КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V. Требования безопасности по окончании работIV. Требования безопасности в аварийных ситуациях. 4.1.При несчастном случае принять все необходимые меры по оказанию доврачебной помощи, в кратчайший срок обратиться в ближайшее медицинское учреждение и сообщить о случившемся руководству университета. 4.2.В случае отсутствия медработника укомплектовать походную аптечку группы и назначить общественного санинструктора из студентов, ответственного за хранение и использование медпрепаратов. Обязать его подробно ознакомится с приемами оказания медпомощи, набором лекарств и правилами их применения, подготовить памятку по оказанию первой медицинской помощи. 4.3. В случае чрезвычайных ситуаций (необходимость эвакуации и т.п.) разрешено движение по дороге колонны в ночное время с сопровождающими, обозначающими колонну впереди фонарем белого цвета, сзади фонарем красного цвета. 5.1.По окончании работы убедиться в исправности снаряжения и сдать на хранение. 5.2.Каждый студент персонально отвечает за сохранность доверенного ему снаряжения. Заведующий кафедрой легкой атлетики и лыжного спорта Гулидин П.К. Согласовано: Начальник бюро ОТ и ТБ Зайцев В.Н. Председатель профкома Кулиев С.И.
12.ОХРАНА ПРИРОДЫ
Взаимосвязь туризма и охраны природы. Среди сфер человеческой деятельности туризм занимает особое место в системе экологии и природопользования. Взаимосвязь туризма с природой и ее охраной необходимо рассматривать по трем главным аспектам (направлениям): - Охрана природы для туризма. Туризм не может существовать без естественной основы — природной среды, и, кроме того, предъявляет особые требования к ее состоянию, наличию специфических ресурсов. Поэтому для развития одной из наиболее доходных сфер человеческой деятельности - туризма - жизненно важна и необходима забота о чистоте природы, ее первозданной красоте. - Охрана природы с помощью туризма. Туризм как вид активной деятельности, осуществляемой в тесном контакте с природой, воспитывает у человека любовь к природе, стимулирует ее охрану. Туризм как средство международного общения, проникновения передовых культур, технологий, гуманитарных и экологических идей, философских мировоззрений является мощным инструментом экологического образования и просвещения населения, воспитания личности,, нового человека с новым мировоззрением, сориентированным на взаимосвязь «человек-природа». Туризм имеет огромный арсенал действенных средств для сохранения природы (как для общества в целом, так и для саморазвития). - Охрана природы от туризма. Как и любая человеческая деятельность, туризм воздействует на природный комплекс и является причиной ухудшения состояния природы (при чрезмерной «активности» туристской деятельности). Поэтому любой вид туристской деятельности должен осуществляться с учетом экологических требований (экологизация туристской деятельности). Охрана природы для туризма. Туризм как ни одна другая отрасль заинтересован в сохранении природы, в регулировании антропогенных воздействий на природу, в экологизации всех сфер деятельности человека, создании экологически эффективных технологий, в формировании нового экологического мировоззрения людей. Это связано с самой сутью и целью туристской деятельности - восстановлением физических, психических и интеллектуальных сил человека. Эта цель может быть достигнута, если природный комплекс будет удовлетворять ряду требований. Природно-климатическая и экологическая компоненты являются одними из главных факторов, определяющих, насколько удовлетворен турист путешествием, отдыхом. Ощущение туристом, вернувшимся из путешествия, исполненности желания, мечты, надежды (целей путешествия) через ощущение комфортности среды гостеприимства, ее безопасности и благотворного оздоравливающего воздействия не может быть достигнуто в общем случае без наличия природной и экологической компонент среды гостеприимства (комфортности, безопасности). Объекты природного комплекса, являющиеся привлекательными для туристов и способствующие их эстетическому комфорту (эстетическому наслаждению), удовлетворению эстетических потребностей: Ландшафт и его особенности: - живописные участки земли, памятники природы; - места, открывающие живописные виды (пейзажи); - красивое сочетание архитектуры зданий туркомплекса с окружающим ландшафтом; Особенности объектов побережья (речного, озерного): - берег (высокий, гористый, скалистый, прямой, ровный); - мысы; - заливы; - гавани, бухты; - берег с причудливыми и красивыми архитектурными строениями. Гидрогеографические особенности местности: - источники воды, лечебные и тепловые источники; - плотины, запруды, пруды, заводи; - живописные озера, излучины рек. Флора и фауна: - леса, лесистая местность; - долины, природные луга; - особенности местного животного мира; - природные заповедники. Естественно, что эти природные объекты должны охраняться и сохраняться для развития туризма. Удовлетворение экологических требований туриста по сохранению окружающей среды при функционировании туристских предприятий обеспечивает его экологическую безопасность и способствует экологическому и эстетическому комфорту туриста. Обеспечение