Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О теории контрактов




Основные понятия контрактного права

Privacy - причастность. Данное понятие используется в виде “with privacy” и “without privacy”, что означает “с ведома собственника” и “без ведома собственника”. Это центральный элемент контрактного права, устанавливающий, что ты имеешь право действовать либо только по согласованию с другой стороной, либо автономно.

Formation of contract - составление контракта.

Contract content – содержание контракта.

Misinterpretation of contract – искажение контракта. Фактически это нарушение формальных условий контракта.

Capacity - объем полномочий каждой стороны. Это понятие тесно связано с понятием “privacy”. У каждой стороны есть определенный объем полномочий в рамках контракта. Например, в employment contract объем полномочий представителя нанимателя: отдавать распоряжения рабочим в рамках 8-часового рабочего дня и установленного набора функций, которые эти рабочие должны выполнять. А объем полномочий рабочего: не делать ничего свыше записанного в контракте. Другой пример. Объем полномочий стороны, которая взяла в лизинг комбайн, ограничивается тем, что она может его использовать, но не может продать.

С нарушением контракта (misinterpretation of contract) связано понятие “illegality” – “ незаконность или нелегальность”. Ваши действия будут признаны нелегальными и в том случае, если вы превышаете объем своих полномочий (capacity). Наряду с понятием “illegality” есть понятие “mistake” - “ошибка”. Illegality есть сознательное нарушение закона или контракта. Mistake есть несознательное нарушение закона или контракта.

Контракт не обязательно должен быть записан. Существует множество стандартных контрактов, которые заключаются при свидетелях передачи того или иного продукта на основании расписок или заказов. При этом есть бланк заказа, есть платежное поручение, а никакого контракта нет.

 

В юридической науке существует две основных точки зрения на природу контрактов.

1. Will theory . Will theory предполагает, что контрактное право есть набор правил, упрощающих для индивидов возможность вступать в сделки по собственному выбору и на собственных условиях. Согласно will theory, первично желание двух индивидов заключить между собой сделку, их воля выше закона.

2. Promise theory”. Promise theory фокусируется на обязательствах (обещаниях) участников сделки. Люди не накладывают на себя обязательств, которые не существовали ранее, т.е. не создают новых обязательств. Данный подход предполагает, что законодательство первично и что мы не можем выходить за его рамки при заключении контрактов.

 

3. Понятие совершенного (полного) контракта и причины неполноты реальных контрактов

Совершенный (исчерпывающий, полный) контракт – это идеально разработанный, всеобъемлющий контракт, определяющий, что надлежит делать каждой из сторон при всех возможных обстоятельствах, включая случаи невыполнения контракта, и являющийся оптимальным вариантом для каждой из сторон контракта. Это контракт в мире совершенной (полной) информации, где, если вспомнить начала микроэкономики, не бывает продолжительных трансакций, где все можно сделать одномоментно. Т.е. во всех случаях (кроме тех, что связаны с процессами, продолжительными чисто технологически) контракты будут выполнены одномоментно, ибо полностью совпадают с физическим перемещением объектов.

Условия:

§ абсолютную рациональность (absolute rationality);

§ полную информацию (perfect information);

§ абсолютные вычислительные способности (instant calculation), в том числе прогностические способности

Свойства:

§ Complete contract должен определить распределение издержек и результатов в каждом из возможного множества случаев. Иными словами, полным контрактом определяются издержки, с которыми связана деятельность агентов в каждом из случаев, и та выгода, которая обусловлена их деятельностью.

§ При этом complete contract должен предусмотреть абсолютно все случаи несоблюдения одной из сторон тех или иных условий контракта и соответствующие этому штрафные санкции.

§ У сторон должно отсутствовать желание в дальнейшем пересматривать условия контракта.

§ Контракт – добровольный, он реализуется без принуждения и основывается на принципах взаимной выгоды.

Указанная абстракция не может быть написана по целому ряду причин::

1. Ограниченная рациональность сторон

2. Непредвиденные обстоятельства и невозможность точного прогнозирования. А поскольку контракт невозможно прописать полностью, в нем всегда возникают "contract holes" ("контрактные дыры").

3. Асимметрия информации

4. Неточность языка

5. Несовершенство выполнения обещаний

6. Конфликт интересов сторон

7. Высокие альтернативные издержки расчётов и заключения контрактов, например, при учёте таких обстоятельств, которые маловероятны и нет опыта действий, который мог бы служить ориентиром для подобных случаев.

