Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русь в Х - начале XII веков

 

Большой активностью отличалась внешнеполитическая деятельность сына Игоря и Ольги Святослава (957-972). Он покорил живших на Оке вятичей, разгромил Волжскую Болгарию, воевал против Хазарского царства. Он выступил против Болгарского царства, одержал победу и обосновался на нижнем Дунае. Отсюда он начал угрожать Византии. Во время его отсутствия печенеги напали на Киев и едва им не овладели. Святослав погиб в бою с печенегами, подкупленными Византией.

После смерти Святослава разгорелась борьба за Киевский престол. Наиболее успешно в этой борьбе действовал младший сын Владимир. Став князем (980-1015), он совершил несколько удачных походов на поляков, ятвягов и болгар. Этот князь сделался знаменитым не столько военными победами, сколько принятием христианской религии и распространением ее между восточными славянами.

Формирующийся на Руси феодальный строй нуждался в идеологии, которая оправдывала бы социальное расслоение общества и насилие государственной власти, примиряла народ с социальным гнетом. В 988г. Владимир крестился в православную веру, крестил своих бояр и дружинников. Под страхом наказания он заставил креститься киевлян и все русское население. Причины этого шага носили как политический, так и эстетический характер. С одной стороны, давние тесные связи славян с Византией диктовали выбор религии. С другой, Русь должна была сделать окончательный выбор между христианской Европой и иудаистско-мусульманским Востоком. Принятие христианства Русью духовно связывало ее части друг с другом. Открывало широкие перспективы для развития контактов с Европой.

После смерти Владимира между его детьми началась борьба за власть. В результате победил Ярослав (1019-1054). Этот князь, получивший прозвище Мудрый, известен как образованный человек, знавший несколько иностранных языков. Ярослав создал первый свод законов - "Русскую Правду". Он состоит из Краткой, Пространной и Сокращенной частей. ''Русская Правда" была сводом законов уголовного права, но она знакомит и с вопросами сощ1альной, экономической и политической жизни Древней Руси. Пространная правда дает сведения о хозяйстве, категориях феодально-зависимых людей, отражает классовую борьбу, быт феодалов, городской верхушки и купечества.. Ярослав совершил несколько военных экспедиций против соседних народов Он возвратил червенские города. В 1036 г. Ярослав нанес решающее поражение печенегам под Киевом. В 1043 г. русские совершили последний поход на Византию под предводительством сына Ярослава Мудрого - Владимира. Поход закончился неудачей.

Политическое единство Киевской Руси закончилось со смертью Ярослава Мудрого. Киевское государство было разделено между пятью его сыновьями, но это не предотвратило усобиц. Столкновения между многочисленными сыновьями и внуками Ярослава привели к бесчинствам иностранных наемников, которых князья использовали в борьбе друг с другом. Это ослабило Русь перед половецкой угрозой.

В 1097 г. в г. Любече собрался княжеский съезд, который закрепил раздробленность. Он призвал каждого князя "держать отчину свою". Этот принцип не сумел укрепиться и не стал законом. Усобицы возобновились. В 1100 г. состоялся новый съезд в Витичеве. Свято-полк. Мономах и Святославичи заключили между собой союз для восстановления мира на Руси. В 1103 г. Владимир и Святополк встретились вновь на берегу Долобского озера, где решили вновь общими силами двинуться на половцев. Они совершили несколько удачных походов вглубь половецких степей. Главным героем этих походов был Владимир Мономах.

