложения, отражающие ход формирования мысли:

Обедня кончилась, пришла Параша. «Что, маменька?» — «Ах, Пашенька моя!. Маврушка...» — «Что, что с ней?» —

«Кухарка наша... Опомниться досель не в силах я...

За зеркальцем... вся в мыле...

— Воля ваша. Мне, право, ничего понять нельзя; Да где ж Мавруша?» — Ах, она разбойник! Она здесь брилась!., точно мой покойник! (А. Пушкин).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.