Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационных проектов. Формирование портфеля

Формирование портфеля

В общем процессе планирования инноваций (нововведений) ряд его этапов (опре-

деление потребности в нововведениях, отбор тем и др.) связаны с формированием порт-

феля инновационных проектов. Формирование портфеля инновационных проектов (заказов)

имеет ряд особенностей. Для формирования портфеля заказов при выборе тематики кон-

кретных инновационных работ возможны три ситуации:

1) цель сформулирована конкретно, и инновационный проект – одно из средств ее

достижения. Такой целью может быть создание станка с программным управлением, теле-

визора нового поколения;

2) цель сформулирована в общей форме, которая не позволяет составить программу

(план) инновационных работ. Такой целью может быть улучшение борьбы с определенным

заболеванием (раковым, атипичной пневмонией), максимальное повышение прибыльности

компаний, снижение уровня преступности;

3) цель неизвестна. Например, необходимо стимулировать научно-технический про-

гресс в промышленности или строительстве. В этом случае осуществляется поиск научной

концепции, на основе которой составляется программа решения задачи.

В первом случае важно правильно обосновать именно тот проект, который необхо-

дим и выгоден. Это может быть сделано на основе маркетинговых исследований, определе-

ния перспективности проекта и применения современных количественных методов оценки

затрат и эффективности. В результате будет разработан план инновационных работ по дости-

жению конкретно сформулированной цели. Первый случай, когда цель сформулирована кон-

кретно, наиболее простой для формирования портфеля заказов и разработки тематики инно-

вационных работ. Этот случай наиболее типичен для предприятий (фирм, компаний).

Во втором случае важно прежде всего уточнить формулировку общей основной цели.

Она может быть простой, например, когда предприятие (организация) стремится к получе-

нию максимальной прибыли. Но в большинстве случаев общая цель значительно сложнее.

Например, при общей цели исследования – снижение u1091 уровня преступности – вначале необ-

ходимо определить основную цель: предупреждение преступлений или их раскрытие. Далее

конкретно формулируется единственная цель или несколько вытекающих из нее целей. Фор-

мулировка конкретных целей, вытекающих из общей, является трудной задачей, поскольку

такие конкретные цели должны максимально отвечать стратегии развития предприятия

(организации). После того как цели сформулированы конкретно и четко, осуществляется

следующий этап – анализ возможных инновационных проектов и оценка соответствия их

поставленным целям. В третьем случае этапов работы до конкретного инновационного

проекта значительно больше.

Одна из особенностей формирования портфеля инновационных проектов заключа-

ется в использовании методов, с помощью которых могут быть выдвинуты идеи, выявлены

области наиболее перспективных научных исследований с точки зрения достижения целей

предприятия (компании). Затем на их основе могут быть сформулированы конкретные

темы инновационных разработок. В таких случаях нередко применяется метод «мозговой

атаки», заключающийся в проведении встреч ученых, руководителей научных подразделе-

ний предприятия, сотрудников проектно-конструкторских отделов и маркетинговых служб.

На этих встречах создается обстановка свободного выражения идей, осуществляется конце-

птуальная увязка научных гипотез и конструкторских предложений.

Важным методом является активное использование патентов и изобретений. Значение

данного метода состоит в привлечении патентоведов к анализу новых идей и организации

патентного поиска в определенной области. Эти и другие методы формирования портфеля

заказов используются при предварительном отборе проектов и окончательном выборе тема-

тики инновационных разработок.

Выбор тематики конкретных инновационных проектов для формирования портфеля

заказов продиктован невозможностью включения в план разработок всех поступивших

предложений. На первоначальном этапе процесса применяются различные методы отбора

проектов и определения их эффективности (некоторые из них изложены в главе 10). Но

формирование портфеля заказов не сводится к расположению инновационных проектов по

уровню эффективности, хотя это удобный и простой путь, но часто неоправданный в реаль-

ной обстановке. Кроме эффективности проектов при формировании портфеля заказов учи-

тываются и другие факторы:

• эффективное использование научно-технических кадров и имеющегося опытно-экс-

периментального оборудования;

• уровень диверсификации новшеств, необходимый предприятию или организации;

• оптимальность загрузки производственной мощности, особенно в капиталоемких

отраслях;

• учет накопленного научно-технического опыта подразделений, организации;

• целесообразные темпы роста предприятия (компании), а в некоторых случаях всей

отрасли.

