Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.3. Педагогические идеи и практика образования




Бесспорной заслугой гуманизма эпохи Возрождения стоит считать признание ценности человеческой личности. Человека начали судить не по его принадлежности к какому-либо сословию, а по уровню его эрудиции и по степени участия в создании гуманистической культуры. Провозглашая человека центром мироздания, гуманизм отразил стремление целой эпохи к идеалу его гармоничного развития. Вместе с тем уже к XV в. обнаруживается несоответствие между идеалом и реальными возможностями его достижения, идеал всесторонне развитой личности оборачивается иллюзией. На смену социально-активной, духовно-нравственной личности приходит деловой человек-буржуа. Практика образования требует от педагогики разработки механизмов и моделей массового и доступного образования.

Реформации и Контрреформации[†]

 

Истоки современного европейского индивидуализма кроются в недрах христианской теологии и антропологии, которые поначалу провозгласили создание человека по образу и подобию Божьему, затем поместили его в рамки корпоративных правил и уставов, и, наконец, устами Мартина Лютера (1483 – 1546) «лишили» свободы воли, установив принцип предопределения. Идея о Божественном предопределении, хоть и имеет на первый взгляд фаталистический характер, в тоже время несет в себе высокий жизнеутверждающий потенциал, так как ставит перед каждым христианином (гражданином) задачу распознания Божественного замысла относительно самого себя путем праведной жизни, повседневных (пусть и небольших) успехов и непосредственного общения с Творцом.

Подобный подход требовал от протестантских теологов постановки и решения проблем грамотности и образования, так как каждый человек должен был ознакомиться со словом Божьим непосредственно.

Заслуга Лютера в деле образования состоит в том, что он теоретически обосновал его необходимость в деле самореализации личности как перед Богом (исполнение идеи предопределения), так и перед другими людьми и обществом (осуществление мирской профессии), синтезировав оба направления в своей концепции о человеческом призвании (Beruf), и определил основные пути развития образования; фактически он указал на три ступени образовательной системы: элементарное (начальное) образование, среднее (общегуманитарное) и специализированное (высшее), снабдив каждое звено специальной программой и методикой обучения. Кроме того, Лютер составил перечень необходимых пособий для каждого вида обучения, участвовал в корректировке учебников, создававшихся для школ и гимназий и сам написал лучший учебник по основам христианской веры – Краткий катехизис.

Идеи Лютера в области образования были претворены в жизнь его ближайшими соратниками и друзьями. К ним относятся виттенбергский профессор и реформатор Иоганн Агрикола, личный проповедник Лютера Иоганн Бугенхаген, реформатор вюртембергских школ, автор первого протестантского Катехизиса, Иоганн Бренц, и, несомненно – «учитель Германии» Филипп Меланхтон, с которым 56 немецких городов консультировались по вопросу реорганизации своих школ.

Низшее образование (начальные школы) регулировалось так называемыми школьными уставами (Schulordnung), являющимися в свою очередь составными частями Церковных уставов (Kirchenordnung). В XVI в. подобные уставы были изданы в Брауншвейге (1528 г.), Виттенберге (1533 г.), Ганновере (1536 г.), Вюртемберге (1559 г.) и др. Так как главной задачей начального образования являлось обучение основам протестантской веры, то и содержанием уставов было, прежде всего, разъяснение ее ключевых постулатов. Например, Вюртембергский Церковный устав, составленный Иоганном Бренцем и положенный в основу элементарных школьных программ всей Вюртембергской области, начинается именно с истолкования понятий веры, исповедания и др. Учебные программы реализовались как в частных (Winkelschulen), так и в государственных (kommunale или Landesschulen) школах. Преподавание в них велось со второй половины XVI в. так называемыми кюстерами (Küster) – мелкими церковными служителями, что, несомненно, свидетельствует о стремлении протестантской церкви расширить круг своих приверженцев и воспитать достойную смену первым протестантам. Кроме религиозного воспитания в таких школах учили читать (по слогам), писать и петь, для чего, прежде всего и служили кюстеры.