Недоопределенность контрактов есть их имманентное свойство.

4. Проблемы реализации неполных контрактов

Неполнота контрактов проявляется в том, что стороны неспособны договориться об условиях обмена с таким расчётом, чтобы не допустить размывания выигрыша, по крайней мере, одной из сторон. Причина – положительная величина трансакционных издержек. Например, неудача 70-летнего советского эксперимента построения социализма в отдельно взятой части света связана в значительной степени с недоопределенностью контрактных отношений в экономике, недоопределенностью обязательств граждан. Когда контракты являются неполными, механизм согласования различных интересов индивидов оказывается несовершенным. В рамках неполного контракта поведение всех сторон не может быть адекватно проконтролировано и может привести к неэффективному ограничению степени возможного сотрудничества или помешать достижению соглашения в целом.

 

Какого рода проблемы возникают в реальном мире?

1. Проблема невыполнения условий контракта нарушает механизм влияния поведения одной стороны на ожидания и поведение другой. Она может проявляться в том, что действия, которые необходимо предпринимать в различных ситуациях либо не определены, либо могут быть по-разному интерпретированы. В последнем случае сторона может обмануть ожидания другой стороны, формально выполняя условия контракта.

2. Проблема пересмотра контрактов ex post заключается в том, что стороны во время подготовки первоначального контракта, зная о возможности его пересмотра при изменении внешних условий, не смогут составить контракт таким образом, чтобы он обеспечивал желаемое поведение контрагентов. Например, для стимуляции менеджеров фирмы часто продают им опционы на право покупки акций фирмы в будущем по заранее оговорённой цене. Это создаёт стимул повышать цены акций сверх предусмотренной опционом цены. Однако если под влиянием неблагоприятной конъюнктуры цены акций упадут, опционы теряют ценность и имеет смысл использовать новые опционы по более низкой цене. Менеджеры, зная об этом, будут меньше беспокоиться о падении цены акций, чем было бы, если бы возможности изменения условий контракта не существовало.

3. В реальном мире имеет место не абсолютная, а ограниченная рациональность. Люди выбирают определенные стратегии и им следуют, пока те приносят позитивные результаты. Общество всегда стремится следовать определенным моделям, наследовать определенные институты и действовать в их рамках рационально.

4. В реальном мире имеет место неполнота информации, обусловленная ее дороговизной. А с неполнотой информации связаны такие явления, как оппортунистическое поведение, моральный риск и неблагоприятный отбор. Стороны должны нести дополнительные издержки измерения для обеспечения лучшей информированности, получения фоновой и целевой информации.

5. ПРОБЛЕМА ИНВЕСТИЦИЙ В СПЕЦИФИЧЕСКИЕ АКТИВЫ И СПЕЦИФИЧНОСТИ АКТИВОВ. Уровень специфичности актива определяется той долей ценности, которую актив теряет в результате его лучшего альтернативного использования. Частный случай, «коспециализированные (или связанные) активы» – это парные специализированные активы, специфичность которых задается их связанностью друг с другом. Например, это - железная дорога и рудник (или завод), продукцию которого она вывозит; доменное и мартеновское производство. При осуществлении этих инвестиций создаётся проблема, заключающаяся в том, что эффект от инвестиций зависит от поведения владельца другого актива, имеющего собственные эгоистические интересы. Создаётся возможность оппортунизма.

6. Hold-up Problem. Проблема вымогательства – это пример постконтрактного оппортунизма, появляющегося в условиях неполноты информации и специфичности актива, в которую одна из сторон делает инвестиции. В этом случае её могут вынудить к принятию невыгодных условий для неё или инвестиции будут обесценены действиями других сторон. Например, если Уралмашзавод продал якутскому разрезу свой шагающий экскаватор, который стоит от 2 до 5 млн. $. Это сложнейший агрегат, который нужно постоянно сопровождать, обслуживать. И если директор разреза попросит директора Уралмашзавода К. Бендукидзе подождать полгода с оплатой, последний явно пойдет ему навстречу. Бендукидзе важно, что разрез купил экскаватор именно у него и, глядишь, через два года еще купит, а он этот экскаватор будет обслуживать. Инвестиции сделаны в том числе на уровне человеческого капитала. Уралмашзавод, выпускающий экскаваторы, адаптировал к потребностям заказчика прежде всего своих работников, которые этот экскаватор для него проектировали и обслуживают. То же относится и к работникам якутского разреза, которые привыкли работать с инженерами именно Уралмашзавода. Но поскольку затраты на человеческий капитал составляют в настоящее время порядка 40 – 50% затрат, это практически определяет позицию партнеров в данной ситуации. Основные методы борьбы:

a. Фирма, которой нужны специфические активы, сама делает в них инвестиции, т.е. возникновение вертикальной интеграции.

b. Реляционные контракты – долгосрочные контракты, в которых стороны связаны отношениями, разорвать которые партнёрам невыгодно

c. Репутация как эффективный способ предупреждения постконтрактного оппортунизма в целом и вымогательства в частности. Стимулы, побуждающие стремиться к созданию и поодержанию репутации усиливаются с увеличением частоты сделок, расширением сферы их совершения и увеличением прибыльности

7. При увеличении числа сторон появляются также проблемы безбилетника и ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ КОНТРАКТА (ТЕОРИЯ ОЧЕРЕДИ) т. е. метод установления прав собственности на определенный товар посредством ожиданий и по принципу: «первый пришел – первый получил».

5. Неблагоприятный отбор

Неблагоприятный отбор обычно определяют как вид предконтрактного оппортунизма, который проявляется при наличии асимметрии информации и заключается в том, что более информированные агенты, стремясь максимизировать своё благосостояние, совершают действия, которые негативным образом сказываются на благосостоянии остальных участников взаимодействия. Основное замечание: оппортунизм предполагает осознанное желание выиграть за счет своего контрагента, а принцип неблагоприятного отбора характеризует стихийный оппортунизм.

Информационное преимущество может касаться собственных характеристик агента (на рынке труда) или любой переменной описывающей контрактные взаимоотношения (жильцы нанимают ремонтника, который больше знает о специфике работы, стоимости материалов …).

Принципалу неизвестны либо характеристики товара или услуги, которой он собирается приобрести, либо тип агента, с которым он собирается заключить контракт. Например, в модели Акерлофа на рынке подержанных автомобилей покупателю неизвестно качество конкретной машины. Цены определяются средним качеством автомашин, представленных на рынке. При постоянной цене, продавцу становится невыгодно продавать качественные машины. Среднее качество машин, и, в конечном счёте, цена постепенно падает до нуля, и рынок исчезает. Рыночные механизмы спроса и предложения работают неэффективно. Когда в качестве условия сделки выдвигается минимальный набор измеряемых параметров, полученная в результате выборка чаще всего будет хуже ожидаемой. Она не будет средней, она сместится в сторону худшего набора параметров, которые не учитывались примененной классификацией.

В общем случае принципал предлагает набор контрактов различным типам более информированных агентов, которые выберут один и тот же контракт, максимизирующий их полезность. Прибыль принципала уменьшится.

Примеры:

(2) Рынок труда. Если ваша фирма решит брать на работу только выпускников ВШЭ и МГУ, она закономерно получит худшую их часть. Ведь другие фирмы будут выбирать сотрудников по другим качественным параметрам (производительность труда, предыдущий опыт работы и т.д.), а на долю вашей фирмы останутся люди, отвергнутые ими по этим параметрам, - вы же ограничили ваш отбор лишь одним или двумя параметрами! Человек знает о себе гораздо больше, чем его наниматель. Например, он знает, что у него диплом об окончании экономического факультета МГУ, но он также знает, что последние 10 лет наукой не занимался. Это ситуация оппортунизма, который О. Уильямсон определяет как “преследование личного интереса с использованием коварства”, когда ты, занимая позицию индивидуалиста, при отсутствии контроля за собой используешь прорехи в тексте контракта для достижения своих целей за счет своего контрагента.

(3) Кредитный рынок. Фирма при получении кредита располагает большей информации о реальном финансовом положении, нежели банк. Предположим, при выдаче кредитов банк оценивает формальные критерии платежеспособности клиента, например, отношение дебиторской и кредиторской задолженности. Фирма предпочтёт скрыть информацию о том, например, что вероятность получить дебиторскую задолженность по балансу – нулевая, хотя формальные критерии соблюдены. Банк получит самых безнадёжных клиентов, по сравнению с тем, который просматривает кредитную историю, и другие качественные показатели.

(4) Товарный рынок. Модель Акерлофа см. выше

Методы борьбы:

(1) Сигналы: Информированный агент подаёт принципалу информацию о своём типе. Например, гарантии – на товарных рынках, красный диплом – на рынке труда, страховка – на кредитном. Работник получает образование не только для увеличения производительности труда, но и чтобы продемонстрировать свои способности.

