Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аварии и катастрофы на железнодорожном, воздушном и водном транспорте




Железные дороги являются ведущим видом транспорта. На долю железных дорог СНГ приходится более 50% мирового грузооборота и 25% пассажирских перевозок, (общая протяжённость железнодорожных линий составляет 11% от протяжённости мировых железнодорожных путей, в том числе в Республике Беларусь – 5,6 тыс. км.). Средняя грузонагруженность железных дорог в СНГ в 5 раз больше, чем в США, и в 8-15 раз – по сравнению с другими развитыми странами.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте является неисправность пути, подвижность состава, технических средств управления, ошибки работников, отвечающих за безопасность движения поездов и т.д. Более 40% железнодорожных аварий и катастроф происходит по вине путейских рабочих.

Среди катастроф и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в подвижном составе на перегоне или станции.

По виду подвижного состава выделяют: транспортные происшествия с пассажирскими поездами, с грузовыми поездами, одновременно с обоими поездами, крушение поездов в метрополитене.

Следствие аварий и катастроф на станциях и перегонах, являются:

- взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению пути,

вагонов, локомотивов, сооружений, зданий депо;

- пожары подвижного состава, станционных построек и других

сооружений;

- разлив или выброс в атмосферу агрессивных и ядовитых веществ;

- поражение железнодорожных работников и пассажиров огнём,

взрывами, ядовитыми жидкостями и газами;

- значительный материальный ущерб железнодорожному

хозяйству, уничтожение перевозимых грузов.

Особую опасность представляют аварийные ситуации при перевозках опасных грузов и особенно СДЯВ. Все направления Белорусской железной дороги участвуют в пропуске опасных грузов с ежемесячным вагонопотоком от 400 до 1500 вагонов. Направления наиболее интенсивного вагонопотока: Минск-Брест, Минск-Молодечно, Гомель-Калинковичи-Лунинец, Витебск-Орша-Мозырь, Витебск-Новополоцк.

Примерами таких железнодорожных ЧС могут служить аварии с утечкой серной кислоты на ст. Минск, с параксилолом на ст. Могилёв, с толуолом на ст. Жлобин.

В зависимости от численности пострадавших различают 5 категорий железнодорожных катастроф: I – до 5 человек, II – 6-15 человек, III – 16-30 человек, IV – 31-50 человек, V – более 50 человек.

В настоящее время воздушный транспорт занимает одно из ведущих мест в общей транспортной системе перевозок пассажиров и грузов. В Республике Беларусь насчитывается 7 аэропортов, которые имеют статус международных. За последние годы резко возросли объёмы перевозок, выполняемых транспортной авиацией в СНГ. За сутки самолёты перевозят в среднем 300 тыс. человек, за год – более 100 млн. пассажиров. Протяжённость воздушных трасс – более 1 млн. км.

По мере развития воздухоплавания, освоения человеком воздушного пространства возросло и число воздушных аварий и катастроф. Это объясняется многими причинами: усложнилась авиатехника, увеличились скорости воздушных судов и их грузоподъёмность, возросли психофизиологические нагрузки на экипажи, повысилась интенсивность работы аэродромного хозяйства. Современный самолёт оснащён большим количеством сложных систем управления полётом. Работа его протекает в условиях высокой плотности воздушного потока, постоянной вибрации, резких перепадов температур, значительных эксплуатационных нагрузок. Увеличились скорости полёта, взлёта и посадки.

В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, принято называть авиационными происшествиями. Они могут произойти как в воздухе, так и на земле. Авиапроисшествия подразделяются на катастрофы, аварии, поломки.

Под авиакатастрофой понимается авиапроисшествие, повлёкшее за собой гибель хотя-бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

Авиационная авария – происшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее столь значительные разрушения самолёта, что восстановительные работы невозможны и нецелесообразны.

Авиапроисшествия являются следствием так называемых особых ситуаций, снижающих уровень безопасности полёта. Они могут возникнуть из-за отказа и неисправности отдельных элементов техники, воздействия неблагоприятных внешних условий (оледенение, молния и др.), недочётов в наземном обеспечении полётов, несоблюдении правил эксплуатации и пилотирования, нарушения устойчивости и прочности самолёта.

Особые ситуации в свою очередь подразделяются на катастрофические, аварийные, опасные, а также на условия, усложняющие полёт.

При возникновении опасной ситуации требуется немедленное вмешательство экипажа, при аварийной ситуации – экстренная посадка. Катастрофическая ситуация практически неотвратимо влечёт за собой гибель людей и самолёта.