К важнейшим факторам, учитываемым при формировании портфеля заказов, также

относятся: поддержка рационального равновесия между проектами, направленными на

модификацию существующих видов продукции (или технологических процессов) и созда-

ние принципиально новых их видов; поддержание разумного равновесия между наступа-

тельной и оборонительной стратегией инноваций; разнообразие проектов. Предпоследний

фактор означает, что каждое предприятие (фирма, компания) должно выбрать инновацион-

ные проекты, относящиеся прежде всего к таким областям, в которых оно стремится удер-

живать ведущее положение на рынке, а затем области, в которых необходимо знание рыноч-

ной конъюнктуры для предупреждения неожиданных действий со стороны конкурентов.

Разнообразие инновационных проектов в портфеле заказов с точки зрения достиже-

ния целей предприятия (компании) представляет особый интерес. Оправданным считается,

когда портфель заказов содержит разнообразные инновационные проекты: крупные и мел-

кие, близкие к завершению и начинающиеся. Хотя портфель заказов часто пересматрива-

ется, он должен иметь определенные границы и быть относительно стабильным, чтобы

рабочий план (перспективный и годовой) мог осуществляться равномерно.

Число инновационных проектов, составляющих портфель заказов, в определенный

период времени зависит от масштаба проектов и длительности их выполнения. Эти параме-

тры в основном определяют общий объем финансовых ресурсов, требуемых для всех раз-

работок, т. е. общий бюджет инновационных работ. В первом приближении число проектов

может быть определено как отношение бюджета инновационных работ к средним затратам

на один проект. Например, на проведение всех инновационных работ планируется выделить

50 млн руб. Если расчетные затраты на разработку одного проекта составляют 10 млн руб.,

то портфель заказов может состоять из пяти проектов.

Добиваясь пропорциональности портфеля заказов, необходимо иметь в виду преиму-

щества и недостатки как крупных, так и мелких инновационных проектов. Если портфель

заказов состоит в основном из крупных проектов, он считается более рискованным по срав-

нению с портфелем из мелких проектов. Опыт показывает, что лишь 10 % всех инноваци-

онных проектов могут быть завершены успешно и эффективно, т. е. имеет место только 10-

процентная вероятность эффективности каждого проекта, входящего в портфель заказов.

Очевидно, что с ростом числа проектов увеличивается вероятность успешного завершения

хотя бы одного проекта.

Одним из преимуществ мелких проектов является возможность их успешного выпол-

нения с учетом соответствующих наличных ресурсов (финансовых, кадровых, материаль-

ных), в то время как крупные проекты часто требуют привлечения значительного объема

дополнительных дефицитных ресурсов. Но мелкие проекты имеют и недостатки. В боль-

шинстве случаев мелкие проекты нацелены на такие новшества, которые имеют незначи-

тельный объем реализации, а следовательно, и прибыли. Если портфель заказов состоит в

основном из мелких проектов, то это приведет к реализации большого числа нововведе-

ний, обладающих ограниченным рыночным потенциалом. В этом случае достижение цели

предприятия (например, максимизация прибыли, повышение уровня рентабельности) ста-

новится проблематичным, особенно в перспективном плане. В любом случае при формиро-

вании портфеля заказов необходимо ограничить число инновационных проектов. Ограни-

чение может быть достигнуто разными путями, в том числе отбором и крупных проектов,

но с учетом приемлемой степени риска и эффективного использования ресурсов.

Портфель заказов непрерывно анализируется с точки зрения результатов инновацион-

ных разработок или изменений целей со стороны заказчиков. В большинстве случаев ана-

лиз не ведет к изменению портфеля инновационных проектов. Но возможны случаи изме-

нения содержания проекта или полного прекращения его выполнения. Причинами могут

быть неожиданные неудачи, выход на более эффективные цели, потеря актуальности цели у

заказчика, эффективные результаты конкурентов, вынуждающие пересмотреть цели. Таким

образом, формирование портфеля инновационных проектов является сложной проблемой,

требующей опыта, знаний, четкого представления о возможностях персонала и вероятности

успеха разработок.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тематические планы инновационных работ | Управление инновационными проектами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.