Наряду с созданием начальных школ реформаторы всячески способствовали сохранению уже существующих и открытию новых латинских классических школ. По мнению Лютера к обучению в подобных заведениях были способны не все, а лишь наиболее усердные. Действительно, реформатор беспокоился о будущем своей реформы и пытался в условиях зарождавшихся и развивающихся капиталистических отношений найти социальную опору новой вере, новой церкви и новому обществу. Несмотря на его явное недовольство бурно растущим товарно-денежным обменом и ростовщичеством, он, будучи реалистом, понимал, что будущее немецкого и европейского общества за бюргерством, которое занимало в тот период уже прочные позиции и в сфере экономики, и в политической системе немецких городов и именно к нему он обращался с призывом отправлять детей в школу.

Реальным воплощением протестантской политики в этой области явилось открытие стараниями Ф. Меланхтона в секуляризованном монастыре Нюрнберга высшей латинской школы им. Святого Эгидия (1526 г.), являющейся промежуточной ступенью между действующими в городе элементарными школами и университетским образованием.

Главный упор в программе школы делался на преподавание языков, таких как латынь и древнегреческий, что указывает на ее непосредственную связь с гуманистическими идеями. Эта гимназия существует до сих пор, носит имя своего основателя и, по данным на осень 2006 г., в ней обучаются 67 учеников.

Толчком к более тщательной и детальной разработке системы «ученого» (классического) образования послужила проведенная Лютером и Меланхтоном в 1527 г. визитация (инспектирование) школ и приходов в Саксонии, в результате которой была выявлена «плачевная» ситуация в школьном образовании и в вопросах христианской веры, что сам Лютер отразил в предисловии к своему Краткому катехизису: «Помилуй, Боже праведный, с какой беспросветной тьмой я столкнулся! Простые люди, особенно в деревнях, даже понятия никакого не имеют о христианском учении. И, увы, многие пасторы совершенно неспособны и не готовы учить».

Реакция последовала незамедлительно. На следующий год появилось «Обучение визитаторов» (Unterricht der Visitatoren) – программа инспектирования школ и приходов, составленная Меланхтоном и вошедшая в историю педагогики как Саксонский устав, с предисловием Лютера, в котором тот называет данное произведение «богоугодным и целительным» для пасторов, христианских приходов и прихожан.

Программа включает основные вопросы и проблемы протестантского воспитания и образования – от разъяснения основ христианского учения до процедуры назначения суперинтендентов (духовных лиц, стоящих во главе церковного округа). Произведение обращено, прежде всего, к пасторам и учителям и, хоть оно в большей степени касалось проблем содержания христианского учения и образования, а не организационных вопросов, все же именно эта работа и ее структура легли в основу создаваемых в дальнейшем церковных и школьных уставов.

В 1529 г. выходят в свет катехизисы Мартина Лютера – «Краткий катехизис» для детей и слуг, которых должны были обучать, прежде всего, родители и хозяева, и «Большой катехизис» для пасторов учителей, явившийся, таким образом своего рода методическим пособием для лиц, выступающих в качестве наставников в христианском учении. Примечательно, что Лютер сам в пространном предисловии к Большому катехизису подчеркивает, что теперь у проповедников и других учителей есть все, чему им следует проповедовать и чему учить – и прекрасные «полезные» книги, и проповеди, и катехизисы.

Окончательно итоги упомянутого инспектирования были подведены Лютером в «Проповеди о том, что надо посылать детей в школу» (1530 г.) – произведении, в котором прослеживается беспокойство реформатора за начатые реформы, где он призывает родителей – с одной стороны и городские власти – с другой проявить понимание к образованию подрастающего поколения, не упустить его воспитания.

Наиболее удачным претворением в жизнь реформаторских педагогических идей и научных принципов явилось открытие классической гимназии в Страсбурге, основанной на классно-урочной системе и твердом учебном плане. Честь создания подобного учебного заведения принадлежит гуманисту и реформатору Иоганну Штурму (1507 – 1589 гг.), получившему классическое образование в Льеже и Лионе и преподававшему в Париже классические языки и логику. В 1537 г. Штурм был назначен ректором городской латинской школы Страсбурга с предоставлением ему полной свободы действий. Вместе с Якобом Штурмом он преобразовал школу в гуманистическую, дав ей при этом название гимназия (Gymnasium). Устав школы был построен по примеру уставов Меланхтона. В 1538 г., наряду со школьным планом и методическими разработками, устав был одобрен и утвержден страсбургским городским советом.

Гимназия была рассчитана на десятилетний курс обучения и готовила высокообразованных людей, эрудитов. Несмотря на некоторую оторванность от реальной жизни, этот тип образования уверенно вошел в жизнь и явился образцом для школ подобного типа. «Мудрое и красноречивое благочестие» (die weise und redegewandte Frömmigkeit) выпускников являлось основной целью гимназии и, хотя в дальнейшем ее школьный план обвиняли в непоследовательности, исследователи проблемы утверждают, что педагогам там хорошо удавалось «превращать знания в умения», а не накапливать «мертвый материал». Кроме того, Штурм имел издательский опыт и умело использовал его на благо школы. Им были изданы произведения классических авторов и тексты по риторике, которые активно использовались в учебном процессе.

Школа Штурма оказала серьезное влияние на всю европейскую систему образования. По ее образцу создавали свои учебные заведения иезуиты. Классно-урочная система, дополненная и теоретически обоснованная Яном Амосом Коменским, прочно вошла в учебный процесс. За заслуги в развитии школьного образования император Карл V, отлучивший Мартина Лютера от церкви, присвоил Иоганну Штурму дворянский титул. По существу эта гимназия иллюстрирует собой синтез гуманистических и реформационных идей в области образования. Опыт ее организации является с одной стороны логическим завершением педагогических исканий немецких реформаторов, начатых Мартином Лютером и развитых его сподвижниками; с другой стороны, система образования, созданная в гимназии Штурма устремлена в будущее: цели и принципы, а также формы и методы обучения, применяемые там, надолго вошли в педагогическую практику.

 

Кроме страсбургской школы пример разумного сочетания гуманистического и религиозного начала представляет монастырская школа Михаэля Неандра (1525 – 1595 гг.) в Ильфельде. Будучи человеком высокой образованности и проработав бóльшую часть жизни в школе, он преподавал почти все школьные дисциплины, разработал специальную смешанную программу обучения, которая наряду с предметами гуманитарного цикла включала и реальные дисциплины (математику, географию, биологию). Примечательно, что Неандр был также автором многих учебников и учебных пособий, составленных им специально для собственной школы – это грамматика немецкого языка, учебник по древним языкам, хрестоматия по сочинениям античных классиков.

В середине XVI в. Во Франции кальвинист Матюрен Кордье ( 1478—1564 гг. ), разрабатывающий гугенотскую систему воспитания, создал Гиенчский коллеж в Бордо. Опираясь на опыт Штурма, он придал содержанию образования более практикоориентированный характер. Много внимания уделялось изучению французского языка и математики. Греческий язык почти не изучался. Латынь занимала важное место, но акцент делался на прямую разговорную практику, развитие красноречия, а не на заучивание текстов и подражание стилю. В истории становления западного и мирового образования Гиенчский коллеж, как и Страсбургская гимназия, сыграл выдающуюся роль.

Таким образом, видно, что разумное сочетание теологического и гуманистического начал эпохи Реформации и Возрождения привело к институализации образования, отвечающего насущным нуждам европейского населения и присущего зарождавшемуся капиталистическому обществу, а поэтому, именно формы школ, созданные в эту эпоху, оказались во многом устойчивыми и продолжают успешно функционировать в разных странах.

 

Реакцией на реформационные изменения явилось движение, вошедшее в историю под названием Контрреформации, представители которого пытались превратить школу в один из действенных инструментов своей политики.

Католическая реакция, будучи направлена как против реформаторских религиозных течений, так и против антропоориентированной культуры гуманистов Возрождения, стремилась поставить себе на службу новейшие достижения педагогики того времени. Это нашло яркое выражение у иезуитов, создавших особый тип школ, которые получили широкое распространение в последующие столетия и оказали значительное влияние на развитие теории и практики западного образования.

