Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Требования безопасности по окончании работ

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1.При несчастном случае принять все необходимые меры по оказанию дов­рачебной помощи, в кратчайший срок обратиться в ближайшее медицин­ское учреждение и сообщить о случившемся руководству университета.

4.2.В случае отсутствия медработника укомплектовать походную аптечку группы и назначить общественного санинструктора из студентов, ответ­ственного за хранение и использование медпрепаратов. Обязать его под­робно ознакомится с приемами оказания медпомощи, набором лекарств и правилами их применения, подготовить памятку по оказанию первой ме­дицинской помощи.

4.3. В случае чрезвычайных ситуаций (необходимость эвакуации и т.п.) разрешено движение по дороге колонны в ночное время с сопровождающими, обозначающими колонну впереди фонарем белого цвета, сзади фонарем красного цвета.

5.1.По окончании работы убедиться в исправности снаряжения и сдать на

хранение.

5.2.Каждый студент персонально отвечает за сохранность доверенного ему

снаряжения.


Заведующий кафедрой легкой

атлетики и лыжного спорта Гулидин П.К.

Согласовано: Начальник бюро ОТ и ТБ Зайцев В.Н.

Председатель профкома Кулиев С.И.

 

 

12.ОХРАНА ПРИРОДЫ

 

Взаимосвязь туризма и охраны природы. Среди сфер человеческой деятельности туризм занимает особое место в системе экологии и природопользования. Взаимосвязь туризма с природой и ее охраной необходимо рассматривать по трем главным аспектам (направлениям):

- Охрана природы для туризма. Туризм не может существовать без естественной основы — природной среды, и, кроме того, предъявляет особые требования к ее состоянию, наличию специфических ресурсов. Поэтому для развития одной из наиболее доходных сфер человеческой деятельности - туризма - жизненно важна и необходима забота о чистоте природы, ее первозданной красоте.

- Охрана природы с помощью туризма. Туризм как вид активной деятельности, осуществляемой в тесном контакте с природой, воспитывает у человека любовь к природе, стиму­лирует ее охрану. Туризм как средство международного обще­ния, проникновения передовых культур, технологий, гуманитарных и экологических идей, философских мировоззрений является мощным инструментом экологического образования и просвещения населения, воспитания личности,, нового челове­ка с новым мировоззрением, сориентированным на взаимосвязь «человек-природа». Туризм имеет огромный арсенал действен­ных средств для сохранения природы (как для общества в це­лом, так и для саморазвития).

- Охрана природы от туризма. Как и любая человеческая деятельность, туризм воздействует на природный комплекс и является причиной ухудшения состояния природы (при чрез­мерной «активности» туристской деятельности). Поэтому любой вид туристской деятельности должен осуществляться с учетом экологических требований (экологизация туристской деятель­ности).

Охрана природы для туризма. Туризм как ни одна другая отрасль заинтересован в сохране­нии природы, в регулировании антропогенных воздействий на природу, в экологизации всех сфер деятельности человека, соз­дании экологически эффективных технологий, в формировании нового экологического мировоззрения людей. Это связано с са­мой сутью и целью туристской деятельности - восстановлением физических, психических и интеллектуальных сил человека. Эта цель может быть достигнута, если природный комплекс будет удовлетворять ряду требований.

Природно-климатическая и экологическая компоненты яв­ляются одними из главных факторов, определяющих, насколь­ко удовлетворен турист путешествием, отдыхом. Ощущение туристом, вернувшимся из путешествия, исполненности жела­ния, мечты, надежды (целей путешествия) через ощущение комфортности среды гостеприимства, ее безопасности и бла­готворного оздоравливающего воздействия не может быть достигнуто в общем случае без наличия природной и экологи­ческой компонент среды гостеприимства (комфортности, безо­пасности).

Объекты природного комплекса, являющиеся привлека­тельными для туристов и способствующие их эстетическому комфорту (эстетическому наслаждению), удовлетворению эсте­тических потребностей:

Ландшафт и его особенности:

- живописные участки земли, памятники природы;

- места, открывающие живописные виды (пейзажи);

- красивое сочетание архитектуры зданий туркомплекса с окружающим ландшафтом;

Особенности объектов побережья (речного, озерного):

- берег (высокий, гористый, скалистый, прямой, ровный);

- мысы;

- заливы;

- гавани, бухты;

- берег с причудливыми и красивыми архитектурными строениями.

Гидрогеографические особенности местности:

- источники воды, лечебные и тепловые источники;

- плотины, запруды, пруды, заводи;

- живописные озера, излучины рек.

Флора и фауна:

- леса, лесистая местность;

- долины, природные луга;

- особенности местного животного мира;

- природные заповедники.

Естественно, что эти природные объекты должны охраняться и сохраняться для развития туризма.

Удовлетворение экологических требований туриста по со­хранению окружающей среды при функционировании турист­ских предприятий обеспечивает его экологическую безопас­ность и способствует экологическому и эстетическому комфор­ту туриста.

Обеспечение безопасности туристов, гостей является пер­вым, необходимым и обязательным условием гостеприимства. Экологическую и медицинскую безопасность туристов обес­печивают следующие меры:

- контроль за экологически безопасным состоянием воздуха, воды для питья и мытья, пищи, продуктов; эффективный внеш­ний санэпидемнадзор и гостехнадзор; внутренний контроль вы­полнения санэпидеммероприятий;

- контроль поставщиков продуктов, недопустимость закупки и приобретения продуктов у случайных и незнакомых поставщиков;

- наличие скорой медицинской помощи и средств доставки
в пункты оказания стационарной медицинской помощи.

В развитых странах к настоящему времени у значительной части населения (потенциальных туристов, по крайней мере) практически сформированы экологическое сознание и стремле­ние к здоровому образу жизни, характеризующемуся гармонич­ными отношениями человека с окружающей средой, воспитано ответственное отношение к окружающей среде и здоровью. И если в урбанизированной среде требования городского насе­ления к экологии допускают (ввиду объективных проблем) не­которую лояльность, то в рекреационной среде требования от­дыхающих городских жителей к экологии наиболее жесткие.

Отсюда вытекает первое требование туриста к внешней среде места туристского мероприятия: оно должно проходить в эколо­гически чистом и безопасном районе.

Все факторы отрицательного воздействия на окружающую природную среду, нарушение экологических и природоохранных требований будут сознательно или подсоз­нательно восприниматься современным цивилизованным тури­стом как экологический дискомфорт, и наоборот - соблюдение экологической гармонии «место стоянки-окружающая среда (природа)» будет восприниматься комфортно.

В принципе, при соблюдении данного положения мы имеем дело с экотуризмом (в широком понимании этого сло­ва). Соблюдение требований экотуризма заключается в сле­дующем:

- поддерживать экологически устойчивое развитие, социально-экономическое благополучие региона, преимущественно использовать экологически чистые при­родные ресурсы;

- не наносить ущерба окружающей среде в процессе турист­ской деятельности или свести его к минимуму;

- включать в программы туров (программы обслуживания туристов) элементы экологического просвещения, образования, пропаганды здорового образа жизни.

Охрана природы с помощью туризма. Туризм как очень массовое движение, вбирая в себя допол­нительно идеи и цели экологического движения, соприкасаясь и объединяясь с ним, может стать силой, способной повернуть вспять природоразрушительные процессы в Республике Беларусь, защитить интересы (здоровье) природы и человека.

Поскольку туризм - явление интернациональное, то он спо­собен преодолевать государственные границы «национального эгоизма» и «экологического невежества», заставлять страны с экологически необразованным населением и правительствами, отдающими предпочтение интересам экономического развития в ущерб экологическим, следовать идеям устойчивого (экологи­чески) развития цивилизации.

Природоохранная деятельность туристских организаций и туристов разнообразна по целям, формам и методам.

По цели проведения можно выделить три типа природо­охранных мероприятий: учебно-воспитательные, конструктив­ные, организационные.

Цель учебно-воспитательных мероприятий состоит в мас­сово-разъяснительной и пропагандистской работе, воспитании и обучении посредством туризма и экскурсий природоохранным знаниям, навыкам и умениям. Среди учебно-воспитательных выделяют информационные, учебные, воспитательные и пропа­гандистские мероприятия.

Информационные мероприятия являются основой реальных природоохранных знаний. При этом важно, чтобы информация, поступающая через каналы туризма и экскурсий, способствова­ла эффективности всей системы экологического образования и воспитания.

Учебные мероприятия в процессе туристско-экскурсионной работы дают неограниченные возможности для углубления эко­логического образования и воспитания, существенно дополняя традиционные учебные занятия в начальной, средней и высшей школе. Экологическое образование и воспитание немыслимы без проведения значительной экскурсионной работы и турист­ских походов, в которых туристы и экскурсанты не только по­лучают визуальную информацию, но и непосредственно приоб­щаются к природоохранным мероприятиям. Среди учебных различают мероприятия по развитию навыков сбора информа­ции и наблюдений за природой, углублению природоохранных знаний и приобретению природоохранных умений.

Воспитательные природоохранные мероприятия включают разъяснение и внушение, рассказ и беседу, убеждение приме­ром, поручение, поощрение, самовоспитание. По форме прове­дения эти мероприятия могут быть коллективные (массовые, групповые) и индивидуальные.

Среди пропагандистских природоохранных мероприятий, осуществляемых в туристско-экскурсионных учреждениях и на маршрутах, принято выделять следующие формы: устные (лек­ционные) мероприятия - лекции, беседы, доклады, художест­венные вечера, устные журналы и пр.; наглядную агитацию; радиопрограммы и комплексные (смешанные) мероприятия.

Конструктивные природоохранные мероприятия включа­ют три подтипа: направленные собственно на охрану природы, на восстановление природы и на развитие ресурсной базы.

Организационные природоохранные мероприятия класси­фицируются по группам: планирование, управление, техноло­гия, контроль, формирование актива, мето­дика, научно-исследовательская работа.

Основными формами природоохранной работы являются: беседы (вступительные, естественно-научные, природоохран­ные, по правовым вопросам охраны природы, на эстетические и этические темы, связанные с охраной природы); инструктаж; консультации; экскурсии (краеведческие, природоведческие, музейные); природопознавательная прогулка; практические за­нятия; учебно-тренировочный поход; путевая информация; встречи на походном привале; кружковые занятия; экологиче­ские игры; туристское краеведение; природоохранные ритуалы и атрибуты; создание уголков охраны природы; организация краеведческого музея; выставки; радиобеседы; демонстрация кинофильмов и видеофильмов; праздники природы и турист­ские праздники; концерты художественной самодеятельности; тематические вечера; вечера отдыха; интеллектуальные игры; конкурсы; массовые природоохранные кампании; трассирование и оборудование туристских троп; маркировка маршрутов; фор­мирование учебных экологических троп; природоохранная подготовка мест размещения туристов; туристские лесопосадки; эстетическое оформление ландшафта; создание на маршрутах отвлекающих, оздоровительных, познавательных, аттрактивных объектов; повышение пожарной устойчивости леса; профилак­тика самовольных рубок леса и уход за лесом; забота о диких зверях; борьба со склоновой эрозией; операции «Овраг», «Му­равейник», «Родник»; проведение Дня друзей леса; создание микрозаповедников; обустройство территорий пригородных туристских зон; совместная прокладка и оборудование маршру­тов в национальных парках; озеленение туристских хозяйств и учреждений; разработка рациональных технологий; попутная природоохранная помощь; шефство над природными объекта­ми; операция «Рекам - чистую воду»; контроль за подготовкой туристов; действия контрольно-спасательной службы; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований в турист­ских хозяйствах; контроль за эффективностью природоохран­ных мероприятий; конструирование и модернизация туристско­го снаряжения и инвентаря; финансирование природоохраняемых мероприятий; содействие созданию охраняемых природных территорий; сотрудничество с природоохранными учреждения­ми.

Охрана природы от туризма. Туризм, как и любая сфера деятельности, спо­собен к безоглядной и нещадной эксплуатации природных бо­гатств. Примером этому служит этап развития туризма в конце XX в., когда туристская деятельность в ряде случаев попирала не только экологическое и гражданское право, но и морально-этические права человека. Поэтому туристская деятельность должна ограничиваться и регулироваться на го­сударственном и межгосударственном уровнях, в том числе и в вопросах экологии.

В первую очередь от туристской деятельности должны быть ограждены хотя бы места нетронутой первозданной природы и отдельные рукотворные культурно-исторические памятники, представляющие особую ценность для человечества. Для этого во всех странах выделяются определенные территории, которые объявляются особо охраняемыми. На этих участках суши или водных пространствах хозяйственная деятельность строго огра­ничена либо совсем запрещена. Туристская деятельность также осуществляется на этих территориях только в определенном месте, в определенное ограниченное время. Это направление туризма представляет собой одно из многочисленных разновид­ностей экологического туризма, природно-ориентированного туризма, который занимается организацией путешествий в от­носительно не тронутые человеком уголки природы с целью наблюдения, изучения растительного и животного мира, эстети­ческого наслаждения.

Наиболее распространенной формой организации охраняе­мых территорий является создание национальных парков по решению руководства страны или международных организаций типа ЮНЕСКО. В соответствии с этими решениями на террито­риях, объявленных национальными парками, не допускается хозяйственная деятельность, эксплуатация природных ресурсов, добыча полезных ископаемых, заселение территорий. Турист-ско-экскурсионная деятельность здесь разрешается лишь на ограниченных участках с целью приобщения к природе, культу­ре, получения эстетического наслаждения.

Национальные парки создаются в местах, где экосистемы не подверглись еще существенному разрушению и не измене­ны в результате человеческой деятельности, где растительный и животный мир сохранился практически в первозданном виде. В мире существует несколько сотен таких парков. Кроме нацио­нальных парков есть еще несколько видов охраняемых природ­ных территорий и объектов, где ограничивается или полностью запрещается туристско-экскурсионная деятельность.

Правовое воздействие на отношения между человеческим обществом и природой осуществляется с использованием адми­нистративно-правовых методов (постановления и предписания властных структур туристским предприятиям по вопросам ох­раны природы), а также с развитием рыночных отношений и гражданско-правовых методов (внедрение договорных начал в организацию природопользования, судебная защита прав его субъектов и т. д.).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ш. Требования безопасности при прохождении учебной практики в туристском походе | ТЕМА 5. Тепловые свойства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.