Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.9. Философские учения о развитии личности

1. Материалистическая философия.

2. Идеалистическая философия.

3. Биогенетический закон.

4. Прагматистская философия.

 

1.

Материалистическая философия.

Древнегреческий философ Эпикур (341-270гг до н.э.) считал, что различное положение людей в обществе объясняется не только их природными (наследственными) данными, сколько имущественным состоянием и классовой принадлежностью.

В средние века Эразм Роттердамский писал о том, что природа дав тебе сына, передала тебе не что иное, как сырую необработанную массу, и что от тебя зависит, какую придать форму пластичному материалу.

Французские материалисты: Гольбах, Дидро, Вальтер и др. – отвергали, какие бы то ни было, прирожденные идеи и наследственное различие людей.

Гельвеций – пытался доказать, что все люди обладают одинаковыми умственными способностями при рождении, а определяющими факторами являются среда и воспитание.

Руссо говорил, что доброта не является врожденным нравственным свойством.

Коменский, Дистервег, Ушинский считали, что человек формируется под влиянием всего комплекса воздействий, связанных со средой, наследственностью и воспитанием.

В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов – глубокая вера в человека – его развитие и совершенствование.

Даже классики «марксизма – ленинизма» указывали на определенную роль внешних средовых влияний на развитие и формирование личности, и не абстрагировались от биологической природы человека.

 

2.

Идеалистическая философия.

Для всех идеалистических концепций развития личности общим является то, что этот процесс рассматривается с преформистских (preforma – заранее образующий) позиций.

Они исходят из того, что человек как личность формируется по какой-то изначальной программе, и заложенные свойства и качества развиваются в нем спонтанно.

a) Именно так трактуют эту проблему представители теологической концепции развития личности: древ.греч.философ Платон, средневековый богослов Фома Аквинский и др. Истинное предназначение согласно их теориям в постижении истинного смысла своего существования (экзистенциализм) или приближение к божественному совершенству (неотомизм)

b) Концепция биологизаторская – сводит развитие человека к его биологическому созреванию, когда формируются как телесные, так и духовные свойства личности.

3.

Биогенетический закон.

Древ.греч.философ Аристотель говорил, что у рабов и свободных людей даже физическая организация различна.

Идеологами феодализма культивировалась идея о так называемой «голубой крови и белой кости» т.е. природном превосходстве аристократов.

В 1862 году естествоиспытатели Э.Геккель (1834 – 1919) и Ф.Мюллер (1821 – 1897) сформулировали биогенетический закон:

Онтогенез повторяет филогенез.

Многие деятели стали относить этот закон еще и к духовному развитию человека. Ш.Летурно и Ч.Ломброзо стремились доказать, что мораль и нравственные отношения имеют биологическую основу.

Психиатр З.Фрейд (1856-1939), создатель психоаналитической теории, отрицал позитивную роль общества в его личностном формулировании. По его мнению, развитие и поведение человека целиком зависят от полового инстинкта (либидо). Современные последователи Фрейда – неофрейдисты.

4.

Прагматистская философия.

Основоположник прагматистской философии Дж.Дьюи (1859-1952) и Э.Ли Торндайк (1874-1952) – психическое развитие ребенка определяется вражденными инстинктами, а способности к учению – принадлежностью к белой расе.

В начале 20 века в США и др.странах стала развиваться наука педология – о детях, связывая их развитие с наследственным предрасположением. Но основные педологические предпосылки были антинаучными, вследствие чего педология была квалифицирована как лженаука и упразднена в нашей стране.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1.8. Личность | Тема 1.10. Факторы, влияющие на развитие личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.