(2) Фильтрация: применение контрактов, в которых выбор агента является сигналом о его типе. Например, билеты на самолёт в эконом-класс покупают менее состоятельные, в бизнес-класс - более. Неинформированные игроки сами тратят свои ресурсы на разработку критериев отбора. На рынке труда, предлагая оплату по результатам работы для части вакансий и фиксированные оклады для другой части, работодатель получает, что более производительные предпочтут оплату по результатам, остальные – фиксированную оплату.

(3) Рационирование: неинформированная сторона выдвигает ряд требований, напрямую не связанных с предметом контракта, например, на рынке труда работодатель требует от работника прохождение психологического теста, на рынке услуг face control и dress code при входе в клуб, на кредитном рынке – заполнение анкеты, где прописывается всё, включая судимости бабушки директора фирмы, или банк оставляет за собой право адаптировать условия предоставления кредитов в процессе переговоров в зависимости от того, насколько клиент окажется открытым и допустит банк к информации, с которой последний посчитает нужным ознакомиться, как то: состояние производственных запасов клиента, возможная его задолженность (не грозит ли ему арест имущества), ситуация на рынках, где предполагается использовать данный кредит, и т.д.

(4) Прописать полный контракт, т.е. контракт, который предусматривает все ситуации, способные возникнуть. В торговле недвижимостью, скажем, очень распространены контракты, где делается попытка описать все возможные недостатки, которые у дома могут появиться, и соответствующие виды компенсации ущерба покупателю, нанесенного продавцом.

(5) Можно прибегнуть к третейскому суду или к третьей стороне в качестве арбитражной инстанции.

 

 

6. Моральный риск

Очень часто серьезные проблемы, возникающие на этапе реализа­ции контрактов, обусловлены тем, что стороны, которые заключили контракт, не обладают достаточным объемом информации о действиях друг друга или информация, которой обладает одна сторона, недоступна остальным участникам контрактного взаимодействия.

Когда агент обладает большей информацией, относящейся к важным аспектам взаимодействия, чем принципал, эта информация может быть выявлена прямым путем в том и только в том случае, если это отвечает интересам агента. Если же агент пытается извлечь выгоду из частного обладания информацией, то проблема принципала заключается в поиске способа уменьшения данного информационного неравенства и его последствий, что подразумевает сдвиг из состояния эффективного равновесия. Таким образом, асимметрия информации между различными участниками рыночных взаимоотношений ведет к модификации рыночного равновесия, которое, в результате, может стать менее эффективным, а иногда и вообще нарушиться.

Несоответствие стимулов агента целям принципала в сочетании с асимметрией информации, свойственной контрактным отношениям, при­водит к возникновению постконтрактного оппортунизма (так называемого морального риска): наличие издержек контроля за поведением агента создает у него стимулы к максимизации собственной полезности в ущерб целям принципала. Иными словами, агент сосредотачивается лишь на тех аспектах деятельности, которые формально прописаны в контракте, не чувствуя себя скованным какими-либо моральными рамками.

Возможным решением проблемы «принципал — агент» является приведение целей наемного работника (агента) в соответствие с целями нанимателя (принципала). Агента нельзя заставить усердно трудиться при отсутствии контроля, он должен сам этого захотеть. А для этого нужно составить контракт так, чтобы он стимулировал агента хорошо работать, чтобы отлынивать от работы ему было просто невыгодно. Рассмотрению подобного рода контрактов и посвящена эта глава.

Моральный риск часто проявляется в реальных ситуациях. Агент симулирует кипучую деятельность на рабочем месте — он знает, что практически невозможно проверить, думает ли он о решении проблем фирмы или о будущем отпуске. Спортсмен принимает стимулирующие средства, чтобы добиться лучших результатов, — он надеется остаться неразоблаченным. Безработный, получающий пособие, может ложно утверждать, что не способен найти работу (которая лишит его посо­бия) — его заявление практически невозможно проверить. Автомеха­ник, пользуясь невежеством нанявшего его владельца машины, снижает качество своих услуг. Аналогичным примерам несть числа.

В терминах экономической теории можно сказать, что моральный риск возникает тогда, когда действия агента не наблюдаемы, или когда агент получает некоторую частную информацию после заключения контракта. Информационная асимметрия основывается на том, что после подписания контракта и вступления в силу набора контрактных обязательств принципал не может ни наблюдать, ни контролировать post factum действия агента. Пользуясь асимметрией информации, агент способен уклоняться от выполнения контрактных обязательств — он экономит на издержках их соблюдения и за счет этого увеличивает свое благосостояние. Поскольку осуществление полного контроля за агентом со стороны принципала в реальной ситуации практически невозможно, проблема морального риска свойственна подавляющему большинству контрактных взаимоотношений.

 

МОДЕЛЬ

Проявления морального риска достаточно разнообразны, но их можно условно классифицировать по типу асимметрии информации, которая и является причиной его возникновения. Таких типов можно выделить два.

/. Асимметрия информации, внутренняя по отношению к данному контракту. В этом случае информация между двумя сторонами контракта распределена неравномерно: одна сторона знает больше другой. Например, менеджер знает больше о вверенных ему акциях, чем акционер — владелец этих акций.

2. Асимметрия информации, внешняя по отношению к данному контракту. В этом случае обе стороны контракта обладают симметрич­ной информацией, но ее доведение до внешней стороны (скажем, заказ­чика) сопряжено с запретительно-высокими издержками. Например, рабочий коллектив по заданию заказчика разрабатывает некий проект, и каждый член коллектива прекрасно осведомлен о трудовом вкладе всех прочих. Однако издержки осознания заказчиком истинного вклада каждою могут быть крайне высокими — ведь каждый член коллектива постарается убедить заказчика в том, что именно он сделал большую часть работы.

Первый тип асимметрии информации ведет к возникновению морального риска со скрытыми действиями и морального риска со скрытой информацией.

Второй тип асимметрии информации способствует возникновению морального риска в коллективе.

 

Моральный риск со скрытыми действиями

Классический способ моделирования подобных ситуаций основан на предположении, что уровень усилий агента, осуществляемых после заключения контракта, не наблюдаем. Но тогда эту переменную нельзя прописать в контракте. И, следовательно, оплата агента за выполняемую согласно контракту работу не может зависеть от уровня прикладывае­мых им усилий, а точнее, усилий, оговоренных в контракте.

Моральный риск со скрытыми действиями возникает в игре, последовательность событий в которой такова (см. рис. 2.1):

1. Принципал составляет набор контрактов и предлагает его агенту.

2. Агент решает, принять ли ему какой-либо из этих контрактов, или отвергнуть их все.

3. Если агент выбрал контракт, он совершает предписанные этим кон­трактом действия, интенсивность которых не наблюдаема принципалом.

4. Пассивный игрок определяет состояние природы.

5. На основании хода агента и реализовавшегося состояния природы определяется результат работы агента.

6. По результату работы агента определяются выигрыши (вознаграж­дение агента и прибыль принципала).

Возникновение морального риска обусловлено следующими фак­торами.

Во-первых, у сторон, заключающих контракт, должна быть основа для взаимовыгодного обмена, т.е. некая выгода, которая реализуется лишь тогда, когда стороны заключат контракт. В принципе, это очевидное условие для заключения любого контракта.

Во-вторых, у сторон, заключающих контракт, должны быть различ­ные цели. При конгруэнтности целей для морального риска нет места — ведь в этом случае, если одна сторона заботится о собственных интере­сах, то она тем самым реализует интересы и противоположной стороны; если она, преследуя личную выгоду, пусть даже с использованием коварства, максимизирует свою прибыль, то тем самым она максими­зирует прибыль и другой стороны.

 

 

Моральный риск со скрытой информацией

Предположим, что состояние природы становится известным агенту еще до выбора им оптимального объема усилий, но остается неизвестным принципалу. В этой модели так же, как и в модели морального риска со скрытыми действиями, принципал не может определить, является ли благоприятное (неблагоприятное) состояние дел следствием усердной работы (отлынивания) агента или иных факторов. Взаимодействие, о ко­тором идет речь, может быть представлено деревом игры (см. рис. 2.2).

В-третьих, мониторинг за выполнением агентом контрактных обязательств должен быть затруднен.

В-четвертых, агент не должен нести полную ответственность за свои действия или решения.

Проиллюстрируем эти факторы на примере взаимоотношений менеджера и собственника (акционера).

1) У менеджера и акционера, несомненно, есть основа для взаимо­выгодного обмена, потому что менеджер компетентнее владельца акций.

2) У них есть и различие в целях. Во-первых, они максимизируют свои цели на разных рынках — акционер заинтересован в максимизации стоимости своих акций на финансовом рынке, а менеджер прежде всего стремится максимизировать свой заработок на рынке труда. Во-вторых, у них различный временной горизонт целей. Менеджер пытается максимизировать краткосрочную прибыль, ибо акционер ему платит, ориентируясь на какие-то краткосрочные достижения. В то же время решения, эффективные в краткосрочной перспективе, могут идти вразрез с решениями, которые были бы эффективны в долгосрочной перспективе, в чем заинтересован акционер. В-третьих, в функцию полезности менеджера усилия входят с отрицательным знаком (чем больше усилия менеджера, тем меньше его полезность).

3) Мониторинг выполнения обязательств менеджером для акцио­нера сложен, ибо акционер может наблюдать лишь конечное состояние дел, а оно реализуется не только как функция усилия менеджера, но и как функция некоего «шума» (скажем, общего состояния дел на фондовом рынке), который акционер наблюдать не может.

4) Менеджер не несет полной ответственности за свои действия, поскольку существует ограничение банкротства. Это значит, что в худ­шем случае менеджер может получить нулевую (но не отрицательную!) заработную плату. Даже если он решит вложить средства компании в какое-нибудь рисковое предприятие, вследствие чего ее прибыли станут отрицательными, всех издержек своего решения он нести не будет — он лишится только своей зарплаты.

 

Моральный риск на товарном рынке

Здесь моральный риск может проявляться прежде всего со стороны продавца, который стремится к сокрытию реальных характеристик реализуемого им товара. Например, приобретая некий товар, имеющий определенный набор характеристик, покупатель ориентируется на первые k из них (скажем, на цену, качество, цвет и внешний вид). Однако когда контракт заключен, у продавца возникает стимул поставить покупателю такой товар, который обладал бы этими первыми k характеристиками, но остальные его характеристики были бы самыми дешевыми, с точки зрения продавца. Таким образом, продавец de jure выполняет контракт, a de facto извлекает из него личную выгоду в ущерб покупателю, пользуясь его некомпетентностью.

Моральный риск на рынке товаров может проявляться и со стороны покупателя. Например, это намеренная порча купленного товара с целью получения обратно уплаченных за него денег, что практикуется совсем не редко.

 

Моральный риск на рынке труда

На этом рынке можно наблюдать, пожалуй, самые интересные проявления морального риска, потому что здесь главную роль играет человеческий фактор. По заключении контракта у наемного работника возникают стимулы действовать так, чтобы максимизировать свою полезность, не заботясь при этом о полезности нанимателя. Работник исходит из того, что, во-первых, наниматель некомпетентен; во-вторых, у него ограничены возможности мониторинга; в-третьих, сам работник при необходимости всегда может сослаться на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, помешавшую ему справиться с поставленной задачей. Типичным примером являются отношения менеджера и

собственника (акционера). Они заключают контракт, согласно которому менеджер должен распоряжаться акциями собственника. Акционер плохо осведомлен о том, как это делается, и, кроме того, ему очень сложно проверить, что именно делает менеджер. Такая ситуация способствует целому ряду проявлений морального риске.

 

Моральный риск на рынке кредитов

После заключения контракта у заемщика возникают стимулы совершать более рисковые действия по сравнению с теми, которые он собирался предпринять ранее, дабы иметь возможность вернуть сумму, взятую на определенных условиях при некой фиксированной процент­ной ставке. Если он в большей степени, нежели банкир, приемлет риск, то ему имеет смысл увеличить риск своих операций таким образом, чтобы максимизировать ожидаемую доходность. Даже если ситуация сложится неблагоприятно, для него потери будут не столь ощутимы, сколь для банкира.

С моральным риском на рынке кредитов связана еще одна проб­лема — проблема мягкого бюджетного ограничения. Представим себе ситуацию, когда предприятие берет кредит в банке на определенный срок, а по его истечении сообщает, что вернуть кредит в настоящий момент не может, зато, если дать ему дополнительный кредит и подождать еще некоторое время, оба кредита окупятся с лихвой. Если это сообщение соответствует действительности, банку выгоднее осуществить дополнительное финансирование. В противном случае он вообще ничего не получит. Менеджеры ход рассуждений кредиторов понимают и поэтому чувствуют себя достаточно свободно: финансовая дисциплина, связанная с необходимостью платить долги, ослабевает. Подобная ситуация типична при реализации долгосрочных проектов, которые требуют нескольких этапов финансирования.

 

7. Юридическая классификация контрактов (классический, неоклассический, отношенческий контракты).

Это находит свое выражение в когнитивной карте контрактов, (Уильямсон О. Указ. соч. С. 61-70.) где автор фактически считает синонимами понятия “теория отраслевой организации” и “теорию контрактов”. Происходит следующее разветвление контрактов (сделок):

Реализация целей монополии:

1.1. Ограничение на конкурентов:

- наличие входных барьеров в отрасль, - стратегическое поведение субъектов,

1.2. Ограничение на потребителей:

- монопольные рычаги воздействия на рынок, - политика ценовой дискриминации.

Стремление к росту эффективности:

2.1. Система стимулов:

- посредством прав собственности, - использование агентских отношений,

2.2. Минимизация трансакционных издержек:

- измерение рентабельности трансакций, в зависимости от структуры управления контрактами.

По Уильямсону выходит, что участники заменяют обычную рыночную сделку купли-продажи на свободном рынке более сложной формой экономической организации (контрактацией) либо для достижения монополистических целей, либо для повышения эффективности. С этим тезисом в целом можно согласиться.

Авторы считают, что российским стандартам более отвечают простая классификация контрактов (сделок), предложенная Уильямсоном О.), а также условия, которые требуют защиты трансакции, т. е. заключения контракта.

Простая классификация контрактов (сделок):

1. Сделки с активами общего назначения. 2. Сделки с активами специфического назначения:

- без предоставления каких-либо гарантий участникам, - с предоставлением определенных гарантий участникам сделки (контрактных, юридическое закрепление экономических отношений).

Мы видим, что здесь важнейшим условием защиты трансакции юридическим соглашением (контрактом) является специфичность активов сделки. Выделяются следующие виды специфичности активов - специфичность местоположения, специфичность физических активов, специфичность человеческих активов и специфичность целевых активов.

Специфичность активов связана с их монополизацией в любой форме. Она обретает свое значение только при наличии: 1) ограниченной рациональности, 2) оппортунизма экономических субъектов, 3) экономической неопределенности.

Сделки с активами общего назначения лучше доверить рынку (как форме экономической организации). Сделки со специфическими активами в ряде случаев не получают контрактной поддержки. Такие сделки подвержены нестабильности и они либо превращаются в вид сделок с активами общего назначения, либо получают контрактную поддержку (происходит заключение юридического соглашения).

Здесь при окончательном принятии решения как раз и возникает проблема: либо появляются дополнительные издержки (трансакционные, связанные с заключением контракта), либо отсутствуют какие-то гарантии. Реальной становится связь между ценой безубыточности и типом управления сделкой (рынок или контрактная система). Большие гарантии предопределяют меньшую цену безубыточности, но они связаны с дополнительными издержками. Нельзя нести небольшие трансакционные расходы, не предоставляя никаких гарантий.

 

