Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации

Наряду с институтами на эффективность институциональной системы влияют организации.

По Норту, институты наряду со стандартными ограничениями, описываемыми экономической теорией, формируют возможности, которыми располагают члены общества.

Институциональные рамки определяют, какие организации (политические органы, экономические структуры, общественные учреждения) возникают и работают, иными словами: институты — это «правила игры», а организации — «игроки». Однако это не означает, что игроки в обязательном порядке будут следовать установленным в обществе «правилам игры». Подобно институтам, организации структурируют взаимоотношения между людьми. • Организации являются целенаправленно действующими единицами, созданными организаторами для максимизации богатства, дохода или иных целей... Преследуя эти цели, организации постепенно меняют институциональную структуру».

Роль организаций (предприятий, фирм) в институциональном процессе еще мало изучена, однако последние исследования, проводимые в рамках неоинституциональной теории, в частности, Г. Клейнером, показывают, что организация является не только производителем товаров и услуг, а также своеобразным «институтопровайдером», который выполняет следующие основные функции:

Роль генератора и распространителя производственных институтов и соглашений. Успешный опыт отдельной организации, эффективность используемой в ней системы контрактов, как правило, побуждает аналогичные структуры использовать эти методы организации;

Пример: Создание таких институтов-объединений, как тресты и синдикаты, позволило их членам получить большую прибыль, увеличить финансовые возможности за счет согласованного распределения средств. Данная организация благодаря ошеломляющим результатам получила дальнейшее распространение у обладающих близкими возможностями фирм, и эта форма отношений была быстро институционализирована.

Роль инкубатора институтов. В результате деятельности организации происходит формирование новых формальных правил и неформальных норм, которые учитывают особенности данной структуры, функционируют с большей эффективностью конечных результатов, или, говоря иначе, выращивание новых институтов в существующей институциональной среде;

Пример: Система морального и материального стимулирования работников на предприятии.

• Роль индивидуального институционального интегратора (вовлечение новых индивидов в состав носителей данной нормы);

Пример: Принятие нового работника происходит в соответствии с контрактом, за¬ключенным между ним и руководителем организации, в котором работник обязуется выполнять установленные формальные правила, действующие здесь и закрепленные в «Должностных инструкциях». Важную роль для работника играет адаптация в коллективе, в результате которой он узнает устоявшиеся неформальные нормы и начинает действовать в их рамках. Если он принимает и соблюдает правила и нормы, то остается в коллективе и имеет все шансы в соответствии со своими способностями продвинуться по службе, в противном случае — становится «изгоем» и увольняется.

Институциональные изменения могут носить искусственный характер в том случае, если, например, организации создаются в интересах отдельных групп или лиц, или когда руководители политических и экономических организаций считают, что добьются большего успеха путем изменения тех или иных институциональных рамок. Следовательно, как и институты, организации не обязательно являются социально продуктивными вследствие того, что институциональная система может создавать искаженные стимулы.

Пример: Создание отдельных союзов может носить чисто групповой характер и ставить своей целью образование мощной лоббистской группы, способной повлиять на правительство. Деятельность подобных организаций, как правило, ведет к росту трансакционных издержек функционирования экономической системы в целом.

Выбор, который делают экономические агенты, зависит во многом от функционирования и эффективности политических и экономических организаций и достоверности получаемой ими информации. «Если бы политические и экономические рынки были эффективными (если бы трансакционные издержки равнялись нулю), то руководители всегда бы делали правильный выбор».

Субъективное восприятие субъектами экономической и политической систем, а также производимой информации является причиной принятия ими решений, которые зачастую не приводят к увеличению эффективности экономики и общественного благосостояния.

В соответствии с неоинституциональным подходом в качестве особой организации следует рассматривать государство. Государство можно исследовать и как институт (механизм рормирования и соблюдения системы формальных правил на базе социального контракта), и как организацию (структуру государственного аппарата управления, систему законного наказания принуждения)

Влияние институтов на эффективность экономической системы.

Каким же образом можно выделить основные для развития экономической системы институты? Одним из способов является определение их эффективности. Согласно Д. Норту, все институты являются эффективными в том смысле, что оказывают влияние на развитие обществ и, в частности, экономических систем.

Существующая в обществе институциональная система может состоять из институтов как повышающих, так и снижающих эффективность экономической системы. То есть в обществе можно наблюдать одновременно наличие институтов как способствующих экономическому росту, так и тормозящих его. Здесь важна роль «институционального остатка», который складывается в конечном результате и оказывает решающее воздействие на развитие экономической системы.