По данным международной организации (ИКАО), на регулярных авиалиниях мира с 1964 по 1979 гг. в среднем ежегодно происходило 30 катастроф, число погибших колебалось от 500 до 1000 человек и более. Сегодня ежегодно происходит 60 авиакатастроф, в 35 из которых гибнут все пассажиры и экипаж, а число жертв достигает 2000 человек.

Анализ авиакатастроф и аварий последних лет показывает, что причины, приводящие к авиапроисшествиям, можно объединить в следующие группы: ошибки человека – 50-60%; отказ техники – 15-30%, воздействие внешней среды – 10-20%, прочие (невыясненные) – 5-10%.

Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории. По элементам полёта они распределяются следующим образом: взлёт – 30%, крейсерский полёт – 18%, заход на посадку – 16%, посадка – 36%.

Как видно из приведённых данных, не менее половины авиапроисшествий случается из-за ошибок человека, в подавляющем большинстве случаев – членов экипажа.

Выживание при авиапроисшествиях – система мероприятий, направленных на сохранение жизни. Она включает в себя подготовку экипажа, организацию поиска и спасение терпящих бедствие. Особое значение имеет подготовленность экипажа к действиям в условиях нарушения герметичности кабины, пожара, сильной болтанки и др., умение пользоваться аварийно-спасательным снаряжением в целях обеспечения выживания пострадавших в различных климатогеографических условиях.

При необходимости вынужденной посадки вне аэродрома экипаж должен сообщить об этом пассажирам, попросить занять правильную позу в кресле, потребовать застегнуть привязные ремни, удалить объёмные челюстные протезы, развязать галстуки, снять обувь на высоком каблуке, а затем проконтролировать выполнение этих требований. Очень важно в таких условиях не допускать паники среди пассажиров, чему способствует спокойная и чёткая информация и слаженная работа бортпроводников.

На воздушном судне, совершившим вынужденную посадку вне аэродрома и получившем те или иные повреждения, возможно возникновение пожара (взрыва) в ближайшие 1,5-3 мин. В такой ситуации экипажу следует быстро эвакуировать пассажиров и вынести пострадавших, если таковые имеются. Для эвакуации пассажиров необходимо использовать все выходные двери и аварийные люки.

Ежесуточно в морях и океанах находится 25 тыс. судов, экипажи которых насчитывают около 1 млн. человек.

Вполне понятно, что при таком огромном количестве судов, несмотря на совершенство их конструкции и оснащении новейшими средствами судовождения, нельзя полностью избежать аварий и катастроф. Как утверждает известный исследователь моря французский врач А. Бомбар, в результате кораблекрушений ежегодно погибает около 200 тыс. человек. Кроме того, в течение года на 7-8 тыс. судов случаются серьёзные аварии, не приводящие к катастрофическим последствиям.

Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

-кораблекрушение – гибель судна или его полное конструк

тивное разрушение.

- авария – повреждение судна или его нахождение на мели не

менее 40 часов (пассажирского – 12 часов).

- аварийное происшествие.

К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлёкшие за собой человеческие жертвы. Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. К наиболее тяжёлым последствиям при авариях и катастрофах на водном транспорте можно отнести:

- взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и

экипажей судов, работников портов, пристаней, разрушению и потоплению судов, повреждению и разрушению элементов портового хозяйства;

- пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно

нефтеналивных судах, приводящие к тем же последствиям;

- разлив нефтепродуктов, образование крупных «нефтяных пятен»

на акватории и побережье, уничтожение пляжей, нанесение огромного экологического ущерба окружающей среде;

- колоссальный материальный урон морскому, речному и

промысловому флоту.

К тяжёлым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных грузов. Одна из самых больших трагедий на море произошла 6 декабря 1917 г. в порту Галифакс (Канада) в результате взрыва французского судна «Монблан», имевшего на борту тысячи тонн пикриновой кислоты, тринитротолуола, пороха и бензола. Погибли 1963 человека, около 9 тысяч получили ранения, 25 тыс. жителей города лишились крова.

За последние 20 лет вследствие роста танкерного флота резко возросло количество аварий и катастроф на нефтеналивных судах. Особенно опасны столкновения танкерных судов, вызывающие взрывы, гигантские пожары и разлив десятков и сотен тысяч тонн нефти и других нефтепродуктов.

Аварии (катастрофы) могут произойти в порту (на пристани) или при передвижении судов по реке, акватории озера или водохранилища. Так, например, 5 июня 1983 г. на Волге, вблизи Ульяновска на пассажирском теплоходе «Александр Суворов» произошла тяжёлая катастрофа с человеческими жертвами – погибло 175 человек.

Кстати, протяжённость речных судоходных путей по территории Республики Беларусь составляет 2,6 тыс. км.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.