Классический контракт. Классический контракт носит безличный характер, и его отличительной чертой является присутствие четко оговоренных пунктов ("если,.. то..."). Поэтому все возможные будущие события как бы сводятся в нем к настоящему моменту. В классическом контракте не имеет значения личность контрагента -- его участником может быть любой. Вот почему классический контракт тяготеет к стандартизации. Записанные условия сделки имеют в нем перевес над устными. Упор делается на юридических правилах, формальных документах, самоликвидации сделки (с выполнением условий она прекращает существование). Контракт носит двусторонний характер: четко оговариваются санкции за нарушение условий контракта и все споры по нему решаются в суде. Неоклассический контракт. Это долговременный контракт в условиях неопределенности. Не все будущие события могут быть предусмотрены и оговорены в качестве условий при его подписании. Оптимальную адаптацию к некоторым событиям невозможно предвидеть, пока они не произойдут. Поэтому участники соглашаются на привлечение третейской стороны, решение которой обязуются выполнять в случае наступления неоговоренных в контракте событий. Контракт приобретает трехсторонний характер. Споры по нему разрешаются не судом, а третейской стороной в лице органов арбитража. "Отношенческий" (или обязательственный) контракт. Эти контракты складываются в условиях долговременных, сложных, взаимовыгодных отношений между сторонами. Обоюдная заинтересованность в продолжении отношений является решающим фактором. Дискретность отношений, присущая классическому (одноразовость) и неоклассическому (повторяемость) контрактам, здесь полностью исчезает. Отношения становятся непрерывными. Неоформальные условия имеют перевес над формальными пунктами. Иногда договор вообще не оформляется в виде документа, т. е. остается неявным (имплицитным) [14]. "Отношенческие" контракты возникают в случае экономической взаимозависимости участников сделки (т. е. в случае прерывания отношений никто из них не сможет найти на рынке эквивалентной замены). Личность участников приобретает здесь решающее значение, договор перестает быть имперсональным. Поэтому споры разрешаются не путем обращения к формальному закону или авторитету третейского лица, а в ходе неформальных переговоров, двустороннего торга (баргена). Нормой, на которую ссылаются стороны, служит поэтому не первоначальный контракт, а все отношения в целом. Каждой контрактной форме, по мысли О. Уильямсона, соответствует специфический механизм управления договорными отношениями (68, с. 241). Первый -- это безличный рыночный механизм управления. Он является ведущим по отношению к одноразовым и повторяющимся сделкам по поводу стандартных (неспецифических) товаров. Второй -- арбитраж. Такая трехсторонняя структура управления с привлечением дополнительного лица распространяется на нерегулярные сделки по поводу товаров средней и высокой степени специфичности. Третий -- двусторонняя структура управления. Этот тип характерен для "отношенческих" контрактов, в которых взаимодействие между сторонами все еще продолжает опосредоваться ценами. Но роль их снижается. Адаптация к новым условиям достигается не столько за счет пересмотра цен, сколько за счет изменения физических объемов товара, являющегося предметом сделки. Это объясняется тем, что при ценовом приспособлении риск оппортунистического поведения значительно выше. Сфера применения этого механизма управления -- регулярные сделки по поводу товаров средней степени специфичности. Четвертый -- унитарное управление, т. е. иерархия. Такая система складывается для непрерывно продолжающихся обменов высокоспецифическими товарами и видами деятельности. Вертикальная интеграция как подвид "отношенческого" контракта означает, что адаптация к новым условиям может осуществляться в одностороннем порядке, без предварительного согласования с противоположной стороной. Отношения между участниками договора регулируются прямыми командами и приказами, а не рыночными сигналами. Одна из сторон при этом не полностью передает все права пользования на имеющийся у нее ресурс, а делегирует их другой стороне на определенных условиях. Когда конечные права остаются за первоначальным владельцем, контракт превращается в сложно структурированный документ: в обмен на доход одна из сторон уступает ограниченный набор прав с обязательством подчиняться директивам другой стороны и отказывается таким образом от того, чтобы самостоятельно строить свое поведение, ориентируясь постоянно на рыночные цены за услуги, которые она может предоставлять (20, с. 5). Такое расширительное толкование понятия "двусторонний добровольный контракт" позволяет теоретикам прав собственности определять форму как сеть контрактов.

. Relational contracts - отношенческие, или реляционные контракты. Понятие "отношенческий контракт" ввел О.Уильямсон. Отношенческие контракты, как и точковые, не прописывают всей цепочки последовательных действий (что и невозможно). Вместо этого они фокусируются на описании целей и принципов взаимодействия сторон.

В качестве примера такого контракта Милгром и Робертс приводят совместный исследовательский проект фирм "Apple" и "Microsoft". Предполагая произвести некий микропроцессор или некое программное обеспечение (software), стороны для этой цели создают совместное предприятие, фиксируют обязательства участников, число сотрудников, которых направляет в это предприятие каждая сторона, разделение издержек и разделение возможных прибылей, а также порядок разрешения споров. (Обычно пишется, что споры должны разрешаться в дружественной атмосфере, что означает: стороны не должны подавать друг на друга в суд и не должны вовлекать в споры общественность, т.е. не должны допускать утечек в средства массовой информации.)

Классический контракт применяется для разовых и повторяющихся сделок со стандартными товарами. Такой контракт содержит четко оговоренные условия и по истечение срока его действия отношения сторон прекращаются. Неоклассический контракт распространяется на сделки средней степени специфичности. Так как не все существенные обстоятельства могут быть заранее в нем отражены, решение части вопросов стороны оставляют на будущее. Отношенческие контракты охватывают высокоспецифические трансакции, при которых критическое значение приобретает личность партнера (поскольку ему невозможно подыскать равноценной замены на рынке). Отношения становятся длительными, неформальные соображения получают перевес над формальными обязательствами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.