безопасности туристов, гостей является первым, необходимым и обязательным условием гостеприимства. Экологическую и медицинскую безопасность туристов обеспечивают следующие меры: - контроль за экологически безопасным состоянием воздуха, воды для питья и мытья, пищи, продуктов; эффективный внешний санэпидемнадзор и гостехнадзор; внутренний контроль выполнения санэпидеммероприятий; - контроль поставщиков продуктов, недопустимость закупки и приобретения продуктов у случайных и незнакомых поставщиков; - наличие скорой медицинской помощи и средств доставки В развитых странах к настоящему времени у значительной части населения (потенциальных туристов, по крайней мере) практически сформированы экологическое сознание и стремление к здоровому образу жизни, характеризующемуся гармоничными отношениями человека с окружающей средой, воспитано ответственное отношение к окружающей среде и здоровью. И если в урбанизированной среде требования городского населения к экологии допускают (ввиду объективных проблем) некоторую лояльность, то в рекреационной среде требования отдыхающих городских жителей к экологии наиболее жесткие. Отсюда вытекает первое требование туриста к внешней среде места туристского мероприятия: оно должно проходить в экологически чистом и безопасном районе. Все факторы отрицательного воздействия на окружающую природную среду, нарушение экологических и природоохранных требований будут сознательно или подсознательно восприниматься современным цивилизованным туристом как экологический дискомфорт, и наоборот - соблюдение экологической гармонии «место стоянки-окружающая среда (природа)» будет восприниматься комфортно. В принципе, при соблюдении данного положения мы имеем дело с экотуризмом (в широком понимании этого слова). Соблюдение требований экотуризма заключается в следующем: - поддерживать экологически устойчивое развитие, социально-экономическое благополучие региона, преимущественно использовать экологически чистые природные ресурсы; - не наносить ущерба окружающей среде в процессе туристской деятельности или свести его к минимуму; - включать в программы туров (программы обслуживания туристов) элементы экологического просвещения, образования, пропаганды здорового образа жизни. Охрана природы с помощью туризма. Туризм как очень массовое движение, вбирая в себя дополнительно идеи и цели экологического движения, соприкасаясь и объединяясь с ним, может стать силой, способной повернуть вспять природоразрушительные процессы в Республике Беларусь, защитить интересы (здоровье) природы и человека. Поскольку туризм - явление интернациональное, то он способен преодолевать государственные границы «национального эгоизма» и «экологического невежества», заставлять страны с экологически необразованным населением и правительствами, отдающими предпочтение интересам экономического развития в ущерб экологическим, следовать идеям устойчивого (экологически) развития цивилизации. Природоохранная деятельность туристских организаций и туристов разнообразна по целям, формам и методам. По цели проведения можно выделить три типа природоохранных мероприятий: учебно-воспитательные, конструктивные, организационные. Цель учебно-воспитательных мероприятий состоит в массово-разъяснительной и пропагандистской работе, воспитании и обучении посредством туризма и экскурсий природоохранным знаниям, навыкам и умениям. Среди учебно-воспитательных выделяют информационные, учебные, воспитательные и пропагандистские мероприятия. Информационные мероприятия являются основой реальных природоохранных знаний. При этом важно, чтобы информация, поступающая через каналы туризма и экскурсий, способствовала эффективности всей системы экологического образования и воспитания. Учебные мероприятия в процессе туристско-экскурсионной работы дают неограниченные возможности для углубления экологического образования и воспитания, существенно дополняя традиционные учебные занятия в начальной, средней и высшей школе. Экологическое образование и воспитание немыслимы без проведения значительной экскурсионной работы и туристских походов, в которых туристы и экскурсанты не только получают визуальную информацию, но и непосредственно приобщаются к природоохранным мероприятиям. Среди учебных различают мероприятия по развитию навыков сбора информации и наблюдений за природой, углублению природоохранных знаний и приобретению природоохранных умений. Воспитательные природоохранные мероприятия включают разъяснение и внушение, рассказ и беседу, убеждение примером, поручение, поощрение, самовоспитание. По форме проведения эти мероприятия могут быть коллективные (массовые, групповые) и индивидуальные. Среди пропагандистских природоохранных мероприятий, осуществляемых в туристско-экскурсионных учреждениях и на маршрутах, принято выделять следующие формы: устные (лекционные) мероприятия - лекции, беседы, доклады, художественные вечера, устные журналы и пр.; наглядную агитацию; радиопрограммы и комплексные (смешанные) мероприятия. Конструктивные природоохранные мероприятия включают три подтипа: направленные собственно на охрану природы, на восстановление природы и на развитие ресурсной базы. Организационные