Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Система бухгалтерских счетов и двойная запись




По бухгалтерскому балансу, который фиксирует состояние средств на определенную дату, нельзя повседневно наблюдать за изменениями в составе каждого вида средств и их источников. Такое наблюдение - одна из основных задач бухгалтерского учета - достигается при помощи счетов.

Счета бухгалтерского учета являются способом группировки и текуще­го отражения в денежной оценке хозяйственных операций, в результате которых изменяется состав средств (актив баланса) и их источников (пассив баланса). Таким образом, каждому счету со своим наименова­нием и цифровым номером или нескольким счетам соответствует определенная статья баланса.

Каждый счет бухгалтерского учета, предназначенный для отражения конкретного объекта хозяйственных средств или источников их образо­вания, делится на две части: правая часть (кредит) соответствует расходу средств, учитываемых на данном счете, левая (дебет) - приходу. На ос­новании первичных документов систематизируются и накапливаются текущие данные по однородным хозяйственным операциям на счетах уче­та. При этом хозяйственные операции отражаются как в количествен­ном, так и в денежном (стоимостном) выражении. Остаток по счету бухгалтерского учета называется сальдо. Обычно ис­пользуют понятие "сальдо" на начало отчетного периода (до проведения операции) - С1, сальдо на конец отчетного периода (после проведения операции) - С2.

Применительно к экономической группировке хозяйственных средств и источников их образования счета бухгалтерского учета делятся на ак­тивные и пассивные; исходя из этого можно привести две схемы запи­сей на счетах.

На активных счетах отражаются операции, в результате которых происходят изменения в составе средств предприятия. На данных счетах учитываются различные наличие имущества, его состав, движение. На­пример, счета 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" и т. д. Остатки (сальдо) по активным счетам могут быть только дебетовые.

Хозяйственные операции, как было отмечено ранее, вследствие исполь­зования двойной записи изменяют остатки одновременно на двух сче­тах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Если в результате бухгалтерской обработки документа активный счет дебетуется, то его остаток увеличивается; если он кредитуется, то его сальдо (остаток) уменьшается. Таким образом, по активному счету фиксируются:

• по дебету (дебетовой стороне) - остатки на начало и конец операций, а также отражаются хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатка;

• по кредиту (кредитовой стороне) - хозяйственные операции, которые вызывают уменьшение остатка.

С помощью пассивных счетов фиксируют операции, в результате которых изменяются источники средств (источники формирования имущества, их состав, наличие и движение, а также обязательства). К пассивным счетам относятся, например, счета 80 "Уставный капитал", 86 "Целевое финансирование".

На пассивных счетах операции имеют противоположное (по сравнению с активными счетами) значение: при дебетовании их остаток уменьша­ется, при кредитовании - увеличивается. Пассивные счета всегда имеют кредитовое сальдо. По пассивному счету находят отражение:

• по дебетовой стороне показываются хозяйственные операции, вызыва­ющие уменьшение остатков;

• по кредиту (кредитовой стороне) - остатки на начало и конец опера­ций, а также фиксируются вызывающие увеличение остатков хозяй­ственные операции.

Счета, которые могут иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо, называются активно-пассивными. Таким образом, сальдо этих счетов могут находиться как в активе, так и в пассиве бухгалтерского баланса. К активно-пассивным относятся, например, счета 75 "Расчеты с учре­дителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.

Двойная запись

Способ регистрации хозяйственных операций на счетах учета посред­ством двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная опера­ция записывается в двух счетах - по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. Двойная запись обусловлена экономической сущностью хозяйственных операций, вызывающих изменения в объек­тах бухгалтерского учета.

Двойная запись:

· отражает изменения в составе хозяйственных средств или их источниках или одновременно в составе средств и их источниках в процессе совер­шения хозяйственных операций (по дебету одних и кредиту других вза­имосвязанных счетов) в равной сумме;

· обеспечивает контроль движения хозяйственных средств и источника­ми их образования;

· дает возможность определить источник поступления и направление использования;

· позволяет проконтролировать экономическое содержание операций и их правомерность, а также отражение в балансе;

· позволяет выявить ошибки в счетных записях. Каждая сумма в результа­те хозяйственной операции отражается по дебету и кредиту разных сче­тов, поэтому оборот дебетовый (по дебету) всех счетов должен быть равен обороту кредитовому (по кредиту) всех счетов. Отсутствие равен­ства свидетельствует о наличии ошибок в записях, требующих исправ­ления.

С методом двойной записи связаны такие понятия, как "корреспонден­ция счетов" и "бухгалтерская проводка".

Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета - корреспондирующимися.

Корреспонденция счетов обусловлена применением способа двойной записи, когда каждая операция получает одновременное отражение по дебету одного счета и кредиту другого в одной и той же сумме. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств.

Для ведения учета необходимо правильно определить счета, затрагиваемые данной операцией. Процедура отражения на счетах суммы произведенной операции называется бухгалтерской проводкой (оформление корреспон­денции счетов по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной опе­рации, подлежащей регистрации).

Порядок осуществления двойной записи:

• Определить какие два изменения (явления) содержит каждая хозяй­ственная операция. То есть необходимо определить сущность изменений в средствах предприятия в результате этой операции.

Пример. Деньги с расчетного счета в сумме 9000 руб. поступили в кассу организации. 1-е явление - увеличиваются деньги в кассе на 9000 руб. 2-е явление - на расчетном счете уменьшается сумма денежных средств на 9000 руб.

• Определить, корреспондирующиеся в данной хозяйственной операции бухгалтерские счета: в предыдущем примере это: счет 50 "Касса" (А), счет 51 "Расчетные счета" (А).

• Определить, пользуясь правилами записи хозяйственных операций на активных счетах (в данном примере), какой счет будет кредитоваться, а какой - дебетоваться. То есть выбрать счета по Плану счетов для записи суммы хозяйственной операции методом двойной записи - по дебету и кредиту.

• Составить бухгалтерскую проводку.

План счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной дея­тельности организаций утвержден приказом Министерства финансов № 94н от 21.10.00. На практике предприятия исключают счета, не применяемые в данной отрасли, и обычно задействуют не более 20 - 30 счетов, то есть работают по сокращенному счетному Плану.

После определения корреспондирующих счетов в результате проведения данной операции составляется бухгалтерская проводка. Если в проводке корреспондируют только два счета (один - по дебету, другой - по кредиту), то она называется простой. Бухгалтерские проводки, в которых взаимодействуют более двух счетов, - сложные проводки.

Например, необходимо составить бухгалтерскую проводку по операции выдачи из кассы предприятия средств на зарплату в сумме 100000 рублей и в подотчет работнику на командировочные нужды 3000 рублей.

После совершения этой операции в кассе сумма денежных средств умень­шилась на 103000 рублей (кредит активного счета 50 "Касса"), в результате чего погашена задолженность по зарплате в сумме 100000 рублей (дебе­туется пассивный счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"), и возникла задолженность подотчетного лица - дебитора на 3000 рублей (дебетуется счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами").

Таким образом, бухгалтерская проводка по этой операции имеет вид:

Дебет - "Расчеты с персоналом по оплате труда" - 100000; Дебет - "Расчеты с подотчетными лицами" - 3000; Кредит- "Касса" - 103000.

Или:

Д 70 100000;

Д 71 3000;

К 50 103000..

То есть, как видно из примеров, при отражении любой операции на бухгалтерских счетах должно обязательно соблюдаться равенство дебе­товых и кредитовых оборотов, что обеспечивает баланс предприятия.

Синтетические и аналитические счета. Субсчета.

В бухгалтерском учете для получения различных по степени детализации показателей используются два вида счетов: синтетические и аналитические.

Синтетические счета дают обобщенное представление о хозяйственных средствах и операциях, на них отражаются данные экономических группировок однородных средств, их источников и операций; они ве­дутся только в денежном выражении. Отражение на синтетических сче­тах операций называется синтетическим учетом; на основании его дан­ных заполняются все статьи бухгалтерского баланса.

Синтетические счета предназначены для учета информации о составе и движении хозяйственных средств предприятия, их источниках и хозяй­ственных процессах в обобщенном виде и в едином денежном измери­теле (выражении). Учет, осуществляемый на этих счетах, называется синтетическим; он используется при заполнении форм отчетности, преж­де всего баланса, а значит, и для анализа хозяйственной деятельности предприятия. К таким счетам относятся: 04 "Нематериальные активы", 01 "Основные средства, 50 "Касса" и др.

Некоторые синтетические счета подразделяются на аналитические сче­та (например, счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами"), которые необходимы для наблюдения детальных показателей по каждому виду основных средств, материалов, по каждому рабочему и т. д. При ведении аналитических счетов используются не только денежные измерители, но и натуральные и трудовые. Например, в случае использования в хо­зяйственных операциях различных материалов необходимо вести учет раздельно по ним как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Для этого применяются карточки количественно-суммового учета, ко­торые содержат информацию по каждому материалу об остатке на нача­ло отчетного периода, его поступлении и выбытии как по количеству, так и по стоимости. В случае, когда учет не требует количественного отражения, могут быть использованы контокоррентные карточки (на­пример, для расчетов с поставщиками, когда необходима информация отдельно по поставщикам в денежном выражении). Следует отметить, что обороты по каждому учитываемому объекту дают в сумме обороты по соответствующему объединяемому их счету.

Между синтетическими и аналитическими счетами существует неразрывная взаимосвязь: на аналитических счётах отражаются те же операции, что и на синтетических, но по более детальным экономическим группировкам (аналитические счета открываются в развитие каждого синтетического счета). Поэтому общие итоги записей по аналитическим счетам должны соответ­ствовать сумме на синтетическом счете. Сальдо синтетического счета равно сумме остатков всех аналитических счетов, к нему относящихся; кредито­вые и дебетовые обороты синтетического счета должны быть равны сумме соответствующих оборотов всех относящихся к нему аналитических счетов.

Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами выра­жается в следующем:

• аналитические счета ведутся для детализации синтетических счетов;

• операция, отраженная по синтетическому счету, должна быть обяза­тельно зафиксирована и на соответствующих аналитических счетах, ко­торые открыты к соответствующему синтетическому счету;

• операция фиксируется на синтетическом счете общей суммой, а на его аналитических счетах - отдельными суммами, которые дают в итоге ту же сумму;

• аналитические счета дебетуются, если соответствующие синтетические счета дебетуются (кредитуются, если наблюдается кредитование синтетического счета, в разрезе которого они ведутся), то есть их строение одинаково.

Но некоторые синтетические счета обобщают учет объектов, которые хоть и имеют однородные экономические характеристики, но по своим техническим свойствам и назначению могут быть отнесены к самостоя­тельным группам внутри одного синтетического счета. Для учета таких групп открываются субсчета (счета II-го порядка, промежуточные сче­та между синтетическими и аналитическими счетами), которые явля­ются составной частью синтетического учета. Например, к синтетическо­му счету 10 "Материалы" рекомендовано открывать следующие субсчета: 10-1 "Сырье и материалы", 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплек­тующие изделия, конструкции и детали", 10-3 "Топливо" и т. д.

Субсчета дополнительно группируют некоторые аналитические счета; при этом некоторые синтетические счета не имеют субсчетов и непос­редственно подразделяются на аналитические счета.

Оборотная ведомость

Перед составлением баланса следует проконтролировать правильность записи на счетах в течение отчетного периода, составив оборотную ве­домость, представляющую собой таблицу, содержащую остатки по всем задействованным счетам на начало отчетного периода, суммарные обо­роты по месяцам и выводимые на их основе сальдо на начало следующе­го месяца и т. д. в течение отчетного периода. Оборотная ведомость - способ обобщения данных учетной регистрации на счетах бухгалтерского учета.

Оборотные ведомости составляются по всем счетам синтетического учета, используемым в учете предприятия. В этой ведомости имеется три пары колонок, в которых показываются сальдо и обороты по дебету и кредиту.

Итоги оборотной ведомости должны быть попарно равны. То есть дебе­товый оборот по всем счетам должен быть равен соответственно креди­товому обороту; то же относится и к месячным оборотам (дебетовые обороты равны кредитовым). Итоги остатков на начало месяца по дебе­ту и кредиту равны, так как для открытия счетов использован началь­ный баланс, в котором итог актива равен итогу пассива (обязательное условие баланса). Итоги оборотов за месяц по дебету и кредиту равны, поскольку вследствие используемой двойной записи каждая сумма фик­сируется дважды: по дебету одного счета и кредиту другого. Данные сум­мы должны также совпадать с итогом журнала регистрации операций; несовпадение говорит о пропуске операции или допущенной ошибке. Равенство остатков (сальдо) на конец месяца по дебету и кредиту имеет место вследствие получения их на основе начальных остатков и оборотов; эти остатки (сальдо) и используются для составления нового баланса.

Таким образом, должно соблюдаться при правильном ведении учета попарное равенство следующих итогов:

• дебетовых и кредитовых начальных сальдо;

• дебетовых и кредитовых оборотов по счетам;

• конечных дебетовых и кредитовых сальдо.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета (оборотный ба­ланс) представляет собой регистр, в котором сведены итоги оборотов и сальдо по всем синтетическим счетам. Поэтому она отражает как состо­яние, так и изменения в средствах и их источниках. Данная ведомость используется для проверки правильности учетных записей.

Оборотные ведомости по счетам аналитического учета используются отдельно к каждому счету синтетического учета, по которому ведется аналитический учет. Они представляют собой сальдо (остатки) и итоги оборотов по аналитическим счетам, объединяемым в один синтетический.

Данные ведомости служат для наблюдения за состоянием и движением отдельных средств и их источников, а также применяются при проверке правильности учетных записей по соответствующим счетам.

Шахматная оборотная ведомость обобщает данные по оборотам на сче­тах и служит для раскрытия их содержания и проверки правильности корреспонденции счетов. В шахматной ведомости записи ведутся таким образом, что просматривается корреспонденция счетов (видно, откуда ценности поступили, куда они направлены). При этом сумма оборотов по дебету всех счетов равняется сумме кредитовых оборотов, что обус­ловлено принципом двойной записи на счетах.

Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию

Классификация счетов бухгалтерского учета - это объединение счетов в некоторые группы, формируемые по экономическому содержанию по­казателей как имущества, обязательств, так и хозяйственных операций. Включаются счета в группы по признаку однородности. Классификация счетов по экономическому содержанию (экономическая классификация) дает ответ на вопросы: "Что отражается на том или ином счете? Сколько нужно счетов для того, чтобы тот или иной объект по­лучил полную характеристику в текущем учете?"

Только при соответствии указанным требованиям информация о ка­ком-либо объекте будет полезной для пользователей с целью принятия последними обоснованных управленческих решений.

Построение классификации счетов по экономическому содержанию привязано к воспроизводству совокупного общественного продукта, и потому перечень счетов ориентирован на каждую его стадию (процесс).

По экономическому содержанию объектов учета счета делятся на три группы:

• счета хозяйственных операций и финансовых результатов;

• счета имущества и обязательства по источникам их образования;

• счета имущества по составу и размещению.

Счета хозяйственных операций и финансовых результатов подразделя­ются на:

· счета финансовых результатов (91, 99, 84);

· счета процесса реализации (90);

· счета процесса производства (20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 44, 46);

· счета процесса заготовления (11, 15, 16).

Счета имущества и обязательства по источникам их образования делятся на:

· счета заемных источников формирования имущества: счет долговых обя­зательств предприятия перед своим персоналом (70); счета задолженно­сти по расчетам с бюджетом и другими учреждениями (68, 69); счета прочих кредиторских задолженностей (60, 62, 76); счета кредитов и зай­мов (66, 67);

· счета собственных источников формирования имущества: счет прибы­лей и убытков (84); счета бюджетного финансирования и получения средств в порядке дарения (86, 98); счета капиталов, фондов и резервов (63, 80, 82, 83, 96).

Счета имущества по составу и размещению подразделяются на:

· счета средств в расчетах (60, 62, 71, 73, 76);

· счета денежных средств и финансовых активов (50, 51, 52, 55, 57, 58);

· счета оборотных средств (10, 14, 41, 43);

· счета нематериальных активов (04, 05);

· счета основных средств (01, 02, 03, 07, 08).

В экономической классификации отдельные счета, раскрывающие со­стояние имущества, объединены с соответствующими процессами. Эти счета объединены в группы, имеющие экономическую однородность учитываемых объектов учета.

Классификация счетов по назначению и структуре. Основные счета

Классификация счетов по назначению и структуре (структурная класси­фикация) дополняет экономическую классификацию в части научной постановки бухгалтерского учета.

Цель классификации счетов по назначению и структуре - получение необходимой информации о формировании и использовании хозяйствен­ных средств, а также источниках их образования.

Признаком классификации счетов по структуре и назначению являют­ся общие правила учета по каждой группе счетов и ведение аналитичес­кого учета.

Такая классификация даст ответ на вопросы: "Как учитываются объек­ты в той или иной группе счетов? Для чего нужны те или иные счета? Какие показатели можно получить с помощью отдельных счетов для того, чтобы эффективно управлять предприятием?" Подразделение счетов идет в зависимости от непосредственной функции в учетном процессе.

По назначению и структуре счета делят на пять групп: основные, регули­рующие, операционные (к которым относятся распределительные и каль­куляционные), сопоставляющие (результатные), а также забалансовые счета.

Основные счета - счета бухгалтерского учета, предназначенные для отра­жения активов и их источников; они применяются для контроля за нали­чием и движением имущества по составу и размещению и по источни­кам его образования. Основными они являются, потому что учитываемые объекты служат основой хозяйственной деятельности предприятия. Груп­пу основных счетов выделяют при классификации счетов бухгалтерско­го учета по их назначению и структуре.

Основные счета подразделяются на три подгруппы.

1. Основные активные счета применяются для учета и контроля немате­риальных активов, основных средств, денежных и материальных средств, а также расчетов с дебиторами (01, 04, 07, 08, 10, 43, 41, 50, 51, 52, 55). К этим счетам относятся: инвентарные счета, используемые для учета имущества, подлежащего инвентаризации, и контроля за его наличием и движением, на которых учет ведется как В денежных, так и в нату­ральных единицах (01, 04, 07, 10, 43, 41); счета денежных средств, на которых учет ведется только в денежных единицах (50, 51, 52, 55); час­тично - счета расчетов (например, 73).

Все эти счета имеют одну и ту же структуру и могут иметь только дебе­товое (или нулевое) сальдо. При этом по дебету данных счетов показы­ваются начальный и конечный остаток, а также поступление денежных и материальных активов, а по кредиту счета - их выбытие.

2. Основные пассивные счета используются для учета изменения фондов, капиталов, полученного финансирования, займов и кредитов, обяза­тельств предприятия и расчетов с кредиторами (63, 66, 67, 80, 82, 98). К этим счетам относятся счета капитала и частично - счета расчетов. Сальдо данных счетов может быть только кредитовым (или нулевым). Оно показывает наличие собственных и заемных источников и долга другим организациям и лицам. По кредиту этих счетов отражаются на­личие источников и задолженности и их увеличение, а по дебету - соот­ветствующее уменьшение.

3. Основные активно-пассивные (расчетные) счета предназначены для учета и контроля за расчетами данной организации с разными юридически­ми и физическими лицами. На данных счетах учитываются расчеты од­новременно с дебиторами и кредиторами или с одним предприятием, которое, являясь дебитором после нескольких операций, может пре­вратиться в кредитора или наоборот (60, 62, 68, 69, 70, 71, 75, 76). Один и тот же активно-пассивный счет может быть и активным, и пас­сивным. При этом: по дебету счетов учитывается формирование деби­торской и погашение кредиторской задолженности, а по кредиту - фор­мирование кредиторской и погашение дебиторской; дебетовое сальдо находится в активе, кредитовое - в пассиве баланса.

Регулирующие счета

Регулирующие счета предназначены для регулирования (корректировки) и уточнения оценки хозяйственных средств, получения дополнитель­ных показателей о состоянии этих средств, а также для уточнения их источников (объектов имущества и его источников, которые учитыва­ются на основных счетах). Регулирующие счета выполняют особую роль в бухгалтерском учете, сохраняя на основных счетах неизменной оцен­ку объектов и уточняя ее. Самостоятельного значения они не имеют и применяются только вместе с основным счетом для корректировки его показателей. При этом сумма уточнения складывается с суммой основ­ного счета или вычитается из нее.

Необходимость применения регулирующих счетов обусловлена установ­ленными правилами оценки хозяйственных средств. Однако в текущем бухгалтерском учете иногда необходимо иметь данные в двух оценках (например, первоначальную и остаточную стоимость основных средств, НМА фактическую себестоимость материалов и их стоимость по опто­вым или другим ценам и т. д.). Для этого нужны счета по учету аморти­зации, отклонений фактической себестоимости и т. д. По способу уточнения оценки все регулирующие счета подразделяются на контрарные, дополнительные и контрарно-дополнительные счета.

Регулирующие счета, данные которых вычитаются из сумм основных счетов, называются контрарными. Они уменьшают остаток имущества на основных счетах на сумму своего остатка. В зависимости от этого они делятся на контрактивные и контрпассивные счета. Контрактивные счета используются для уточнения остаточной стоимо­сти основных активных счетов (уменьшают сальдо основного активного счета на сумму своего сальдо). Здесь участвуют два счета - основной и регулирующий:

• основной счет выступает в качестве активного счета;

• регулирующий - в качестве пассивного (противостоящий, или контрак­тивный).

К контрактивным относятся счета: 02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов", которые регулируют счета 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы" соответственно, а также счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценно­стей" (регулирует счета учета материальных ценностей), счет 59 "Резер-

вы под обесценение вложений в ценные бумаги" (регулирует счет 58 "Финансовые вложения"), 63 "Резервы по сомнительным долгам" (регу­лирует счета учета дебиторской задолженности).

Контрпассивный счет предназначен для уточнения сумм источников имущества, учитываемых на пассивном счете. Остаток по контрпассив­ному счету уменьшает размер источника основного счета. Основной счет выступает в качестве пассивного счета, а регулирующий (контрпассив­ный) - активного. В качестве примера можно указать на счет 81 "Соб­ственные акции (доли)", предназначенный для учета собственных акций, выкупленных у акционеров, что приводит к уменьшению (корректи­ровке) величины реально работающего уставного капитала.

Регулирующие счета, данные которых прибавляются к суммам основ­ных счетов, называются дополнительными. Они увеличивают на сумму своего остатка остаток имущества на основных счетах. В зависимости от того, какой счет дополняется, они делятся на активные и пассивные. Дополнительный активный счет на сумму своего остатка дополняет ос­таток Основных активных счетов. Регулирующие и основные счета явля­ются активными. К ним, например, относится счет 44 "Расходы на про­дажу" по отношению к счету 90 "Продажи".

Дополнительный пассивный счет на сумму своего остатка дополняет сальдо соответствующего основного пассивного счета. Оба счета выступают в качестве пассивных счетов, например счет 63 "Резервы по сомнитель­ным долгам" по отношению к счету 91 "Прочие доходы и расходы".

Контрарно-дополнительные счета могут увеличивать и уменьшать оцен­ку объектов, отраженную на основных счетах. Если на этом счете про­водки делаются методом дополнительной записи, то счет выступает в качестве дополнительного регулирующего счета, а когда на счете дела­ются записи методом красного сторно (уменьшения) - в качестве кон­трарного счета. Примером может служить счет 16 "Отклонение в сто­имости материальных ценностей".

Распределительные счета

Распределительные счета - счета бухгалтерского учета, предназначен­ные для учета определенных производственных расходов и обеспечения правильности и обоснованного их распределения по объектам кальку­ляции, отчетным периодам и т. д. для полного исчисления их фактичес­кой себестоимости. Распределительные счета выполняют контрольную функцию.

Распределительные счета подразделяются на две группы: собирательно-распределительные и бюджетно-распределительные (распределительные) счета.

Собирательно-распределительные счета используются для учета расхо­дов, которые в момент их совершения невозможно отнести сразу на определенную произведенную или реализованную продукцию (косвен­ные расходы). В конце месяца эти расходы относят на конкретный вид продукции в соответствии с принятой методикой (в соответствии с учет­ной политикой). Таким образом, собирательно-распределительные сче­та предназначены для учета и контроля расходов текущего отчетного периода, которые требуют последующего распределения. К подобным счетам относятся: 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу".

Бюджетно-распределительные счета предназначены для разделения рас­ходов между отдельными отчетными (бюджетными) периодами, для учета расходов будущих периодов и правильного их распределения по отчетным периодам. С помощью данной группы счетов устраняется ко­лебание себестоимости продукции по отчетным периодам. Счета данной группы могут быть как активными (счет 97 "Расходы бу­дущих периодов"), так и пассивными (счет 96 "Резервы предстоящих расходов").

Калькуляционные счета

Калькуляционные счета - счета бухгалтерского учета, служащие для по­лучения данных, необходимых при исчислении себестоимости (кальку­лирования) произведенной продукции и выполненных работ, группи­ровки затрат на производство в отчетном периоде.

К ним относятся счета: 20 "Основное производство", 23 "Вспомогатель­ные производства", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие про­изводства и хозяйства", 08 "Вложения во внеоборотные активы".

По дебету калькуляционных счетов фиксируются расходы (затраты) на производство продукции (работ, услуг), а также связанные как с созда­нием, так и с приобретением отдельных объектов учета расходы.

По кредиту данных счетов отражают (списывают) фактическую себес­тоимость произведенной (выпущенной) продукции, оказанных услуг, фактические затраты по законченным работам, приобретению (созда­нию) отдельных объектов учета.

Сальдо по этим счетам может быть дебетовое. Оно показывает размер незавершенного производства (затраты по незаконченным процессам) и называется "Затраты в незавершенном производстве (строительстве)".

Аналитический учет по калькуляционным счетам ведут в разрезе объек­тов калькуляции и калькуляционных статей.

Калькуляционные счета позволяют получить информацию, необходимую для исчисления себестоимости выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, что очень важно для оценки эффективности работы организации (так как чем меньше себестоимость, тем больше прибыль).

По кредиту калькуляционного счета отражаются затраты в одной оцен­ке, а по дебету - в другой. Для уравнивания дебетовых и кредитовых сумм следует сделать дополнительную или сторнировочную запись. На­пример, по кредиту счета 20 "Основное производство" в течение отчет­ного периода фиксируется выход продукции (выполнение работ, оказа­ние услуг) по нормативной себестоимости или по учетным ценам; при этом в конце отчетного периода осуществляется корректировка и себе­стоимость доводится до фактической двумя возможными методами: до­полнительной записи или красного сторно.

Метод красного сторно используется, когда нормативная себестоимость выше фактической. При этом на сумму разницы в оценках производится запись красными чернилами. Так как числа, написанные красным, вы­читаются, ("сторнируются"), то это означает, что первоначальная сум­ма уменьшается на сумму сторнировочной записи. Это фиксируется про­водкой: Д-т сч. 43 "Готовая продукция"; К-т сч. 20 (подразумевается знак "минус").

Метод дополнительной записи используется при превышении фактичес­кой себестоимости над нормативной. При этом делается запись (допол­нительная) обычными чернилами. Составляется следующая проводка: Д-т сч. 43 "Готовая продукция"; К-т сч. 20.

Сопоставляющие счета

Сопоставляющие счета предназначены для исчисления финансового ре­зультата как отдельных хозяйственных процессов, так и предприятия в целом путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов, учиты­ваемых на этих счетах. Это делается путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов по определенному счету. Особенностью строения этих счетов является отражение одного объекта учета в двух разных оцен­ках: в одной - по дебету, а в другой - по кредиту счета (новым планом счетов рекомендуется открывать для этого несколько отдельных субсче­тов). Сопоставляя эти оценки, выявляют результат тех или иных хозяй­ственных процессов (например, от реализации), который согласно но­вому Плану счетов списывается со специально открытого для этой цели субсчета 9.

Данные счета делят на две подгруппы: операционно-результатные и фи­нансово-результатные.

Операционно-результатные счета предусмотрены для обобщения инфор­мации об отдельных процессах хозяйственной деятельности предприя­тия, а также определения по каждому из них финансового результата.

К ним относятся счета: 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы".

По дебету этих счетов учитываются: себестоимость реализованной про­дукции, работ, услуг; остаточная стоимость основных средств и балан­совая стоимость прочих оборотных активов; расходы, связанные с вы­бытием активов, а также штрафы, пени, неустойки и уплачиваемые проценты. По кредиту счетов 90 и 91 отражается выручка и доходы от прочих операций. Путем сопоставления дебетовых и кредитовых оборо­тов определяется прибыль или убыток от продаж (счет 90) и прочих операций (счет 91).

Данные счета сальдо не имеют; полученные по ним остатки ежемесяч­но списываются, зачисляются в состав финансовых результатов от про­даж и прочих операций с субсчета 9 в дебет или кредит счета 99 "При­были и убытки".

На этих счетах учитываются расходы и доходы по операциям, связан­ным с реализацией продукции, выполнением различных работ, оказа­нием услуг, выбытием основных средств, нематериальных активов, цен­ных бумаг, материалов.

Финансово-результатные счета предназначены для определения фи­нансового результата хозяйственной деятельности организации. Приме­ром являются активно-пассивный счет 99 "Прибыли и убытки", а также счет 98 "Доходы будущих периодов". По счету 99 отражается финансо­вый результат (прибыль или убыток) от реализации различных объек­тов имущества и прочих операций (операционные и внереализацион­ные доходы, уменьшенные на сумму операционных и внереализационных расходов). По кредиту счета 99 фиксируется прибыль, по дебету - убытки.

Сопоставляя обороты по дебету (убытки) и кредиту (прибыли), опре­деляют конечный финансовый результат: при этом кредитовое сальдо показывает прибыль, дебетовое – убыток.

Забалансовые счета

Бухгалтерские счета подразделяются на две группы - балансовые и за­балансовые:

• балансовые счета - это все бухгалтерские счета, объединенные в одну систему, корреспондирующие между собой; показатели их находят от­ражение в бухгалтерском балансе (при этом балансовые счета могут от­ражаться в нескольких статьях баланса);

• забалансовые счета - это бухгалтерские счета, сальдо (остатки) которых не входят в баланс, а показываются за балансом.

Основными задачами забалансовых счетов являются:

• обеспечение контроля за использованием материальных ценностей, не принадлежащих данному предприятию, в соответствии с действующи­ми законодательными актами и инструкциями;

• контроль за сохранностью материальных ценностей, числящихся на этих счетах, за своевременным оформлением документов на поступление и выбытие этих средств;

• обеспечение правильной организации бухгалтерского учета на этих счетах;

• обеспечение всесторонней и полной информацией по этим счетам для нужд управления, оценки кредитоспособности и финансовой устойчи­вости предприятия.

Забалансовые счета предназначены для учета товарно-материальных цен­ностей, временно находящихся у предприятия, но принадлежащих дру­гим предприятиям (арендованные средства, материальные ценности, принятые на ответственное хранение, на комиссию, в переработку и т. д.), а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями (счета учета условных прав и обязательств, которые предназначены для обобщения информации о наличии и движении полученных и выдан­ных гарантий в обеспечение обязательств и платежей). На забалансовых счетах учитываются бланки строгой отчетности, списанная в убыток дебиторская задолженность и др. К забалансовым относятся счета: 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008, 009, 010, 011. Эти счета не корреспон­дируют между собой или с балансовыми счетами. Учтенные на данных счетах объекты подвергаются инвентаризации в порядке и сроки, уста­новленные для собственных товарно-материальных ценностей. Особенностью забалансовых счетов является то, что учет на данных сче­тах ведется по простой системе (без применения двойной записи). При этом бухгалтерские записи осуществляют в случае приходных операций только по дебету или только по кредиту забалансового счета (расходные операции).

План счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень сче­тов бухгалтерского учета. Обычно в Плане счетов перечисляются счета синтетического учета и субсчета, а также дается перечень забалансовых счетов.

План счетов лежит в основе организации бухгалтерского учета на лю­бом предприятии. Им обязаны руководствоваться предприятия и орга­низации всех форм собственности и различных отраслей деятельности. При этом бюджетные, а также кредитные организации ведут учет, ис­пользуя свой (отдельный) План счетов.

В плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим содержанием. План счетов, утверж­денный приказом Минфина России от 31.10.00 № 94н и введенный в действие в обязательном порядке с 2002 года, включает 8 разделов, объе­диняющих 61 синтетический счет. Забалансовые счета составляют обо­собленную группу, состоящую из 11 счетов.

Раздел I "Внеоборотные активы" включает счета, на которых ведется учет основных средств (01, 02), нематериальных активов (04, 05), обо­рудования к установке (07), других вложений во внеоборотные активы (приобретение земельных участков, объектов природопользования, при­обретение и строительство основных средств).

Раздел II "Производственные запасы" формирует данные о наличии и движении этих запасов (10, 11, 15), отклонениях в их приобретении (16). Здесь представлены также счета по учету резервов под снижение стоимости материальных ценностей (14) и об уплаченных предприяти­ем суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным произ­водственным запасам (19).

Раздел III "Затраты на производство"представлен счетами, предназна­ченными для учета затрат на производство и калькулирования себесто­имости продукции (в основном производстве (20), вспомогательных (23) и обслуживающих (29) производствах, общепроизводственных (25) и общехозяйственных (26) расходов, брака в производстве (28), по учету полуфабрикатов (21).

Раздел IV "Готовая продукция и товары" включает счета для учета про­дуктов труда и выпуска продукции. Здесь представлены счета для учета готовой продукции (43), товаров отгруженных (45), расходов на прода­жу (44), а также выпуска продукции, работ, услуг (40). В разделе V"Денежные средства" обобщается необходимая информация о наличии и движении денежных средств в отечественной и иностран­ной валюте, принадлежащих экономическому субъекту. Используются счета по учету денежных средств в кассе (50), на расчетных (51), валют­ных (52) и других специальных (55) счетах в банках, переводов в пути (57), финансовых вложений (58); учтены также резервы под обесцене­ние вложений в ценные бумаги (59).

Раздел VI "Расчеты" включает счета для учета дебиторской и кредитор­ской задолженности (для учета расчетов с поставщиками и подрядчика­ми (60), покупателями и заказчиками (62), в том числе по авансам вы­данным и полученным, расчеты с персоналом по оплате труда (70), а также по прочим операциям (73), с бюджетом (68), по социальному страхованию и обеспечению (69), с подотчетными лицами (71), учре­дителями (75), по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам (66, 67), внутрихозяйственные расчеты (79).

Раздел VII "Капитал" содержит счета, с помощью которых обобщается информация о состоянии и движении собственного капитала предприя­тия, представленного в виде уставного (80), добавочного (83) и резервно­го (82) капиталов, нераспределенной прибыли (84). Сюда также включены счета по учету целевого финансирования (86) и собственных акций (81). Счета раздела VIII" Финансовые результаты " предназначены для учета финансового результата от продажи продукции и товаров (90), прочих доходов и расходов (91). Здесь также представлены счета для учета при­былей и убытков (99), доходов и расходов будущих периодов (97, 98), резервов предстоящих расходов (96), а также по учету недостач и потерь от порчи ценностей (94).

Преимущества плана счетов бухгалтерского учета, применяемого в России:

• осуществляется централизованное единое методическое руководство учетом и отчетностью;

• контролируется правильность ведения учета, отчетности и использова­ния имущества предприятий;

• концентрируется информационный материал в целом по стране, реги­онам и в разрезе отдельных предприятий, что служит основой для ана­лиза деятельности предприятий на разных уровнях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.