Иезуиты сумели достаточно быстро занять влиятельные позиции во многих европейских университетах. Кроме этого, они создали широкую сеть собственных учебных заведений закрытого интернатского типа – семинарий, готовивших будущих членов ордена, и светских школ. Плата за обучение была невысокой, выходцы из бедных семей от нее освобождались вовсе. Эти школы отличались чистотой и порядком, в них внимательно ухаживали за больными питомцами.

Школы иезуитов состояли из низшего и высшего отделений. Низшее отделение имело пять классов. Образование в нем основывалось на изучении латинского языка, который требовалось не просто выучить, а научиться свободно применять в диалектических диспутах и сочинении текстов, в том числе стихотворных. Говорить и писать на родном языке категорически запрещалось. Изучался древнегреческий язык.

Высшее отделение состояло из трехгодичного философского курса и для наиболее одаренных учеников четырехлетнего теологического курса.

Иезуиты широко использовали систему поощрений и наказаний, детально регламентируя применение последних. Также детально регламентировалась жизнь воспитанников, что должно было способствовать привитию им строгой дисциплины и облегчить надзор за ними. Иезуиты культивировали в школах систему слежки, доносов, манипулировали человеческими страстями. Воспитанники находились под постоянным надзором учителей, следивших за каждым их шагом и широко использовавших тайну исповеди для решения воспитательных проблем.

Особое внимание педагогика иезуитов уделяла проблеме авторитета учителей, который должен был проистекать не из их положения наставников, а из их благочестивого поведения, из их высокой образованности. Учителям предписывалось вести себя так, чтобы питомцы, с одной стороны, боялись, а с другой – искренне любили.

Иезуиты стремились придать своим питомцам внешний лоск, привить хорошие манеры, требовали соблюдать правила этикета. Большое внимание они уделяли личной гигиене, гимнастике как средству укрепления тела и здоровья.

Иезуитские школы пользовались большой популярностью. С их помощью католическая реакция боролась с реформационными идеями и гуманистическими настроениями, получавшими все большее распространение в условиях развития буржуазных отношений и накопления научного знания.

Педагогика XVII века несомненно внесла коррективы в теоретические разработки предшествующей эпохи. Это связано не только с изменением экономической обстановки в европейских странах, утверждением капиталистического уклада, ужесточением борьбы за расширение экономического пространства, вылившейся в колониальные захваты и войны по перегруппировке сил в Европе. Наиболее ярким проявлением этого явилась Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг.), основные события которой, и на то есть свои причины – разворачивались на территории политически слабой и раздробленной Германии.

Война, как это всегда бывает, имела разрушительные последствия не только в экономике, но и в политической сфере, и в области культуры, в частности – образования и общего социального уровня немцев. К. Шмидт дает следующую характеристику ее результатов: «…война отодвинула немцев относительно благосостояния, числа жителей и политического развития в сравнении с их соплеменниками в Англии на два столетия назад,… развратила нравы, искусство, образование и энергию тех, кому было дано пережить ее».

В целом можно сказать, что XVII век дает нам пример совершенно нового социально-культурного уклада, опирающегося уже не на связь со средневековьем и религиозным фанатизмом предыдущего столетия, а базирующегося на рационализме, попытках реалистического подхода ко многим, в том числе и педагогическим вопросам, и, тем не менее, связанным с недавнем временем тесными узами.

Теоретические разработки Лютера и практическая реализация его идей в форме перевода Библии на немецкий язык, написание катехизисов, создание церковных и школьных уставов и открытие его соратниками школ, пусть в большей степени – гимназического типа, нашли свое продолжение в XVII веке, прежде всего в пропаганде и документальном утверждении всеобщего обязательного образования. Окончательное оформление тезис об обязательном начальном образовании получил в программном документе 1642 г. «Schulmethodus», представляющем собой доклад герцогу Тюрингии Эрнсту Благочестивому. Его автором был талантливый педагог, ректор гимназии города Гота – Андреас Рейер.