природоохранные мероприятия классифицируются по группам: планирование, управление, технология, контроль, формирование актива, методика, научно-исследовательская работа. Основными формами природоохранной работы являются: беседы (вступительные, естественно-научные, природоохранные, по правовым вопросам охраны природы, на эстетические и этические темы, связанные с охраной природы); инструктаж; консультации; экскурсии (краеведческие, природоведческие, музейные); природопознавательная прогулка; практические занятия; учебно-тренировочный поход; путевая информация; встречи на походном привале; кружковые занятия; экологические игры; туристское краеведение; природоохранные ритуалы и атрибуты; создание уголков охраны природы; организация краеведческого музея; выставки; радиобеседы; демонстрация кинофильмов и видеофильмов; праздники природы и туристские праздники; концерты художественной самодеятельности; тематические вечера; вечера отдыха; интеллектуальные игры; конкурсы; массовые природоохранные кампании; трассирование и оборудование туристских троп; маркировка маршрутов; формирование учебных экологических троп; природоохранная подготовка мест размещения туристов; туристские лесопосадки; эстетическое оформление ландшафта; создание на маршрутах отвлекающих, оздоровительных, познавательных, аттрактивных объектов; повышение пожарной устойчивости леса; профилактика самовольных рубок леса и уход за лесом; забота о диких зверях; борьба со склоновой эрозией; операции «Овраг», «Муравейник», «Родник»; проведение Дня друзей леса; создание микрозаповедников; обустройство территорий пригородных туристских зон; совместная прокладка и оборудование маршрутов в национальных парках; озеленение туристских хозяйств и учреждений; разработка рациональных технологий; попутная природоохранная помощь; шефство над природными объектами; операция «Рекам - чистую воду»; контроль за подготовкой туристов; действия контрольно-спасательной службы; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований в туристских хозяйствах; контроль за эффективностью природоохранных мероприятий; конструирование и модернизация туристского снаряжения и инвентаря; финансирование природоохраняемых мероприятий; содействие созданию охраняемых природных территорий; сотрудничество с природоохранными учреждениями. Охрана природы от туризма. Туризм, как и любая сфера деятельности, способен к безоглядной и нещадной эксплуатации природных богатств. Примером этому служит этап развития туризма в конце XX в., когда туристская деятельность в ряде случаев попирала не только экологическое и гражданское право, но и морально-этические права человека. Поэтому туристская деятельность должна ограничиваться и регулироваться на государственном и межгосударственном уровнях, в том числе и в вопросах экологии. В первую очередь от туристской деятельности должны быть ограждены хотя бы места нетронутой первозданной природы и отдельные рукотворные культурно-исторические памятники, представляющие особую ценность для человечества. Для этого во всех странах выделяются определенные территории, которые объявляются особо охраняемыми. На этих участках суши или водных пространствах хозяйственная деятельность строго ограничена либо совсем запрещена. Туристская деятельность также осуществляется на этих территориях только в определенном месте, в определенное ограниченное время. Это направление туризма представляет собой одно из многочисленных разновидностей экологического туризма, природно-ориентированного туризма, который занимается организацией путешествий в относительно не тронутые человеком уголки природы с целью наблюдения, изучения растительного и животного мира, эстетического наслаждения. Наиболее распространенной формой организации охраняемых территорий является создание национальных парков по решению руководства страны или международных организаций типа ЮНЕСКО. В соответствии с этими решениями на территориях, объявленных национальными парками, не допускается хозяйственная деятельность, эксплуатация природных ресурсов, добыча полезных ископаемых, заселение территорий. Турист-ско-экскурсионная деятельность здесь разрешается лишь на ограниченных участках с целью приобщения к природе, культуре, получения эстетического наслаждения. Национальные парки создаются в местах, где экосистемы не подверглись еще существенному разрушению и не изменены в результате человеческой деятельности, где растительный и животный мир сохранился практически в первозданном виде. В мире существует несколько сотен таких парков. Кроме национальных парков есть еще несколько видов охраняемых природных территорий и объектов, где ограничивается или полностью запрещается туристско-экскурсионная деятельность. Правовое воздействие на отношения между человеческим обществом и природой осуществляется с использованием административно-правовых методов (постановления и предписания властных структур туристским предприятиям по вопросам охраны природы), а также с развитием рыночных отношений и гражданско-правовых методов (внедрение договорных начал в организацию природопользования, судебная защита прав его субъектов и т. д.).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |