Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности условных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности ребенка

Приспособительные реакции ро­дившегося ребенка на внешние воздействия обеспечиваются ори­ентировочными рефлексами. Условные рефлексы в период ново­рожденности носят очень ограниченный характер и вырабатыва­ются только на жизненно важные стимулы (кормление ребенка - сосательный рефлекс).

С середины первого месяца жизни возникают условные реф­лексы на различные первосигнальные стимулы: свет, звук, обоня­тельные раздражения. Скорость их образования очень мала и быстро увеличивается с возрастом.

С первых дней жизни ре­бенка появляется безусловное (внешнее) торможение. Например: ребенок перестает сосать, если внезапно раздается резкий звук. Условное (внутреннее) торможение вырабатывается позже, что связано с созреванием нервных элементов коры больших полушарий. Первые проявления дифференцировок дви­гательных условных рефлексов отмечены к 20-му дню жизни. Четкое дифференцирование зри­тельных и слуховых условных раздражителей наблюдается в 3-4 месяца.

Выработка запаздывающего тор­можения становится возможной с 5-месячного возраста ребенка.

Первые признаки развития второй сигнальной системы прояв­ляются у ребенка во второй половине первого года жизни. В про­цессе развития ребёнка сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова, формируются раньше, чем мотор­ные, с которыми связано умение говорить. Период становления функции особенно чувствителен к формирующим воздействиям, поэтому говорить с ребенком нужно с первых дней его жизни. Ухаживая за ребенком, надо называть все свои действия, назы­вать окружающие предметы. На протяжении перво­го года жизни происходит активная тренировка ребенка в произ­ношении сначала отдельных звуков, затем слогов и наконец слов. Становление речевой функции требует определенной зрелости пе­риферического аппарата - языка, мышц гортани, губ, их согла­сованной деятельности. Механизм воспроизведения речи связан со сложной координи­рованной работой нервных центров коры, становлением опреде­ленных связей речевых центров с моторными зонами. Показана тесная связь речевой функции с двигательной активностью, в осо­бенности с тонкокоординированными движениями пальцев рук.

Речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте поведение ребенка характеризуется выраженной исследовательской деятельностью. На втором году жизни из обобщенного не­дифференцированного мира, окружающего ребенка, начинают вы­членяться отдельные предметы как обособленные комплексы раз­дражений. Это становится возможным благодаря манипулирова­нию с предметами. Поэтому не следует ограничивать движения детей: пусть сами одеваются, умываются, едят.

Благодаря действиям с предметами у детей начинает форми­роваться функция обобщения. Широкое пользование предметами развивает у ребенка двигательный анализатор.

На втором году жизни у ребенка формируется большое ко­личество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, больших или меньших в сравнении с другими).

Обращает на себя внимание большая прочность системы услов­ных связей, выработанных у детей до 3 лет, и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа: дети капризни­чают, плачут, если долго с ними задержаться в гостях; долго не засыпают, если их положили на новом месте.

На втором году начинается усиленное развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя языка, при этом большая роль принадлежит подражательному рефлексу. Взрослый, общаясь с ребенком, должен особое внимание уделять правильности своей речи. На этом этапе развития овладение действиями с предметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование второй сигнальной системы.

В дошкольном возрасте очень велика роль подражательного и игрового рефлекса. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, манеры. К концу дошкольного периода происходят существенные пере­стройки во взаимодействии возбудительных и тормозных процес­сов. Формируется и приобретает все большее значение внутреннее, условное тормо­жение, что способствует адекватному реагированию ребенка на внешние воздействия. В этом возрасте усиливается обобщающая функция слова, возможность обобщать словом не только конк­ретные предметы, но и многие предметы внешнего мира, катего­рии предметов. К 6-7 годам улучшается реактивность на словесные стимулы. Изменяется характер взаимодействия первой и второй сигналь­ных систем. У 3-4-летних детей первая сигнальная система пре­валирует и оказывает тормозящее влияние на вторую. В 6-7 лет усиливающаяся активность второй сигнальной системы оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Развитие второй сигнальной системы является одним из важных показа­телей готовности ребенка к школьному обучению.

В младшем школьном возрасте по мере прогрессивного созре­вания коры больших полушарий совершенствуются сила, уравно­вешенность и подвижность нервных процессов. Развитие процессов коркового торможения создает условия для быстрого и дифферен­цированного формирования условных связей. Формированию свя­зей в высших отделах ЦНС способствует интенсивное созревание в этом возрасте внутрикорковых ассоциативных путей, объединяю­щих различные нервные центры. В процессе обучения письму и чтению продолжает интенсивно развиваться обобщающая функ­ция слова. Возрастает значение второй сигнальной системы.

Некоторые изменения условнорефлекторной деятельности от­мечаются в подростковом возрасте. Начинающееся половое созре­вание характеризуется повышенной активностью гипоталамуса. Это вызывает изменение баланса корково-подкоркового взаимодейст­вия, следствием чего является усиление генерализованного возбуж­дения и ослабление внутреннего торможения. Уменьшается скорость обра­зования условных рефлексов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. Особенности высшей нервной дея­тельности подростков требуют внимательного к ним отношения, продуманной организации учебно-воспитательного процесса.

6. Типологические особенности высшей нервной деятельности ре­бенка.

Н. И. Красногорский, изучая высшую нервную деятельность ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, со­отношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нерв­ной деятельности в детском возрасте:

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быст­рый тип. Характеризуется быстрым образованием прочных условных реф­лексов. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок, за счет функционально сильной коры. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.

2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Для них характерно выраженный контроль коры над безусловными реф­лексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, однако, речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.

3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, без­удержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного про­цесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быст­ро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого типа быстрая с отдельными выкрикиваниями.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные реф­лексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедлен­ная. Легкотормозимый тип. Дети этого типа не переносят сильных и продол­жительных раздражений, легко утомляются, трудно привыкают к новым условиям обучения, их изменениям.

Эффективность педагогических воздействий во многом определяет­ся индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типо­логические особенности. Пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воз­действия, корригирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте. И. П. Павлов считал пла­стичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспи­тывать, тренировать и переделывать характер людей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пластичность типов высшей нервной деятельности | Временная организация памяти. Психофизиология памяти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.