Народное образование, являясь продуктом Реформации, к XVII веку имело уже некоторую историю. Первым ее этапом можно считать введение обучения катехизису в церквях, что было официально предписано после известной визитации приходов 1527 года. С введением института конфирмации потребовались более серьезные знания в области Священного Писания и церковных обрядов, что повлекло за собой массовое открытие народных школ, прежде всего в Германии.

Проблемой элементарных школ было обеспечение их специальной литературой. Основным учебным пособием в школах был катехизис Мартина Лютера, а также его сборник песен (церковных гимнов) и «Детская ручная книжечка Лютера», куда входили молитвы «Отче наш», «Символ веры» и заповеди. По существу книга являлась букварем XVI века, выполняя, кроме того, задачу духовно-нравственного воспитания. Тротцендорф составил для школьников сборник для чтения «Rosarium».

Дисциплина в школах была строгая. Учителя (Schulmeister) не отличались слишком хорошим поведением. Однако и в этом вопросе протестанты постарались навести порядок. Ганноверский устав (1581 г.) предписывает учителям особую форму одежды и правила поведения. Вюртембергский устав содержит требования к шульмайстеру, которые можно было бы применить и к сегодняшнему дню: он обязан «…являть юношеству пример скромной, честной, трезвой жизни, – не покидать школы в случае опасности или без побудительных причин, а напротив того, присутствовать в надлежащее время в школе и тщательно исполнять все предписанное уставом,… всеми силами способствовать пользе и благу государя и сельской школы, предупреждать и отвращать от них всякий вред и ущерб по имуществу».

 

В начале XVII века попытки реформирования школьной системы были предприняты немецким педагогом Вольфгангом Ратке (1571 – 1635 гг.). В 1612 г. он выступил на франкфуртском рейхстаге со своим программным документом «Мемориал», адресованном «высокопоставленным лицам и князьям» Германской империи.

«Мемориал» содержит три основных мысли:

1. Подобно древнееврейскому, греческому и латинскому, другие языки должны изучаться быстро как молодыми людьми, так и старыми.

2. Следует создать школы, где можно было бы изучать не только (верхне)немецкий, но и другие языки, науки и искусства.

3. Во всей империи необходимо ввести и мирными средствами поддерживать единый язык, управление и религию.

«Мемориал» Ратке, содержит явное указание на социальную значимость образования в целом и немецкоязычной школы в частности. Третий пункт программы гласит, что необходимо объединить империю под эгидой единого языка и единой религии. Своеобразным этапом процесса объединения Ратке считает «немецкую Библию доктора Лютера».

Что касается дидактической системы Ратке, то ее основными принципами были наглядность, упражнения и повторение; переход от конкретного к абстрактному. Все это имеет место и в современном образовании. Кроме того, существенным кажется тот факт, что Ратке видел в дидактике определенную социальную силу. Он думал, что с ее помощью можно решать политические проблемы.

Замыслы Ратке не получили воплощения в практике немецкого образования. Он предпринял безуспешные попытки внедрения своего плана в Веймаре, Аугсбурге, Эрфурте и других городах, добился некоторых успехов в Кётене, но из-за своего независимого характера вступил в конфликт с князем и был посажен в тюрьму. К. Шмидт относится к Ратке достаточно скептически, давая ему оценку, граничащую с жесткой иронией и даже сарказмом: «Наш реформатор весь век свой ни до чего порядком не добрался».

В своем «Учении о должности правителя» (Regentenamtslehre) Ратке провозгласил принципы организации школы, основанные на государствен­ном надзоре за школьным образованием, обязательном обучении юношей и девушек (посредством учителей – женщин). На базе его «новых педагогических методов» генеральным суперинтендентом Веймара Иоганном Кромайером (1576 – 1643 гг.) был составлен школьный устав (1619 г.), действующий без изменений до введения на территории Тюрингии «Schulmethodus» Андреаса Рейера в 1642 г.

Дидактические и этические находки Ратке были проанализированы и, с соответствующими изменениями, внедрены в учебную практику его соотечественниками. Кроме И. Кромайера, его идеи использовал Сигизмунд Эвениус (1585 – 1639 гг.) при создании в Веймаре «немецкой художественной школы» («Deutsche Kunstschule»), основанной на обучении естественным наукам и ремеслу.

Логическим завершением педагогических и институциальных исканий немецких педагогов явилась реформаторская деятельность тюрингского педагога Андреаса Рейера (1601 – 1673 гг.). После получения степени магистра в 1627 г. он работал репетитором, давал частные уроки, благодаря чему, по мнению некоторых исследователей, проникся любовью и преданностью к преподавательскому ремеслу. В 1631 г. он вошел в профессорско-препо-давательский состав философского факультета Лейпцигского университета. С 1632 г. начинается административная деятельность педагога; в должности ректора он возглавил гимназию в Шлейзинге. Именно с этого момента можно говорить об Андреасе Рейере как деятеле школьной педагогики. Уже в этот период он уделяет особое внимание не только вопросам организации учебного процесса, но и личности учителя, главными чертами характера которого являются благочестие, мужество, осознание долга, знание дидактики и воздействие личным примером.

Успешные преобразования в деле организации школьного обучения Рейера связаны с поддержкой данной социальной сферы герцогом Саксен-Гота Эрнстом Благочестивым (Ernst der Fromme, 1601 – 1675 гг.), стремившимся превратить свое небольшое герцогство в крупный торговый и культурный центр. Андреас Рейер стал одним из ряда видных деятелей, призванных герцогом в Готу для решения поставленной задачи. Именно по его поручению в 1640 г. педагог последовал туда со своей семьей с целью построить новую систему школьного образования в местной школе-гимназии, в которой смог применить не только свой учительский талант, но и новые методы преподавания, планирование обучения и др. в духе учения В. Ратке. «Schulmethodus» несомненно, заслуживает особого внимания среди прочих сочинений Рейера. Он представляет собой своеобразный доклад о необходимости обучения детей. В названии содержится основная мысль и, в конечном итоге – главное достижение педагога из Готы: введение в Германии (на тот момент – в герцогстве Саксен – Гота или Тюрингии) обязательного начального образования.

Основные моменты, присутствующие в уставе Рейера:

ü все дети в возрасте от пяти до двенадцати лет должны обучаться в школе;

ü обязательными предметами являются: христианское воспитание, чтение и письмо на немецком языке, счет и пение;

ü предметы должны изучаться в строгом порядке, смысл которого –обучение от простого к сложному;

ü по каждой дисциплине используются специальные учебники или пособия (в том числе – учебник-катехизис);

ü в ходе обучения дети подразделяются на группы, которые занимаются в отдельных комнатах (классно-урочная система);

ü занятия ведутся с понедельника по пятницу по шесть уроков каждый день, в субботу – работа со Священным Писанием, в воскресенье – коллективное посещение церкви;

ü посещение уроков отмечается в специальном журнале;

ü сигналом к началу и окончанию уроков является школьный звонок;

ü за нарушение школьной дисциплины и нежелание учиться дети наказываются, однако телесным наказаниям подвергаются в очень редких случаях;

ü по окончанию начальной школы сдается экзамен, в случае, если дети не готовы к нему, они продолжают обучение до тех пор, пока не освоят программу;

ü соблюдение указанного порядка находится под строгим надзором светских властей и специальных церковных органов – от пастора до суперинтендента герцогства.

 

 

Рейер заложил основы обучения естественным наукам (Realien) и государствоведению (Staatsbürgerkunde) в народном образовании, утверждая, что «...дети должны лучше учить о животных и растениях, о природе, геодезии, а также об управлении странами. В каждой школе он предлагал иметь небольшие коллекции минералов, растений, семян, лекарств и пряностей. Таким образом, можно сказать, что он предвосхитил основы организации тематических кабинетов в школе, используя естественный материал в качестве учебного пособия. Вместе со специальными учебниками, школьными хрестоматиями и сборниками песен он составил базу обучающих пособий в системе школьного образования, которые используются и сегодня.

Несмотря на то, что, прежде всего, новый порядок установился в конкретной школе города Гота и, если имел распространение, то в рамках области Тюрингии, данный опыт показателен с точки зрения эпохи Нового времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.