Что же ведет к созданию более эффективных систем? Д. Норт сравнивает два различных подхода к проблеме развития сферы образования в Соединенных Штатах и странах «третьего мира», эффективность созданных институтов и последствия их влияния на прогресс и развитие экономики в долгосрочной перспективе. Так, крупные инвестиции в образовательную сферу в США в конце XIX в. привели к формированию системы образования, которая обеспечила в дальнейшем полноценное развитие экономики, обеспечив ее хорошо подготовленными кадрами и заложив базу для развития научно-технического потенциала. В свою очередь, недооценка роли и соответственно «остаточное финансирование» сферы образования в странах «третьего мира» явилось причиной дефицита квалифицированных специалистов в экономике этих стран. Таким образом, недопроизводство отдельных институтов и стало причиной формирования недостаточно эффективной экономической системы. Согласно оценкам ряда специалистов, увеличение продолжительности образования в США на один год ведет к увеличению ВВП на 5—15 %. Отдача от вложений в образование в развивающихся странах еще выше: инвестиции в начальное образование в странах с низким доходом обеспечивают рост ВВП в среднем на 23 %.

Таким образом, существует зависимость эффективности экономической системы от эффективности ее институциональной основы.

Рассмотрим данный эффект с помощью графика (рис. 3.2).

Точка Е лежит на кривой потребительских возможностей, демонстрирующей уровень развития экономики с недостаточно эффективной институциональной системой, для которой характерно недопроизводство или отсутствие отдельных институтов, позволяющих сократить трансакционные издержки ее функционирования.

Своевременное развитие отдельных институтов позволило бы повысить эффективность институциональной системы, а следовательно, и экономической. Графически это показано смещением кривой потребительских возможностей вправо на рис.3.2.

Однако помимо фактора недопроизводства отдельных институтов необходимо учитывать то, что в различных условиях одни и те же институты могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие экономики. Так, например, ограничение конкуренции рассматривается как один из способов повышения эффективности за счет снижения трансакционных издержек для отдельных экономических агентов путем договорных обязательств сторон, и в то же время в результате договоренности цены теряют свою основную роль регулятора между спросом и предложением, что ведет к росту трансакционных издержек в целом.

Действие различных групп институтов представлено на рис. 3.3.

Все институты можно разделить на три группы — институты, повышающие эффективность экономической системы, нейтральные институты и институты, снижающие эффективность экономической системы.

Результатом действия институтов, повышающих эффективность экономической системы, является улучшение по Парето — то есть снижение трансакционных издержек экономической системы, что приводит к увеличению доходов всех членов общества. Графически улучшение по Парето показано на рис. 3.3 стрелкой: смещение из точки Е в точку А, лежащую на кривой потребительских возможностей.

Роль нейтральных институтов заключается в снижении трансакционных издержек для одной группы экономических агентов и одновременном их росте — для другой. Такое перераспределение не приводит к повышению эффективности экономической системы в целом. Графически роль нейтральных институтов показана смещением из точки Е в точку В.

И, наконец, развитие институтов, снижающих эффективность институциональной системы из-за несовершенства «правил игры» и роста неопределенности, приводит к усложнению процесса обмена, росту трансакционных издержек экономической системы, что показано на графике стрелкой: перемещение из точки Е в точку С.

Если продолжить этот анализ, то становится правомерной постановка вопроса: как объяснить выживание обществ и экономик с устойчиво низкими параметрами функционирования?

Один из ответов дает теория эволюционных изменений. С течением времени неэффективные институты отмирают, а эффективные выживают, и поэтому происходит постепенное развитие более эффективных форм экономической, политической и социальной организации.


[1] Период, когда формировались основные идея Т. Веблена во многом напоминает социальные процессы в российском обществе 1990-х гг.: резкое расслоение общества на богатых и бедных, появление класса «новых русских», принципы и поведение которых остаются такими же, как и сто лет назад.

 

[2] 'В «Теории праздного класса» Т. Веблен показывает, насколько бывает абсурдным слепое следование подобающим принципам поведения на при­мере одного из французских королей, который «простился с жизнью из-за чрезмерной моральной стойкости при соблюдении правил хорошего тона. В отсутствии должностного лица, в обязанности которого входило передвижение кресла господина, король безропотно сидел перед камином, позволяя своей персоне поджариться настолько, что его нельзя было спасти».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Согласование формальных правил и неформальных норм | Конституционная основа формирования и использования информационных ресурсов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.