После смерти Святополка II в 1113 г. Киевское Вече решило пригласить на княжеский престол Владимира Мономаха. Он не желал нарушать признанные права Святославичей и отказался от великого княжения. Однако киевляне вновь обратились к Владимиру, и он вынужден был согласиться. Летопись изображает Мономаха (1113-1125) идеалом русского князя. Он мирит враждующих, подает пример набожности, правосудия, гостеприимства и превосходит всех воинскими доблестями. Владимир вносил мир в княжескую семью и заслужил прозвище "братолюбца" Мономах почти всю жизнь прожил вне дома и совершил более 80 странствий. В назидание своим сыновьям Мономах написал "Поучение", в котором рассказал о своей жизни и деятельности. Владимиру и его сыну Мстиславу удалось с 1113 по 1132 гг. опять объединить Русь, но после их смерти она распалась окончательно. Таким образом, Мстислав Владимирович был последним князем единого государства киевская Русь. XI - XII вв. на Руси широко развивались международные связи. Ярослав Мудрый приглашал из Византии архитекторов, ремесленников. Члены русской княжеской династии, начиная с Ярослава, породнились с представителями многих европейских дворов. Ярослав был женат на дочери шведского короля Инигерде, его дочери были замужем за венгерским, норвежским и французским королями. Сын Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха. Обычной практикой были браки русских князей с дочерьми ближайших соседей - половцев.

 

 

Культура Киевской Руси

 

В результате объединения восточнославянских племен постепенно складывалась древнерусская народность, которая обладала общностью языка и культуры. Развитие городов в Киевской Руси приводило к совершенствованию в изготовлении ремесленных изделий. Ремесленники по количеству населения в городах занимали первое место. В крупных городах насчитывалось свыше 100 различных специальностей. Ремесленники селились в городах по сходству профессий: Гончарный конец (Новгород), Кожемяки (Киев), Щитная улица (Новгород) и т.д. Среди городских ремесленников к ХI-ХII в. происходит разделение. Над простыми посадскими стоят вотчинные ремесленники, которые работают для княжеского двора и монастырей. "Русская правда" назначала за убийство такого мастера высокий штраф.

На культуру Киевской Руси сильное влияние оказала христианская религия. Она изменила назначение храма, его архитектурные формы и убранство. В развитии техники каменного строительства на Руси главную роль играла византийская строительная школа, унаследовавшая традиции Древнего Рима. Первым известным каменным хромом Киевской Руси является церковь Успения Богородицы (Десятинная, 989-996). Она была разрушена во время взятия Киева монголами в 1240 г. В 1037 г. Ярослав Мудрый заложил в Киеве каменный Софийский собор. Древнерусское зодчество, возникнув на базе византийской архитектуры, на самой ранней стадии имело своеобразный характер и уже во второй половине XI в. выработало собственные традиции.

В изобразительном искусстве Киевской Руси первое место принадлежало монументальной живописи - мозаике и фреске. В XI в. были созданы и произведения станковой живописи - иконы. Известен знаменитый русский живописец XI - нач.XII вв. Апимпий. Большинство произведений этого периода не сохранились. Особым явлением древнерусской живописи было искусство книжной миниатюры. Древнейшая рукопись "'Остромирово евангелие" украшена изображением евангелистов.

Скульптура не получюи развития на Руси в связи с борьбой церкви против языческого идолопоклонства. Но она сыграла свою роль в становлении национальной традиции каменной резьбы.

Составной частью культуры Древней Руси является устное народное творчество. Оно включает в себя пословицы, поговорки, загадки, обрядовые и свадебные песни, похоронные плачи и т.д. Особое место в устном народном творчестве занимали "старины" - былинный эпос. Здесь выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа. Сохранились черты быта, события повседневной жизни. Устное народное творчество явилось источником образов и сюжетов, которые веками питали русскую литературу.

Письменность у восточных славян возникла из потребностей социального развития в эпоху формирования феодальных отношений и становления государства. Пока славяне были язычниками, они использовали рисуночное письмо; но область его применения была ограничена. Для записи сложных текстов славяне использовали "протокириллицу", т.е. запись слов с помощью греческого алфавита. Первоначально во второй половине IX б. ими был создан глаголический алфавит.

На рубеже IX - Х вв. появилась кириллица. Грамотность была распространена и среди простых горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде, Пскове, Смоленске; а также надписи на стенах, сохранившиеся в храмах Киева.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Древний Рим | Комплексные числа и действия над ними
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.